Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Художественной направленности «Ради ритма»
Возраст обучающихся: 5-8 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
Бабкина Екатерина Андреевна
Орёл 2016 г.
Пояснительная записка.
Всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании является приоритетной задачей дополнительного образования. Цель дополнительного образования – создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала детей на основе интересов и способностей; приобщение к социально - культурным ценностям. Образование в сфере хореографии имеет огромное значение в воспитании учащихся.
Данная программа ориентирована на:
1. создание необходимых условий для личностного развития обучающихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения, так как в ходе обучения по данной программе они получают некоторый объем знаний и умений, учаться работать в коллективе, что в конечном счёте может повлиять на выбор дальней шей профессии.
2. удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством.
3. формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся через систему поощрений и мотивации;
4. обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся;
5. формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся.
Направленность (профиль) программы художественная.
Актуальность программы обусловлена современным социальным заказом на образование и задачами художественного образования. Своевременность программы объясняется необходимостью повышения социальной активности, ускорением физического, эстетического и интеллектуального развития, выявлением и развитием творческих способностей детей дошкольного возраста. Необходимость данной программы проявляется в структурировании и систематизации методического материла для повышения эффективности образовательного процесса на занятиях по ритмике. Каждое хореографическое произведение или сценическая композиция, осваиваемая в учебном курсе, требует от учащихся эмоциональности, творческой активности, мобилизации духовных и физических сил, что является важными характеристиками личности в современном мире. Программа отвечает, в рамках концепции модернизации образования, потребности общества в формировании компетентной, творческой и физически здоровой личности. Данная программа соответствует потребностям времени, так как её прохождение способствует развитию пространственного мышления, воображения и коммуникабельности, а эти личностные качества особенно необходимы в нынешний век современных технологий.
Отличительные особенности программы. Основными идеями, отличающими эту программу от существующих, являются: подбор различных ритмических движений в связи с возрастными особенностями детей, изучение образной танцевальной лексики, проведение тренингов, направленных на скорейшую социальную адаптацию в коллективе, соединение обучения хореографии с развитием личностных качеств обучающихся.
Адресат программы – обучающиеся 5-8лет, без каких-либо физических и психологических нарушений. В данном возрасте представляется возможным наиболее быстрое развитие природных физических данных: ширина шага, гибкость, высота прыжка, подъём и т.д. а также выявление особо одаренных обучающихся.
Объем и срок освоения программы.
Общее количество учебных часов: 288 ч, 18 мес.
1 год 144 ч 2 раза в неделю по 2 ч
2 год 144 ч 2 раза в неделю по 2 ч
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса. Возможны корректировки программы в связи с индивидуальными возможностями обучающихся или характеристики группы в целом. Обучение может осуществляться согласно индивидуальному учебному плану. Могут быть сделаны исключения относительно вопроса возраста обучающихся. При реализации программы используется принцип дифферинцации.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.
Общее количество часов в год: 144.
Количество часов и занятий в неделю: 4 часа в неделю, 2 ч в неделю.
Периодичность и продолжительность занятий: 2 раза в неделю 2 ч, по 30 мин.
Цель: формирование музыкального восприятия обучающихся средствами хореографии.
Задачи программы:
обучающие:
· обучение технике выполнения хореографических движений разных танцевальных направлений;
· изучение терминов классического и современного танца.
развивающие:
· развитие чувства ритма;
· совершенствование координации движений;
· развитие воображения;
· формирование потребности в творческой реализации;
воспитательные:
· формирование у детей уважительного отношения к танцевальной культуре своего народа и других стран;
· воспитание в детях следующих качеств: аккуратность, трудолюбие, самоконтроль;
· пропаганда здорового образа жизни.
·
Содержание программы
Календарный учебный график.
начало и окончание учебного года
количество учебных недель
количество часов в год
сроки проведения промежуточной аттестации
объем и срок освоения программы (общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения)
сентябрь-май
декабрь, май
сентябрь-май
декабрь, май
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ темы
Наименование разделов и тем.
Количество часов
Формы аттестации
в
с
е
г
о
т
е
о
р
и
я
п
р
а
к
т
и
к
а
Раздел 0. Введение
Закрытый показ. Контрольный урок с опросом и практическими заданиями.
0.1
Вводное занятие
0.2
Вводный инструктаж по технике безопасности
-
Раздел 1. Основы музыкальной грамоты
1.1
Понятие о звуке (низкие, средние, высокие). Соотношение музыки и худ. образа (медведь, путник, птица).
