Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поэтому одной из центральных в системе подготовки высококвалифицированных атлетов является проблема спортивного отбора и спортивной ориентации.




- Спортивный отбор должен решать задачу выявления перспективных людей, из которых можно подготовить выдающихся спортсменов.

- Спортивная ориентация – определять стратегию и тактику в обучении и тренировке.

Главное требование, предъявляемое к системе отбора, состоит в том, что она должна быть органичным компонентом системы многолетней подготовки, так как способности могут быть надежно выявлены только в процессе тренировки и воспитания, являясь следствием сложного диалектического единства врожденного и приобретенного, биологического и социального.

Прогресс системы подготовки спортсменов всегда обеспечивался высоким уровнем профессиональной квалификации кадров, способных осуществлять опережающие шаги в тех направлениях, которые являются наиболее перспективными, – наличием талантливых тренеров, научных работников, обслуживающих спортивные сооружения специалистов, массажистов, медиков, спортивных арбитров.

В Российской Федерации физкультурно-спортивные кадры готовятся в учебных заведениях системы высшего профессионального образования (институтах, академиях и университетах физической культуры, на факультетах физического воспитания педагогических вузов), а также в учебных заведениях системы среднего профессионального образования (педагогических колледжах и училищах олимпийского резерва).

Во всех этих учебных заведениях будущие специалисты получают базовые теоретические знания, методические и практические навыки работы в области спорта.

Наряду с этим, тренеры и организационно-управленческие работники должны регулярно повышать уровень своей профессиональной подготовленности путем изучения новой методической литературы, «прохождения» каждые 5 лет учебных курсов при факультетах повышения квалификации профильных вузов, стажировки в сборных командах и т.д.

Своевременное внедрение в повседневную практику достижений научного и научно-технического прогресса является одним из решающих факторов, повышающих эффективность подготовки спортсменов. Система научно-методического, медико-биологического и информационного обеспечения включает в себя разветвленную сеть специализированных подразделений в научно-исследовательских институтах и физкультурных вузах, комплексные научные группы (КНГ) при сборных командах, врачебно-физкультурные диспансеры, методические кабинеты при различных спортивных организациях. В эту систему следует включить и специализированные книжные издательства, а также специализированные редакции средств массовой информации.

Данная структура выполняет следующие функции: выявляет перспективные тенденции развития спорта и осуществляет научное предвидение путей развития основных компонентов в системе спортивной подготовки; разрабатывает теоретические, методические и программно-нормативные основы конкретного вида спорта; решает медико-биологические проблемы спорта в целом, а также осуществляет реализацию практических мер по сохранению и восстановлению здоровья спортсменов, повышению их специальной работоспособности; ведет подготовку и переподготовку научно-педагогических кадров; обеспечивает всех спортивных специалистов необходимой информацией, влияющей на адекватность и своевременность принимаемых ими решений.

Способствующие повышению продуктивности тренировочного процесса природно-климатические факторы (тренировка в условиях среднегорья, регулирование температуры и влажности воздуха в закрытых помещениях и др.), а также элементы так называемой «искусственной управляющей среды» (тренажеры, тренировочные стенды, специализированное оборудование и инвентарь, спортивные покрытия, элементы экипировки и обуви, технические устройства измерительно-информационного, программирующего и корректирующего назначения) – активно используется в работе со спортсменами.

В связи с постоянным усложнением технологии подготовки высококвалифицированных атлетов отмечается тенденция к удорожанию этого процесса. Затраты на подготовку одного спортсмена на этапе высшего мастерства в 800-1000 раз выше, чем на этапе начальной подготовки.

В настоящее время финансирование спорта в России осуществляется из разных источников: напрямую из госбюджета, отчислениями от коммерческой деятельности, спонсорскими средствами, за счет местных бюджетов, непрямым финансированием из федерального бюджета по линии народного образования, через финансирование силовых структур (РА, МВД, МЧС). В последние годы осуществляется переход ряда спортивных организаций на самофинансирование и другие нетрадиционные формы хозяйствования. Расширяются права и возможности спортивных федераций, ДСО, ведомственных спортивных организаций, спортивных клубов, команд в вопросах организации коммерческой деятельности для самофинансирования (М.И. Золотов, 2003, П.А. Рожков, 2004).

Наиболее целесообразным и оптимальным вариантом функционирования любой системы является адекватность результатов целевым установкам ее деятельности. Однако в реальности так бывает далеко не всегда, особенно это касается социальных систем, в том числе – спортивной подготовки. В действие преобразователя системы могут вмешиваться факторы случайности и стихийности, непредвиденные обстоятельства. Поэтому и результат может в точности соответствовать цели, но может и существенно расходиться с ней. Достижение искомого результата носит в данном случае вероятностный характер (Г.З. Аронов, 2003, В.И. Грузенкин, 2005, И.Б. Казиков, 2004).

