Глава вторая: Отвергать тагута одно из условий действительности Ислама.
"Нет принуждения в религии. Уже ясно отличился прямой путь от заблуждения. Кто отверг тагута, и уверовал в Аллаhа, тот ухватился за самую надежную рукоять – (Ислам, таухид), которая никогда не сломается. Аллаh – Слышащий, Знающий" (Корова(2), 256)
Куртуби в тафсире аята говорит: Аллаh этим аятом установил два условия для того, чтобы ухватиться за рукоять: Отвергнуть тагута и уверовать в Аллаhа. Под рукоятью же подразумевается следующее: Муджахид сказал, что рукоять это вера. Судди сказал, что это Ислам. Ибн Аббас, Саид б. Джубайр и Даххак сказали, что рукоять это свидетельство "Ля иляха илля Аллаh". Все эти объяснения не противоречат друг друга и сходятся в один смысл. (Тафсир Куртуби)
Багауи в тафсире аята говорит: "Кто отверг тагута..." – тагут это шайтан. Некоторые сказали, что тагут это все то, чему поклоняются кроме Аллаhа. "…и уверовал в Аллаhа, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается" – то есть привязался к прочной, надежной религии, которая никогда не разрушится. (Тафсир Багауи)
Шанкъити сказал: Аллаh сказал: “К каждой общине Мы отправили посланника (с призывом): «Поклоняйтесь Аллаhу и сторонитесь тагута!»“ (Пчелы(16), 36) Этот аят доказывает, что одним из условий того, чтобы поклонение к Аллаhу принималось, является отвергание тагутов и ложных божеств. Это же положение есть в следующих аятах: “Кто отверг тагута, и уверовал в Аллаhа, тот ухватился за самую надежную рукоять – (Ислам, таухид), которая никогда не сломается. Аллаh – Слышащий, Знающий" (Корова(2), 256) “Большая часть их не верует в Аллаhа без того, чтобы не придавать ему в равные.” (Йусуф(12), 106)
И другие аяты. (Адуауль-Байан)
Ибн Касир в тафсире аята сказал: "Кто отверг тагута" – то есть, кто отвергнет идолов и все к чему шайтан призывает поклоняться; "и уверовал в Аллаhа" – то есть, кто будет единить Аллаhа во всем и засвидетельствует "Ля иляха илля Аллаh"; "тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается" – тот привяжется к истине и окажется на истинном пути. Умар б. аль-Хаттаб сказал, что тагут это шайтан. Это хорошее объяснение потому, что шайтан вообще источник всего злого, включая и поклонение изваяниям, прошение у них помощи, судиться по их законам и др. Муджахид сказал, что рукоять это вера. Судди сказал, что это Ислам. Саид б. Джубайр и Даххак сказали, что рукоять это свидетельство "Ля иляха илля Аллаh". Все эти объяснения верны и непротиворечивы. (Тафсир ибн Касира)
Имам Табри в тафсире аята говорит следующее: Умар б. аль-Хаттаб, Муджахид, Шаъби, Даххак, Катада, Судди и другие говорят, что тагут это шайтан. Абуль-Алийя и Мухаммад говорят, что это колдун. Саид б. Джубайр, Ибн Джурайдж и Джабир б. Абдуллаh сказали, что это прорицатель и гадатель. Самое верное и обобщенное значение слова тагут следующее: "Тот, кому поклоняются кроме Аллаhа, а он при этом не отвергает это от себя или же сам заставляет других поклоняться себе, тем самым преступая границы, установленные для него Аллаhом." Это может быть человек, шайтан, идол или любое другое существо. Тогда смысл аята будет следующим: "Кто отвергнет господство тех, кому поклоняются кроме Аллаhа, и признает своим божеством, господом и объектом поклонения только Аллаhа, тот ухватится за прочную рукоять, с помощью которой он сможет спастись от адского огня". "Аллаh – Слышащий" – то есть Аллаh слышит заявление того, кто скажет, что он уверовал в Аллаhа и отверг всех тагутов, удалился от всех кому поклоняются кроме Аллаhа. "Знающий" – Аллаh знает насколько искренен человек, когда говорит эти слова другим людям. Аллаh знает, что творится в сердцах до мельчайших подробностей. От Него ничто не может скрыться, и в Судный день Он будет привлекать к ответственности за то, что было скрыто в сердце и, соответственно, в итоге будет награждать или наказывать.
(Тафсир Табари)
Мухаммад б. абдуль-Уаххаб сказал: Должно быть хорошо известно, что невозможно человеку считаться верящим в Аллаhа, пока он не отвергнет тагута. Доказательством этому является следующий аят: "Нет принуждения в религии. Уже ясно отличился прямой путь (рушд) от заблуждения (гайй). Кто отверг тагута, и уверовал в Аллаhа, тот ухватился за самую надежную рукоять – “ьуруату аль-уускъа” (Ислам, таухид), которая никогда не сломается. Аллаh – Слышащий, Знающий" (Корова(2), 256) Здесь рушд означает религия Мухаммада (Отвергать тагута и верить в Аллаhа)
Посмотрите, какой четкий смысл у этого аята; выразительные средства аята также ясны и четки. Толкователи единодушны в том, что аят накладывает условие на то, чтобы человек считался, что он ухватился за рукоять, то есть что он вошел в Ислам. Это условие – отвергать тагута и уверовать в Аллаhа. Как известно нарушение условия влечет за собой нарушение самого положения, основанном на этом условии. Невозможно, чтобы в одном сердце собрались вместе такие противоположные феномены как вера в Аллаhа и вера в тагута. Если в сердце поселится одно, оно непременно изгонит другое. Поэтому для определенного человека не могут быть одновременно два утверждения: он сторонник ар-Рахмана; он сторонник тагута. Точно также бессмысленны следующие выражения: "единящий Аллаhа мушрик", "предавшийся Аллаhу мушрик".
