Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Комплекс подготовительных упражнений




Программой написание изложений предусмотрено во II – IV классах. Но уже в первом классе на уроках нужно включать упражнения, которые подготавливают к этому школьников, развивают речь. Для того чтобы работа не стала однообразной и скучной, необходимо использовать различные виды упражнений для формирования умений.

Для работы на уроках русского языка я предлагаю использовать следующие виды упражнений:

 

1. Обозначение границ предложения (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

2. Письменные ответы на вопросы словами, имеющимися в вопросе (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

3. Письменные ответы на вопросы с подбором новых слов (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

4. Письменные ответы на вопросы самостоятельно составленными предложениями (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

5. Письменные ответы на вопросы, охватывающие не все содержание текста (ПРИЛОЖЕНИЕ 6)

6. Восстановление деформированных предложений (ПРИЛОЖЕНИЕ 7)

7. Восстановление деформированного текста (ПРИЛОЖЕНИЕ 8)

8. Восстановление деформированного текста из деформированных предложений (ПРИЛОЖЕНИЕ 9)

9. Восстановленный диктант (ПРИЛОЖЕНИЕ 10)

10. Подбор синонимов, антонимов, перифраз, фразеологизмов (ПРИЛОЖЕНИЕ 11)

11. Устный пересказ текста по плану

12. Устный пересказ текста по картинному плану (ПРИЛОЖЕНИЕ 12)

13. Работа с деформированным планом (ПРИЛОЖЕНИЕ 13)

14. Составление плана (ПРИЛОЖЕНИЕ 14)

15. Озаглавливание текста

16. Редактирование текста* (ПРИЛОЖЕНИЕ 15)

Комплекс упражнений призван повысить уровень мыслительной активности учащихся в процессе подготовительной работы, заинтересовать детей, связать эту работу с изучаемым грамматическим материалом, сделать ее разнообразной.

 

Пути повышения творческой активности школьников

В изложении сталкиваются две на первый взгляд противо­положные задачи: подражание образцу и творчество. Следует ли стремиться к наибольшему сходству детского изложения с тем образцом, которому школьник подражал, или нужно ориен­тировать детей на самостоятельную и творческую перестройку текста писателя?

По-видимому, правильное решение задачи находится в се­редине, между этими крайними позициями, так как ни дослов­ное повторение образца, ни пренебрежительное отношение к нему сами по себе не могут привести к хорошим результатам. Изложение служит как бы посредником между учеником и пи­сателем в развитии речи первого.

Развить самостоятельность и творчество учащихся, сформировать умения передавать свои мысли и знания невозможно, если проводить только лишь   из­ложения.  Нужны  условия,  чтобы   ученик   мог   выражать    свои

мысли самостоятельно. К. Д. Ушинский в книге «Человек как предмет воспитания» писал: «Нет сомнения, что дети более все­го учатся, подражая,

но ошибочно было бы думать, что из под­ражания сама собой вырастет самостоятельная деятельность. Подражание дает много материала для самостоятельной    дея­тельности,   но   если бы  не было самостоятельной

деятельности, независимой от подражания, то нечему было бы и подражать».

 

*Дидактический материал представлен в приложении.

 

Такого же мнения придерживался Л. Н. Толстой: «Если уче­ник в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало та­ких, которые, научившись копировать, умели сделать самостоя­тельное приложение этих сведений».

Средства языка, усвоенные по образцам, т. е. подражанием, становятся инстру­ментом творческой деятельности школьника, в речи, в диалоге, в рассказе, письменном сочинении и других самостоятельных формах. Таким образом, изложение является переходным этапом к самостоятельным сочинениям.

 

 

                                             ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Памятка 1

 

1. Соответствует ли содержание текста теме? Ясно ли передал смысл?

2. Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная мысль?

3. Нет ли в тексте лишних фактов, предло­жений, неоправданных повторов одних и тех же слов?

4. Логично ли построен текст, не надо ли что-то переставить?

5. Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние предложения? Выделены ли части текста красной строкой?

6. Хорошо ли построены предложения?

7. Интересно и понятно ли все изложение слушателю?

 

 

Памятка 2

1. Проверь, не пропустил ли ты буквы.

2. Правильно ли написал безударные глас­ные?

3. Проверь слова со звонкими и глухими согласными.

4. Сравни написание слов в тетради и на доске (на карточке)

Не уверен — спроси учителя!

