Глава четвертая: Единить Аллаhа в законодательстве (установление законов, вынесение суждений) одно из условий действительности Ислама.
"Скажи: "О, обладатели писания! Приходите к слову, общему между нами и вами. Слову о том, что мы (с вами) не будем поклоняться никому, кроме Аллаhа, и не будем придавать Ему ничего в равные, и чтобы одни из нас не взяли бы себе других в господ, помимо Аллаhа. Если же они отвернутся, то скажите: "Будьте свидетелями того, что мы – предавшиеся (муслимы) " ". (Семья Имрана(3), 64)
Имам Табари в тафсире аята говорит: Аллаh в этом аяте повелевает: «Эй, Мухаммад, скажи ахлюль-китабу, то есть иудеям и христианам следующее: "Придите к справедливому слову общему между нами”.» Под словом подразумевается единить Аллаhа, не поклонятся другим кроме Него, не придавать Ему ничего в равные и удаляться от мушриков и отвергать их. "и чтобы одни из нас не взяли бы себе других в господ, помимо Аллаhа" – то есть «не будем повиноваться друг другу в вопросах противоположных шариату и не будем поклоняться (совершать поясной поклон) друг другу, как это мы делаем Аллаhу». "Если же они отвернутся" – то есть «о, верующие, если они не придут к слову, как Я им это приказал, то скажите им: "Будьте свидетелями того, что мы – предавшиеся (муслимы)"». Брать себе людей в господа может, например, осуществляться следующим способом: Следовать правителям, повиноваться их приказам и запретам, когда они приказывают нечто противоречащее законам Аллаhа. В связи с этим в другом аяте говорится: "Помимо Аллаhа они (ахлюль-китаб) взяли себе господами своих книжников и монахов, а также Мессию, сына Марйам. А ведь не было им повелено ничего другого, кроме того, чтобы поклонялись они единому Богу, помимо которого нет божества. Превыше Он того, что они придают Ему в соучастники!"
(Покаяние(9), 31) Ибн Джурайдж сказал, что брать в господа людей это подчиняться им так, что при этом будут нарушаться законы Аллаhа. Это можно сформулировать по-другому: Для того чтобы взять правителя себе господом не обязательно совершать ему земные поклоны или направлять мольбы. Кто подчинится правителю наперекор Аллаhу, считается, что тот уже взял его себе господом. (Тафсир Табари)
Куртуби в тафсире этого аята говорит следующее: "Скажи: "О обладатели писания!"" – Хасан, Ибн Зайд и Судди говорят, что это обращение к населению Наджрана. Согласно Катаде, Ибн Джурайджу и другим обращение направлено к Мадинским иудеям; потому, что они, подчиняясь своим ученым, возвели их в статус господ. Согласно другим ученым здесь обращение ко всем христианам и иудеям. Потому что Посланник Аллаhа, , использовал именно этот аят когда писал письмо к Гераклиусу. Вот это письмо переданное Муслимом:
"Бисмилляхир-Рахманир-Рахим! Это послание от посланника Аллаhа Мухаммада к правителю Византии Гераклиусу: Салям тем, кто последовал истинному пути. Я призываю тебя к Исламу. Стань муслимом и ты обретешь благополучие и мир (саляма). А если ты откажешься, на тебе будет и твой грех и грехи христианских сельчан. "Скажи: "О обладатели писания! Приходите к слову, общему между нами и вами. Слову о том, что мы (с вами) не будем поклоняться никому, кроме Аллаhа, и не будем придавать Ему ничего в равные, и чтобы одни из нас не взяли бы себе других в господ, помимо Аллаhа. Если же они отвернутся, то скажите: "Будьте свидетелями того, что мы – предавшиеся (муслимы)"". (Семья Имрана(3), 64) (Передал Муслим)
"и чтобы одни из нас не взяли бы себе других в господ, помимо Аллаhа" – то есть не будем следовать и подчиняться друг другу в вопросах, когда халяль Аллаhа делается харамом или когда харам Аллаhа делается халялем. На эту тему имеется следующий аят:
