Практическое занятие 3-5. Основные направления культурологической мысли прошлого и настоящего.
Представления о культуре в философских и эстетических сочинениях античной эпохи, суждения античных классиков о предмете. Представления о культуре в философско-религиозных сочинениях и поэтических творениях средневековой эпохи; суждения знаменитых авторов позднего Средневековья. Представления о культуре в философских, полемических и поэтических сочинениях эпохи Возрождения. Гуманисты о соотношении «природы» и «культуры». Идеал человека. Становление теории культуры в европейской философии Нового времени. Рациональность «прекрасного». Основные идеи просветительской философии культуры: 5.1. Культура как развитие способностей «естественного человека». 5.1. Культура как развитие способностей «естественного человека». Человек – живой носитель культуры. Он перенимает ее через язык, воспитание, живое общение. Ценности, картина мира, способы восприятия природы, времени, идеалы закладываются в сознании личности традиционно и незаметно в процессе общественной практики. Биологически человеку дается только организм, обладающий лишь определенными задатками, потенциальными возможностями. Осваивая существующие в обществе нормы, обычаи, приемы и способы деятельности, человек изменяет культуру. Степень его приобщения к культуре определяет границу его общественного развития. Морально-этические и эстетические аспекты в культуре занимают отдельное место. Мораль регулирует жизнь людей в различных сферах – в быту, семье, на работе, науке, в политике и т. д. В нравственных принципах и нормах откладывается все то, что имеет всеобщее значение, что составляет культуру межчеловеческих отношений. Эстетика проявляется во всех сферах жизни человека, носит всеобъемлющий характер. В обществе существуют определенные нормы эстетической, моральной, политической, религиозной, познавательной, духовной культуры. Эти нормы – невидимый каркас, скрепляющий общественный организм в единое целое.
Культурные нормы – это определенные эталоны, правила поведения или действия. Они складываются и утверждаются уже в обыденном сознании общества. В возникновении, на этом уровне, культурных норм немалую роль играют традиционные и даже подсознательные моменты. Обычаи как способы восприятия складывались тысячелетиями и передавались из поколения в поколение. Нормы культуры изменчивы, сама культура носит открытый характер. В ней отражаются все видоизменения, которые претерпевает общество. Следовательно, культура содержит в себе как устойчивые, так и изменчивые моменты. Постоянство, стабильность в культуре – это традиция: элементы культурного наследия – идеи, ценности, обычаи, обряды, способы мировосприятия и иное – сохраняются и передаются от поколения к поколению. Обычаи и традиции существуют во всех формах духовной культуры. Можно сказать, что именно культура делает человека личностью. Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т. е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью — приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т. д. Все это достигается в процессевоспитания и образования.
Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т. д., выдвигая систему предписаний и запретов.
Культура как универсальный механизм очеловечивания человека
Человеческая жизнь не есть простое предметное существование, но осуществление человеком своего бытия в мире. В самом общем виде можно сказать, что ее содержанием является оформление естественных (животных) сил человека, дарованных ему природой, в целесообразные поступки, направленные, в конечном счете, на адаптацию (от лат. adaptare – приспособлять) окружающего мира к своим нуждам и себя к окружающему миру.
Строго говоря, всякое биологическое существование может быть истолковано как целесообразно-адаптивное (приспособительное), причем, иногда очень сложное. Известно немало примеров удивительно совершенного приспособительного поведения живых существ. Можно вспомнить строительство речных плотин бобрами, сложную роевую жизнь пчел и муравьев, сезонные миграции птиц, которые безошибочно ориентируются в бескрайних пространствах над океаном и т. д. Отличие же человека от других живых существ заключается в способе адаптации, а именно – внебиологическом способе организации жизни, владение которым делает человеческую жизнь принципиально иной, чем любая другая жизнь на Земле. Этот особенный способ существования, выделивший человека из природного мира, и есть то, что мы называем культурой.