 

                                                  ПРИЛОЖЕНИЕ 2

                        (Обозначение границ предложения)

 

Спала кошка на крыше она сжала лапки села около кошки птичка не сиди близко, птичка кошки очень хитры

 

Несла девочка ведро воды ведро было худое вода текла на землю а девочка была рада ей нести стало легче пришла она домой, а воды нет

 

Осень пришла

Пришла осень стало холодно листья на деревьях пожелтели и стали опадать они покрыли землю разноцветным ковром перелетные птицы улетают на юг

 

Пролетело лето наступило первое сентября подружки пришли в школу их с улыбкой встречала учительница

 

Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетают в теплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной

 

Быстро летело время наступила осень от инея пожелтели березки покраснели осины вода в реке потемнела холодный осенний ветер обрывал листья с деревьев небо часто покрывалось тяжелыми облаками шел мелкий дождь стаи птиц неслись на юг

 

Друзья

Стояли сильные морозы голодно и холодно было в лесу однажды Коля увидел в лесу олениху она с трудом передвигалась по снегу Коля стал осторожно подходить к животному скоро олениха взяла из рук мальчика овес утром Коля принес ей угощение она стала лизать соль олениха привыкла к мальчику на зов она выходила из березняка

 

В лесу

Тихо в лесу только иногда прокукует где-то кукушка, пропоет свою звонкую песенку малиновка в изумрудной траве прыгают веселые лягушата вот муравей тащит гусеницу около корней дуба уютно устроился еж бабочка перелетает с цветка на цветок дремлют под кустом жимолости зайчата а чей рыжий хвост мелькает в траве это на охоту вышла лисица

 

 

                                              

 

                                           ПРИЛОЖЕНИЕ 3

(Письменные ответы на вопросы словами, имеющимися в вопросе)

 

Ежик.

Дедушка подарил детям ежика. Летом он жил в сенях. Зимой еж уснул в норе. Придет ежик весной голодный. Берегитесь, мыши!

Анализ.

1. Почему рассказ кончается словами «Берегитесь, мыши!»?

2. Как надо произнести это предложение, чтобы видно было, что мышам придется пло­хо?

3. Какое предложение в этом рассказе нам объясняет, почему теперь еж будет ловить много мышей?

4. Почему еж очень голоден?

Вопросы для составления предложений

1. Кого дедушка подарил детям? 2. Где еж жил летом? 3. Где он уснул зимой? 4. Какой придет ежик весной? ежика в сенях в норе голодный

Умная галка

Захотела галка пить. Заметила она на столе кувшин с водой. В кувшине было мало воды. Галка не могла достать ее. Тогда галка стала кидать в кувшин камешки. Вода в кувшине поднялась. Галка смогла напиться.

Анализ.

1. Что захотела сделать галка?

2. По­чему она не смогла сразу попить из кувшина?

3. Какой выход нашла галка?

4. Объясните, как вы понимаете название рассказа.

Вопросы для составления предложений

1. Что захотела галка? 2. Что заметила она на столе? 3. Сколько воды было в кувшине? 4. Что не могла сделать галка? 5. Что тогда стала делать галка? 6. Что стало с водой? 7. Что смогла сделать галка? пить кувшин с водой мало достать воду кидать камешки поднялась напиться

Гнездо

Миша и Саша пошли в рощу. В кустах крушины они нашли гнездо. В гнезде пищали птенцы. Над кустами кружилась и тревожно кричала птица. Она при­несла пищу малышам. Ребята отошли от гнезда.

Анализ.

1. Что обнаружили Миша и Саша в кустах крушины?

2. Почему мальчики отошли от гнезда?

Вопросы для составления предложений

1. Куда пошли Миша и Саша? 2. Что они нашли в кустах крушины? 3. Кто пищал в гнезде?                                            4. Кто кружился и тревожно кричал над кустами?                                       5. Что она принесла малышам?            6. Что сделали ребята?                           в рощу гнездо птенцы птица пищу отошли от гнезда

 

Ручная белка

 

Жила у Вовы ручная белка. Она свила себе гнездо на лыжах. Лыжи были подвешены к стене. Хорошо устроилась белочка в своем гнезде.

Вопросы для составления предложений

1. Кто жил у Вовы?

2. Где свила себе гнездо белка?

3. Где были подвешены лыжи?

4. Как устроилась белочка в своем гнезде?

Живой уголок

 

Школьники устроили живой уголок. Там живут кролики и белка. Ребята ухаживают за животными. Кроликам они дают морковку и капусту. Белке приносят орехи и грибы.

Вопросы для составления предложений

1. Кто устроил живой уголок?

2. Кто там живет?

3. Кто ухаживает за животными?

