Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие «форма книги». Эволюция книжной формы




Кодекс (лат. codex, первоначально - ствол, бревно, затем - скрепленные деревянные таблички для письма, книга) - одна из исторических форм книги: скрепленные с одной стороны тетради из согнутых пополам и прошитых по сгибу листов пергамена или папируса, а с позднего средневековья - бумаги, сфальцованных в мягком или твёрдом (из досок) переплёте. К. впервые распространились в древнеримских восточных провинциях в первых веках н. э., вытесняя таблички и свитки, а около 6 в. стали основной формой книги. С К. связано появление переплёта, страницы и её оформления (страничная миниатюра, заставка и т.д.). Традиции средневекового оформления рукописных кодексов оказали сильнейшее влияние на внешний вид и оформление печатных книг.

Впервые кодексы появились в восточных провинциях Римской империи. Первоначально изготовлялись из папируса и пергамента. В первые века новой эры началось использование кодексов в среде римских юристов и ранних христиан из-за компактности по сравнению со свитками и удобством поиска нужных мест в объёмном тексте. «Кодексами» именуют также традиционные книги месоамериканских культур, созданные до испанского завоевания и в ранний колониальный период. Мексиканские кодексы не сшиты, а представляют собой цельный лист бумаги, сложенный гармоникой.

На протяжении многих веков книга развивалась одновременно с развитием общества, воплощая в себе его основные достижения и отвечая требованиям той или иной исторической эпохи. Форму К. сохраняют и современные книги (прямоугольная).

В одном из самых знаменитых словарей русского языка слову «книга» придается три значения:

1. «сшитые в один переплет листы бумаги или пергаменты» (то есть формальный образ книги как материального предмета),

2. «писание, все, что в книге содержится» (то есть, выражаясь современным языком, смысловая сторона понятия).

3. «раздел, отдел в обширном письменном сочинении».

КНИГА - греческое «библио», латинское «либер», семитическое «сефер», арабское «китаб», подобно славяно-балтийскому «книга», трактуется одинаково: 1) предмет, 2) произведение, 3) часть сочинения.

С тех пор как люди научились писать, всю свою мудрость они доверили книгам. На глиняных табличках и пальмовых листьях, на папирусных свитках и пергаменте писатели, ученые и философы стремились запечатлеть свои знания, свой опыт, свои мысли, сохранив их для потомков.

 

В Древнем мире хорошо понимали ценность информации и делали все возможное для ее приобретения. Книги привозили из всех стран мира. Если не удавалось приобрести оригинал, то с него делали копии, переводили с иностранных языков, чтобы сделать информацию более доступной. Позднее, с изобретением бумаги и с появлением книгопечатания процесс размножения книг облегчился.

 

1. Наиболее древним материалом для книг была, вероятно, глина и ее производные (черепки, керамика). Еще шумеры и эккадяне лепили плоские кирпичики-таблички и писали на них трехгранными палочками, выдавливая клинообразные знаки (клинопись). Таблички высушивались на солнце или обжигались в огне. Затем готовые таблички одного содержания укладывались в определенном порядке в деревянный ящик - получалась глиняная клинописная книга. Ее достоинствами были дешевизна, простота, доступность. К ящику с табличками прикреплялся глиняный ярлык с названием произведения, именами автора, владельца, богов-покровителей - своеобразный титульный лист. Из глины же делались и каталоги - клинописные перечни хранящихся книг. Глиняные таблички могли быть самой разнообразной формы и размера. Толщина в среднем 2-2,5 см. Бывали цилиндрообразные, конусообразные, бочкообразные книги, писали на их гранях. Плоские таблички хранились в корзинах, реже скреплялись шнурами (недолговечно), образуя книгу. Каждая предыдущая табличка заканчивалась первой строкой последующей (вместо нумерации страниц). Названием книги служила первая строка произведения.

2. Были ещё и Берестяные книги наибольшее распространение получили у древних славян, а также у народов Северной Индии. Для изготовления писчего материала кожица дерева сдиралась и пропитывалась специальным составом. Склеенные листы заворачивались в ткань для лучшей сохранности. Первые берестяные книги Индии датируются IX веком н. э.

3. Самой распространённой формой книг в древности был папирусный свиток, который, по археологическим данным, абсолютно господствовал до III века. Переход к форме кодекса в литературе обыкновенно связывают с распространением пергамента. Античные авторы утверждали, что пергамент появился как заменитель папируса и, соответственно, древнейшие пергаментные книги должны были иметь форму свитка. Однако ни одного текста, записанного на пергаментном свитке, не сохранилось от античности; упоминания о таких свитках сравнительно редки, но встречаются до VII века. Папирусные ленты склеивались или сшивались в свитки, которые скручивались, завязывались, укладывались в специальные футляры - капсы или капсулы, к которым прикрепляли этикетки с названием книги, получался свиток - одна из первых известных форм книги в мировой цивилизации. Самые ранние дошедшие до нас папирусные свитки датируются III тысячелетием до н. э. Последним документом, написанным на папирусе, считается Папская булла (1022 г.).

4. Господство папируса оставалось неизменным, хотя книги создавались и из листков слоновой кости или из кипарисовых досочек, покрывавшихся воском. Они скреплялись вместе, текст выцарапывался острым стилом. Такие книжечки именовались по числу листков: два (диптих), три (триптих), много (полиптих). Были свитки, выкованные из драгоценных металлов, а также склеенные из тканей.

А в Древнем Китае было налажено изготовление бамбуковых книг. Тонко выструганные пластинки бамбука скреплялись вместе металлическими скобами в виде современной раздвижной оконной шторы.

