Глава 1. Краткий обзор литературы по проблеме взаимосвязи спортивной мотивации и социальных качеств личности учащегося – подростка.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский психолого-социальный университет Факультет психологии
Отчет по научно-исследовательской и квалификационной практике по специальности «Психология», специализация: «Социальная психология». Шифр 030301.65 на тему: Взаимосвязь спортивной мотивации и социальных качеств личности подростков с разным социометрическим статусом.
Выполнила: студент 27ОП/5-01 Крылова И.Н. Руководитель: к.псх.н, доц. Курдюкова Н.А.
Москва, 2012 Содержание
Введение……………………………………………………………………… Глава 1. Краткий обзор литературы по проблеме взаимосвязи спортивной мотивации и социальных качеств личности учащегося - подростка……. Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи спортивной мотивации и социальных качеств личности у учащихся подросткового возраста с разным социометрическим статусом………………………………. 2.1. Организационно-методическое обеспечение исследования…………. 2.2. Анализ результатов исследования взаимосвязи спортивной мотивации и социальных качеств личности у учащихся подросткового возраста с разным социометрическим статусом…………. Заключение…………………………………………………………………... Список литературы…………………………………………………………… Приложение
Введение На современном этапе развития общества спортивная деятельность приобретает все больше социальное значение. В настоящее время изучение спортивной мотивации в школе приобретает особую актуальность, поскольку спорт не только позволяет приобщить детей к здоровому образу жизни, к физическим нагрузкам, но оказывает мощное социализирующее влияние.
Настоящая работа посвящена проблеме взаимосвязи спортивной мотивации и социальных качеств личности подростков с разным социометрическим статусом. Данная проблема является одной из актуальных в возрастной, социальной и педагогической психологии, поскольку эффективность обучения, воспитания, а также социализация подростка во многом зависит от уровня развития социального интеллекта, социальной рефлексии и того положения, которое подросток занимает в референтной для него группе. Исследование социального интеллекта важно с позиции проблемы успеваемости и дисциплины в средней школе, так как известно, что в этом возрасте учебная мотивация поддерживается мотивами самоутверждения, а многие случаи школьной дезадаптации связаны с проблемами в общении. Целью работы является изучение взаимосвязи спортивной мотивации и социальных качеств личности подростков с разным социометрическим статусом. Задачи: 1. Анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме взаимосвязи спортивной мотивации и социальных качеств личности подростков с разным социометрическим статусом. 2. Провести социометрическое исследование. 3. Исследовать спортивную мотивацию у учащихся подросткового возраста с разным социометрическим статусом. 4. Исследовать уровень развития социального интеллекта у учащихся подросткового возраста с разным социометрическим статусом. 5. Исследовать уровень развития социальной рефлексии у учащихся подросткового возраста с разным социометрическим статусом. 6. Исследовать уровень развития эмпатических способностей у учащихся с разным социометрическим статусом. 7. Обработка полученных данных и разработать рекомендации для педагогов и родителей. Объект исследования –– подростки спортивных классов государственного бюджетного образовательного учреждения Центр Образования № 1451 г. Москвы.
Предмет исследования –– спортивная мотивация и социальные качества личности у учащихся подросткового возраста с разным социометрическим статусом. Гипотеза исследования: Предполагается, что высокий социометрический статус подростков-учащихся спортивных классов обнаруживает взаимосвязь спортивной мотивации и социальных качеств личности как социальная рефлексия, эмпатия и социальный интеллект. Методики исследования: 1.Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений («Социометрия») [14]. 2. Тест Дж. Гилфорда и М. Салливена для диагностики социального интеллекта [12]. 3. Определение уровня сформированности социальной рефлексии Митиной [2]. 4. Методика экспресс-диагностики эмпатии И.М. Юсупова [13]. 5. Изучение мотивов занятий спортом В.И. Тропникова [5]. Практическая значимость исследования заключается в разработке системы рекомендаций для педагогов, школьных психологов и родителей, обеспечивающих развитие спортивной мотивации и социальных качеств личности подростков. Глава 1. Краткий обзор литературы по проблеме взаимосвязи спортивной мотивации и социальных качеств личности учащегося – подростка. Еще в конце прошлого века исследователями было замечено, что успешность деятельности во многом определяется характером побуждения к ней, то есть тем, что толкает человека к совершению того или иного действия. С тех пор особое состояние человека, заставляющее его действовать в определенном плане или бездействовать, стали называть мотивом. А.Ц.Пуни определял спортивные мотивы как личностные побуждения, исходя из которых человек, в данном случае спортсмен, принимает решение участвовать в соревновании, вести борьбу за достижение соревновательной цели. Но если целью определяется, что должен делать человек, к достижению чего он стремится, то мотивами характеризуются причины этого стремления. Мотивы позволяют понять, почему именно ставятся те или иные цели, развивается неугасимое стремление к их достижению [16]. Таким образом, мотивация спортивной деятельности выступает как особое состояние личности спортсмена, формирующееся в результате соотнесения им своих потребностей и возможностей с предметом спортивной деятельности и служащее основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение максимально возможного на данный момент спортивного результата.
