Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 4. Оценка стоимости машин оборудования и транспортных средств




К движимому имуществу относятся машины, ме­ханизмы, оборудование и транспортные средства. Различают те­оретические, нормативно-правовые, организационные и методо­логические основы оценки движимого имущества. Теоретические основы такой оценки объединяют различные теоретические под­ходы к определению машин, механизмов, оборудования и транс­портных средств, а также базисные концепции их оценки. Маши­ны, механизмы, оборудование и транспортные средства представ­ляют собой совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда в натуральной форме в те­чение длительного времени. Они относятся к активной части основных производственных и непроизводственных фондов пред­приятия. Производственные машины, механизмы, оборудование и транспортные средства, в свою очередь, подразделяются на основные, т. е. занятые в производстве основной продукции или выполнении услуг, и вспомогательные, т. е. используемые на вспо­могательных и обслуживающих работах (оборудование лаборато­рий, ремонтных подразделений, технического контроля и т. д.). На машиностроительных предприятиях машины, механизмы и оборудование, а на автомобильных заводах транспортные сред­ства, которые там производятся и хранятся до реализации как го­товая продукция, учитываются в составе оборотных средств.

Нормативно-правовые основы оценки машин, механизмов, оборудования и транспортных средств включают Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», стандарты оценочной деятельности, «Общероссийский классификатор основных фондов» (ОКОФ),

 

утвержденный Госкомстатом России и Госстандартом России, классификатор «Товарная номенклатура для внешнеэкономиче­ской деятельности», «Методическое руководство по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного из­носа и технического состояния на момент предъявления», отрас­левые классификаторы машин и оборудования, технические условия и паспорта, номенклатурные справочники и др.

Машины, механизмы, оборудование и транспортные средства как объекты движимого имущества вступают в хозяйственный оборот, и с ними совершаются различные операции. Машины и оборудование могут быть объектом сделок, связанных с установле­нием, изменением и прекращением вещных прав, и в силу этого становиться объектом оценки. Кроме того, потребность в оценке машин и оборудования может возникнуть и по каким-либо другим обстоятельствам, предусмотренным действующим законодатель­ством, не связанным с изменением вещных прав (например, в слу­чае переоценки основных фондов, при страховании и т. п.).

Организационные основы оценки машин, механизмов, обору­дования и транспортных средств связаны с конкретной организа­цией процесса оценки их стоимости. Организация такой оценки включает:

1) классификацию машин, механизмов, оборудования и транс­портных средств по назначению, типам, маркам, моделям, харак­теристикам и конструктивному исполнению, отраслевой принад­лежности, собственности и др.;

2) определение основных объектов оценки, которыми могут быть: а) функционально самостоятельные машины, агрегаты и установки, транспортные средства; б) технологические комплек­сы, объединяющие несколько взаимосвязанных технологических машин и вспомогательных устройств (поточные и автоматиче­ские линии, роботизированные комплексы, гибкие модули и т. д.); в) машинный или станочный парк предприятия в целом и (или) его структурных подразделений (филиалов, цехов, участков, хо­зяйств);

3) инвентаризацию и идентификацию отдельных объектов оценки.

4) техническую экспертизу машин, механизмов, оборудования
и транспортных средств с определением типа, наименования,
модели, марки, года выпуска и пуска в эксплуатацию, технической
мощности, предприятия-производителя, назначения и принципа
действия, массы и габаритов, основных характеристик системы
управления (для автоматизированного оборудования), комплекта­ции (приспособления, инструменты, управляющие программы
и т. п.). На этом этапе оценщик проводит внешний осмотр машин
и оборудования.

5) анализ специфических особенностей и базисных характе­ристик оценки машин, механизмов, оборудования и транспорт­ных средств;

 

 

6) определение стоимости различными методами и с учетом различных факторов (инфляции, конкуренции, соотношения спроса и предложения, износа);

7) подготовку отчета о стоимости машин, механизмов, обору­дования и транспортных средств.

