Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Показатели средних значений по параметрам исследования




Таблица 3

испытуемые Уровень развития интеллекта Уровень развития социальной рефлексии Уровень развития эмпатии Средний показатель успеваемости Мотив коллективисткой направленности
Учащиеся с высоким социометрическим статусом 2,78 23,3 56,2 4,65  
Учащиеся с низким социометрическим статусом   16,88 55,8 3,52  

Анализ таблицы позволяет подтвердить ранее выявленные закономерности. Учащиеся с высоким социометрическим статусом обнаруживают значительно более высокие показатели уровня развития социальной рефлексии и выше среднего показатели успеваемости, в то время как показатели уровня развития социального интеллекта и эмпатии являются сходными в обеих группах. Эти закономерности наглядно представлены на рисунке 2.

 

 

Рисунок 2. Показатели средних значений по параметрам исследования

 

1 – Показатели уровня развития социального интеллекта;

2 – Показатели уровня развития социальной рефлексии;

3 – Показатели уровня развития эмпатии;

4 – Средние показатели успеваемости.

5 — Мотив коллективисткой направленности

 

Данные, представленные на рисунке 2, обнаруживают очевидную взаимосвязь социального интеллекта, социальной рефлексии и успеваемости. Как указывалось выше, социальный интеллект, проявляющийся в планировании межличностных отношений и прогнозировании их развития, расширении социальной компетентности и саморазвитии, характеризует учащихся с высоким уровнем эмпатии, а именно с высокими показателями когнитивной осведомлённости и понимании чувств другого человека. Этот показатель оказался не реактивен к социальному статусу учащихся. Последний фактор, отражающий потенциальную способность человека к лидерству, оказался нечувствителен к столь важным социальным качествам подростков. Эти данные можно объяснить коммуникативной некомпетентностью подростков, их моральным эгоцентризмом: раскрываясь в общении, подростки часто бывают нечувствительны к встречному самораскрытию и слишком поглощены интересом к собственной личности. В то же время, подростки, характеризующиеся высоким социометрическим статусом, обнаружили значимо более высокие показатели социальной рефлексии и успеваемости. Эти данные подтверждают ранее выявленную взаимосвязь социометрического статуса (интерпретируемого как субъективную меру влияния конкретного члена группы на группу в целом) с уровнем социальной рефлексии, понимаемой в данном исследовании как осознание подростком представлений других людей о нём и о его поведении, что предполагает адекватную самооценку и реалистичный уровень притязаний. Этот факт вносит вклад в интерпретации известной в литературе закономерности, согласно которой подростки стремятся быть лично ответственными за характер своих взаимоотношений со сверстниками и за свои конфликты с товарищами винят себя.

В результате факторизации исходного массива данных было получено двухфакторное решение, которое представлено в таблице 4.

Результаты факторного анализа исходного массива данных

Таблица 4

Параметры Факторы  
     
Социальный интеллект 0,834
Социальная рефлексия 0,634
Эмпатия 0,779
Успеваемость 0,609
Социометрический статус 0,846
Мотив коллективисткой направленности - 0,642
       

Из всех спортивных мотивов в ходе факторного анализа оцениванию подвергался только мотив коллективисткой направленности, поскольку по другим мотивам не были получены значимые различия между высокостатусными и низкостатусными подростками.

В первый фактор вошли оценки по следующим параметрам (в скобках указан факторный вес): социальный интеллект (0,834) и эмпатия (0,779). Эти данные противоречат описанным выше данным Н. А. Кудрявцевой [8], свидетельствующим об отрицательной корреляционной связи между социальным интеллектом и эмпатией, однако, с другой стороны позволяют отметить не выявленные ранее свойства исследуемых параметров.

Как указывалось выше основные функции социального интеллекта состоят в обеспечении адаптивности в меняющихся условиях, планировании межличностных событий и прогнозирования их развития, расширении социальной компетентности, саморазвитии и повышении готовности к социальному взаимодействию и принятию решения. С другой стороны эмпатию рассматривают на только как «эмоциональное заражение» [8], но и как когнитивную осведомленность и понимание эмоций и чувств другого человека [6], как когнитивный процесс восприятия и понимания внутреннего мира человека [5]. Очевидно, что эмпатия характеризуется и эмоциональным переживанием (сопереживанием), но, вероятно, в данном исследовании в связи с возрастными особенностями испытуемых (их эгоцентризмом и др.) эмпатия проявила себя как рациональное восприятие другого, произвольная и осознаваемая идентификация с другими [7]. (Возможно, именно этот аспект эмпатии выявляется использованным методом исследования).