“Помимо Аллаhа они (ахлюль-китаб) взяли себе господами своих книжников и монахов, а также Мессию, сына Марйам. А ведь не было им повелено ничего другого, кроме того, чтобы поклонялись они единому Богу, помимо которого нет божества. Превыше Он того, что они придают ему в соучастники! " – то есть их ученые и правители разрешили им то, что Аллаh запретил и запретили то, что Аллаhа им разрешил, а те подчинились им в этом и тем самым придали им полномочия и качества, которые принадлежат только Господу. "Если же они отвернутся, то скажите: "Будьте свидетелями того, что мы – предавшиеся (муслимы)" " – то есть «если они не внимут тому, к чему их призывают, то скажите им следующее: Будьте свидетелями того, что мы муслимы – предавшиеся Аллаhу, что мы подчинились законам Аллаhа. Мы с благодарностью признали всю милость и блага Аллаhа, которыми Он нас наделил. Мы не принимаем за господов кроме Аллаhа ни Иисуса, ни Узайра, ни ангелов и ничто другое. Они такие же творения, как и мы. Также мы отвергаем тех, кто устанавливает нам халяли и харамы, наперекор законам Аллаhа. Если мы подчинимся им в этом, мы придадим им полномочия и права господственности (рубубийя)». (Тафсир Куртуби)
Ибн Касир в тафсире этого аята говорит: "О обладатели писания! Приходите к слову, общему между нами и вами" – Обращение в аяте направлено ахлюль-китабу и им подобным кафирам. Общее между нами слово это слово, которое мы оба (и муслимы и ахлюль-китаб) произносим и истинность которого мы оба признаем. Затем Аллаh переходит к разъяснению сути слова: "Слову о том, что мы (с вами) не будем поклоняться никому, кроме Аллаhа, и не будем придавать Ему ничего в равные " – то есть не будем поклоняться ни изваяниям, ни кресту, ни тагутам, ни огню и вообще никому и ничему. Поклонение будем направлять только Аллаhу. Это и есть то, к чему призывали все посланники. В связи с этим Аллаh в одном аяте повелевает: “К каждой общине Мы отправили посланника (с призывом): «Поклоняйтесь Аллаhу и сторонитесь тагута!» “ (Пчелы(16), 36) "и чтобы одни из нас не взяли бы себе других в господ, помимо Аллаhа" – Джурайдж толкует это выражение как "Не будем повиноваться друг другу в том, чтобы нарушать законы Аллаhа". Икрима же истолковал как: "не будем поклоняться друг другу поклоном".
"Если же они отвернутся, то скажите: "Будьте свидетелями того, что мы – предавшиеся"" – Если они не примут это слово справедливости и отвернутся, то скажите им, что вы идете по пути Ислама и продолжаете следовать законам Аллаhа.
Затем ибн Касир приводит письмо-послание Посланника Аллаhа, , к Гераклиусу. (Тафсир ибн Касира)
Шаукани в тафсире аята сказал: "и чтобы одни из нас не взяли бы себе других в господ, помимо Аллаhа" – Этот аят есть упрек и порицание, направленное тем, кто взял себе Иисуса и Узайра в господы. Также аят указывает на то, что те, кому поклоняются неверные, не просто каменные идолы, а такие же люди, как и они сами, как это имеет место в случае их поклонении ученым или правителям, когда они следуют тому, что они запрещают разрешенное Аллаhом или разрешают запрещенное Аллаhом. Кто сделает это, тот возьмет себе господом того, за кем следует. Следующий аят по смыслу похож на исследуемый нами аят: “Помимо Аллаhа они (ахлюль-китаб) взяли себе господами своих книжников и монахов“ (Покаяние(9), 31)
Затем Шаукани начинает приводить послание Посланника Аллаhа, , к Гераклиусу. (Фатх аль-Къадир)