5. Расцвет пергаменной книги начинается с наступлением христианской эры. Пергамен был дороже, чем папирус, зато более универсален и долговечен. Вначале из пергамена приготовляли свитки, как из папируса. Однако вскоре подметили, что в отличие от папируса он легко записывается с обеих сторон. Пергамен нарезался на четырехугольные листы, которые сшивались между собой. Так родилась господствующая ныне универсальная форма книги - кодекс, или книжный блок. В буквальном смысле "кодекс" в переводе с латинского языка означает "деревяшка". Возможно, произошло это оттого, что переплетали книгу в деревянные доски. Древнейшие пергаменные книги-кодексы дошли до нас от II века н. э. Принцип соединения пачки листов восходил к восковым табличкам. Они использовались в античности для повседневных и деловых записей, изготовлялись чаще всего из дерева, имели выпуклые края в виде рамки, защищавшие восковые поверхности от соприкосновения друг с другом, чтобы не стиралось записанное. У одного края в них просверливали два или три отверстия, через которые они скреплялись друг с другом нитью или кольцами. По этому образцу делались и книги — кодексы. По-видимому, первые кодексы сшивали из разрезанных папирусных свитков, поскольку повреждённый свиток было нельзя сворачивать и разворачивать без дальнейшего разрушения. Далее кодексы стали изготавливать намеренно, сначала — из папируса. Именно из папирусных листов составлены древнейшие дошедшие до нас кодексы, все сохранившиеся в Египте; имеются о них упоминания и в античных источниках. Так, Кассиодор завещал своим духовным братьям по Виварию папирусный кодекс, который содержал в себе весь текст Библии. От того же VI века дошёл в составе собрания Амброзианской библиотеки папирусный кодекс с латинским переводом «Иудейских древностей», текст при этом был записан на обеих сторонах листа. Старейшие остатки пергаментных кодексов, находимые в Египте, датируются II веком.

 

Форма кодекса имела два неоспоримых преимущества перед формой свитка. Во-первых, она давала большую экономию в объёме. Марциал писал (XIV, 190), что на маленьких пергаментных листках мог уместиться в его библиотеке Тит Ливий, для которого иначе там не было бы места («История Рима» включала 142 книги-свитка). Второе преимущество было осознано римскими юристами и ранними христианами, именно оно и стало решающим: кодексом было удобно пользоваться при неоднократном обращении к разным местам объёмного текста, находя их при перелистывании и закладывая при необходимости. Христиане быстро поняли, что в одном кодексе помещаются все четыре Евангелия и другие важные библейские тексты, постоянно используемые при богослужении.

Свиток был относительно быстро вытеснен кодексом только в области литературы и юриспруденции, форма свитка для документов существовала вплоть до Нового времени. Свиток имел важное преимущество перед кодексом, поскольку исключал возможность замены листов, а текст как единое целое завершался и закреплялся подписью и печатью. Характерно, что в греческих и латинских документах строки шли перпендикулярно длине и текст был сплошным, в то время как в литературных произведениях он записывался колонками, постранично. Судя по египетским находкам, в течение первых веков нашей эры свитки с литературными текстами сосуществовали с кодексами, к III веку доля кодексов составляла не более 6 %. Однако далее свитки стремительно утрачивали свои позиции: в IV веке доля кодексов выросла уже до 65 %, в V веке — до 89 %, а в VII веке книги-свитки совершенно вышли из употребления. Здесь присутствовал идеологический момент: произведения античной литературы в IV—V веках сохранялись в свитках, а новые — христианские — книги изготовлялись в виде кодексов, форма которых, таким образом, ассоциировалась с их содержанием.

Народ всегда стремился к знаниям и их передаче, поэтому книги постоянно развивалась и совершенствовалась. От обычных дощечек с попытками письма и наскальных рисунков книга дошла до печатного вида, но не сразу. Перед этим она претерпевала множество изменений.

Эволюция книжной формы: Глиняные таблички - Папирусные свитки – Диптих, Триптих, Полиптих - Папирусные кодексы – Появление переплётов - Пергаментные кодексы - Бумажные кодексы (Единство рукописных и печатных кодексов).

Вместе с книгой-кодексом родилось переплетное искусство. Нарезанные листы пергамена сгибались (фальцевались) в определенном порядке. По-гречески лист в четыре сложения "тетра" именуется тетрадь. Из тетрадей по шестнадцать и по тридцать две страницы формировался том - книжный блок любого формата.

Книга – способ отражения и средство формирования индивидуального, группового и общественного сознания. А потому –одна из форм существования движения развития информации в обществе. Весь основной смысл слова книга, так или иначе связан с ученостью, с информацией и распространением сведений себе подобных, то есть, расположением знаний и образов.

История книги охватывает период с древнейших времен до наших дней и раскрывает ключевые вопросы развития книги как составляющей части культурного наследия общества. Хотя книга тогда еще не выглядела так, какой мы привыкли ее видеть, имея вид наскальных рисунков, чёрточек и знаков, она уже начала историю своего развития. Исторические закономерности развития книги с точки зрения ее производства, обращения и бытования, основные этапы эволюции ее форм, содержания, особенности формирования тематики и типов, факторы культурно – исторического воздействия книги являются важными аспектами истории книги. Она является единым целостным организмом, имеющим своеобразную, характерную для каждой эпохи эстетику, воплощенную в художественно – графических формах.

В русской письменности слово «книги» встречается впервые в Остромировом Евангелии (1056/1057), самом раннем из датированных рукописных памятников. Употребление слова «книга» в единственном числе появилось у нас значительно позже, в 1263 г., у одного из монастырских писцов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...