Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика отклонений в процессе производства и функции контроля в их выявлении и оценка.




Понятие бух.управ.учета, основные принципы его организации

Бухг.управл.учет – часть учетной системы организации, процесс выявления, измерения, накопления, анализа, переработки и передачи информации, используемой управленческим звеном организации для принятия решений, планирования, контроля и регулирования.

Учет направлен на внутренних пользователей информации, т.е. на управленческий персонал предприятия. В учете используется информация оперативного, статистического, бухгалтерского учета, а также планово-нормативная, техническая, технологическая информация, применяются стоимостные, натур, качественные показатели.

Предмет буу – производственная, коммерческо-сбытовая и инвестиционная деятельность как организации в целом, так и ее структурных подразделений (центров ответственности).

Объект учета – затраты и результаты хоз.деятельности организации в целом и ее центров ответственности, с-сть отдельных видов продукции, внутреннее ценообразов-е, бюджетирование и внутренняя отчетность.

Задачи буу: обеспечение руководства орг-ии необх.информацией для принятия управленч.решений, отражение результатов работы центров ответственности, контроль за издержками, планирование и контроль выполнения бюджета по центрам отв-ти и предприятия в целом.

Принципы учета:

1)оперативность представления информации, ослабление требований к полноте информации в пользу ее оперативности

2)конфеденциальность представляемой информации

3)полезность информ

4)гибкость сис-мы управленч.учета, приспособленность сис-м управленч.учета к индив.особенностям организации, совершенствование ее по мере изменений, происходящих в предпринимательской деятельность орг-ии.

5)прогнозность сис-м управл.учета, направленность на оптимизацию резервов деятельности сегментов бизнеса путем прогнозирования из будущих доходов или расходов

6) экономичность представляемой информации

7)распределение ответственности между руководителями различных иерархических уровней и выбор критериев оценки деятельности

8) управление по отклонениям – внутренняя отчетность должна содержать информ. Об отклонениях фактич.показателей от плановых, что позволяет установить ответственность за возникшие отклонения и опертивно устранить из причину

9)принцип контролируемости показателей внутр.отчетности – раздельное составление отчетности по показателям, контролируемым и неконтролируемым руководителем сегмента предпринимательской деятельности.

 

Понятие мест возникновения затрат и центров ответсвенности, их классификацмя

В управленческом учете под центром ответственности понимают структурное подразделение организации во главе которого стоит менеджер, контролирующий затраты, доходы, инвестируемые в данный сегмент бизнеса и т.д., т.е. это единица, наделенная полномочиями по использованию ресурсов организации и несущие ответственность за результаты использования ресурсов.

Не стоит отождествлять центр ответственности с центром возникновения затрат.

Центром возникновения затрат называют структурную единицу, деятельность и само существование которой является причиной использования ресурсов (следовательно, возникновения затрат). Так, работающий станок - место возникновения затрат, а цех, где он расположен – это центр ответственности.

Классификация центров ответственности (в основе лежит критерий фин.ответственности):

1) центры затрат

2) центры доходов

3) центры прибыли

4) центры инвестиций

Классификация центров возникновения затрат:

1.От группировки расходов на предприятии: начальные (центр затрат), промежуточные (подразделений предприятия, изготовляющих части готовой продукции или полуфабриката) и конечные места затрат (заключительный этап технологического процесса на данном предприятии. Здесь аккумулируются все прямые и распределяемые затраты на производство изделий и услуг, учитывается их выпуск, калькулируется производственная себестоимость)

2.По содержания деятельности и отношения к изготовлению продукции: основные (выпускают продукцию, для изготовления которой создано предприятие), вспомогательные (предназначены для производства изделий и услуг, обеспечивающих нужды основного производства в инструменте, запасных частях, энергии, текущем ремонте) и сопутствующие (заняты изготовлением продукции из отходов, либо имеют целевое назначение в качестве экспериментальных, опытных, исследовательских производств)

 

Характеристика отклонений в процессе производства и функции контроля в их выявлении и оценка.

В процессе хозяйственной деятельности практически невозможно создать условия, при которых полностью исключалось бы появление различного рода отклонений.

Все отклонения могут быть сгруппированы по некоторым признакам, в первую очередь по двум важнейшим:

• с точки зрения особенностей их возникновения и формирования информации о них;

• с точки зрения последствий их влияния на процесс производ­ства, конечный результат хозяйственной деятельности и деятельность конкретных работников.

По особенностям возникновения и формирования информации от­клонения подразделяются на следующие группы.