4. Что дети дают кроликам?

5. Что они приносят белке?

 

Русские избы

 

Русские люди всегда жили в избах. Мастера-плотники рубили избу из еловых или сосновых бревен. Крышу делали из тесаных досок. На крыше ставили резной деревянный конек. Столбики крыльца и наличники окон тоже были резные.

Вопросы для составления предложений

1. Где жили русские люди?

2. Из чего рубили мастера-плотники избу?

3. Что они ставили на крыше?

4. Какие были столбики крыльца и наличники окон?

 

Случай в лесу

 

Ходили ребята по лесу и собирали грибы. Набрали полные корзинки. Вышли на полянку, сели и стали грибы считать. Вдруг в кустах что-то зашуршало. Дети испугались. А это Шарик разыскал их в лесу.

Вопросы для составления предложений

1. Что делали ребята в лесу?

2. Сколько они набрали грибов?

3. Что они стали делать на полянке?

4. Что они услышали в кустах?

5. Кто напугал ребят?

 

                                          ПРИЛОЖЕНИЕ 4

(Письменные ответы на вопросы с подбором новых слов)

Кролики.

 

Сережа получил в подарок кроликов. Зимой кролики жили в чулане. Летом Сережа поехал в деревню. Он взял с собой своих пи­томцев. Скоро вывелись крольчата. Мальчик кормит зверьков овощами и травой.

Вопросы для составления предложений

1. Какой подарок получил Сережа?

2. Где жили кролики зимой?

3. Что сделал Сережа летом?

4. Когда вывелись крольчата?

5. Чем мальчик кормит зверьков?

 

Кто хозяин Жука?

 

У Жоры и Захара жила собака Жук. Каждый хотел стать хозяином Жука. Однажды мальчики гуляли в лесу. На Жука напали овчарки. Жора испугался и залез на дерево. Захар взял палку и стал защищать Жука. Кто же хозяин Жука?

 

Вопросы для составления предложений

1. Где гуляли мальчики?

2. Кто напал на собаку?

3. Что сделал Жора?

4. Кто стал защищать Жука?

 

Котята

 

На столе стояла кружка с молоком. Зина накрыла молоко салфеткой и ушла. А возле стола играли котята. Один котенок схватил салфетку и потащил. Кружка упала на пол. Молоко разлилось. Котята и рады. Они стали лакать молоко. Напились молока и уснули.

Вопросы для составления предложений

1. Где стояла кружка с молоком?

2. Чем накрыла Зина молоко?

3. Кто играл возле стола?

4. Что сделал один котенок?

5. Куда упала кружка?

6. Что случилось с молоком?

7. Как вели себя маленькие проказники?

 

Летом

 

Летом мальчики часто ходили в лес за грибами. Раз Леша набрал полную корзинку белых грибов. Потом он стал помогать товарищам искать грибы. Ребята долго гуляли по лесу. Они пели веселые песни и играли в прят­ки. Вечером мама жарила грибы.

Вопросы для составления предложений

1. Куда ходили мальчики летом?

2. Сколько грибов набрал Леша?

3. Кому он помогал искать грибы?

4. Как развлекались ребята в лесу?

5. Что приготовила им мама на ужин?

 

Птичка с усами

 

Вася читал на балконе книгу. Он увидел птичку. У птички изо рта торчала шерсть. Шерсть казалась уса­ми. Птичка несла в клюве шерсть в гнездо.

Вопросы для составления предложений

1. Где Вася читал книгу?

2. Кого он увидал?

3. Почему шерсть казалась усами?

4. Куда несла птичка шерсть?

 

Синичка

 

Это было зимой. К окну дома прилетела синичка. У окна стояли дети. Им стало жалко синичку. Дети открыли форточку. Синичка влетела в комнату. Птичка была голодна. Она стала клевать хлебные крошки на столе.

Вопросы для составления предложений

1. Когда это было?

2. Куда прилетела синичка?

3. Кто стоял у окна?

4. Что сделали дети?

5. Что делала синичка в комнате?

 

Находка

 

Коля и Витя гуляли в лесу. Мальчики забрались в самую чащу. Там они увидели щенка. Щенок жалоб­но пищал. Ребята взяли щенка домой. Коля принес щенку молока. Щенок поел и уснул.

Вопросы для составления предложений

1. Где ребята нашли щенка?

2. Куда они его принесли?

3. Почему щенок успокоился и уснул?