Мы не можем сказать точно, когда и как возникла культура. Но даже самые ранние свидетельства о ней – это свидетельства о человеке, т.е. свидетельства о таких умениях наших давних предков, которые не могли бы быть сформированы на основе биологической (генетической) памяти, и о таких видах деятельности, которые никогда не возникали в чисто биологических сообществах. Речь идет об обработке камня, использовании огня, о разнообразных приемах обустройства жилищ и т. п., речь также идет о древнейших формах «праискусства» – наскальных и пластических изображениях животных и человека, сооружениях символического назначения, т.е. о разнообразных признаках того, что существование наших далеких предков уже тогда в значительной степени выстраивалось и формировалось созданной ими же искусственной средой, «второй природой», основанной на человеческом языке, человеческом воображении, на обучении, как чисто человеческом способе передачи опыта и т. д., иными словами – культурой.
Разумеется, уже генетические возможности существа, рожденного от людей – это особенные возможности, делающие для него доступными в будущем овладение прямохождением, речью, мышлением в знаках и символах. Но между потенциальными возможностями новорожденного и их реализацией в нем же взрослом, лежит процесс очеловечивания – воспитания, обучения, развития. Конкретное содержание того, чем должен овладеть ребенок, чтобы стать полноценным человеком, бесконечно разнообразно у разных народов и в разные времена. Но вне культуры очеловечивание невозможно. Известны случаи, когда дети вырастали среди животных. Людьми они не становились. Поэтому каждый из нас вправе сказать: культура – это то, что делает меня человеком.
Таким образом, культура выступает каждый раз в качестве механизма очеловечивания человека, в качестве готовой, «преднайденной», человеком структуры (системы воспитания, образования и развития), действие которой приводит к определенному результату – формированию существа, в котором человеческое сообщество готово признать своего полноценного и полноправного участника. В каждом сообществе этот момент отмечается торжественным актом сертификации (от лат. sertum – верно + fasere – делать) как «день совершеннолетия» – через «обряд инициации» (у раннекультурных народов) или через другие символические действия, вплоть до таких как конфирмация в протестантизме или торжественное вручение «аттестатов зрелости», паспортов, иных знаков общественного полноправия.
Культура определяет и так называемые "экзистенциальные" (лат. existentia - существование), смысложизненные ценности: отношение к жизни и смерти, ответственность решения и выбора, отношение человека к своему призванию, к окружающим людям и другое - все, что выражает само существо человеческого положения в мире. Богатство и глубина связей личности с окружающей действительностью определяют и внутреннее богатство личности.
Процесс социализации личности происходит прежде всего на уровне микросреды: в семье, в общении с родителями и близкими людьми. Человек воспринимает и усваивает нормы и идеалы, у него складывается особая иерархия ценностей социокультурного плана. Именно система ценностей регулирует человеческие стремления и поступки, определяет те принципы, которыми руководствуется человек в своей жизни и деятельности, опираясь на которые он следует тем или иным "образцам" действий, моделям поведения, определенным в рамках культуры. Происходит не только усвоение, но и ретрансляция культурных навыков, что укрепляет связь между поколениями и обеспечивает сохранение целостности общества и культуры. Процесс социализации осуществляется в несколько этапов: - доморальный, характеризующийся преимущественно "внешними" по отношению к человеку нормативами и регуляторами; - этап условного морального сознания, когда нормы и ценности социальных групп преобладают над индивидуальными; - этап автономного морального сознания, определяющийся относительной свободой индивида от внешних норм. Благодаря социализации происходит адаптация человека к социокультурной среде, обеспечивается вхождение индивидов в социокультурное и историческое бытие, появляется возможность взаимопонимания людей. Таким образом, среда, социум обусловливают первоначальное усвоение культурных образцов и ценностей. В дальнейшем в процессе обучения, деятельности, получения информации из окружающего общества, из СМИ человек извлекает суть происходящих в мире конфликтов и противоречий, вырабатывает свою жизненную позицию, что дает право выбора, возможность активно и сознательно участвовать в культурном обмене и созидании. 5.2. Культура как естественный механизм человеческого поведения. 5.3. Культура как нравственное воспитание, личностное развитие человека. Используемая литература: Семенов В.Е. Массовая культура в современном мире. СПб., Соколов Э.В. Понятие, сущность и функции культуры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|