Е.П.Ильин обращает внимание на то, что каждый из перечисленных мотивов имеет для данного спортсмена большую или меньшую действенность в связи с его ценностными ориентациями. Однако, по мнению М. А. Арвисто, некоторые мотивы являются ведущими для большинства спортсменов. Среди них — удовольствие, получаемое от процесса занятий спортом, стремление к здоровью и физическому развитию, к общению, к самоактуализации, к развитию волевых качеств. Все указанные мотивы отражают внутренние побуждения людей, идущих в спорт, но непосредственным стимулом (толчком) может явиться внешний фактор — приглашение тренера, совет товарищей, родителей и т. п., а при поверхностном анализе он может казаться главным мотивом [5]. В концепции настоящего исследования особое внимание заслуживает развитие спортивной мотивации. На начальной стадии занятий спортом мотивы характеризуются диффузностью интересовк физическим упражнениям (обычно дети и подростки начинают заниматься несколькими видами спорта, «ищут себя», при этом часто первоначально выбирают не тот вид спорта, в котором в будущем добиваются успеха), непосредственностью интересов («занимаюсь, потому что люблю физкультуру», «спорт мне нравится»), включают моменты долженствования. Вид спорта выбирается часто под влиянием близости спортивных баз, определенных условий жизни («стал заниматься лыжами, потому что жил в деревне») [5]. На стадии специализации пробуждается интерес к данному виду спорта, так как благодаря развитию способностей и формированию умений и навыков у спортсмена появляются определенные успехи. С процесса деятельности мотиввсе больше переходит на результат деятельности (выполнение спортивного разряда, стремление побить личный рекорд, рекорд школы и т. д.); привлекают особенности данного вида спорта (тактическая борьба, совершенство техники и т. п.); физические нагрузки, постоянно испытываемые спортсменами, эмоции спортивного соревнования становятся его новыми потребностями [5].
На стадии спортивного мастерства основными мотивами является стремление поддержать и развить, насколько еще возможно, свое спортивное мастерство, стремление служить спортивными достижениями Родине, поддерживать ее спортивную славу на международной арене, содействовать развитию данного вида спорта, обогащая его технику и тактику, внося свой оригинальный стиль исполнения упражнений и т. п. Стадия завершения активного участия в спорте:чем больше возраст спортсмена, тем отчетливее проявляется его стремление сохранить уровень своей подготовленности, положение в спорте. О прогрессе речь здесь уже не идет, так как возрастные особенности ограничивают возможности спортсмена. Появляется новый мотив и направленность его спортивных занятий — стремление передать свой опыт и знания молодым. Спортсмен переключается на преподавательскую и тренерскую работу [5]. В настоящем исследовании особое внимание уделено следующим социальным качествам личности подростка - социальный интеллект, социальная рефлексия, эмпатия. Термин «социальный интеллект» был введен Э. Торндайком для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях» и приравняв его к способности мудро поступать в человеческих отношениях. По Торндайку, существует три вида интеллекта: абстрактный интеллект как способность понимать абстрактные вербальные и математические символы и производить с ними какие-либо действия; конкретный интеллект как способность понимать вещи и предметы материального мира и производить с ними какие-либо действия; социальный интеллект как способность понимать людей и взаимодействовать с ними [9]. Многие известные психологи внесли свою лепту в интерпретацию этого понятия. Г. Оллпорт связывал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Социальный интеллект, по мнению Г. Оллпорта, –– особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания. Он выделяет набор качеств, которые обеспечивают лучшее понимание других людей; в структуру этих качеств социальный интеллект включен как отдельная способность [9]. Иногда в литературе социальный интеллект отождествляется с рефлексией, которую, в отличие от традиционного понимания, рассматривают как имитацию рассуждений других людей, как «проникновение» человеком в сознание другого человека.
