Лекция 4. Оценка стоимости машин оборудования и транспортных средств
К движимому имуществу относятся машины, механизмы, оборудование и транспортные средства. Различают теоретические, нормативно-правовые, организационные и методологические основы оценки движимого имущества. Теоретические основы такой оценки объединяют различные теоретические подходы к определению машин, механизмов, оборудования и транспортных средств, а также базисные концепции их оценки. Машины, механизмы, оборудование и транспортные средства представляют собой совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда в натуральной форме в течение длительного времени. Они относятся к активной части основных производственных и непроизводственных фондов предприятия. Производственные машины, механизмы, оборудование и транспортные средства, в свою очередь, подразделяются на основные, т. е. занятые в производстве основной продукции или выполнении услуг, и вспомогательные, т. е. используемые на вспомогательных и обслуживающих работах (оборудование лабораторий, ремонтных подразделений, технического контроля и т. д.). На машиностроительных предприятиях машины, механизмы и оборудование, а на автомобильных заводах транспортные средства, которые там производятся и хранятся до реализации как готовая продукция, учитываются в составе оборотных средств. Нормативно-правовые основы оценки машин, механизмов, оборудования и транспортных средств включают Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», стандарты оценочной деятельности, «Общероссийский классификатор основных фондов» (ОКОФ),
утвержденный Госкомстатом России и Госстандартом России, классификатор «Товарная номенклатура для внешнеэкономической деятельности», «Методическое руководство по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления», отраслевые классификаторы машин и оборудования, технические условия и паспорта, номенклатурные справочники и др.
Машины, механизмы, оборудование и транспортные средства как объекты движимого имущества вступают в хозяйственный оборот, и с ними совершаются различные операции. Машины и оборудование могут быть объектом сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав, и в силу этого становиться объектом оценки. Кроме того, потребность в оценке машин и оборудования может возникнуть и по каким-либо другим обстоятельствам, предусмотренным действующим законодательством, не связанным с изменением вещных прав (например, в случае переоценки основных фондов, при страховании и т. п.). Организационные основы оценки машин, механизмов, оборудования и транспортных средств связаны с конкретной организацией процесса оценки их стоимости. Организация такой оценки включает: 1) классификацию машин, механизмов, оборудования и транспортных средств по назначению, типам, маркам, моделям, характеристикам и конструктивному исполнению, отраслевой принадлежности, собственности и др.; 2) определение основных объектов оценки, которыми могут быть: а) функционально самостоятельные машины, агрегаты и установки, транспортные средства; б) технологические комплексы, объединяющие несколько взаимосвязанных технологических машин и вспомогательных устройств (поточные и автоматические линии, роботизированные комплексы, гибкие модули и т. д.); в) машинный или станочный парк предприятия в целом и (или) его структурных подразделений (филиалов, цехов, участков, хозяйств);
3) инвентаризацию и идентификацию отдельных объектов оценки. 4) техническую экспертизу машин, механизмов, оборудования 5) анализ специфических особенностей и базисных характеристик оценки машин, механизмов, оборудования и транспортных средств;
6) определение стоимости различными методами и с учетом различных факторов (инфляции, конкуренции, соотношения спроса и предложения, износа); 7) подготовку отчета о стоимости машин, механизмов, оборудования и транспортных средств. К методологическим основам оценки машин, механизмов, оборудования и транспортных средств относятся конкретные методические подходы, методы, принципы, этапы оценки. Выбор методики оценки движимого имущества предприятия зависит от цели оценки, вида определяемой стоимости и специфики объекта оценки. Цели оценки машин, механизмов, оборудования и транспортных средств, как и виды их стоимости, могут быть различными (табл.4.). Таблица 4 Цели оценки и виды стоимости машин, механизмов, оборудования и транспортных средств
Продолжение табл. 7 В условиях вынужденной продажи устанавливается рыночная
Специальными принципами оценки стоимости машин, механизмов, оборудования и транспорта являются детальный осмотр объектов, обязательная оценка технического состояния, систематический анализ прайс-листов заводов-изготовителей. С учетом конкретного задания, цели оценки могут быть определены различные виды стоимости машин, механизмов, оборудования и транспортных средств, взаимозависимость которых представлена
Рыночная стоимость машин, механизмов, оборудования и транспортных средств может быть определена исходя из затратного, сравнительного и доходного подходов. Например, дда автомобильного транспорта, универсального оборудования наиболее приемлем сравнительный подход, так как автомобили и универсальное оборудование выпускаются в Достаточно больших количествах продаются на сложившемся рынке, на котором имеется достоверная информация по конкретным сделкам. Ддя средств морского, водного и воздушного транспорта и специального оборудования, изготовляемого по специальному заказу, рекомендуется использовать затратный подход. Доходный подход целесообразно применять для технологических линии по производству конкурентоспособной, ликвидной и доходной продукции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|