Преемственность в работе ДОУ и школы
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Формы организации воспитательного процесса 1. Формы организации воспитательного процесса – варианты организации воспитательного процесса. 2. Классификация: 1) по количество детей: индивидуальная, фронтальная (кружковая), по подгруппам; 2) от задач воспитания: умственного (экскурсии, диспуты, дискуссии); физического – подходы, слёты; нравственного – беседы, диспуты, дискуссии, посещение выставок, музеев; 3) в зависимости от методов (словесных, наглядных, практических). 3. Воспитательное мероприятие – целенаправленное воздействие учителя, классного руководителя, зам. директора по воспитательной работе на отдельную личность ребенка и на весь коллектив. Цель воспитательного мероприятия – решение воспитательных задач. 4. Условия проведения воспитательного мероприятия: - систематическое планирование – система в воспитательной работе; - комплексный подход к использованию разнообразных форм воспитательных мероприятий; - нельзя проводить для галочки. 5. Методика проведения: - создание ВИГ, - разработка композиции мероприятий, - распределение заданий каждому с учетом индивидуальных особенностей и межличностных отношений, - проведение методики, - анализ методики. 5. Трудности в проведении: - создание ВИГ - не хотят, или хотят, но не могут, - недостаток опыта, - недостаток опыта творческой деятельности. 7. Пример воспитательного мероприятия. Общие методы воспитания – это способы взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитуемого, направленные на решение задач воспитания. Юрий Константинович Бабанский. 1/ Методы форм. сознания: разъяснение, рассказ, беседа, лекция, различные виды дискуссий (конференция, диспут, мозговой штурм), метод положительного примера.
2/ Методы организации деятельности и положительного опыта – упражнение. 3/ Методы стимулирования положительного поведения и деятельности (поощрение, порицание). 4/ Методы контроля и самоконтроля. Коменский: длинен и труден путь через правила, лёгок и успешен через примеры. 1. Цель – сформировать убеждения. Монологические: 1) Разъяснение – когда правила поведения непонятны или нарушаются. 2) Рассказ – яркое, эмоциональное изложение факта, в зависимости от возрастающего увеличения кол-ва героев и усложняется содержание. В основном в работе с дошкольниками и младшими школьниками. Диалогические. Беседы – этические, эстетические, научные, правовые. Методика подготовки беседы: - на актуальную тему для детей и в общ. плане; - заранее приготовить вопросы; - заранее предлагать литературу по теме, которую можно почитать; - можно заранее обговорить с некоторыми учениками их участие в беседе; - продумать место проведения беседы, организацию этого места; - можно использовать выставку литературы, аудио, видео материалы. А.С. Макаренко – большое значение имеют отсроченные индивидуальные беседы. Не торопиться сразу беседовать. Дискуссия. Значение: - активность самого ребенка; - приобретаются навыки общения; - расширяется кругозор. Условия проведения: - актуальная тематика (в зависимости от возраста); - определяется выступающий (люди с противоположными мнениями), остальные заранее готовятся; - время выступления; - время на обсуждение; - время на подведение итога. Формы дискуссий: 1) Общее или классное собрание. Цель – решить вопросы класса, коллектива. Элементы дискуссии. 2. Научная конференция: - пленарное заседание; - работа по секециям; - подведение итогов. Условия проведения: актуальная тематика, определение названий секций, участники заранее присылают заявки с темой и тезисами выступления, определяется заранее, кто будет вести секцию. На студенческой и школьной конференции – ведет учитель. Планируется время проведения. Готовятся кабинеты. Программа. Время обеда. Подведение итогов. Научно-практическая конференция может длиться 2-3 дня. Ее основная цель – обмен мнениями в области науки.
3. Мозговой штурм (20-30 минут) – выбирается проблема и набрасываются идеи по теме. Диспут. 1/ Выбирается проблема. 2/ Деление на команды ЗА и ПРОТИВ. 3/ Выбирается основной докладчик и содокладчики в каждой команде. 4/ Хранитель времени. 5/ Вначале договариваются о регламенте. Важно не только сказать свое мнение, но и выслушать другого. Баллы за культуру поведения. 5. Метод положительного примера. Психологи, в частности, Крутецкий отмечал: Если отрицательный пример будет привлекательным, то ему захотят следовать. Нужно аккуратно использовать их. Методы организации и положительного поведения. Цель – выработать привычку. В 20-е гг. критиковали.
Шпаргалки по педагогике (опорные конспекты) ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Образование – это целенаправленный систематический процесс по созданию условий для овладения младшим поколением: 1) знаний, умений, навыков 2) способами деятельности 3) опытом творческой деятельности 4) опытом эмоциональных, ценностных отношений. Закон об образовании Р.Ф. принят 10 июля 1992 г. с поправками в 1997, 2000, 2001, 2002, 2003 и 2005 годах. Состоит из 6 глав: I – Общее положение (1-7 ст.) II – Система образования (8-27 ст.) III – Управление системой образования (28-38 ст.) IV – Экономика социального образования (39-49 ст.) V – Соц. гарантии, реализация, право граждан на образование (50-56 ст.)