1.2
Характер музыки (грустный, веселый и т.д.)
1.3
Динамические оттенки (громко, тихо)
1.4
Музыкальный размер (2/4, 4/4)
1.5
Знакомство с длительностью звуков (ноты): целая, половинная, четвертная, восьмая
1.6
Музыкальный темп (быстрый, медленный, умеренный)
1.7
Понятие «сильная доля»
-
1.8
Понятие «музыкальная фраза»
1.9
Упражнения в музыкальном счёте
Раздел 2. Упражнения на ориентировку в пространстве
Закрытый показ. Контрольный урок с опросом и практическими заданиями и этюдами
2.1.
Понятие «ракурс», «точка». Нумерация точек. Счёт до 8.
2.2
Линии. Определение понятия. Игра найди своё место.
2.3
Колонна. Правила ровнения. Использование разметки пола и подручных материалов.
2.4
Шеренга. Правила ровнения. Использование разметки пола и подручных материалов.
2.5
Круг. Художественные образы, связанные с этой формой.
Раздел 3. Изучение вариантов преподношения танцевальной лексики.
Выступление с хореографической композицией.
3.1
Повторение понятия «ракурс».
-
3.2
Понятие «синхрон».
3.3
Исполнение движение волной.
3.4
Понятие «перекличка». Диалог.
3.5
Упражнения на копирование движений другого человека. Зеркало.
-
Раздел 4. Танцевальные движения
Открытый урок.
4.1.
Поклон: простой по 6 и 1 позиции. С наклоном головы и plie.
-
4.2.
Шаги: маршевый шаг, шаг с пятки, шаг сценический, шаг на высоких полупальцах, шаг на полупальцах с высоко поднятым коленом вперед
4.3.
Бег: сценический, на полупальцах, легкий шаг (ноги назад), на месте
-
4.4.
Прыжки: на месте по VI позиции, с продвижением вперед, в повороте на 1/4
4.4.
Работа рук: понятие «правая» и «левая» рука, положение рук на талии, перед грудью, положение рук в кулаки
4.6.
Позиции ног: понятие «правая» и «левая» нога, первая позиция свободная, первая позиция параллельная, вторая позиция параллельная
4.7
Работа головы: наклоны и повороты
-
4.8
Движения корпуса: наклоны вперед, назад, в сторону, с сочетанием работы головы
-
4.9
Музыкально ритмические упражнения: притопы (простой, двойной, тройной), хлопки (в ладоши простые, в ритмическом рисунке, в парах с партнером), изучение ударов стопой в сочетании с хлопками (стоя на месте).
Раздел 5. Игры к каждому разделу
Открытый урок.
5.1
Основы музыкальной грамоты «Угадай кто идёт» (высота звука и соотношение его с персонажем- медведь, путник, птица).
Игра «красим забор» (определение высоты)
Игра надувай шарик. (отображение громкости).
5.2
Упражнения на ориентировку в пространстве.Игра найди своё место. Игра нарисуй фигуру, нарисуй букву. (на развитие пространства). Ручеек. Путаница.
5.3
Изучение вариантов преподношения танцевальной лексики.Игра «спина-лицо и перевёртыши». Долгая связь (прием волна). Сломанный телефон. Зеркало. Тень. Кто кого переспорит (диалог).
5.4
Танцевальные движения. Игра «поклонимся на балу». Игра «большие ножки-маленькие ножки». «Допрыгни до потолка».
5.5
Игры для общего развития «Телевизор», «Ёлочки-пенечки», «Жираф», «Море волнуется», «Кошки-мышки», «Крокодил», «да/нет и гуси», «День/ночь».
Раздел 6. Воспитательный блок
6.1
Инструктаж по технике безопасности в танцевальном классе, на улице, ПДД.
-
6.2
Воспитательные беседы, экскурсии
6.3
Мероприятия внутри коллектива и за его пределами, правила поведения, анализ.
-
Годовая аттестация, открытый урок.
-
Всего часов в год
2 год обучения
№ темы
Наименование разделов и тем.
Количество часов
Формы аттестации
в
с
е
г
о
т
е
о
р
и
я
п
р
а
к
т
и
к
а
Раздел 0. Введение
Закрытый показ. Контрольный урок с опросом и практическими заданиями.
0.1
Вводное занятие
0.2
Инструктаж по технике безопасности
-
Раздел 1. Основы музыкальной грамоты
1.1
Качество звука. Отображение различных инструментов.
