Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Библиотечная культура Древнего Рима.




Римская культура выросла из греческой. Фактически на раннем этапе развития она была почти точной копией эллинской культуры. В течение первых пятисот лет своей истории Рим не имел библиотек и почти не имел письменной культуры. Когда во II веке до н. э. начала создаваться письменная история Рима, она писалась на греческом языке и лишь позднее была переведена на латынь.

 

До II века до н.э. в Риме лишь единицы читали и собирали книги. А вот уже во II веке до н.э. с расширением римской экспансии на Восток в Риме появились и первые частные библиотеки.

 

Уже к I веку до н.э. там появляется великое множество частных библиотек. Некоторые из них были весьма значительны до 30 тысяч свитков! Эти личные библиотеки чаще всего размещались на виллах бывших военачальников, в помещениях, хорошо проветриваемых, с окнами, выходящими на восток, дабы книги лучше сохранялись. Свитки хранились в невысоких шкафах, стоящих вдоль стен, иногда в нишах стен, а также в шкафах, стоящих в центре помещения. Одна из таких вилл "Вилла де Папира" была обнаружена и раскопана в Геркулануме, городе, погибшем в результате катастрофического извержения Везувия.

 

Знаменитый Гай Юлий Цезарь, побывав в 47 году до н.э. в Египте, в Александрии, увидел собственными глазами знаменитую библиотеку Александрии и ставшему косвенным виновником уничтожения её части. В конце жизни Юлий Цезарь вынашивал план создания в Риме двух крупных общественных библиотек, одна из которых была предназначена для греческих книг, другая – для латинских (задумал основать подобную, но доступную большему числу людей). Поэтому у него возникло намерение вывезти из Египта в Рим массу книг, перевести эти книги на латинский язык, сохранив при этом и оригиналы, пригласить в Рим александрийских ученых, писателей и поэтов.

Убийство в 44 году до н.э. Цезаря помешало осуществлению этих планов. Но зерно, посеянное просвещенным властителем, проросло. Через пять лет после его смерти первая публичная библиотека была открыта.

«Плоды человеческого разума являются общим достоянием» - эта фраза принадлежит основателю первой в мире публичной библиотеки Гаю Азинию Поллиону. Открытие этой библиотеки состоялось в Риме в 39 году до н.э. Будучи военочальником, оратором, историком, Поллион (76 год до н.э. - 5 н.э.), успешно закончив войну с Парфией и возвратившись в свой родной город, построил у себя на вилле на средства военной добычи известный «Атриум Свободы». В нем-то и расположилась эта самая библиотека. Она обслуживала открытую там же «Академию красноречия». Основу библиотеки составили книги, захваченные римлянами в Иллирии, и делилась она на фонды латинских и греческих книг. Преобладали, конечно, греческие книги. В библиотеке проходили публичные чтения новых произведений. Здание библиотеки было украшено статуями великих писателей прошлого.

В дальнейшем публичные библиотеки основывали и другие римские императоры, стремившиеся таким образом увековечить свои имена. Дело в том, что во времена империи постройка и открытие публичных библиотек считались большой заслугой перед обществом.

 

Император Октавиан Август основал в 28 году н.э. в храме Аполлона Палатинского две публичные библиотеки: латинскую и греческую (так называемая Палатинская библиотека); Тиберий; Веспасиан в честь одной из военных побед открыл «Библиотеку мира», которая получила широкую известность благодаря богатому подбору произведений ученых-грамматиков – эта библиотека была прообразом современной научной библиотеки со специализированным фондом; Траян основал в Ульриеву библиотеку, в которой хранились архивы цезарей, а также редкости: книги из слоновой кости, полотняные. Известна и библиотека императора Адриана, которая в честь создателя была названа «Адрианой». В исторических трудах сохранилось описание этой библиотеки: потолок ее был сделан из алебастра и позолочен, стены из белого мрамора украшены картинами, в нишах стояли скульптуры, изображающие героев «Одиссеи» и «Илиады», а посреди зала возвышалась статуя самого Гомера.

 

Большое значение в книжном обмене древнего мира имели библиотеки, выполняющие весь комплекс архивных, библиотечных, учебных и производственных функций. При библиотеках в едином русле осуществлялись процессы обучения грамоте, индивидуального и группового чтения, создания новых произведений, их комментирования, а также копирования и тиражирования. Это был своеобразный период в древней истории книжного предпринимательства, когда литературная, образовательная, библиотечная, издательская и распространительская деятельность не разделялись.

Библиотеки были одним из обязательных культурных институтов рабовладельческого строя. Древний мир знал библиотеки храмовые, дворцовые (царские, императорские), личные библиотеки ученых, писателей, крупных сановников. Появляются первые библиотеки учебных заведений и первые публичные библиотеки. В этот период наметилось первоначальное осмысление библиотеки и ее социального назначения. Постепенно стали складываться определенные нормы пополнения и организации фондов, ведения каталогов, режима хранения рукописей.

 

Рукописная книга

Ру́копись — собирательное название текстов, написанных от руки, синоним термина манускрипт. Как правило, рукописью называют черновики литературных произведений, либо их образцы, написанные автором от руки.

