Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов




Изобретатели, как и все граждане России, имеют право объединяться в союзы, общества, ассоциации и иные общественные организации в целях защиты своих прав и законных интересов, удовлетворения профессиональных потребностей своих членов и развития технического творчества. На протяжении многих лет в России действуют различные научно-технические общества как всероссийского, так и регионального характера, активно участвующие в изобретательских отношениях и являющиеся их самостоятельными субъектами. Наиболее известной и мощной организацией такого рода является Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов (ВОИР).

С формальной точки зрения указанное Общество было создано лишь весной 1991 г., когда состоялся его Учредительный съезд, принявший первый Устав1. Однако фактически оно существовало с 1958 г. в статусе общесоюзного общества- Во всех бывших союзных республиках, кроме России, имелись свои республиканские общества, входившие в состав Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов. В 1991 г. изобретатели России организационно оформили создание своего профессионального союза.

В соответствии с Уставом основными задачами ВОИР являются:

— создание организационных, экономических и правовых условий для проявления и реализации творческих возможностей членов Общества, усиления их социальной защищенности;

— оказание практической помощи изобретателям и рационализаторам в разработке и внедрении их предложений;

— защита прав и интересов членов Общества в сфере их технического творчества.

Общество действует на принципах добровольности и равноправия его членов, самофинансирования, самостоятельности, самоуправления и независимости его организаций от политических, хозяйственных и государственных органов.

Реализуя свои уставные задачи, ВОИР создает специальные фонды материальной поддержки и определяет систему социальной защиты изобретателей; организует и осуществляет консультационную и экспертную помощь предприятиям, организациям и гражданам; приобретает права на объекты промышленной собственности и реализует их по договорам с предприятиями, организациями и гражданами; учреждает предприятия, творческие лаборатории, клубы, центры и иные объединения изобретателей, входящие в структуру Общества; заключает контракты со специалистами для разработки образцов новой техники и технологий и т.д. Для юридической защиты прав и законных интересов

' ВИ. 1991. № 8. С. 52.

изобретателей ВОИР создана общественная Инспекция по контролю за соблюдением законодательства в области изобретательства', Общественная Инспекция рассматривает жалобы и заявления изобретателей и рационализаторов, касающиеся изобретательской деятельности, содействует защите их прав, в том числе путем представительства интересов авторов и организаций в судебных органах, а также в Апелляционной палате Патентного ведомства и в Высшей патентной палате.

Членом ВОИР может стать любой гражданин РФ, признающий Устав Общества, уплачивающий членские взносы, принимающий участие в изобретательстве, рационализаторстве, самодеятельном техническом творчестве или способствующий их развитию. Наряду с индивидуальным членством Устав ВОИР допускает коллективное членство в лице коллективов предприятий и организаций, а также других общественных организаций, содействующих техническому творчеству и не входящих в структуру Общества.

ВОИР строится по территориально-производственному признаку и объединяет республиканские, краевые, областные и Московскую городскую организации изобретателей и рационализаторов. Основой Общества являются первичные организации, создающиеся по инициативе изобретателей при наличии не менее пяти желающих вступить в Общество. Первичные организации могут иметь цеховые организации или своих уполномоченных в трудовых коллективах предприятий и организаций. Все подразделения Общества, включая первичные организации, имеющие обособленное имущество и находящиеся на самостоятельном балансе, являются юридическими лицами с правами и обязанностями, установленными действующим законодательством. Имущество и средства Общества формируются из членских взносов индивидуальных и коллективных членов, отчислений созданных Обществом предприятий, добровольных взносов и пожертвований, поступлений от проведения лекций, выставок, лотерей и иных мероприятий, доходов от производственной, хозяйственной и издательской деятельности, других не запрещенных законом поступлений.

' См,: Положение об Инспекции, утв. Президиумом республиканского совета ВОИР 4 июля 1991г. // ВИ. 1991. № 8. С. 61-4-142

Глава VI. Оформление патентных прав

Общие положения

Один из важнейших принципов, на которых основана патентная система, состоит в том, что непременным условием предоставления правовой охраны той или иной разработке является, официальное признание ее объектом патентного права. Данное признание может осуществляться разными путями, быть относительно сложным или напротив, сведенным к предельно упрощенной формальной процедуре, которая, однако, обязательна. Если изобретение, полезная модель или промышленный образец отвечают всем критериям охраноспособности, но официально данный факт не подтвержден, они патентным правом не охраняются, и этом состоит одно из важных различий, существующих между патентным и авторским правом./В отличие от авторского права, которое охраняет произведения науки, литературы и искусства с момента придания им объективной формы, допускающей возможность их воспроизведения, патентное право охраняет соответствующие технические и художественно-конструкторские разработки только после официального признания их изобретениями, полезными моделями или промышленными образцами что предполагает выполнение ряда формальностей. Указанные формальности обычно сводятся к составлению особой заявки на выдачу патента или иного охранного документа на разработку, рассмотрению данной заявки Патентным ведомством и вынесению решения о выдаче патента. Подобный порядок действует и в России. Основные принципиальные моменты оформления патентных прав на объекты промышленной собственности закреплены патентным законом РФ Более детальное регулирование этих вопросов осуществляется подзаконными актами, в частности Правилами составления и подачи заявки на выдачу патента на соответствующий объект промышленной собственности, утвержденными Патентным ведомством1.