Теория формирования образования I Формальное II Материальное Ушинский образование образование критика I и II XVII рационализм XVIII – нач.XIX
Локк, Песталоцци Спенсер 1) формальное развитие, Разум, ум эмпиризм оторванное от усвоения Математика, опыт знаний – пустая выдумка Иностр. яз. научные знания 2) утилитарности – нельзя, В России – материал. т.е. пользы, выгоды знаний, классич. гимназ. В России - связанных с жизнью гимназии и училища
Ш Прагматический IV Метод проектов подход сер. ХХ в. 20-е гг. ХХ в.
Дьюи, практика Килпатрик, послед. Дьюи Критика I и II Исходя из своих интересов Практич. опыт детей дети с учителем проектируют Задачи из повседн. решение каких-либо задач жизни
Идеи теории: - заранее сост. курсы не нужны - материал брать из опыт ребенка - ребенок определяет количество и качество обучения - обучение посредством делания
«-» - нецеленапр. с.п. «+» - практич. деятельность детей
С Т А Н Д А Р Т Ы Стандарты образования – содержательное ядро образования, которое включает в себя материал, необходимый и достаточный для достижения целей образования. В стандартах указаны основные темы, которые должны быть изучены, но они не раскрываются.
Методическое обеспечение: Учебный план – нормативный документ, которые определяет деятельность учебно-воспитательного учреждения. Содержание плана: 1) перечень изучаемых предметов 2) распределение изучаемых предметов по годам 3) количество часов на каждый предмет 4) фор Особенности: 1) деление образов на фундаментальное и технологическое 2) 2 вида обучения: теоретическое, практическое (кол-во час.) 3) инвариантная часть (ядро) и вариативная а) обязательные занятия б) обязательные занятия по выбору в) факультативные занятия 4) 3 компонента: а) федеративный б) региональный в) местный Учебные программы поставляются по каждой дисциплине, которая входит в планы. Учебная программа – это нормативный документ, в котором определен основной круг знаний, умений и навыков, которые необходимо усвоить по каждому отдельно взятому предмету Учебная программа: 1) перечень тем, которые изучаются 2) количество часов на каждую тему, в т.ч. практические занятия 2 вида программ: 1) типовые (обеспеч. базовое, содерж. образ) 2) рабочие (на каждую программу своя – в данном учебном заведении) Дидактическая единица. Учебники и учебные пособия – информационная модель обучения. Требования к учебникам: * кратко, лаконично * материал с высокой степенью обобщения
Требования к учебным пособиям: · материал для самостоятельной познавательной деятельности учеников
Отличие: в учебном пособии материал расширенный, даются сведения справочного характера для самостоятельной, исследовательской работы // хрестоматии, словари
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ Образовательные учреждения: 1. Дошкольные 2. Общеобразовательные 3. Профессиональные 4. Дополнительные 5. Специальные коррекционные образовательные учреждения 6. Негосударственные учреждения Принципы построения содерж. образования: 1) высоконаучность и практическая значимость содерж. образования 2) соответствие сложности содерж. реальными возможностями учеников 3) соотв. объема содерж. образования и времени на изучение предметов 4) соотв. учебного материала и материальной базы 5) учет международного опыта Условия отбора: 1) наука 6) потребность общества 2) культура или соц. опыт 7) учет целей образования 3) разные виды деятельности чел. 8) реал. возможности процесса обучения 4) учет истор. и псих. требований 9) потреб. личности в образовании 5) учет индивид. и личност. 10) возможность учащихся развития ребенка
Органы управления образованием РФ
федеральные федеральное государственные органы органы управления ведомственное управления образованием (центральные) управление субъектов РФ
Преемственность в работе ДОУ и школы Преемственность – рационально построенный переход от более низкой ступени образования к более высокой Подготовка детей к школе –
Общая подготовка – подготовка детей по основным задачам воспитания, т.е. физическое развитие, умственное, нравственное. Заложить основы разностороннего развития личности. Специальная подготовка – приобретение ребенком з.у.н., которые обеспечивают ему успешное обучение в 1 классе по основным предметам. Психологическая готовность – определенные мотивы, мотивы желания и хотения учиться. Работа над мотивационной сферой. Условия воспитания у детей интереса к школе: а) совместные усилия ДОУ и семьи б) использование разнообразных форм (экскурсия в школу, встреча с первоклассниками) в) преемственность Направления преемственности (2 осн.): ДОУ должно учитывать Школа должна опираться на то требования школы содержание образования, которое дают в ДОУ
Форма связи: 1) совместные педсоветы 2) посещение учителем занятий в ДОУ 3) посещение воспитателем занятий в школе 4) знакомство с методической базой школы 5) знакомство с методической базой ДОУ учителем
Фамилии:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|