Корпоративная культура предприятия.
Под культурой предприятия понимается поведение сотрудников компании, их убеждения и ценности, традиции, характер взаимоотношений между менеджерами и рабочими, между компанией, ее клиентами и поставщиками. Культурупредприятия определяют различные ценности ее членов. Ценности – это социально-значимые элементы (явления) жизни общества (трудового коллектива). Необходимость удовлетворять потребности в условиях ограниченных ресурсов определяет выбор направления развития. Набор ценностей определяет идеологию и философию организации.Во времени значимость тех или иных ценностей меняется. К общепризнанным ценностямпредприятия относятся: дисциплина, послушание, иерархия, достижения, карьера, достаточность, власть, централизация. Интеллектуализация труда и гуманизация управления приводит к новым ценностям: самоопределение, активное участие, коллектив, ориентацию на потребности, раскрытие личности, творчество, способность идти на компромиссы, децентрализации. Представления о ценностях у сотрудников и их привязанность к тем или иным ценностям являются основой устойчивого функционирования предприятия.Однако одни специалисты считают возможным управлять культурой организации, другие – отрицают эту возможность.Способность создавать, поддерживать и развивать организационную культуру является основным качествомруководителя.
Идеи П. Друкера и их роль в постановлении экологического менеджмента. Основоположником современного менеджмента является Питер Друкер, который называл себя «социальным экологом» потому, что его идеи и теории, которые всегда имели практическое применение, основывались на знаниях в областях истории, искусства, литературы, музыки, экономики, антропологии, социологии и психологии.И хотя выражение «социальный эколог» в данном случае образное, но оно свидетельствует об истоках и социальных факторах решения экологических проблем.
Экологизация экономических отношений основана на культуре личности и соответствующей ей социальной среде. Определяющую роль социальной среды в экологизации экономических отношений необходимо не только констатировать, но и развивать с помощью различных институтов.Экологоориентированное поведение человека формирует конкретная идеология. Идеологической опорой построения общих основ поведения человека могут послужить идеи Питера Друкера: 1. Результативность − это делать вещи правильно. 2. Эффективность − это делать правильные вещи. Эффективность (результативность) = эффект (результат)/ затраты (ресурсы). Известные мысли и афоризмы П.Друкера: – Не путайте движение с прогрессом. – Бывает много идей, но мало порядка. – Грех бездействия страшнее, чем грех действия. – Принятие нового требует отказа от старого. – Технология − это знание вчерашнего дня. – Новая технология − это знание к знаниям, способность увеличивать свои собственные знания. – Бизнес, каким мы его знали долгие годы, исчезает. Компании больше не продают товары, они торгуют опытом и впечатлениями. Больше не существует конкурентов, только лучшие решения и больше вариантов выбора, которые могут быть объединены большим, чем ранее, количеством способов. – В деловой игре (бизнесе) побеждает лучший стратег.
Основные понятия и категории управления персоналом. При рассмотрении содержания «управление персоналом» необходимо прежде всего определиться в терминах и понятиях, связанных с данным направлением науки и практики. Такими терминами являются «управление» и «персонал».
Управление – это целенаправленное воздействие на организационную систему, обеспечивающее сохранение ее определенной структуры, поддержание режима и целей деятельности. В более широком смысле слова под управлением понимается организация взаимосвязей между какими-то составляющими, приводящая к намеченным результатам, основанная на необходимой информации и направленная на поддержание или улучшение функционирования управляемой совокупности. «Менеджмент» – это умение (искусство) добиваться поставленных целей, используя квалифицированный труд, интеллект, мотивы поведения людей. В переходный период допустимо отождествление понятий «управление» и «менеджмент». Однако следует иметь в виду, что система менеджмента ограничена отношениями коммерческой деятельности, направленной на получение прибыли на основе эффективного использования ограниченных ресурсов, вовлеченных в экономический оборот.Поэтому термин «менеджмент», как правило, используется в отношении коммерческой деятельности человека. Когда же речь идет о государственных структурах, целесообразно употреблять термин «управление» или «администрирование». Население – это совокупность людей, проживающих на территории континента, страны или ее части, отдельного региона и населенного пункта. Трудовые ресурсы – часть населения страны, располагающая совокупностью физических и духовных способностей, которая участвует или может принять участие в процессе труда. Кадры – основной состав работников учреждения или предприятия; все постоянные работники. Персонал – личный состав учреждения, предприятия или часть этого состава, представляющая собой группу людей, объединенную по профессиональным или иным признакам. Коллектив – совокупность людей, объединенных общей работой, общими интересами. Понятия «персонал», «кадры» в современной менеджерской практике трансформируются в понятие «человеческий капитал» как ключевой фактор развития любой организации.