1 Как уже отмечалось, в Российской Федерации указанные ^awJ1 утверждены Патентным ведомством РФ применительно к промышл ным образцам и полезным моделям 29 дек. 1992 г. [Интеллект. собс№ 1993 г. № 1—2. С. 3—39) и применительно к изобретениям 2U сент.!у» (РВ. 1993. № 234 (403)).

По сравнению с ранее действовавшим законодательством порядок оформления патентных прав претерпел ряд существенных изменений. Самым важным из них является переход от проверочной системы экспертизы заявок на изобретения к системе отсроченной экспертизы. В отношении новых для российского патентного законодательства объектов охраны, каковыми являются полезные модели, введен явочный порядок истребования охранных документов, который ранее в российской патентной практике вообще не применялся. Правила подачи и прохождения заявки значительно сблизились с процедурой оформления патентных прав, применяемой в европейских странах. Так, существенно сокращен состав документов заявки, более реальными стали сроки ее рассмотрения, расширены права заявителей на уточнение материалов заявки, обжалование решений, принимаемых по заявке, и т. д. В целом порядок оформления патентных прав стал более демократичным, увеличилась информационная ценность заявки, повысилась ответственность заявителей за правильность ее составления.

Деятельность Патентного ведомства, связанная с принятием и рассмотрением заявок на объекты промышленной собственности, а также выдачей патентов, требует немалых материальных затрат. С целью их частичного покрытия и для того, чтобы стимулировать заявителей и патентообладателей к совершению лишь целесообразных юридических действий, государство устанавливает особые пошлины за патентование изобретений, полезных моделей и промышленных образцов/Перечень действий, за совершение которых взимаются патентные пошлины, их размеры и сроки уплаты, а также основание для освобождения от уплаты пошлин, уменьшения их размеров или возврата пошлин в соответствии со ст. 33 Патентного закона РФ устанавливаются Правительством РФ. В настоящее время действует Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров, утвержденное Советом Министров РФ 12 августа

1 РВ. 1993. № 162 (331). С принятием данного постановления утратило силу постановление Правительства РФ от 26 ноября 1992 г. № 911 "О временном порядке взимания патентных пошлин и признании действительной регистрации патентных поверенных» (САПП. 1992. № 22, Ст. 1887), в соответствии с которым патентные пошлины на территории рф взимались в размерах, установленных постановлением Совета Министров СССР от 13 сентября 1982 г, № 852 «О пошлинах за патентование изобретений и промышленных образцов и за регистрацию товарных знаков» (СП. 1982. № 26. Ст. 132). 4*

1993 г.1 (далее — Положение о пошлинах за патентование). Виды и размеры конкретных патентных пошлин будут указаны в ходе дальнейшего рассмотрения вопроса об оформлении патентных прав, а также при анализе патентной формы охраны промышленных прав. Здесь лишь отметим некоторые моменты, имеющие общее значение.

Прежде всего следует указать на то, что реальный размер введенных с 1 сентября 1993 г. патентных пошлин, несмотря на их повышение, стал существенно ниже по сравнению с их прежней величиной. Например, размер заявочных пошлин возрос всего примерно в 10 раз, что несоизмеримо с величиной инфляции рубля и даже ростом установленного законодательством минимума заработной платы. При этом размер пошлин, взимаемых с российских и иностранных заявителей, не совладает. Физические лица, проживающие за пределами России, или иностранные юридические лица, кроме тех, которые проживают или находятся в стране, участвующей в международном соглашении с РФ о взаимных расчетах в рублях, уплачивают патентные пошлины в иностранной валюте. Размеры этих пошлин, приведенные в приложении к Положению о пошлинах эа патентование, соответствуют среднему размеру пошлин, взимаемых за совершение аналогичных юридических действий патентными ведомствами большинства зарубежных стран. Например, за подачу заявки на одно изобретение взимается 100 долларов США, за проведение экспертизы по существу — 400 долларов США и т. д.