Да, принимать законодателем только Аллаhа и отвергать тагутов, претендующих на это полномочие, принадлежащее только Господу, есть одно из условий и требований таухида. Чтобы человек стал муслимом он должен выполнить все части таухида. Если он не завершит хотя бы одну часть, то таухид его нарушается, и он становится мушриком. Аллаh говорит: "Поистине, те, которые не веруют в Аллаhа и Его посланников и желают отделить Аллаhа от Его посланников и говорят: "Мы веруем в одних и отвергаем других" – и хотят, таким образом, идти средним путем, (смешивая веру с неверием). Такие и есть настоящие неверные. И уготовали Мы неверным унизительное наказание!" (Женщины(4), 150-151) Муслимы это те, кто принимают и выполняют весь таухид полностью. Кто берет одну часть и не берет другую, они есть настоящие неверные. Например, кто говорит: "Я признаю таухид в мольбе, но и правители могут устанавливать свои законы" или "Я сам отвергаю ширк, но буду дружить с мушриками, не буду делать такфир" и т.п. – говорящие такое являются неверными, описанными в аяте. В другом аяте Аллаh говорит:
"Будете ли вы признавать одну часть писания и отвергать другую? Нет другого воздаяния тому, кто делает это из вас, кроме позора в жизни ближайшей, а в день воскресения они будут подвергнуты самому жестокому наказанию! Аллаh не небрежет тем, что вы делаете!" (Корова(2), 85) Если бы для того, чтобы считаться муслимом было бы достаточно произносить свидетельство и покидать все виды ширка и куфра было бы необязательным, арабские мушрики, христиане и иудеи воспользовались бы этим и отделались бы от войны. Но Посланник Аллаhа, , и муслимы, что рядом с ним, требовали покидания всех ширков и не принимали свидетельства пока человек не отвергнет ширки и куфры свойственные ему.
В связи с этим приведем тафсир аята 3/20 из тафсира Багауи: "А если они станут препираться с тобой, то скажи: "Я предал (сделал муслимом) свое лицо (себя) Аллаhу, а также и те, кто за мной последовал". А затем скажи тем, кому было дано писание, и простецам (которые не обладают писанием): "Предались ли вы (сделались ли вы муслимами)?". И если они предались (вошли в Ислам), то значит они обрели прямой путь. А если они отвернулись... то ведь на тебе – только передача, а Аллаh видит Своих рабов". (Семья Имрана(3), 20) “А если они станут препираться с тобой” – то есть если они затеют спор о религии, а это случилось и на самом деле. Например, они говорили: "Эй Мухаммад, то, что ты называешь нас иудеями и христианами не важно, это всего лишь формальное название. А так, мы тоже предавшиеся Аллаhу, а значит мы муслимы и религия наша Ислам”. Тогда Аллаh сказал: “то скажи: "Я предал (сделал муслимом) свое лицо (себя) Аллаhу а также и те, кто за мной последовал" “ – то есть я подчинил сердце, язык и все органы моего тела только Аллаhу. “А затем скажи тем, кому было дано писание, и простецам“ – то есть арабам. “Предались ли вы“ – на самом деле это приказ то есть: предайтесь, станьте муслимами. “И если они предались (вошли в Ислам), то значит они обрели прямой путь“ – Когда Посланник, , прочитал этот аят иудеям и христианам, они, как это и было описано выше, сказали: "Мы и так предались, мы по сути и есть муслимы". Тогда Посланник, , спросил иудеев: "(Раз вы утверждаете, что вы муслимы) признаете ли вы, что Узайр не сын Аллаhа, а (обычный) раб Аллаhа?". Иудеи ответили: "Ну что ты. Упаси нас Господи признать такое, наоборот мы свидетельствуем, что Узайр сын Аллаhа".
Также посланник спросил и христиан: "Свидетельствуете ли вы, что Иисус слово Аллаhа, раб его и посланник?". Они ответили: "Упаси нас господь принять, что Иисус есть раб Аллаhа". Тогда Аллаh сказал: “А если они отвернулись... то ведь на тебе – только передача“ – то есть ты ответственен только за передачу, А направлять на путь истинный – это и так не в твоих силах, оставь их в этом вопросе с Аллаhом. “а Аллаh видит Своих рабов” – Аллаh видит верующих и неверных. (Тафсир Багауи)
Здесь Посланник Аллаhа, , не ограничился тем, что они называют себя муслимами или произносят свидетельство; он потребовал от них отвергнуть ширки, особенно те, которые свойственны именно им.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|