37 Мотивационные отношения управления персоналом. Экологическая оценка персонала. Эффективным механизмом воспроизводства человеческого капитала являются мотивационные отношения управления персоналом. Рассматривая содержание мотивационных отношений, необходимо иметь в виду, что в поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны:
· регуляционная; · побудительная. Регуляцию поведения человека определяют в основном такие психологические процессы, явления и состояния, как ощущение, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер и эмоции. Побуждение, или процессы стимуляции поведения человека, связаны с понятиями «мотивации» и «мотив». Мотивация – совокупность причин социально-психологического характера, объясняющих поведение человека, его целенаправленность и активность. Управление персоналом – это система воздействия на поведение человека в конкретной социально-психологической среде, обусловленная мотивационными отношениями и обеспечивающая приращение человеческого капитала, его эффективное использование для достижения общих (коллективных) целей. Экологическая мотивация – совокупность причин социально-психологического характера, объясняющих экологоориентированное поведение человека, его целенаправленность и активность в решении экологических проблем. В конечном итоге, экологическая мотивация – это мотивация нового поведения человека, основанная на наукоемком, природосберегающем инновационном типе экономического развития. Оценку экологического уровня персонала необходимо осуществлять с позиции последовательного развития четырех базовых направлений экологической политики организации, которые получили символические названия: 1. конца трубы; 2. малоотоходных технологий; 3. повышения эффективности; 4. изменения стиля жизни. Первое направление базируется на системе природоохранных мероприятий, основанных на использовании очистного оборудования и очистных сооружений (развитые страны, 70-е гг. ХХ в.). Второе направление основано на использовании малоотходных технологий и комплексной переработки исходного природного сырь (80-е гг. ХХ в.). Третье направление связано с уменьшением потребностей в материальных и энергетических ресурсах, благодаря изменению технологий и структуризации производства (90-е гг. ХХ в.).
Четвертое направление определяет новый стиль жизни, который приводит к изменению приоритетов в потреблении и потребностей: от материальных к информационным товарам и услугам (дематериализация жизни, начало ХХIв.) Экологическая оценка персонала есть не специальная оценка(как отношения человека к ценностям природы), а интегральная – характеризующая основные качества человека (уровень знания, воспитания, восприятие нового, чувство справедливости и совестливости). 38 Концепция управления персоналом Концепция – это система взглядов и ключевых положений, определяющих принципиальный подход к пониманию какого-либо явления и процесса. В системе управления персоналом структурным элементом выступает личность – человек, обладающий совокупностью социально-психологических характеристик, которые, являясь устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, своеобразие его мышления и поведения и имеют существенное значение для него самого и окружающей среды. Управление персоналом – это система воздействия на поведение человека в конкретной социально-психологической среде, обусловленная мотивационными отношениями и обеспечивающая приращение человеческого капитала, его эффективное использование для достижения общих (коллективных) целей.
39 Экологическая мотивация и ее экономический инструментарий развития и реализации. Экологическую мотивацию объясняет множество факторов, но фундаментальным является культура, обуславливающая мотивы бытового и профессионального поведения. Структурные элементы экологической мотивации, выражающие ее общие и частные (внутренние и внешние) причины сущностного характера, представлены на рисунке Экологическая мотивация – совокупность причин социально-психологического характера, объясняющих экологоориентированное поведение человека, его целенаправленность и активность в решении экологических проблем.
В конечном итоге, экологическая мотивация – это мотивация нового поведения человека, основанная на наукоемком, природосберегающем инновационном типе экономического развития. По мнению украинского профессора Л. Г. Мельника принципы экологической мотивации – это внутренние присущие системе движущие силы, обеспечивающие импульсы ее саморазвития. Им выделяется две группы принципов:
Первая группа принципов формирует направленность мотивации социально-экономического развития, вторая – специальную систему экологизации инструментов мотивации (использовать существующий арсенал мотивационных инструментов для достижения целей экологизации экономических отношений, включая производство и потребление (воспроизводство) товаров и услуг. Экономический инструментарий экологической мотивации следует рассматривать на уровне: • народного хозяйства (система регулирования экологического ценообразования, налогообложения, нормативных ограничений); • организации (экологический менеджмент); • работника (система стимулирования).