1.2
Отображение эмоций в музыке. Понятия «мажор» и «минор».
1.3
Динамические оттенки (громко, тихо). Понятие амплитуды движения. Понятие кинесфера.
1.4
Музыкальный размер (2/4, 4/4, ¾, 6/8)
1.5
Знакомство с длительностью звуков (ноты): целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая, тридцать вторая
1.6
Понятие «ритм»
-
1.7
Понятие «сильная доля», «слабая доля».
-
1.8
Понятие «основная мелодия», «второй голос», «акцент в музыке».
1.9
Упражнения в музыкальном счёте
-
Раздел 2. Упражнения на ориентировку в пространстве
Закрытый показ. Контрольный урок с опросом и практическими заданиями и этюдами
2.1.
Понятие ракурс. Открытые-закрытые позы. «Замки».
2.2
Использование одновременно сразу несколько ракурсов, применение изоляции центров тела.
2.3
Линии: колонна и шеренга. Правила ровнения. Без использования разметки пола и подручных материалов.
2.4
Диагональ. Правила ровнения.
2.5
.Усложненные варианты круговых рисунков.
-
2.6
Составление сложных фигур. Симметричные и несимметричные рисунки.
Раздел 3. Изучение вариантов преподношения танцевальной лексики.
Выступление с хореографической композицией.
3.1
Понятие уровень.
3.2
Понятие план.
3.3
Исполнение движений асинхронно.
3.4
Понятие перекличка. Диалог. Контрапункт.
3.5
Упражнения на копирование движений другого человека. Зеркало.Тень.
-
Раздел 4. Танцевальные движения
Открытый урок.
4.1.
Поклон: сложный с использованием 4 позиции. С наклоном головы и plie на 1 ноге.
-
4.2.
Шаги: маршевый шаг, шаг с пятки, шаг сценический, шаг на высоких полупальцах, шаг на полупальцах с высоко поднятым коленом вперед, шаг с захлестом назад, понятие браш, глайд, шаги в джаз и рок манере.
4.3.
Методика исполнения прыжков.
-
4.4.
Прыжки: на месте по VI позиции, с продвижением вперед, в повороте на ¼, поджатые и поджатые в повороте, прыжки с 2ног на 1.
4.4.
Работа рук: положение рук на талии, перед грудью, положение рук в кулаки, положение рук в паре, руки как часть рисунка танца.
-
4.6.
Позиции ног:, первая позиция свободная, первая позиция параллельная, вторая позиция параллельная, третья, четвертая и пятая позиции.
4.7
Работа диафрагмы.
-
4.8
Движения корпуса: roll up, roll down, flat back, twist.
4.9
Музыкально ритмические упражнения: хлопки (в ладоши простые, в ритмическом рисунке, в парах с партнером), изучение ударов стопой в сочетании с хлопками (стоя на месте), синкопированные ритмы. Игра эхо.
Раздел 5. Игры к каждому разделу
Открытый урок.
5.1
Основы музыкальной грамоты «Оркестр»
Игра «Маска» (определение эмоциональной окраски)
Игра надувай шарик. (отображение громкости).
5.2
Упражнения на ориентировку в пространстве.Игра нарисуй фигуру, нарисуй букву. (на развитие пространства). Кукла на шарнирах.
5.3
Изучение вариантов преподношения танцевальной лексики.Игра «спина-лицо и перевёртыши». Долгая связь (прием волна). Сломанный телефон. Зеркало. Тень. Кто кого переспорит (диалог).
5.4
Танцевальные движения. Игра «поклонимся на балу». Игра «большие ножки-маленькие ножки». Допрыгни до потолка. Игра эхо.
5.5
Игры для общего развития «Телевизор», «Ёлочки-пенечки», «Жираф», «Море волнуется», «Кошки-мышки», «Крокодил», «да/нет и гуси», «День/ночь», «Пигмалион».
Раздел 6. Воспитательный блок
Опрос обучающихся
6.1
Инструктаж по технике безопасности в танцевальном классе, на улице, ПДД.
-
6.2
Воспитательные беседы, экскурсии
6.3
Мероприятия внутри коллектива и за его пределами, правила поведения, анализ.
-
Годовая аттестация, открытый урок.
-
Всего часов в год
Содержание учебного плана.
1 год.
Раздел 0. Введение 3ч.
Теория: 2ч.
Практика:1ч.
Вводное занятие. Вводный инструктаж по технике безопасности.