 

                                       

                                             

 

                                       ПРИЛОЖЕНИЕ 5

(Письменные ответы на вопросы самостоятельно

                                                      составленными предложениями)

 

Сорока

 

На изгородь села сорока. Красивая, в черной шубке, в белом фартучке. Сорока стала стрекотать. Тут выскочил пес снежок. Он звонко залаял. Сорока улетела.

 

Вопросы для составления предложений

1. Куда села сорока?

2. Какая была сорока?

3. Что она стала делать?

4. Почему сорока улетела?

 

На далеком севере

 

Далеко на севере живут эвенки. Природа там очень суровая. Зима долгая и холодная. Лето короткое. Че­тыре месяца длится ночь. Но люди привыкли к холоду. Они носят меховую одежду. Эвенки заняты охотой на зверей.

Вопросы для составления предложений

1. Где живут эвенки?

2. Какая природа на севере?

3. Чем занимаются эвенки?

 

Ворон

 

Ворон свил гнездо на дереве. Собака Тинка часто подбегала к дереву и лаяла на ворона. Ворон молча смотрел на собаку. Потом ворон сам стал подражать лаю собаки. Увидит издали Тинку и начнет лаять.

Вопросы для составления предложений

1. Где ворон свил гнездо?

2. Что делала собака Тинка около дерева?

3. Чему научился ворон у собаки?

 

Товарищи

 

У Пети заболела мама. Ее отвезли в больницу. Петя остался один. Что делать? Как он будет жить без мамы? На помощь пришли школьные товарищи. Ребята помо­гали Пете убирать комнату, готовить обед. Мама бла­годарила ребят за помощь.

Вопросы для составления предложений

1. Что случилось с Петиной мамой?

2. Кто пришел мальчику на помощь?

 

 

В заповеднике

 

Юлия Ивановна работала в заповеднике. Птицы ее не боялись. Особенно привык к ней журавль. Станет Юлия Ивановна тихонько напевать, и журавль начнет свой танец. Он распускает крылья, поднимает ноги, топчется, кланяется. Потом пойдет провожать Юлию Ивановну.

Вопросы для составления предложений

1. Где работала Юлия Ивановна?

2. Как относились к ней птицы?

3. Как вел себя журавль, когда Юлия Ивановна на­певала?

4. Что делал журавль после танца?

 

Пчелы

 

В саду стояли ульи. Захотелось Вите достать из улья меду. Просунул он в улей руку да как закричит! Пчелы больно ужалили шалуна. На крик прибежал дядя Се­мен и отогнал пчел.

Вопросы для составления предложений

1. Где стояли ульи?

2. Что хотел сделать Витя?

3. Что с ним случилось?

4. Кто выручил мальчика из беды?

 

Храбрый дрозд

 

Кот Васька на птиц охотится. Заметил кот гнездо дрозда. Глазки Васьки заблестели. Влез к дуплу и запустил лапу. Птица бросилась на разбойника. Дрозд стал клевать его. Кот струсил и пустился бежать.

Вопросы для составления предложений

1. Что делал Васька?

2. Как дрозд защищал свое гнездо?

3. Что случилось с котом?

 

Цветочные часы

 

Маша и Лида гуляли у пруда. На воде плавали бе­лые кувшинки. Лида стала звать Машу домой. Маша хотела еще погулять. Лида показала ей на белые кув­шинки. Они закрылись. Значит, время уже пять часов вечера.

Вопросы для составления предложений

1. Где гуляли Маша и Лида?

2. Какие цветы плавали на пруду?

3. Почему Лида стала звать Машу домой?

4. Как узнала Лида время?

 

                                           

 

                                            ПРИЛОЖЕНИЕ 6

(Письменные ответы на вопросы, охватывающие не все содержание текста)

 

Цыплята и капуста.

 

В огороде напали на капусту гусеницы. Мама стала собирать вредителей в банку.

Вдруг она видит: идет Виталик и несет корзину. А в корзине цыплята.

Выпустил их мальчик на грядки. Молодые петушки и курочки начали клевать гусениц.

Быстро очистили цыплята капусту от гу­сениц.

Анализ.

Какой вред причиняли гусеницы?

Как Виталик помог маме?

По­чему рассказ назван «Цыплята и капуста»?

 

Вопросы для письменных ответов:

1. Кто напал на капусту?

2. Кого принес Виталик в огород?

3. Что сделали цыплята?

 

Сказка в лесу

 

Великий сказочник Андерсен гулял по лесу. На поляне он увидел много грибов. Вечером он вернулся на поляну. Под каждый гриб он спрятал конфету или ленточку. Под одним восковой цветок, под другим — наперсток. Здесь — пряник, там — яблоко.

