Глава седьмая: Суть таухида – знать Аллаhа
Хадис второй: Бухари и Муслим передают, что ибн Аббас сказал: “Когда Посланник Аллаhа, , посылал Муаза б. Джабала в Йемен, он ему наказал: "Ты отправляешься к народу, который является ахлюль-китабом. Первое к чему ты должен их призвать это свидетельство "Ля иляха илля Аллаh; Мухаммадун расулюЛлаh". Если они примут это, сообщи им, что Аллаh приказал им ежедневно выполнять пятикратный намаз... " “ (Сахихайн)
Ибн Хаджар аль-Аскалани в толковании этого хадиса говорит: Текст передачи от Рауха б. аль-Касыма выглядит чуть иначе: "Первым делом призови их поклоняться Аллаhу. Если они познают Аллаhа, призови их совершать намаз..." В варианте передачи от аль-Фадля б. Аля текст хадиса следующий: "Сначала призови их к единобожию. Затем, если они познают его, призови их к намазу...” Исходя из этих преданий, мы можем сделать вывод, что смысл выражения "поклоняться Аллаhу" и "единить Аллаhа" один и тот же. (А это в свою очередь означает признавать божественность и господство только относительно Аллаhа, отвергать ложных божеств и тагутов, отвергать, проявлять враждебность, делать такфир мушриков, принимать посланничество Мухаммада, , и т.п.). Если нарушатся эти основы, нарушится и весь Ислам. Это так потому, что действительность всего здания Ислама зависят от наличия этих основ. Поэтому людей первым делом нужно призывать к тому что отсутствует у них из таухида. Если у них присутствует верование в то, что у Аллаhа есть сын, то сперва их призывают покинуть это убеждение, затем по очереди и мере необходимости переходят к другим пунктам веры. Одни ученые сказали, что необязательно требовать отходов от всего ложного, перечисляя его по частям. Ему достаточно засвидетельствовать о таухиде.
Другие ученые говорят, что не бывает абсолютных неверных; у любого неверного найдется какое-нибудь верование, совпадающее с таухидом, поэтому этот неверный, прежде всего, должен оказаться от того положения, которое вводит его в куфр и мешает войти в Ислам. На самом деле эти мнения не различаются. Потому что свидетельствовать таухидом уже в самом себе содержит отказ от всех куфров и ширков. Засвидетельствовавший таухид уже отказался от таких куфров как "уподоблять Аллаhа творениям", "верить в то, что Узайр сын Аллаhа" и т.д. "Если они примут это" – это означает: "если они засвидетельствуют то, к чему ты их призвал, и последуют этому". В варианте, переданном от Ибн Хузаймы, это выражение выглядит как: "Если они подчинятся тебе". В вышеприведенной передаче от аль-Фадля б. Аля передано как: "Если они познают Аллаhа". Из этого текста следует, что ахлюль-китаб не знает Аллаhа, несмотря на то, что они утверждают, что поклоняются Ему и знают Его. Ученые, специализирующиеся на изучении вопросов таухида, говорят следующее: Те, кто уподобляет Аллаhу творениям, например те, кто придает Ему сына или дочерей, они на самом деле не знают Аллаhа. Хоть они своему объекту поклонения и дают имя Аллаh, то, чему они поклоняются, Аллаhом не является. (Фатх аль-Бари, том 3, стр. 418-420)
Имам Науауи в толковании этого хадиса сказал: Судья Ияд (кадий Ияд) по поводу выражения "Если они познают" сказал следующее: Они не знают Аллаhа, хоть и поклоняются Ему и утверждают, что они Его знают, как это мы часто от них слышим. Иудеи, например, уподобляют Аллаhа Его творениям, многие из них погрязли в антропоморфизме. Поэтому они не знают Аллаhа. Также не знают Аллаhа те, кто считает возможным для Аллаhа потомство, например христиане, которые придают Аллаhу равных, придают Ему сына, имеют представления "хулуль" и "интикаль". Также не знают Аллаhа зороастрийцы (маджуси) и дуалисты и вообще все кто каким-нибудь образом придает Аллаhу равных, уподобляет Его, совершает какой-нибудь ширк или куфр. Все они не оценили величие Аллаhа должной ценой.
Все чему они поклоняются, не есть Аллаh, несмотря на то, что свои объекты поклонения они называют Аллаhом (Господом миров). Это так потому, что Аллаh не обладает свойствами, которые они придают свои объектам поклонения, а объекты поклонения в свою очередь не обладают свойствами и полномочиями Аллаhа. Значит, все они не знают Аллаhа. Это положение ясное (что они не знают Аллаhа и объект их поклонения не Аллаh) и я его принимаю как верное. Наши учителя тоже так считали. Например, когда население Кайравана дисскусировало на эту тему, абу Имран аль-Фариси объяснил эту тему также как и я. (Шарх Науауи, 1/199-200)
Отсюда мы делаем вывод, что причина и основа неверия и ширка есть незнание. Неверный суть незнающий. Верующий же суть знающий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|