Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Н.Ю. Тарасенко. 4. Профессиональные (производственные) вредности, их классификация, влияние их на здоровье и работоспособность.




Н. Ю. Тарасенко.

 

Руководитель отдела гигиены труда Свердловского НИИ гигиены труда и профзаболеваний (1941). В годы ВОВ – в санитарно-эпидемиологической службе армии. После войны - зав. лабораторией НИИ гигиены труда и профзаболеваний АМН (1946-55), Института биофизики Минздрава СССР (1955-65), зав. кафедрой гигиены труда 1-го Московского мед. института (1965-86). Автор большого числа научных работ, значительная часть которых посвящена проблемам радиационной безопасности, вопросам гигиены труда и токсикологии радиоактивных, цветных металлов, щелочноземельных и редкоземельных элементов и их соединений, а также проблемам физиологии и психологии труда в различных отраслях промышленности. Награждена четырьмя орденами, медалями.

4. Профессиональные (производственные) вредности, их классификация, влияние их на здоровье и работоспособность.

Вредный производственный фактор - фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работающего при определенных условиях (интенсивность, длительность и др. ) может вызвать профессиональное заболевание, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических или инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства.

Вредными производственными факторами могут быть:

- факторы физической природы:

1) температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение;

2) неионизирующие электромагнитные излучения и поля, электростатические поля, постоянные магнитные поля (в том числе и геомагнитные), электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц), электромагнитные излучения радиочастотного диапазона, электромагнитные излучения оптического диапазона (в том числе лазерное и ультрафиолетовое);

3) шум, ультразвук, инфразвук;

4) вибрация (локальная, общая);

5) аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия;

6) освещение - естественное (отсутствие или недостаточность), искусственное (недостаточная освещенность, прямая и отраженная слепящая блескость, пульсация освещенности);

7) электрически заряженные частицы воздуха - аэроионы:

- химические факторы, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и/или для контроля которых используют методы химического анализа;

- биологические факторы - микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в препаратах, патогенные микроорганизмы, грибы и паразиты;

- факторы трудового процесса (обстоятельства, условия, определяющие трудовой процесс: тяжесть труда и напряженность труда).

 

5. Физиология труда: предмет, содержание, задачи, основные понятия. Роль И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. И. Вернадского в развитии физиологии труда.

Физиология труда - специальный раздел гигиены труда (физиологии), изучающий изменения функционального состояния организма человека под влиянием трудовой деятельности с целью разработки и обоснования физиологических мероприятий по оптимизации трудового процесса, способствующих поддержанию высокой работоспособности и сохранения здоровья человека.

Задачи физиологии труда охватывают широкий круг вопросов, включающий:

- изучение физиологических закономерностей различных видов труда;

- исследование физиологических механизмов динамики работоспособности (утомления) человека в производственных условиях;

- оценку тяжести и напряженности трудового процесса;

- разработку физиологических основ научной организации труда, а именно: оптимизацию рабочих движений, рабочей позы, организации рабочего места, ритма труда, режима труда и внутрисменного отдыха;

- конструирование оборудования, транспортных средств и пр. с учетом психофизиологических и антропометрических параметров человека и др.

Решение этих вопросов составляет основу двух главных научнопрактических направлений физиологии труда:

1. Изучение и дифференциальная диагностика функциональных состояний человека в процессе труда.

2. Гигиеническое нормирование факторов трудового процесса (тяжести и напряженности труда).

Под работоспособностью понимается функциональная способность человека выполнять максимально возможное количество работы на протяжении заданного времени и при интенсивном напряже- нии организма.

Утомление - особый вид функционального состояния человека, временно возникающий под влиянием работы и приводящий к снижению работоспособности.

Перенапряжение следует рассматривать как неблагоприятное функциональное состояние между нормой и патологией, обусловленное воздействием чрезмерно сильных раздражителей или хроническим воздействием стимулов, формирующееся при недостаточном отдыхе и проявляющееся застойным процессом возбуждения физиологических функций с расширением внутрисистемных процессов синхронизации и межсистемных интерактивных взаимосвязей.

Рабочий ритм - это закономерное чередование во времени элементов работы и пауз (микропауз) между ними.

Во второй половине XIX и начале XX в. значительное развитие получили физиологические исследования и в России благодаря исследованиям И. М. Сеченова (1829-1905), И. П. Павлова (1849-1936) и других российских ученых.

Важная заслуга в физиологии принадлежит И. М. Сеченову, который впервые обнаружил наличие процессов торможения в центральной нервной системе и на основании этого создал учение о рефлекторной деятельности организма. Его труд «Рефлексы головного мозга» послужил основой формирования учения о нервизме. В этой работе он высказал предположение, что различные проявления психической деятельности человека в конечном счете сводятся к мышечному движению. Идеи ИМ. Сеченова позднее успешно развивал знаменитый русский физиолог И. П. Павлов.

На основании объективного изучения поведенческих реакций он создал новое направление в науке — физиологию высшей нервной деятельности. Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности человека и животных позволило углубить теорию рефлекторной деятельности мозга.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...