40. Основные понятия инновационного менеджмента. Базовыми системными понятиями инновационного менеджмента являются: инновация, инновационный процесс,инновационная деятельность, научно-технический прогресс (НТП), технология, интеллектуальная экономика. Термин «инновация» ввел в научный оборот австрийский ученый Йозеф Шумпетерв первом десятилетии XX века. Под инновацией (англ. innovation – нововведение, новшество, новаторство) понимают в экономическом аспекте «инвестиции в новацию». Смысл «инновации» выражают два ключевых слова: «новация и «инвестиции». Новация (лат. novation – изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше. Инвестиции (лат. investiere – облачать) – долгосрочные вложения капитала в какое-либо дело (мероприятие) с целью получения экономического, социального, экологического или иного эффекта. К инвестициям относятся: денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права. В экономической сфере инновация представляет собой материализованный результат творческой деятельности, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации труда и производства, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методы планирования, финансирования, налогообложения, приемы анализа и т.п. Инновационный процесс – это результат взаимодействия духовной и материальной культуры – процесс воспроизводства и овеществления знания в новых продуктах и услугах. Инновационный процесс – это путь от научных исследований и выработки идеи до коммерческой реализации инновации на рынке. Инновационную деятельность следует рассматривать как эволюцию научно-технического прогресса (НТП), проникающего во все сферы социально-экономической жизни общества и являющегося конструктивной опорой его устойчивого развития. Сущность научно-технического прогресса состоит в материализации научных знаний (продуктивной информации) об окружающем нас мире и законов его развития. Материализация научных знаний реализуется в технике и технологии. Различие между НТП и инновационным процессом состоит в том, что научно-технический прогресс имеет преимущественно «ресурсно-машинное» выражение, а инновационный процесс – информационно-управленческое наполнение. Технология – это искусство превращения (трансформации) естественных ресурсов в готовый продукт (полезный результат).Законы общественного развития формируются на основе законов природы. Технология выражает активное отношение человека к природе, являясь главным средством и условием удовлетворения не только материальных, но и духовных потребностей человека. Интеллектуальный капитал – «творческие силы и способности человека», основанные на информации и знании и обуславливающие ускоренное развитие высоких технологий.Интеллектуальный капитал определяют:– человеческий капитал – совокупность знаний, навыков, способностей людей, приложенных к выполнению текущих задач; моральные ценности, культура труда и общий подход к делу;– структурный капитал: техническое и программное обеспечение трудового процесса, организационная структура, а также все то, что позволяет работникам реализовать свой умственный потенциал. Начавшиеся в конце XX в. в развитых странах технологические изменения знаменуют переход к обществу нового типа с коренными преобразованиями социальной структуры, в основание которой лежит так называемая интеллектуальная экономика. Интеллектуальная экономика – это хозяйственная система, развитие которой основано на интеллектуальном капитале, материализованном в высоких технологиях, культуре производства и образе жизни, информационно-организационных структурах, определяющих новое качество экономического роста.
41. Воспроизводство инновационного эффекта и экологический фактор. Объектом инновационного менеджмента выступает процесс воспроизводства инновационного продукта (услуги). Инновационный продукт состоит из: экологического фактора, экологических ограничений, экологического эффекта. Технологический способ производства: 1. Технологический уклад 2. Поколения техники 3. Инновации 4. Открытия и изобретения (персонификациянаучно-технического творчества, наука, творчество, образование, воспитание). Технологический способ производства – совокупность технологий и выпускаемых с их помощью продуктов (услуг), выражающие главные отличительные черты материально-технической базы той или иной цивилизации. Переход к новому технологическому способу производства происходит раз в несколько столетий и лежит в основе смены цивилизаций – социально-экономических эпох, культур.В результате познавания законов природы на Земле возникает и развивается очеловеченная природа – техносфера – естественный результат научных изысканий человека, связанный с созданием и использованием технических (технологических) систем. Современное содержание технологического развития выражает инновационный процесс – эффективное вложение инвестиций в воспроизводство новых продуктов и услуг. Технологический уклад – особый тип материальной (технологической) культуры, основанный на достижениях науки, техники и организации производства и выражающий адекватный уровень индустриально-информационного развития. Поколение техники – это система машин, оборудования, приборов, технологических процессов, материалов, энергетических источников, основанная на научном открытии, крупном изобретении и обеспечивающая удовлетворение качественно новых или более эффективное удовлетворение существующих потребностей человека (общества). Схема инновационного развития: Инновационное развитие время Инновационное развитие подчиняется зависимости, отражаемой S-образной кривой, описывающей зарождение, скачкообразный рост и постепенное достижение высокой эффективности инноваций, связанных с внедрением и реализацией новшеств.
