Дидактика, как теория обучения
Дидактика – это наука о закономерностях обучения детей и взрослых. Задачи дидактики: 1. вскрыть закономерности обучения 2. изучение педагогического опыта обучения (+ и – опыт) 3. разработка новых методов, форм, средств обучения, пед. инноватика 4. прогнозирование обучения 5. внедрение методов в практику Обучение – ц.с.п. по созданию условий для активной учебно-познавательной деятельности учащихся, в процессе которого они овладевают * з.у.н. * опытом творческой деятельности * опытом эмоционально-ценностных отношений. Знания – понимание, сохранение в памяти и умение воспроизвести основные факты науки. Умения – овладение способами деятельности по применению знаний. Навык – автоматизированное умение. Преподавание – деятельность педагога. Учение – деятельность ученика. Обучение – совместная деятельность педагога и ученика. Историческая справка Основы дидактики заложил Ян Амос Каменский, книга «Великая дидактика». Создал классно-урочную систему. Необходимость целенаправленного системного обучения. Выделил принципы обучения – принцип природосообразности, принцип наглядности «зол. пр. д.». Обучение на родном языке. Книга «Материнская школа». Жан Жак Руссо, книга «Эмиль или о воспитании». Основной фактор у развития личности – среда, надо обучать индивидуально. Метод естественных последствий (выбил стекло – пойми, что холодно). Иоганн Генрих Пистолоцци – систематический процесс, принцип развивающего обучения. Лев Николаевич Толстой - принцип свободного воспитания. Ясно-полянская школа. Недостаток – не было ц.п.п. Индивидуальный подход. К.Д. Ушинский – психологические основы педагогики, как науки, дидактики. Труд «Человек, как предмет познания». Народные истоки в обучении (принцип -----).
СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ, ФУНКЦИИ… Сущность процесса обучения: ОБУЧЕНИЕ – вид познавательной деятельности, познание безгранично, обучение – часть познания, обучение протекает по тем же законам, что и процесс познания. ОБУЧЕНИЕ – специально организованная деятельность, т.е. ц.с.п. имеет вои компоненты. Функции обучения: 1. развивающая, 2. воспитательная, 3. образовательная Принципы обучения: * научности, *систематичности, *наглядности, *сознательности и творческой активности, *связь с практикой, жизнью, *развивающего обучения, *доступности, соотв. индивид. и возраста, *сочетание коллективного и индивидуального Движущие силы процесса обучения: 1. между тем уровнем, который есть у ребенка и притязаниями на тот уровень, который хотелось бы достигнуть 2. между привычным уровнем мыслительной деятельности и теми способами, которые предлагаются в учебном заведении 3. между учеником и членами коллектива 4. между учеником и учителем 5. между привычными способами организации обучения и новыми способами Этапы овладения знаниями: 1. восприятие – уточняет учебное задание 2. осмысление – в процессе мышления 3. закрепление – через практическую деятельность 4. проверка в нестандартных ситуациях ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ… Контроль обучения является обязательным компонентом процесса обучения на всех стадиях процесса обучения, особенно после изучения какого-либо раздела программы и завершение ступени обучения.. Сущность контроля – выявление уровня усвоения знаний учащегося, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе, предмету. Функции контроля: 1. образовательная, 2. воспитательная, 3. развивающая Виды контроля: 1. текущий – ежеурочно, 2. периодический – после темы, 3. итоговый – в конце года, перевод в другой класс.
Методы контроля: способы диагностической деятельности, которые направлены на выявление эффективности процесса обучения. * устный контроль, * письменный, * практический, *наблюдения, * дидактические тесты. Зачет и экзамен являются наиболее активной проверкой знаний в период обучения: (+) ученик показывает уровень знаний, обеспечивает систему обучения, стимулирует процесс обучения; (-) человек испытывает стресс. Оценка – процесс сравнения того уровня, которого достигли учащиеся, сравнение с эталоном, который определен стандартами и программой по данному предмету. Отметка – условное обозначение оценки. Существуют разные системы оценивания: 3-х, 5-ти, 25-ти, 100-бальная и другие. Они позволяют реализовать индивидуальный подход. Неуспеваемость – это ситуация, когда поведение и результаты обучения отдельного ученика не соответствуют воспитанию и дидактическим методам школы. Причины неуспеваемости – 1) социально-экономические, 2) биохимические (наследственность), 3) педагогические (ошибки и уровень рабочей школы). Пути устранения дидактических причин неуспеваемости: 1. педагогическая профилактика (внедрение эффективных методов); 2. педагогическая диагностика, выявление пробелов; 3. педагогическая терапия, дополнительные занятия; 4. воспитательное воздействие, работа с семьей.
УРОК – ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ…
Элементы урока: 1. изучение нового материала 2. закрепление пройденного 3. контроль и оценка знаний учащегося 4. домашнее задание 5. обобщение и систематизация знаний Методика задавания домашнего задания: 1. предусмотреть время 2. задание на доске 3. пояснить, если есть вопросы Подготовка учителя к уроку: I. Предварительная – планируется работа по б. теме; типы, виды уроков; домашнее задание; отбирается определенный материал. II. Непосредственная – планирование целей урока, вопросы для опроса, тезисы лекции. Подготовка учащихся к урокам: 1. выполнение д/з; 2. проведение наблюдений, опытов. Типы уроков по Махмутову: 1. урок изучения нового материала, 2. урок совершенствования з.у.н., 3. урок обобщения и систематизации, 4. комбинированный или смешанный, 5. урок контроля и коррекции зунов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|