Система подготовки высококвалифицированных спортсменов опирается на систему подготовки спортивного резерва, основой которой является эффективная организационная структура

(ДЮСШ, СДЮШОР, УОР, ШВСМ). Главную роль здесь играют спортивные школы в системе дополнительного образования. К их задачам относится подготовка дальнего и ближнего резерва сборных команд, укрепление здоровья и гармоничное физическое развитие занимающихся.

В сфере организации спортивной подготовки в первую очередь следует выделить ряд положений, позволяющих подчинить материально-технические, кадровые, финансово-экономические и другие предпосылки реализации возможностей современной методики тренировки (В.Н. Платонов, 1997, 2004):

– органическую взаимосвязь организационно-методических основ тренировки в вышестоящих (сборные команды, спортивные центры) и нижестоящих (ДЮСШ, СДЮСШ, УОР) структурных компонентах спортивной подготовки в отношении ее целей, задач, кадрового, материально-технического и научно-методического обеспечения;

– обусловленность системы спортивной подготовки, материальной и моральной стимуляции труда тренеров и оргработников необходимостью достижения высшего спортивного мастерства, эффективной подготовки резерва;

– создание организационных условий, обеспечивающих централизацию подготовки спортсменов, их постоянную конкуренцию в тренировочных занятиях и использование ее в качестве фактора повышения работоспособности, более полной мобилизации функциональных резервов организма и оптимизации адаптационных процессов;

– поощрение инновационных организационных и научно-методических.

Рис. 1. Организационная структура системы спортивной подготовки в РФ

Спорт высших достижений весьма специфичен. Его основной целью становится достижение максимально высоких результатов, что невозможно без систематических тренировок, без постоянного участия в соревнованиях. Тренировки превратились в одну из основных сфер деятельности спортсмена и оказывают доминирующее влияние на его общий режим, который наиболее оптимально может быть реализован в условиях централизованной подготовки в УОР, ШВСМ и центрах олимпийской подготовки (ЦОП).

Основным источником пополнения сборных команд являются школы высшего спортивного мастерства и училища олимпийского резерва. В настоящее время в 62 субъектах Российской Федерации функционируют 37 УОР и 74 ШВСМ. В них проходят подготовку более 10 тыс. спортсменов, из которых каждый четвертый учащийся УОР и каждый третий учащийся ШВСМ – кандидаты в сборные команды России.

Поиск новых управленческих решений (центр олимпийской подготовки – подразделение УОР) способствовал концентрации финансовых средств, непрерывности и преемственности различных сторон подготовки в процессе становления мастерства спортсменов (В.Г. Никитушкин, 1993). Преемственность в спортивной подготовке и возможность получения спортсменом профессионального образования можно представить в виде трех блоков (рис. 2):

При формировании рациональной системы многолетней подготовки важно создать не только соответствующую организационную структуру, но и обеспечить соблюдение еще двух важных положений.

Рис. 2. Преемственность в спортивной подготовке и возможность получения спортсменам образования

Первое положение сводится к тому, что все организационные звенья, все этапы многолетнего совершенствования должны быть обеспечены равным вниманием как в отношении необходимого материально-технического и финансового, так и в отношении кадрового, научно-методического и медицинского обеспечения. Концентрация внимания на основных составах сборных команд и пренебрежение работой с ближайшим и отдаленным резервом способны в короткое время привести к развалу системы олимпийской подготовки.

Второе положение касается обеспечения оптимального соотношения количества занимающихся на различных этапах многолетнего совершенствования за счет постоянного отсева недостаточно перспективных с точки зрения интересов олимпийской подготовки юных спортсменов и притока перспективных (А.Д. Полищук, 1999). При правильной организации дела 10–20 % спортсменов, находящихся на трех завершающих этапах многолетней подготовки, оказываются способными бороться за награды на чемпионатах Европы, мира, Олимпийских играх.

Одним из важных направлений, определяющих прогресс современного спорта, является разработка и использование нового спортивного инвентаря и оборудования, совершенствование мест проведения соревнований, что радикально влияет не только на рост спортивных достижений, но и на изменение спортивной техники, тактики и методики подготовки.

Эффективность функционирования системы олимпийской подготовки определяется ее организационной структурой и механизмами взаимосвязи отдельных звеньев. Достижение полезного результата зависит от совокупности взаимосвязей и взаимной соподчиненности целей и задач, от тесноты информационной связи между организационными звеньями, от рациональности используемых приемов, средств и методов работы, от координации всей деятельности.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...