Что касается порядка уплаты патентных пошлин, то он в целом существенных изменений не претерпел. Как правило, соответствующая пошлина уплачивается до совершения конкретного юридического действия, что подтверждается приложением к представляемым материалам документа, свидетельствующего об уплате пошлины. В ряде случаев указанный документ может быть представлен в течение дополнительного, как правило двухмесячного, срока. В последнем случае размер пошлины увеличивается на 20 — 50 процентов. Пошлины уплачиваются в установленном порядке путем перевода соответствующих сумм на расчетный счет организации Роспатента, осуществляющей конкретную функцию Патентного ведомства. Документом, подтверждающим уплату пошлины, является копия платежного поручения, заверенная банком, или квитанция Сберегательного банка РФ. Платежный документ действителен для представления в течение трех месяцев с даты перевода пошлины на расчетный счет уполномоченной организации. Указанный документ должен содержать регистрационный номер заявки или патента (свидетельства), если он представляется после поступления заявки в соответствующую организацию, и наименование действия, за которое уплачена пошлина. Документ, в котором отсутствуют указанные сведения, считается недействительным.

Внесение по инициативе заявителя исправлений и уточнений в материалы заявки, изменение формулы изобретения, подача возражений и иные юридические действия, связанные с происхождением заявки, могут совершаться заявителями лишь в пределах определенных Патентным законом РФ конкретных сроков, носящих пресекательный характер. Вместе с тем, — и это новое положение российского патентного законодательства, — указанные сроки, кроме трехгодичного срока для подачи ходатайства о проведении экспертизы заявки на изобретение по существу и шестимесячного срока, установленного для обжалования решений Апелляционной палаты Патентного ведомства в Высшую патентную палату, могут быть восстановлены Патентным ведомством. Условиями их восстановления являются: а) подтверждение заявителем уважительности пропуска установленного срока; б) подача ходатайства об этом не позднее 12 месяцев со дня истечения пропущенного срока; в) уплата специальной пошлины. В соответствии с Положением о пошлинах за патентование за восстановление пропущенных сроков взимается пошлина в размере 1500 руб.

Возврат уплаченных пошлин, как правило, не производится, за исключением случаев, когда их уплата была произведена в размере, превышающем установленный Положением о пошлинах за патентование, или когда действие, за которое была уплачена пошлина, не совершилось. В этих случаях по ходатайству заявителя или третьего лица излишне уплаченная пошлина в установленном порядке возвращается либо засчитывается в счет уплаты других пошлин, предусмотренных Положением о пошлинах за патентование. Указанное ходатайство представляется в уполномоченную организацию в течение двух месяцев начиная с даты получения заявителем или третьим лицом соответствующего уведомления.

Льготы по уплате патентных пошлин предоставляются лишь некоторым гражданам РФ, которые являются единственными авторами изобретений или промышленных образцов и испрашивают патент на свое имя либо являются единственными обладателями патента на изобретение или промышленный образец. Так, согласно п. 3 Положения о пошлинах за патентование от уплаты пошлин за подачу заявки, за внесение в нее изменений и уточнений, за проведение экспертизы по существу, за преобразование заявки на полезную модель в заявку на изобретение и наоборот, а также за поддержание патента в силе с третьего по пятый год его действия полностью освобождены участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица. Инвалиды и учащиеся (воспитанники) государственных, муниципальных или иных образовательных учреждений, реализующих образовательную или профессиональную программу обучения (за исключением послевузовской), уплачивают указанные пошлины в размере 30 процентов от установленного размера каждой пошлины. Указанные льготы предоставляются по ходатайству заявителя (патентообладателя) с предоставлением копии документа, дающего право на льготу. Действие льгот прекращается при заключении лицензионного договора или договора об уступке патента, Регистрация указанных договоров производится лишь после представления патентообладателем документа, подтверждающего уплату соответствующих пошлин в полном объеме.

Еще более жестко решен в Положении о пошлинах за патентование вопрос об отсрочке от уплаты патентных пошлин. Она допускается лишь в двух случаях — по пошлине за проведение экспертизы заявки на изобретение по существу и по пошлине за поддержание патента в силе с третьего по пятый год действия этого патента. При этом указанная отсрочка предоставляется по ходатайству заявителя (патентообладателя) путем снижения размера подлежащей уплате пошлины, но не более чем на 50 процентов от ее установленного размера. Доплата пошлины до установленного размера должна быть произведена до истечения пятого года действия патента. Если патент не будет выдан или его действие будет прекращено досрочно в течение указанных пяти лет, заявитель (патентообладатель) освобождается от доплаты.

Завершая краткий обзор общих положений, связанных с патентными пошлинами, отметим, что по пошлинам, правильно уплаченным до 1 сентября 1993 г., перерасчет не производится.

Оформление патентных прав на каждый из объектов промышленной собственности имеет свои особенности, обусловленные спецификой этих объектов. Эти особенности, однако, большей частью не носят принципиального характера и не препятствуют тому, чтобы рассмотреть порядок оформления патентных прав в качестве некой обобщенной процедуры. Сама же эта процедура может быть условно разбита на три достаточно самостоятельные стадии, которые связаны с: а) составлением и подачей заявки; б) рассмотрением заявки в Патентном ведомстве; в) выдачей патента.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...