Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Эмпирическое исследование спортивной мотивации и социальных качеств личности учащихся подросткового возраста с разным социометрическим статусом.




 

Организационно-методическое обеспечение исследования.

 

Психологическое исследование проводилось в течение 3 месяцев, с февраля 2012 г. по апрель 2012г. в государственном бюджетном образовательном учреждении Центр Образования № 1451 г. Москвы. В исследование участвовали подростки спортивных классов. Подростки занимаются командным видом спорта (баскетбол).

Исследование проводилось в три этапа:

1. Подбор методик для диагностики.

2. Проведение методик исследования.

3. Обработка данных, полученных в ходе диагностики.

Исследование проводилось по следующим методикам:

1.Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений («Социометрия») [14].

2. Тест Дж. Гилфорда и М. Салливена для диагностики социального интеллекта [12].

3. Определение уровня сформированности социальной рефлексии Митиной [2].

4. Методика экспресс-диагностики эмпатии И.М. Юсупова [13].

5. Изучение мотивов занятий спортом В.И. Тропникова [5].

 

· Анализ успеваемости учащихся.

В ходе исследования анализировалась успеваемость учащихся. Этот параметр был введен в исследование по запросу педагогического коллектива школы. В то же время, как указывалось выше, в литературе отмечается наличие взаимосвязи успеваемости с социометрическим статусом учащегося. Успеваемость рассчитывалась как среднее значение оценок по всем учебным дисциплинам. При этом проводилась экспертная оценка: классным руководителям предъявлялись средние расчетные значения успеваемости с инструкцией указать, насколько, по их мнению, выведенная расчетная оценка соответствует успешности обучения учащегося. В целом экспертные оценки и расчетные оценки совпали у всех учащихся.

· Методы статистической обработки данных.

В настоящей работе при обработке и интерпретации данных использовался факторный анализ. Это обусловлено тем, что факторный анализ позволяет выявить внутренние (скрытые, не наблюдаемые свойства) факторы, число которых мало и которые определяют значения наблюдаемых параметров [19], в то время как обращение к анализу интеркорреляционной матрицы не позволяет столь эффективно извлечь из исходной матрицы наиболее существенные закономерности.

Таким образом, после проведения исследования, данные подвергались факторизации методом главных компонент с последующим «Варимакс»-вращением. Число выделенных факторов определялось по критерию Кайзера [19]. Процедура факторного анализа выполнялась при помощи компьютерного статистического пакета программ SPSS. Оценка значимости различий осуществлялась с помощью непараметрического критерия Манна-Уитни на основе SPSS [3].

Анализ результатов исследования

Статистический анализ значимости различий групп испытуемых по параметрам методики изучения мотивов занятий спортом представлен в таблице 1.

Анализ значимости различий результатов испытуемых

По группам по методике изучения мотивов занятий спортом

Таблица 1

  Социометрический статус Средний ранг Критерий Манна- Уитни Результат/ критерий
1. Мотив общения Высокостатусные 16,77 95,6 Не знач.
Низкостатусные 14,23
2. Мотив познания Высокостатусные 13,2 92,1 Не знач.
Низкостатусные 12,8
3. Мотив материальных благ Высокостатусные 14,37 95,5 Не знач.
Низкостатусные 12,63
4. Мотив развития характера и психических качеств Высокостатусные 13,57 98,2 Не знач.
Низкостатусные 12,93
5. Мотив физического совершенства Высокостатусные 14,07 94,5 Не знач.
Низкостатусные 12,93
6.Мотив улучшения самочувствия и здоровья Высокостатусные 12,93 111,0 Не знач.
Низкостатусные 11,07
7.Мотив эстетического удовольствия и острых ощущений Высокостатусные 10,87 96,8 Не знач.
Низкостатусные 14,13
8. Мотив приобретения полезных для жизни умений и знаний Высокостатусные 15,5 112,5 Не знач.
Низкостатусные 14,9
9. Мотив потребности в одобрении Высокостатусные 12,4 98,2 Не знач.
Низкостатусные 14,6
10. Мотив повышения престижа, желание славы Высокостатусные 12,8   Не знач.
Низкостатусные 10,6
11.Мотив коллективистской направленности Высокостатусные 20,4   0,05
Низкостатусные 10,6

 

Значимые различия получены:

- Мотив коллективисткой направленности (выше у подростков с высоким социометрическим статусом).

Этот факт можно объяснить тем, что спортивные классы представляют собой единые спортивные команды. Именно в этих командах осуществляется прежде всего, социализация подростков, спортивные мотивы которых оказались сходными ввиду нахождению в сходной ситуации развития – спортивной команды.

Оценки значимости различий по параметрам представлены в таблице 2, графическое представление на рисунке 1.

Результаты оценки значимости различий диагностики учащихся спортивных классов по методикам исследования

Таблица 2

  Социометрический статус Средний ранг Критерий Манна- Уитни Результат/ критерий
Социальный интеллект Высокостатусные 32,98   0,05
Низкостатусные 21,78    
Социальная рефлексия Высокостатусные 27,3    
Низкостатусные 34,39   0,1
Эмпатия Высокостатусные 29,75   Не знач.
Низкостатусные 28,94    
Успеваемость Высокостатусные 28,1   Не знач.
Низкостатусные 30,94    
Социометрический статус Высокостатусные 28,24 309,5 Не знач.
Низкостатусные 32,31    
Мотив коллективистской направленности Высокостатусные 32,24   0,05
Низкостатусные 20,31    

 

Рисунок 1. Оценка значимости различий диагностики учащихся.

 

Результаты не обнаружили значимых различий по параметрам эмпатии, успеваемости и социометрического статуса. Значимые различия (уровень значимости 0,05) были получены по параметру социального интеллекта и мотива коллективисткой направленности, что свидетельствует о том, что у учеников с высоким социометрическим статусом выше адаптивность и стремление к саморазвитию в указанном отношении, выше стимула к занятию спортом.

Ученики с низким социометрическим статусом составляют замкнутый круг общения, в котором они хорошо адаптированы и к расширению социальных связей не стремятся. С другой стороны у них значимо выше (уровень значимости 0,1) показатели социальной рефлексии, поскольку воспринимать друг друга на эмоциональном, интуитивной уровне.

Показатели средних значений по параметрам исследования для учащихся с высоким и низким социометрическим статусом представлены в таблице 3.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...