Рукописная книга — это книга, текст и иллюстрации к которой воспроизведены от руки, в отличие от печатной книги, воспроизведение которой осуществляется полиграфическим способом. Рукописная книга состоит из собственно книги — носителя текста и защитно-предохраняющих элементов (футляр, переплет).

Самой распространённой формой книг в древности был папирусный свиток. Переход к форме кодекса обыкновенно связывают с распространением пергамента.

Так как рукописи подвержены порче, то до нас дошли лишь немногие памятники, относящиеся к глубокой древности. Таковы египетские папирусы. Из множества рукописей Античности уцелели единицы.

Начиная с эпохи Карла Великого число сохранившихся европейских манускриптов значительно умножается. В Средние Века как в Западной Европе, так и в Древней Руси, рукописные книги изготовлялись, в основном, в монастырях. При этом множество античных манускриптов, подверглись в Средние Века своеобразному уничтожению: написанное на пергаменте выцарапывалось и стиралось, а на отчищенном таким образом дорогом материале писались заново новые тексты (палимпсесты). В XIII-XV веках в Западной Европе также образовались светские братства переписчиков.

Многие каллиграфы приобрели европейскую славу, и даже после изобретения книгопечатания манускрипты удержали значение художественных произведений. Одним из искуснейших каллиграфов XVII века был Николай Жарри. Из его трудов славится особенно «Гирлянда Юлии» — сборник стихотворений, сочиненных лучшими поэтами его эпохи и поднесенный герцогом де Монтозье его невесте, Жюли д’Анженн.

Типы рукописных книг

К XIII веку окончательно складываются три основных типа рукописных книг, определяемые по их функциональному назначению и, соответственно, качеству материала и оформления:

1. Роскошные книги, переписанные известными каллиграфами и снабжённые художественным оформлением. Использовались высококачественные сорта пергамента, текст сопровождался иллюстрациями, доски переплёта обтягивали кожей и зачастую украшали драгоценными камнями и металлами. Такие книги преимущественно служили представительскими подарками и предназначались для высшей знати, изредка — очень богатых представителей третьего сословия.

2. Обычные (обиходные) книги, исполненные на пергаменте или бумаге чётким почерком, как правило, скромно украшенные. Такие книги составляют основную массу кодексов, на них отрабатывались методы расположения текста и формы и черты, присущие книге вообще. Такие книги обслуживали потребности средневековой интеллигенции: университетских профессоров и студентов, преподавателей школ, частных книжников, духовенства, грамотного рыцарства и бюргерства. Из этой среды в дальнейшем вышли все основные потребители печатных книг.

3. Дешёвые (простые) книги, изготовленные из худших сортов пергамента и бумаги, зачастую разномастных и неформатных. Такие книги исполнены курсивом и прежде всего предназначались для личного пользования. Изначально их изготовляли студенты и профессора университетов для своих личных нужд. Эти книги чаще всего вообще лишены украшений (исключения — инициалы и рубрикация). Часть простых книг предназначалась для малоимущего и малограмотного сельского духовенства, в печатном виде они породили лубочную литературу.

 

Изготовление рукописных кодексов отличалось от переписывания папирусных свитков: копирование становилось индивидуальным делом, работа бригады копиистов под диктовку была исключена. Книги от этого становились более редкими и дорогими и были привилегией духовного сословия. Изначально писец работал, как и в античности, на колене, но по мере увеличения размеров и веса книжного блока скрибы работали за наклонным пюпитром стоя или сидя. Как и в античности, использовались чернила двух цветов — чёрного и красного. Последними выделяли инициалы, начальные строки абзацев. Чёрные чернила делались на основе таннина и железного купороса, они глубоко впитывались в пергамент, иногда даже действуя на него разъедающим образом, но со временем выцветали и приобретали бледно-коричневый цвет. Красные чернила делались на основе охры или свинцового сурика. Стремление выделить начало книги, главы, абзаца (иногда строки) особой формой и отделкой начальной буквы породило особый вид средневекового изобразительного искусства. Поскольку пергамент выдерживал грунтовые пигменты, кодексы можно было украшать многоцветными иллюстрациями, которые традиционно именуются миниатюрами (от лат. minium — киноварь). Художников-иллюстраторов именовали миниаторами или иллюминаторами. Латинский кодекс, как и свиток, не имел титульного листа и начинался со слов «incipit liber» — «начинается книга» (далее могло следовать имя автора и название произведения). В конце книги ставились слова «explicit liber», — «заканчивается книга». Глагол explicit произведён от корня plicare, «сворачивать в трубку», — то есть происхождение термина связано с книгой-свитком.

 

Острый дефицит писчего материала в Европе существовал до широкого распространения бумаги, которое началось приблизительно в XII веке. По каталогам рукописных книг выясняется, что в XIV веке во Франции 61 % всех книг были пергаментными, 32 % — бумажными и только 7 % смешанными[54]. Для первой половины XV века — это соотношение выглядит как 58 % — пергамент, 30 % — бумага и 12 % смешанные, а качественный скачок наблюдается во второй половине того же века: 34 % — пергаментные рукописи, 56 % — бумажные и 10 % смешанные. Бумага сыграла огромную роль в подготовке книгопечатания, поскольку обеспечила материальную базу для размножения книг в сотнях и тысячах экземпляров.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...