К методологическим основам оценки машин, механизмов, обо­рудования и транспортных средств относятся конкретные мето­дические подходы, методы, принципы, этапы оценки. Выбор ме­тодики оценки движимого имущества предприятия зависит от цели оценки, вида определяемой стоимости и специфики объек­та оценки. Цели оценки машин, механизмов, оборудования и транспортных средств, как и виды их стоимости, могут быть раз­личными (табл.4.).

Таблица 4

Цели оценки и виды стоимости машин, механизмов, оборудования и транспортных средств

 

Цели оценки Виды стоимости и особенности ее определения
1 2
Инвес­тиро­вание Рассчитывается инвестиционная стоимость, которая может превы­шать рыночную из-за резкого сокращения сроков покупки машин, механизмов, оборудования и транспортных средств. Инвестиции считаются эффективными, если суммарная текущая стоимость поступлений от реализации проекта превышает текущую стоимость всех затрат на машины, механизмы, оборудование и транспортные средства за период осуществления проекта, поэтому прогнозная стоимость движимого имущества, включенного в инвестиционный проект, затраты на доставку оборудования, его монтаж и пуско-наладочные работы чаще занижаются, чем завышаются
Стра­хова­ние Страховая стоимость, которая может быть определена как оста­точная балансовая стоимость (без учета элементов, не подвержен­ных страховому случаю, например, фундаментов машин, коммуни­каций и т. д.), рассчитывается на основе рыночной стоимости за вычетом реального износа или стоимости замещения, так как после страхового случая страхователю придется восстанавливать свое имущество, приобретая новые или подержанные аналогичные образцы техники. Поскольку ущерб от страхового случая рассчиты­вается по отдельным частям застрахованного имущества и для разных видов имущества применяются разные ставки страховых взносов (что объясняется разной степенью риска), расчет страхо­вой стоимости должен быть выполнен поэлементно, т. е. по отдель­ным машинам, единицам оборудования, агрегатам, установкам и т. д. При этом составляется перечень уничтоженного, повреж­денного и неповрежденного имущества, определяется их количест­во и стоимость, производится расчет суммы убытков

 

Продолжение табл. 7

В условиях вынужденной продажи устанавливается рыночная
стоимость (цена на аукционе). При этом оборудование срочно
продают «в том виде, как оно есть, и в том месте, где оно находит­ся» без гарантий. У покупателя мало информации об объекте из-за
срочности сделки. При заключении сделки не принимается во вни­мание наличие ноу-хау, изобретений, товарных знаков, часто имеет
место неполная комплектация оснасткой, инструментом, запчас­тями и т. д. Покупатель обычно самостоятельно демонтирует и до­ставляет оборудование, при этом ему приходится решать проблему сохранности оборудования _____

 

Специальными принципами оценки стоимости машин, меха­низмов, оборудования и транспорта являются детальный осмотр объектов, обязательная оценка технического состояния, система­тический анализ прайс-листов заводов-изготовителей. С учетом конкретного задания, цели оценки могут быть определены раз­личные виды стоимости машин, механизмов, оборудования и транспортных средств, взаимозависимость которых представле­на

 

 

Рыночная стоимость машин, механизмов, оборудования и транспортных средств может быть определена исходя из затрат­ного, сравнительного и доходного подходов. Например, дда авто­мобильного транспорта, универсального оборудования наиболее приемлем сравнительный подход, так как автомобили и универ­сальное оборудование выпускаются в Достаточно больших коли­чествах продаются на сложившемся рынке, на котором имеется достоверная информация по конкретным сделкам. Ддя средств морского, водного и воздушного транспорта и специального обо­рудования, изготовляемого по специальному заказу, рекомендует­ся использовать затратный подход. Доходный подход целесообраз­но применять для технологических линии по производству конку­рентоспособной, ликвидной и доходной продукции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...