Эволюция управленческой мысли.
Стр 1 из 7Следующая ⇒ Сущность менеджмента. Содержание понятия «менеджмент». Термин management (в пер. с англ.) означает «управление». Наиболее распространенное толкование: менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.. Менеджмент является и наукой, и искусством, т.к.существуют определенные приемы управления.Но они могут быть как эффективны в одних ситуациях, так совершенно непригодны в других. В результате необходимо уметь оценить ситуацию и найти наиболее эффективный метод управления. Сущность менеджмента заключается в его функциях, основными из которых являются: планирование, организация, мотивация и контроль. Задачи менеджмента: 1) тактическая - это поддержание устойчивого функционирования организации; 2) стратегическая - это развитие предприятия и перевод его на более высокий и качественно иной уровень. Разновидности менеджмента. 1. Производственный менеджмент определяет: 1) оптимальный объем и структуру выпускаемой продукции; 2) используемые технологии; 3) рациональный способ загрузки оборудования; 4) расстановку кадров; 5) управление персоналом; 6) способы разрешения конфликтов; 7) способы устранения сбоев и неполадок; 8) методы проведения текущего контроля 2. Снабженческо-сбытовой менеджмент включае'т: 1) организацию подписания хозяйственных договоров; 2) закупку, доставку и хранение сырья, материалов и комплектующих; 3) хранение и отправку конечной продукции покупа- телям. 3. Инновационный менеджмент направлен: 1) на управление научно-исследовательской деятель- ностью, прикладными разработками; 2) создание опытных образцов; 3) внедрение инноваций в производство.
4. Маркетинг-менеджмент занимается: 1)исследованием рынков; 2) определением существующего и потенциального спроса на продукцию; 3) разработкой ценовой и рекламной политики пред- приятия. 5. Менеджмент персонала занимается: 1) подбором, расстановкой и обучением персонала; 2) определением методов мотивации сотрудников; 3) созданием благоприятного психологического кли- мата на предприятии; 4) улучшением труда и быта работников; 5) налаживанием и поддержанием отношений с проф- союзами. 6. Финансовый менеджмент управляет: 1) созданием бюджета и финансового плана органи- зации; 2) формированием и распределением ресурсов фирмы; 3) оценкой сложившегося и перспективного финан- сового состояния предприятия; 4) принятием мер по укреплению финансового поло- жения организации. 7. Эккаунтинг-менеджмент занимается сбором, обработкой и анализом данных о работе организа- ции, их сравнением с предыдущими и плановыми показателями и результатами конкурентов с целью выявления слабых сторон и потенциальных возмож- ностей фирмы.
Эволюция управленческой мысли. Как наука М. Появилась 100 лет назад, а в начале века Ф.Тейлор сформулировал и опубликовал принципы управления. Школы М.: 1) школа научного управления (рационалистическая школа) 1885-1920 - Тейлор, Гилберт, Гаитт. Основной принцип, главная идея - рационализация труда в трудовом производстве плюс материальная заинтересованность рабочих ведут к повышению производительности труда; 2) административная (поведенческая) школа - 1920-50 г.г. - А.Файоль, Урвик, Вебер. Основная идея - существуют “универсальные” принципы управления, применение которых гарантирует успех в любой организации; 3) школа человеческих отношений (1930-50г.г.) Мейо, Фоллетт, Мслоу - для эффективного достижения целей организации необходимо и достаточно наладить межличностные отношения между работниками; 4) поведенческая школа (1950-настоящее время), представители - Арджирис, Лайкерт, Мак-Грегир, Блейк - “эффективность достижения целей организации требует максимального использования человеческого потенциала на основе данных психологии и социологии; 5) количественная школа (1950-настоящее время) - Винер, Акофф, Берталанфи - оптимальные управленческие решения ищутся с помощью компьютеров на основе использования математических моделей ситуации.
Так сформировалась современная наука, применение принципов которой на практике приносят повышение эффективности производства. Символический ключ М. “цели человек-эффективность”. Золотое правило М.: “эффективный М., обеспечивающий выживание и успех в условиях рыночной конкуренции, требует ориентации на человека: во внешней среде - на потребителя, во внутренней - на персонал” В науке современного М. Выделяются следующие черты: 1) системный подход к управлению; 2) ситуационный принцип управления; 3) определяющая роль организационной культуры; 4) механизация и автоматизация управленческих процессов; 5) демократизация управления; 6) интернационализация М. 3. Развитие менеджмента в России.. Этапом на пути освоения методов научного менеджмента в России стал выход в свет в 1913-1917 гг. двухтомника А. А. Богданова «Всеобщая организационная наука (тектология)». Стимулом к его разработкам послужили идеи Ф. Тейлора. Научная организация труда — организация труда, основывающаяся на достижениях науки и передовом опыте, систематически внедряемых в трудовую деятельность, позволяющая наилучшим образом соединить технику и людей в процессе труда, обеспечивающая наиболее эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, непрерывное повышение производительности труда, способствующая сохранению здоровья человека, постепенному превращению труда в жизненную необходимость. НОТ призвана решать три основные взаимосвязанные группы задач: • экономические — для обеспечения наиболее рационального использования трудовых и материальных ресурсов и тем самым ускорения темпов роста производительности труда и повышения эффективности производства; • психофизиологические — для обеспечения наиболее благоприятных условий в процессе труда с целью сохранения здоровья и устойчивой работоспособности человека — главной производительной силы общества, обеспечения содержательности и привлекательности труда, повышения культуры и эстетики труда;
• социальные — для воспитания позитивного отношения к труду, создания условий для всестороннего развития личности работников, превращения труда в первую жизненную необходимость. социализме. Было провозглашено, что ведущую роль в системе экономических законов социализма играет основной экономический закон, выражающий господствующий тип собственности на средства производства — общественную собственность, общественную форму присвоения и тем самым объективную направленность развития экономики, заключающуюся в обеспечении полного благосостояния и свободного, всестороннего развития членов общества на основе непрерывного роста и совершенствования общественного производства. После смерти И. В. Сталина осуществлялись реформы Н. С. Хрущева (переход к территориальному принципууправления народным хозяйством, меры по подъему сельского хозяйства, по улучшению жизни населения), основанныена администрировании и эксплуатации трудового энтузиазма народа. Программа перестройки М. С. Горбачева, попытки сохранить социалистическую идеологию и создать эффективнуюэкономику нельзя считать компетентно проработанными, они не могли считаться реализацией системного подхода и не привели к стабильным результатам. В новых условиях проводилась возглавляемая Б. Н. Ельциным реформа по либерализации цен, постепенному сворачиванию социальных завоеваний трудящихся, грабительская приватизация и разграбление ресурсов страны. Не говоря уже об отсутствии глубокого анализа происходивших в стране процессов, разработки научно обоснованных прогнозов и вариантов развития страны и обеспечения Необходимых условий, к несчастью для России, в поле зрения реформаторов, не владевших методами системного подхода и научной методологии, но обладавших властью, оказалось всего лишь одно из направлений западной экономической мысли — монетаризм. потребностей общества должно быть генеральной целью государства, а развитие экономики - средством ее достижения), отличаются бессистемностью и непродуманностью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|