Высокая нагрузка, прежде всего, по параметру социального интеллекта позволяет назвать этот фактор «когнитивная осведомленность в чувствах других людей и, в целом, в межличностных отношениях». Однако в этот фактор не вошел параметр социометрического статуса. Таким образом, наши данные не обнаружили взаимосвязи социального интеллекта и социометрического статуса.

Во второй фактор вошли оценки по следующим параметрам: социальная рефлексия (0,634), успеваемость (0,609), социометрический статус (0,846) и мотив коллективисткой направленности (0,642). Второй фактор назван фактором социометрического статуса по наибольшей нагрузке.

Для интерпретации полученных данных, следует указать, что социометрический статус рассматривается в качестве свойства личности (как элемента социометрической структуры) занимать определенную пространственную позицию в ней. Величина социометрического статуса отражает субъективную меру влияния конкретного члена группы на группу в целом. Статус также измеряет потенциальную способность человека к лидерству [11]. Так же нельзя не отметить, что параметр коллективисткой направленности, напрямую взаимосвязан с параметром социометрического статуса. Это доказывает, что учащиеся с высоким социометрическим статусом будут характеризоваться мотивом коллективисткой направленности.

Как отмечалось в первой главе, социальная рефлексия означает обращенность субъекта к отражению, осознанию и пониманию представлений других людей о нем и его поведении, она предполагает адекватную самооценку и реалистичный уровень притязаний [7].

Таким образом, наши исследования обнаружили, что социометрический статус (как отражение потенциальной способности к лидерству) связан, прежде всего, с адекватной оценкой себя, но не других в личностных отношениях. Потенциальные лидеры имеют меньше конфликтов со сверстниками (или они успешнее в их разрешении), поэтому случаи школьной дезадаптации у них проявляются реже, что объясняет тот факт, что в этот фактор вошел с достаточно высоким весом параметр успеваемости. Но, возможно, для сохранения высокого статуса, уважения и симпатий одноклассников, они вообще стремятся не иметь конфликтов, в том числе и с учителями по вопросу успеваемости.

Полученные данные не представляются противоречивыми: социальный интеллект часто отождествляют с мудростью, и подростки, им характеризующиеся, возможно, не стремятся занимать среди сверстников высокое положение (для этого надо разделять основные ценности коллектива, интересы и цели). К тому же социальный интеллект не обнаружил связи с общим интеллектом, определяющим школьную успеваемость [4].

Взаимосвязь социометрического статуса с уровнем успеваемости свидетельствует о том, что успешность обучения в подростковом возрасте, во многом, определяется благополучием взаимоотношений со сверстниками и причины учебной дезадаптации подростков, во многом, обусловлены проблемами общения с одноклассниками. Этот вывод подтверждается исследованиями отечественных психологов-практиков.

Взаимосвязь социометрического статуса и мотива коллективисткой направленности свидетельствует о том, что направленность на коллектив определяется особенностями командного вида спорта (баскетбол) и свидетельствует о том, что лидерами в группах подростков, объединенных командными видами спорта, становятся учащиеся с наибольшей направленностью на достижение целей, стоящих перед группой.

Очевидно, что в основе снижения успеваемости и возникновение ответных реакций, трактуемых учителями как нарушение дисциплины, часто лежит нарушение отношений подростка со сверстниками, в основе которого обнаруживается его низкий уровень социальной рефлексии (что рассматривается как способность человека к самоанализу в отношениях с другими и стимулирует процессы самосознания в ходе социальных взаимодействий, являясь важнейшим фактором личностного саморазвития).