42. Человеческий капитал – ключевой фактор развития инновационного процесса как структурообразного элемента экологической сферы. Основные факторы развития инновационной сферы:
Человеческий капитал – это приобретенный и постоянно пополняющийся запас знаний, навыков, а также мотивация и энергия человека, его духовный и физический потенциал, которые используются или могут быть использованы в течении определенного периода времени для достижения социально-экономических результатов.В современной экономической науке можно выделить два уровня оценки человеческого капитала: 1. Народнохозяйственный уровень. Д ва концептуальных подхода: «затратный» и «доходный».1. Затратная оценка. Складывается из:а) оценки инвестиций в антропологическую сферу, определяющие условия и результат воспроизводства человеческого капитала; б) оценки свободного времени как условие и фактор развития человеческой личности. 2. Доходная оценка основана на методе капитализации подушевого дохода с учетом продолжительности жизни человека: Кч=((Д-С)÷1/Т)×Q, где Кч– человеческий капитал страны; Д – средний доход на душу населения; С – минимальный потребительский бюджет; Т – период воспроизводства человеческого капитала; Q – количество населения. 2. Низовой (уровень предприятия). Выделяют 2 метода оценки человеческого капитала: «затратный» и ценностный: а) затратный основан на учете затрат, связанных с:– набором, расстановкой, профессиональной подготовкой персонала;– имиджем компании;– потерями, обусловленными негативными, обесценивающими моментами в жизни компании; б) ценностный построен на учете текущей ценности человеческих ресурсов путем регулярной оценки каждого члена организации. Метод, основанный на ежегодном доходе работника, скорректированный с помощью специальных коэффициентов на моральные (этические) и интеллектуальные (креативные) качества личности: Оч.к.в.п. = Д·Кв·Коб ., где Д – ежегодный доход работника; Кв – коэф-т воспитанности, в относительных единицах, рассчитанный на основе ценностной шкалы, имеющей диапазон значений коэффициента от нуля (невоспитанный) до 2 (очень воспитанный), значение 1 – воспитанный, 0,5 – не очень воспитанный; Коб., – коэф-т образованности, в относительных единицах, рассчитанный на основе ценностной шкалы, имеющей диапазон значений коэффициента от 0,5 (формальнообразованной) до 2 (талантливый), значение 1 – образованный, 1,5 – креативно образованный. Оценить человеческий капитал можно по следующей формуле: , где Д – ежегодный доход (зарплата), руб.; q– коэффициент капитализации (определяется величина продолжительности работы работника на предприятии, с учетом движения кадров, в год); Ккр–коэф-т креативности персонала; П – численность промышленно-производственного персонала, чел. В индустриальном обществе уровень жизни пропорционален уровню знаний. Уровень знаний определяется по сл. формуле: У = В2 ÷ Ф = ФО, где У – уровень знаний, руб./чел.; В – производительность труда, руб./чел.; Ф – фондовооруженность, руб./чел.; ФО - фондоотдача, руб./руб. Уровень знаний включает в себя уровень совершенства системы производства и уровень совершенства системы управления.
Общие положения инвестиционного проектирования с учетом экологических целей. Отражение экологического фактора в экономическом обосновании проекта. Инвестиционное проектирование – это разработка комплекса технической документации, содержащей технико-экономическое обоснование. Его неотъемлемой частью является разработка сметы, определяющей стоимость инвестиционного проекта. Экологически ориентированный инвестиционный менеджмент служит определению и формированию на базе установленных маркетингом долгосрочных потребностей и с учетом соответствующих процедур экспертизы необходимых производственных и обслуживающих мощностей, обеспечивающих охрану окружающей среды, ресурсосбережения и повышения уровня экологической безопасности как процессов производства, так и потребления производимой предприятием продукции. Инновационный проект – система обоснованных мероприятий (научных, технологических, производственных, организационных, финансовых, коммерческих) увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям и направленных на достижение конечной цели – создание инновационного продукта. Проектно-инвестиционные решения могут приниматься на различных уровнях экономики:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|