Имам абу Батъин сказал следующее: Сказать "Ля иляха илля Аллаh" подразумевает в себе отвергать тех, кому поклоняются наряду с Аллаhом, удаляться от них и покидать все виды ширка. Арабские мушрики превосходно знали арабский и поэтому отлично знали смысловое содержание свидетельства. Если один из них произносил это слово, он делал это, отвергая всех ложных божеств и выполняя все другие условия свидетельства. Если они, после того как произнесли это слово, продолжали бы свои ширки, то это слово не обеспечило бы его неприкосновенность. В связи с этим Аллаh повелевает:
"И сражайтесь с ними, пока не будет больше фитны (ширка и неверия), и пока религия не будет посвящена Аллаhу. А если они прекратят, то нет вражды, кроме как к несправедливым!" (Корова(2), 193) В другом аяте Аллаh сказал: "А когда закончатся запретные месяцы, убивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте и устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте! Если они обратятся (покаются от ширка) и станут выполнять молитву и давать закят, то отпустите их: ведь Аллаh – прощающий, милосердный!" (Покаяние(9), 5) Посланник Аллаhа, (Маджмуьатур-Расаиль уаль-Масаиль ан-Надждийя)
Хасан передал от абу Ханифы как тот сказал: Если какой-нибудь христианин или иудей скажет – я муслим (предавшийся, подчиненный Аллаhу), его нужно спросить что он этим хочет сказать. Если он под этим подразумевает, что он выходит из иудейства или христианства и входит в Ислам, то относительно него выносится суждение, что он муслим. Если впоследствии он обратится, то считается вероотступником (муртадд). Но если он подразумевает, что он якобы и так муслим – предавшийся Аллаhу, ибо он считает, что иудейство – предание Аллаhу и является истинной религией. В таком случае он не считается муслимом. Поэтому если какой-нибудь иудей или христианин произнесет свидетельство "Ля иляха илля Аллаh", то он не принимается за муслима, ибо они без этого не отрицают это слово и произносят его. Но если он произнесет свидетельство и конкретно скажет я выхожу из иудейства или христианства и вхожу в религию Мухаммада,
Ученик абу Ханифы, Мухаммад б. Хасан Шайбани в связи с этим говорит следующее: Хасан предал, что РасулуЛлаh, Когда Посланник, Мушрики признавали Аллаhа, но отвергали таухид. Вот как это объясняет Коран: "А если ты их спросишь, кто создал их, они, конечно, скажут: "Аллаh". До чего же они обольщены!" (Украшения(43), 87) "Когда им говорили: «Ля иляха илля Аллаh», – они превозносились". (Стоящие в Ряд(37), 35) "И дивились они, что пришел к ним увещатель из них. И говорили неверные: "Это – волшебник, лжец! Неужели он обратил божеств в Единственного Бога? Воистину, это – нечто удивительное!"". (Сад(38), 4-5)
Призыв Посланника, Но когда дело касается иудеев и христиан положение меняется. То, что они произнесут это свидетельство, не является доказательством того, что они стали муслимами. Ведь они так и так произносят это слово. Им мешает войти в Ислам другой куфр – они не признают посланничество Мухаммада, Сегодняшние иракские иудеи признают и эту основу из Ислама, они соглашаются, что Мухаммад,
“Он — тот, кто направил к простолюдинам (простецам, неграмотным) посланника из их числа”. (Сбор(62), 2)
Поэтому они не считаются муслимами, несмотря на то, что признают посланничество Мухаммада, (Китаб ас-Сийар аль-Кабир би Шарх аль-Аимма Мухаммад б. Ахмад Сарахси, том 1, стр. 1500)
Как видно из приведенных слов у каждого неверного имеется свой вид куфра и именно он мешает его входу в Ислам. Поэтому для каждого, вход в Ислам осуществляется по-разному, в зависимости от его куфра. Если человек признает таухид, но не признает посланничество, для того, чтобы мы считали его муслимом, он должен принять из всех основ религии посланничество. Если некто признает таухид, посланничество, но не делает такфир неверных, для входа в Ислам он должен принять такфир и т.д.
Ибн Хаджар в главе "Тот, кто не принимает фарды приглашается к покаянию, если не покается, то убивается" приводит хадис "Мне приказано сражаться с людьми...", а затем говорит: Этот хадис устанавливает запрет убийства того, кто сказал "Ля иляха илля Аллаh". Это верно, но становится ли муслимом тот, кто произносит это свидетельство. Предпочтительным объяснением является следующее: "Человек не становится муслимом, но попросту не убивается, ибо есть вероятность того, что он искренен. Его не убивают пока не испытают и его куфр не выйдет наружу. Но если обнаружится, что он искренне привязался к Посланнику (Фатх аль-Бари)
Багауи говорит: Если те, кто верует в двух или больше божеств, скажет "Ля иляха илля Аллаh" они принимаются за муслимов, затем их принуждают принять все положения Ислама и отвергнуть все ложные религии. Если свидетельство произнесут отрицающие посланничество, то это свидетельство недостаточно для того, чтобы он считался муслимом. Они должны добавить "Мухаммадун расулуЛлаh", тогда они принимаются за муслимов. Но все это недостаточно для того, кто утверждает, что Мухаммад (Найлюль-Аутар, том 9, стр 84)
Все эти высказывание показывают, что если, человек произносит "Ля иляха илля Аллаh", но совершает какой-нибудь куфр или ширк, то он не является муслимом, пока полностью не покинет свои куфры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|