Таким образом, проведённое эмпирическое исследование обнаружило значимую взаимосвязь между социальным интеллектом и эмпатией, что определяется выявленным в литературе соответствием между способностью в обеспечении адаптивности в меняющихся условиях социального взаимодействия, когнитивной осведомлённостью и пониманием чувств других, произвольной и осознаваемой идентификации с другими. В то же время обнаружена значимая взаимосвязь между показателями социальной рефлексии, социометрического статуса и успеваемости, что объясняется соответствием потенциальной способности к лидерству, адекватной оценки себя в межличностных отношениях и желанием подтверждать свою социальную состоятельность в любом деле (в том числе и в учебной деятельности). Отсутствие взаимосвязи между социальным интеллектом, с одной стороны, и социальной рефлексии и социометрическим статусом, с другой стороны, может найти объяснение в том факте, что социометрический статус, отражающий субъективную меру влияния конкретного члена группы на группу в целом, в подростковом возрасте (ввиду эгоцентричности указанного контингента, его сосредоточенности на собственных переживаниях) не связан со способностью подростка к сопереживанию чувствам других людей, но в большей мере определяется их инициативностью, активностью и мотивированностью на любую продуктивную деятельность, в том числе и учебную.

Заключение

Настоящая работа посвящена проблеме взаимосвязи спортивной мотивации и социальных качеств личности подростков с разным социометрическим статусом. Работа была выполнена на базе госдарственного бюджетного образовательного учреждения Центр Образование № 1451; социальный заказ предусматривал исследование взаимосвязи указанных параметров и успеваемости учащихся.

Результаты эмпирического исследования обнаружили, что показатели социального интеллекта как общей способности и готовности к социальному взаимодействию и принятию решений очевидно связаны с показателями эмпатии как способности к сочувствию и сопереживанию. Эти параметры не обнаружили взаимосвязи с показателями социометрического статуса, что нашло объяснение в эгоцентризме подростков, их сосредоточенности на собственных переживаниях.

В то же время обнаружилась значимая взаимосвязь между показателями социометрического статуса, социальной рефлексии и успеваемости. Это объясняется соответствием потенциальной способности к лидерству, адекватной оценки себя в межличностных отношениях и желанием подтверждать свою социальную состоятельность в любом деле (в том числе и в учебной деятельности). Отсутствие взаимосвязи между социальным интеллектом, с одной стороны, и социальной рефлексии и социометрическим статусом, с другой стороны, может найти объяснение в том факте, что социометрический статус, отражающий субъективную меру влияния конкретного члена группы на группу в целом, в подростковом возрасте (ввиду эгоцентричности указанного контингента, его сосредоточенности на собственных переживаниях) не связан со способностью подростка к сопереживанию чувствам других людей, но в большей мере определяется их инициативностью, активностью и мотивированностью на любую продуктивную деятельность, в том числе и учебную.

Коллективистская направленность имеет место тогда, когда поступки человека определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности. И в общей деятельности группы (спортивной команды) он получает высокий социометрический статус.

 

 

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 1999.

2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2002.

3. Бююль А., Цефель П. SPSS: искусство обработки информации. – СПб, ДиаСофт, 2002.

4. Гуткина Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте: Автореф. Дис. Канд. психол. наук М., 1983.

5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.

6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: ПИТЕР, 2002.

7. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск: ТетраСистемс, 2000.

8. Кудрявцева Н.А. Единство интеллекта. Научный отчет (Грант РФФИ 1993 – 1994). – СПб.: СпбГУ, 1995

9. Куницина В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение // Теоретические и прикладные вопросы психологии – СПб.: СпбГУ, 1995.

10. Лефевр В.А. Конфликтующие стороны. – 3-е изд. – М.: Институт психологии РАН, 2000.

11. Махлах Е.С., Гинзбург М.Р., Лебедев Р.Л. К характеристике связи между социометрическим статусом учащихся и их личными качествами // Материалы IV съезда общества психологов. Тбилиси, 1971.- 208 с.

12. Михайлова (Алешина) Е.С. Тест Дж. Гилфорда и М. Салливена. Диагностика социального интеллекта. Руководство пользователя. – 2-е изд. – СПб., ГП «ИМАТОН», 1999.

13. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. Учебное пособие. 2-е изд. – СПб.: «Речь», 2002. – С. 366 – 370.

14. Практикум по социологии / Под ред. И.М. Слепенков, Н.И. Дряхлов. – М., 1992.

15. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.Н. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2001.

16. Пуни А.Ц. Формирование и актуализация мотивов участия в соревнованиях// Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. – Спб., 2002. – С. 219-231

17. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию: Становление человека. – М., 1994.

18. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности. \\ Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 35-42.

19. Харман Г. Современный факторный анализ. – М: «Статистика», 1972

 

 

Приложение

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...