В.А. Лефевр характеризует понимание рефлексии как способность встать в позицию «наблюдателя», «исследователя» или «контролера» по отношению к своим действиям, своим мыслям. Данное понятие можно расширить и считать, что рефлексия –– это также способность встать в позицию исследователя по отношению к другому, его действиям и мыслям [10]. Таким образом, представляется резонной мысль о том, что между понятиями «социальный интеллект» и рефлексией в ее нетрадиционном понимании нет принципиальной разницы. Оба эти термина отражают способность, ориентированную на понимание межличностных отношений, их прогноз и распознавание структуры коммуникационного взаимодействия в динамике. В исследованиях некоторых отечественных психологов рефлексия анализируется как представление человека о том, как его воспринимают, оценивают, понимают, другие люди. Такой тип рефлексии называют коммуникативным. Содержание коммуникативной рефлексии связано с «зеркальным я» Кули. Г.М. Андреева отмечает, что это не просто знание другого или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга [1]. Многие авторы –– Т. Липпс, Э. Титченер, И. С. Кон, В. В. Бойко, Т. П. Гаврилова, Л. П. Калининский, Л. Мерфи, Т. Р. Каштанова, И. М. Юсупов, К. Роджерс –– связывают понятие социальной рефлексии с эмпатией –– это свойство появляется у индивида, когда объектом его эмоциональной восприимчивости становятся переживания других людей. Эмпатия (от греч. «патос» –– сильное и глубокое чувство, близкое к страданию, с префиксом «ет», означающим направление внутрь) –– когнитивная осведомленность и понимание эмоций и чувств другого человека. Так же эмпатию можно представить как принятие в собственном сознании роли другого человека. Эмпатия означает такое духовное единение личности, когда один человек настолько проникается переживаниями другого, что отождествляется с ним, как бы растворяется в нем. Эта эмоциональная особенность человека играет большую роль в общении людей, в восприятии ими друг друга, установлении взаимопонимания между ними [15]. Понятие «эмпатия» впервые ввел в психологию Э. Титченер. В последующие годы, войдя в европейские языки, этот термин приобрел множество лексических и психологических значений, во многом потеряв свою специфику. Так, значительная часть американских работ по эмпатии отражает ее понимание как когнитивного процесса, как восприятие и понимание внутреннего мира другого человека, эмоционального содержания произведений искусства, природы [6]. Менее распространено понимание эмпатии как вчувствования, причем и здесь имеется много нюансов. У одних авторов эмпатия выступает как вид чувственного познания объекта через проекцию и идентификацию, у других –– как способность поставить себя на место другого, предвидеть его реакции, у третьих –– как способность понимания эмоционального состояния другого или как способность проникать в психику другого, понимать его аффективные ориентации [18]. К. Роджерс полагает, что быть в состоянии эмпатии значит воспринимать внутренний мир другого точно, но без потери ощущения «как будто». Это значит, что сохраняется возможность в любой момент вернуться в собственный мир переживаний. Если этот оттенок «как будто» исчезает, то речь идет уже об идентификации с эмоциональным состоянием другого, о заражении его эмоцией и переживании ее в такой же степени по-настоящему [17]. Резюмируя сказанное выше, подводя итог анализу научных исследований проблемы рефлексии в отечественной и зарубежной психологии, следует отметить, что исследования рефлексии позволяют выделить такой тип рефлексии, который воспринимается и оценивается как важнейший механизм межличностного познания, понимания и регуляции поведения в ситуациях межличностного общения. Рефлексия участвует в процессе интерпретации ситуации взаимодействия, играет большую роль в проектировании и управлении взаимодействием. Рефлексия анализируется как представление человека о том, как его воспринимают, оценивают, понимают другие люди, рефлексия рассматривается как способ обращения к другому сознанию, способность реконструировать внутренний мир другого человека. Реальным проявлением такой рефлексии являются рефлексивные представления участников о ситуации межличностного взаимодействия. Будем определять социальную рефлексию как обращенность субъекта к отражению, осознанию и пониманию представлений других людей о нем и его деятельности. Такая рефлексия может рассматриваться, как способность воспринимать чужие и транслировать свои эмоции, оценивать отношения людей друг к другу и предвидеть поведенческие реакции других людей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|