Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогический принцип индивидуализации в системе спорта высших достижений




Данная проблема рассматривается нами с позиций взаимодействия общедидактических принципов, принципов психологической и социальной адаптации человека, построения процесса тренировки в системе спорта высших достижений.

Принцип индивидуализации можно считать сердцевиной системы воспитания элитных спортсменов, спортивной тренировки на любом этапе годичного цикла их подготовки к соревнованиям. Именно он позволяет создать оптимальные условия и средства спортивной тренировки, сформировать высокий уровень мотивации спортсмена к достижению максимального эффекта тренировочного процесса на основе личностного общения тренера и ученика. Их общение всегда индивидуально, всегда обусловлено чертами индивидуальности человека: индивидными, субъектными и личностными.

Принцип индивидуализации в системе спортивной тренировки реализуется на основе органичного сочетания двух направлений подготовки элитных спортсменов:

-общеподготовительного, определяющего совершенствование обязательного для любого спортсмена объема жизненно важных двигательных умений, навыков, соответствующего уровня развития физических качеств, и

- специализированного, ведущего к достижению спроектированных, оптимально возможных для спортсмена результатов соревновательной деятельности (Матвеев Л.П., 1991).

Принцип индивидуализации в спорте высших достижений определяет такое построение тренировочного процесса, педагогических воздействий в многолетней системе подготовки спортсменов и такое использование средств, методов и форм занятий, которые создают условия для наивысшего развития их способностей к соревновательной деятельности в условиях проведения престижных отечественных и международных состязаний.

Естественнонаучную основу индивидуализации педагогического процесса подготовки элитных спортсменов составляют показатели их нейродинамических свойств, сенсомоторной организации, органических потребностей, задатки и темперамент, морфологические особенности развития, физическая и психоэмоциональная работоспособность.

Предпосылки разрешения проблемы индивидуализации тренировочного процесса элитных спортсменов содержатся в представлениях о типологических особенностях человека, в том числе связанных с его мышечной деятельностью. Признание потенциальной разнокачественности людей уже от рождения по физическим свойствам и психическим возможностям является базовой предпосылкой индивидуального подхода в построении человеческой деятельности, использования приоритетных качеств развития человека в конкретном виде его деятельности (Зайцева В.В., 1995). Естественно, что тип адаптации человека (спортсмена) генетически детерминирован и жестко закреплен (Сергиенко Л.П., 1975; Bouchard C., 1978 и др.), что составляет основу проектирования спортивной специализации (Никитюк Б.А., 1978; Мартиросов Э.Г., 1982; Булгаков Н.Ж., 1998; Ким Гю Су, 1998).

Опираясь на выводы Б.И. Никитюка (1991) о закономерностях выбора соматотипа как основного «информатора» о телесной природе человека, В.В. Зайцева (1995), используя в исследованиях морфологический критерий - соматотип в качестве методологической основы индивидуального подхода в системе спортивной подготовки, определяет сущность типоспецифичных методик подготовки спортсменов на основе врожденных конституциональных свойств организма.

Диагностика нейрофизического статуса и текущего функционального состояния позволяет оценить спортивную подготовленность по типологическим шкалам, модельным характеристикам спортсменов - представителей конкретного вида спорта, индивидуальному морфофункциональному профилю, профилю способностей к соревновательной деятельности элитных спортсменов и спроектировать их индивидуальную программу подготовки к состязаниям.

В большинстве научных работ по индивидуальному стилю спортивной подготовки показана значимость отдельных типологических свойств человека (Тольчек В.А., 1981; Еганов А.В., 1985), их сочетания (Ивлев В.Г., 1983; Олзоев К.С., Геселевич В.А., 1983; Сиротин О.А., 1996), уровня развития физических качеств (Рожков П.А., 1984; Park Soon Jin, 1996; Park In Soon, 1998; Нестеров А.А., 2001; Егорова Л.И., 2002 и др.).

Устойчивые типологические особенности развития спортсмена определяют эффективность его действий в моторной, сенсорно-перцептивной и умственной сфере деятельности, что и определяет использование индивидуального подхода в системе тренировки спортсменов высшей квалификации, а именно использование реальных условий жизни, тренировки, социальных отношений, соревновательной деятельности с учетом индивидуальных способностей спортсмена (Матвеев Л.П., 1991).

Результаты научных исследований, опыт подготовки спортсменов высшей квалификации показывают, что каждый из них как индивидуальность в процессе спортивной подготовки отражает особенности своего развития как индивид, как субъект, как личность, которые различны по сути и определяют индивидуальный стиль спортивной тренировки в любом виде спорта, с учетом всех многосторонних свойств спортсмена и соотнесения с ними средств и методов обучения и воспитания.

В основе способностей человека «лежат наследственно закрепленные предпосылки для развития в виде задатков» (Рубинштейн С.А., 1946), которые и отражают индивидуальные свойства, комплекс природных данных.

Следовательно, нужно уметь учитывать, оценивать уровень способностей спортсмена (постоянно находящихся в развитии) в интересах оптимизации процесса тренировки и состязательной деятельности, чему и призван служить педагогический принцип индивидуализации.

Эффективность спортивной деятельности определяется не только способностями спортсмена, но и его умением трудиться, тренироваться, совершенствоваться, развиваться физически и психологически, то есть субъективными свойствами человека, сохраняющими «индивидуальное своеобразное сочетание приемов и способов деятельности, обеспечивающих наилучшее ее выполнение» (Мерлин В.С., Климов Е.А., 1967).

Если индивидные свойства спортсмена составляют природную основу индивидуальности, то личностные свойства (интересы, желания, склонности, мировоззрение, эмоции, чувства, статус) - ее сущностную сторону. Они являются источником мотивации спортсмена к участию в соревнованиях, достижению престижных результатов в спорте, победы на соответствующем этапе спортивной карьеры, что позволяет выделить личностную индивидуализацию, признавая за ней ведущую роль.

Индивидуализация спортивной тренировки во всех случаях строится на основе классификации типов интегральной индивидуальности, учитывающих морфофункциональные, нейродинамические и психодинамические свойства занимающихся в конкретном виде спорта (Шахов Ш.К., 1998).

В процессе проектирования системы индивидуальной программы подготовки спортсмена определяются следующие педагогические установки:

1. реализация текущего адаптационного резерва организма;

2. сохранение тренирующего потенциала физической и психоэмоциональной нагрузки;

3. концентрированное использование специальных однонаправленных нагрузок;

4. использование долговременного отставленного тренировочного эффекта концентрированного объема разнообразных физических нагрузок;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...