Глава 2. Эмпирическое исследование спортивной мотивации и социальных качеств личности учащихся подросткового возраста с разным социометрическим статусом.
Организационно-методическое обеспечение исследования.
Психологическое исследование проводилось в течение 3 месяцев, с февраля 2012 г. по апрель 2012г. в государственном бюджетном образовательном учреждении Центр Образования № 1451 г. Москвы. В исследование участвовали подростки спортивных классов. Подростки занимаются командным видом спорта (баскетбол). Исследование проводилось в три этапа: 1. Подбор методик для диагностики. 2. Проведение методик исследования. 3. Обработка данных, полученных в ходе диагностики. Исследование проводилось по следующим методикам: 1.Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений («Социометрия») [14]. 2. Тест Дж. Гилфорда и М. Салливена для диагностики социального интеллекта [12]. 3. Определение уровня сформированности социальной рефлексии Митиной [2]. 4. Методика экспресс-диагностики эмпатии И.М. Юсупова [13]. 5. Изучение мотивов занятий спортом В.И. Тропникова [5].
· Анализ успеваемости учащихся. В ходе исследования анализировалась успеваемость учащихся. Этот параметр был введен в исследование по запросу педагогического коллектива школы. В то же время, как указывалось выше, в литературе отмечается наличие взаимосвязи успеваемости с социометрическим статусом учащегося. Успеваемость рассчитывалась как среднее значение оценок по всем учебным дисциплинам. При этом проводилась экспертная оценка: классным руководителям предъявлялись средние расчетные значения успеваемости с инструкцией указать, насколько, по их мнению, выведенная расчетная оценка соответствует успешности обучения учащегося. В целом экспертные оценки и расчетные оценки совпали у всех учащихся.
· Методы статистической обработки данных. В настоящей работе при обработке и интерпретации данных использовался факторный анализ. Это обусловлено тем, что факторный анализ позволяет выявить внутренние (скрытые, не наблюдаемые свойства) факторы, число которых мало и которые определяют значения наблюдаемых параметров [19], в то время как обращение к анализу интеркорреляционной матрицы не позволяет столь эффективно извлечь из исходной матрицы наиболее существенные закономерности. Таким образом, после проведения исследования, данные подвергались факторизации методом главных компонент с последующим «Варимакс»-вращением. Число выделенных факторов определялось по критерию Кайзера [19]. Процедура факторного анализа выполнялась при помощи компьютерного статистического пакета программ SPSS. Оценка значимости различий осуществлялась с помощью непараметрического критерия Манна-Уитни на основе SPSS [3]. Анализ результатов исследования Статистический анализ значимости различий групп испытуемых по параметрам методики изучения мотивов занятий спортом представлен в таблице 1. Анализ значимости различий результатов испытуемых По группам по методике изучения мотивов занятий спортом Таблица 1
Значимые различия получены: - Мотив коллективисткой направленности (выше у подростков с высоким социометрическим статусом). Этот факт можно объяснить тем, что спортивные классы представляют собой единые спортивные команды. Именно в этих командах осуществляется прежде всего, социализация подростков, спортивные мотивы которых оказались сходными ввиду нахождению в сходной ситуации развития – спортивной команды. Оценки значимости различий по параметрам представлены в таблице 2, графическое представление на рисунке 1. Результаты оценки значимости различий диагностики учащихся спортивных классов по методикам исследования Таблица 2
Рисунок 1. Оценка значимости различий диагностики учащихся.
Результаты не обнаружили значимых различий по параметрам эмпатии, успеваемости и социометрического статуса. Значимые различия (уровень значимости 0,05) были получены по параметру социального интеллекта и мотива коллективисткой направленности, что свидетельствует о том, что у учеников с высоким социометрическим статусом выше адаптивность и стремление к саморазвитию в указанном отношении, выше стимула к занятию спортом.
Ученики с низким социометрическим статусом составляют замкнутый круг общения, в котором они хорошо адаптированы и к расширению социальных связей не стремятся. С другой стороны у них значимо выше (уровень значимости 0,1) показатели социальной рефлексии, поскольку воспринимать друг друга на эмоциональном, интуитивной уровне. Показатели средних значений по параметрам исследования для учащихся с высоким и низким социометрическим статусом представлены в таблице 3.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|