Цели, задачи, движущие силы процесса воспитания
Воспитание (интегр.) – функция человеческого общества по передаче ранее накопленного общества (з.у.н., творческое умение, трудовая деятельность, ценностных ориентаций) от старшего поколения к младшему 2-мя способами: 1 – через специально организованные формы (системы образования) 2 – естественное усвоение (через межпоколенные связи и влияния среды) Воспитание (диф.) – ц.с.п. по созданию условий для развития личности, как субъекта деятельности, как индивидуальности. Платон – общественный характер воспитания Аристотель – индивидуальные особенности Каменский – общественный характер Руссо – индивидуальное общение на природе Толстой – свободное воспитание Ушинский – психологические основы процесса воспитания Блонский – целостный подход Крупская, Макаренко, Сухомлинский – активная творческая личность, воспитание в коллективе через коллектив. Цель – идущий из глубины веков идеал разносторонней гармонически развитой личности Сущность процесса воспитания – перевод общечеловеческой культуры в индивидуальную форму использования. Функции воспитания: - образовательная - обучающая - развивающая
РЕБЕНОК КАК СУБЪЕКТ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Факторы, влияющие на развитие личности: 1. Наследственность 2. Среда 3. Воспитание Подходы, теории: 1/ Биогенетическая теория (Платон, Аристотель, Фрейд). Основной фактор – наследственность. Идея – человек развивается по заранее заложенной программе. Воспитание – вспомогательная роль и помогает реализации данной программы. Начало ХХ века – наука педология (о детях), цель – выявить особую наследственность. 1936 г. – педология – лженаука, запретили. Второе дыхание – начало 90-х гг. – большой интерес к изучению индивидуальности.
2/ Социогенетический подход (Руссо, Чернышевский) XVIII в. Основной фактор – среда, черн. – против биогенетического подхода. Чернышевский – нравственное воспитание. Дж. Локк – ребенок чистит доску, Белинский – ребенок не чистит доскау, а результат развития зависит от качества доски и кто на ней пишет». 3/ Персоналистический подход (Роджерс, Маслоу). Основной фактор – внутреннее «Я», т.е. адекватная самооценка, развитие человека. Персона – развитие внутреннего мира человека. Педагогическая этапность возрастного развития детей дошкольного и школьного возраста: 1. Младенческий возраст 0-1. Общение со взрослыми и предметная деятельность. 2. Раннее детство 1-3. Кризис. переход, предметная деятельность, общение со взрослыми, речь, самостоятельность. 3. Дошкольный возраст 3-5(7) – заклад. все осн. развития личности. Основной вид деятельности – игра. 4. Младший школьный возраст 6-10 (6-7 осн. вид деятельности – учетная в сочетании с игрой), адаптация к школе. 5. Подростковый возраст 11-14 (15) переход от детского к взрослому, пол. созревание, возраст максималистов, ранимы «Я взрослый, нечего меня контролировать». Референтная группа – люди, которые значимы для подростка (сверстники). Осознание своего «Я», познание, самооценка. 6. Юношеский возраст 15-18, заканчивается физиологическое созревание организма. Период выбора профессии. Права и обязанности ребенка: Декларация прав ребенка 1959 г. – официальное или торж. заявление, которое не имеет юридической силы – рекомендация, в которой указаны основные принципы программного положения. Девять позиций. Конвенция о правах ребенка. 1989. «Великая хартия вольностей для детей - преамбула - I часть с 1 по 41 статью - II часть с 42 по 54 статью
ПРОФКОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ПК – это единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению его педагогической деятельности.
Структура ПК раскрывается через педагогические умения · переводить содержание педагогического процесса в конкретные задачи · построить и привести в движение педагогическую систему. Спланировать работу, выбрать методы, формы, средства, способы контроля · выделять и устанавливать взаимосвязь между комп. и факторами педагогической системы, педагогического процесса · умения учета и оценки результата профессиональной деятельности. Квалификационная характеристика – свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта. Теоретическая готовность 1) аналитические умения 2) прогностические умения 3) проективные умения 4) рефлексивные умения Практическая готовность: 1. организаторские 2. коммуникативные умения умения
* мобилизационные (собр.вним.) * перцептивные (пед. общение) * информацион. (уметь печатать) * умение педагогически общаться * развивающие (развивать работу с опорой на активность ребенка) * ориентационные (формирование на морально-цен. ориентировки) Педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, которые обеспечивают высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. Элементы педагогического мастерства: 1) гуманистическая направленность личности 2) профессиональные знания 3) педагогические способности 4) педагогическая техника 5) педагогический такт Элементы педагогической техники: 1) пантомимика 2) мимика 3) техника речи 4) дикция 5) ритмика Сухомлинский: «Надо прежде всего понимать …… детского сердца». «Нельзя допускать прорастания угрюмости, надо общаться с юмором, быть оптимистом». Макаренко: «Как можно больше требовательности, как можно больше уважения к ученику».
ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА Педагогическая наука – это наука о закономерностях процесса воспитания и образования детей и взрослых.
Постоянные задачи Задачи педагогики: 1) вскрыть закономерности в педагогической науке 2) изучение и обобщение педагогического опыта. Не только положительной, но и отрицательный опыт 3) педагогическая инноватика – разработка новых методов, форм, средств в педагогической науке
4) педагогическая футурология – прогнозирование образования на ближайшее отдаленное будущее 5) внедрение современных методов в педагогическую практику Временные задачи: создание образовательных стандартов, создание электронной библиотеки, базы данных. Воспитание 1 – функция человеческого общества по передаче ранее накопленного обществом (зун, творчч. труд. деятельности, ценност. ориент) от старшего поколения к младшему двумя способами: 1) через специально организованные формы (система образования), 2) естественное усвоение (через межпоколенные связи и влияние среды) Воспитание 2 - целевая система преподавания по созданию условий для развития личности, как субъекта деятельности, как индивидуальности. Воспитание как категория имеет 4 характеристики: 1 – вечна, 2 – социальная, 3 – историческая, 4 – классовый характер основного понятия. Обучение – целевая система преподавания по созданию условий для активной учебно-познавательной деятельности учащихся, в процессе которой они овладевают * з.у.н, * опытом творческой деятельности, * опытом эмоциональных ценностных отношений. Самовоспитание – это целенаправленная работа личности над своим духовным ростом. Перевоспитание – корректировка поведения личности Образование – это целенаправленная система преподавания по созданию условий для овладения младшим поколением: *зун, * способами деятельности, * опытом творческой деятельности, * опытом эмоционально ценностных отношений. Система педагогических наук – это совокупность педагогических наук о воспитании и образовании детей и взрослых. Отрасли педагогики: 1.Препатальная – наука о закономерности образования и обучения детей внутри утробы матери. 2. Ясельная педагогика – младший возраст. 3. Дошкольная – детей дошкольного возраста. 4. Школьная – детей школьного возраста. 5. Педагогика средне-специального образования. 6. Педагогика профессионально-технического образования. 7. Педагогика высшей школы. 8. Производственная. 9. Военная. 10. Социальная – внешкольное образование. 11. Третьего возраста – пенсионного возраста. 12. Исправительно-трудовая – людей, находящихся в заключении. 13. Сравнительная – сравнивание в разных странах. 14. Лечебная – больных, недомогающих. 15. История педагогики – исследование педагогического наследия. 16. Методики обучения детей и взрослых. 17. Специальные педагогические науки – работа с детьми и взрослыми, которые имеют физические отклонения в развитии *сурдопедагогика (глухие), * тифлопедагогика (плохо видящие и слепые), * олигофренопедагогика (умственно-отсталые)
Метод – способ познания окружающей действительности Методы исследования – способы решения научно-исследовательских задач Группа методов. Метод естественных наблюдений – т.е. непосредственное восприятие изучаемых явлений * непосредственные * апосредованные. Сплошные дискретные наблюдения. …………… наблюдения – длительное время ретроспективные – в прошлом. Ср. Написание протоколов, дневниковые записи, видеозаписи и т.д. Опросные методы – беседа, анкетирование, интервью. Анкетирование – открытое, т.е. есть вопрос, но нет ответа, закрытое – наоборот, смешанное. Педагогический эксперимент – цель – проверить гипотезу опытно 1) констатирующий эксперимент – выявить проблему 2) формирующий – по определенному плану внедряется та или иная методика 3) контрольный эксперимент – проверка внедрений методики Социометрические методы – направлены на выяснение межличностных отношений – тестирование, методы псих. диагностики. Методы изуч. документации Методы изучения продуктов деятельности – творческие работы, аппликация Методы моделирования – моделирование ситуаций Методы провокаций – не приветствуется в ток-шоу Мет оды мемуаров, анализ мемуаров (твой дневник – анализ изменений) Методы математического исследования
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|