С точки зрения экономических интересов участников произ­водства все отклонения можно разделить следующим образом:

• отклонения, ущемляющие интересы данного структурного под­разделения или работника;

• отклонения, не затрагивающие интересов данного коллектива или работника;

• отклонения, в которых данный коллектив или работник заинтере­сованы.

По степени отражения в учете отклонения подразделяются так:

• выявленные при первичном контроле в момент возникновения информации;

• не выявленные первичным контролем. Эти отклонения можно также подразделить на несколько групп, в частности, на неучтенные и согласованные. Неучтенные возникают при последующем контроле ин­формации и документов. Согласованные отклонения так­же относятся к числу фактически неучтенных, хотя формально они выявлены. Однако из-за возможности взаимной договоренности о путях и сроках быстрой их ликвидации между участниками производства по­следствия устраняются на уровне их возникновения, не фиксируются в учете и, следовательно, данные о них не передаются вышестоящим под­разделениям, органам управления.

Размер не выявленных, не учтенных в ходе первичного контроля отклонений характеризует качество контроля и учета, качество первич­ной информации. Неучтенные отклонения могут быть вы­явлены различными способами последующего контроля: инвентариза­цией, расчетным путем и т.п.

По структуре отклонения делятся на простые, характеристика ко­торых исчерпывающе ясна, и комплексные, т.е. имеющие сложную цепь причинно-следственных связей и ряд виновников (инициаторов) возник­новения.

По методам расчета отклонения подразделяются на абсолютные и относительные.

С точки зрения достоверности данных об отклонениях все от­клонения можно разделить на достоверные, предположительные (ориен­тировочные), недостоверные.

По характеру возникновения отклонения подразделяются на случайные (разовые), периодические, систематические. Соответствен­но и подходить к ним нужно по-разному. Особого внимания к себе требу­ют систематические отклонения.

По влиянию на процесс производства отклонения подразделя­ются на устранимые и неустранимые.

По влиянию на расход ресурсов отклонения делятся на потери или дополнительный эффект в натуральной форме (перерасход или эко­номия конкретных видов материальных ресурсов, степень загрузки кон­кретных материальных ресурсов, степень загрузки конкретных видов оборудования, уровень использования рабочей силы и рабочего време­ни) и по стоимости (экономия, перерасход, неизменность затрат).

По влиянию на выпуск продукции отклонения подразделяются на потери или дополнительный эффект в изменении качества продукции (ухудшение, улучшение, неизменность качества) и объема производства и номенклатуры (выполнение, перевыполнение или срыв выполнения (невыполнение) плана по объему продукции и конкретной номенклатуре продукции).

Влияние на эффективность производства продукции отдельных отклонений определяют исходя из конкретных видов и связи с конкрет­ным показателем эффективности.

С точки зрения оценки деятельности работников и коллекти­вов структурных подразделений предприятия отклонения подразде­ляются на зависящие от деятельности данного работника или коллекти­ва (центра ответственности) и не зависящие от него (зависящие от другого конкретного работника или коллектива).

Важным этапом в оценке отклонений является выявление причин их возникновения. Причины многих отклонений в ходе производства не очевидны. Причина отклонения — исходная предпосылка определения виновников (инициаторов) отклонений для их устранения (одобрения).

Для выявления такого причинно­го ряда во многих случаях необходимо участие специалистов различных служб, а также работников, связанных кооперацией труда. Установление причин отклонений позволяет определить их связь с деятельностью кон­кретного работника или коллектива, и с этой точки зрения они подразде­ляются на зависящие от данного центра ответственности и не зависящие от него. Но этого недостаточно. Данные об отклонении не есть информа­ция, они становятся ею только после их оценки.

Отклонение, прежде чем трансформироваться в экономию или пе­рерасход (потери или дополнительный эффект), должно быть подвергну­то контролю и анализу.

На многих предприятиях оценка отклонений сводится к определе­нию его финансовых последствий. Если отклонение связано с дополнительной затратой ресурсов по внешним, не зависящим от деятельности данного работника (коллек­тива) причинам, то оно не может рассматриваться в оценке их деятель­ности как перерасход, потеря ресурсов, снижение эффективности на данном рабочем месте. То же самое можно сказать и об отклонениях, вызвавших снижение расхода ресурсов. С точки зрения контроля эф­фективности производства экономию или перерасход ресурсов необхо­димо связывать не только с местом их возникновения, но и с центром от­ветственности за него, с виновником (инициатором).

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...