Усовершенствованная система работы над изложением
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Роль изложений в развитии речи Изложение используется в начальных классах общеобразовательной школы как один из основных видов классной учебной работы по развитию речи учащихся, способствует формированию и закреплению у них навыков правописания и стилистики. Термин изложение охватывает ряд устных и письменных упражнений: от почти дословного пересказа небольшого по объёму текста до краткой передачи содержания целого произведения. · приучает детей излагать текст сознательно, последовательно, правильно, содержательно; · развивает логическое мышление; · обогащает речь, активизирует словарь; · формирует умение правильно составлять предложения.
Виды изложений в начальной школе и их классификация Программа предусматривает для II класса изложение под руководством учителя небольшого текста (30—40 слов) по вопросам или по данному плану из 2—3 пунктов; для III класса — изложение текста (40—60 слов) по плану, составленному коллективно, из 3—5 пунктов; для IV класса — подробное и сжатое изложение текста из 70—90 слов по плану, составленному самостоятельно, а также изложение прочитанного с изменением формы.
В методической литературе встречаются различные термины, обозначающие виды изложений: (их около 20)
· изложение по вопросам, включающим слова для ответа, · изложение по вопросам, подсказывающим слова для ответа, · изложение по вопросам, со свободной передачей текста, · изложение на основе коллективного озаглавливания частей рассказа, · изложение с использованием картинного плана, · изложение по готовому плану, · изложение по измененному плану, · изложение по коллективно составленному плану,
· изложения по самостоятельно составленному плану, · подробное изложение, · сжатое изложение, · свободное изложение, · выборочное изложение, · изложение с элементами описания, · изложение с грамматическим заданием, · сокращенное изложение, · изложение по данному началу · обучающее изложение, · контрольное изложение,
Из данного списка видно что, у авторов методических пособий нет единства в обозначении видов изложений. Обобщив опыт учителей-методистов можно представить классификацию изложений в виде следующей схемы:
Требования к текстам для изложений
Во-первых, содержание текста должно обогащать учащихся знаниями о явлениях окружающей природы и общественной жизни, расширять познавательный опыт учащихся, формировать их мировоззрение, способствовать эстетическому воспитанию и формированию моральных качеств. Во-вторых, тексты должны быть доступны и интересны детям, не перегружены новыми для них трудными словами и оборотами речи, требующими сложного и длительного разъяснения. В-третьих, текст для изложения должен быть несложным по композиции, с небольшим количеством действующих лиц.
Усовершенствованная система работы над изложением Казалось бы на сегодняшний день, есть определенная методика работы над изложением, тексты для изложений даны в учебниках и пособиях, но обучение остается на низком уровне, высок процент детских работ низкого качества, некоторые школьники и вовсе не справляются с заданием. Для облегчения работы изложение нередко пишется коллективно: всему классу прочитывается текст, проводится беседа, составляется единый для всех план. Поскольку ответы учащихся на один и тот же вопрос учителя бывают практически одинаковыми, то и весь текст оказывается тоже одинаковым у всех. Нередко, особенно во II классе, полученный текст даже записывается на доске, а затем списывается учениками в тетради.
Такое положение бывает иногда неизбежно, но нельзя превращать такое натаскивание в метод. Не должно иметь места и предварительное проговаривание текста, общего для всех, сильными учениками непосредственно перед письмом. При такой подготовке тексты оказываются близнецами, они почти дословно повторяют текст, составленный коллективно. Но и этот коллективный текст на самом деле составляется не всем классом, а 2—3 сильными учащимися. Остальные дети остаются пассивными, а если и принимают участие в составлении текста, то их предложения часто отвергаются как недостаточно хорошие: отдается предпочтение образцам, составленным сильными. Не удивительно, что слабо развитые в речевом отношении дети нередко уклоняются от участия в коллективном составлении текста. Они предпочитают повторить текст, составленный другими, и пишут не изложение художественного образца, а пересказ пересказа. Рассмотрим вопрос о том, как можно усовершенствовать сложившуюся методику работы над изложением на каждом этапе, сделать ее эффективной, творческой для каждого ученика.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|