Утром сказочник привел на поляну дочку лесника. Ей было семь лет. Под каждым грибком она находила подарок. Не было только пряника. Его, наверное, унесла ворона. Глаза девочки горели восторгом. А сказочник сказал ей, что эти подарки спрятали гномы.

Анализ.

Где вы читали о добрых человечках — гномах?

Что писал для де­тей Андерсен?

Что сделал Андерсен для девочки?

 

Вопросы для пересказа и изложения:

1. Кого привел в лес сказочник Андерсен?

2. Сколько лет было девочке?

3. Что находила девочка на поляне?

4. Как сказано про радость девочки?

5. Чему поверила ма­лютка?

 

 

                                          ПРИЛОЖЕНИЕ 7

           (Восстановление деформированных предложений)

Снежная кукла.

 

Зимой дети... на пруду. Они из снега слепили.... Руки у них.... Зато кукла вышла.... Глаза —.... Нос —....

Слова для вставки:  угольки, играли, славная, куклу, зябли, морковка.

Анализ.

1. Почему кукла названа «славной»?

2. Как ребята разукрасили ее го­лову?

Вставьте слова и запишите предложения.

 

Ворона Кара.

 

Была у нас ворона Кара. Она клювом листала книгу. Ворона считала на счетах. Кара ловко снимала кольца со столбика.

Анализ.

1. Умела ли Кара на самом деле читать и считать?

2. Что еще она лов­ко делала?

3. Кто обучил всему этому ворону?

Ворона, нас, у, была, Кара

книгу, она, клювом, листала

считала, на счетах, ворона

со столбика, снимала, ловко, Кара, кольца

Составьте из слов предложения и запишите.

Прочитайте вопросы.   1. Где жил ежик? 2. Что грызет пес шарик? 3. Кто жует сено? 4. У кого клюв острый? 5. Куда идут дети? 6. Какая туча плыла по небу? Составь и запиши ответы на вопросы, используя данные слова. под, елкой, ежик, жил грызет, пес, кость, Шарик наша, сено, жует, Буренка острый, клюв, у, грача идут, в, дети, рощу плыла, по, темная, небу, туча

 

Прочитайте вопросы.     У кого были котята? Как их звали   Где паслась корова Буренка?      Что любит Буренка? Кого Алеша ведет к пруду? Что будет Алеша делать?   Кто сторожит дом? Где спит Жучка? Составь и запиши ответы на вопросы, используя данные слова.   кошки, были, Мурки, у, котята; Мурзик, Васька, звали, и, их;   Буренка, на, паслась, ко­рова, лугу; сочную, траву, она, любит; Орлика, пруду, к, ведет, Алеша; Орлика, купать, Алеша, будет;   дом, сторожит, Жучка; Жучка, на, крыльце, спит

Составьте из слов предложения и запишите.

Марина, у, кукла, была

Звали, Лара, куклу

 

высокие, в, растут, ели, лесу

нора, ели, около, енота

 

у, набухли, ивы, почки

у, пушистый, лисы, хвост

за, рос, старым, домом, клен

лосенок, ветки, осины, жует

к, реке, лось, идет, могучий

ежи, в, шуршат, траве, сухой

у, есть, Ромы, Мурка, кошка

клена, у, листочки, красивые

тихо, старые,  шумели, сосны

репа, соком, спелая, налилась

белка, на, зиму, орехи, запасла

громко, птенцы, в, пищат, гнезде

застучали, капли, частые, дождя

под, ждут, зайчата, кустом, зайчиху

летом, часто, в, ходили, рощу, дети

бабушка, чай, пить, душистый, села

ежик, на, вышел, тропку, маленький

в, зацвели, душистые, ландыши, лесу

ветки, от, гнулись, ягод, тонкие, красных

по реки, краям, в, льдины, кучу, сгрудились

от, ушки, зайчишка, прижал, страха, робкий

пестрый, шуршал, листьев, под, ковер, ногами

лесных, сковал, на, мороз, лужи, ледком, дорожках

верблюд, пустыни, колючие, жесткие, растения, ест

утро, сыпал, кормушку, каждое, зимой, Сережа, зерно, в

по, разноцветная, дугой, радуга, голубому, протянулась, небу

 

                                          ПРИЛОЖЕНИЕ 8

                 (Восстановление деформированного текста)

 

Муравей.

 

Муравей нашел зерно. Оно было тяжелое. Муравей позвал то­варищей. Дружно тащат муравьи зерно домой.

Анализ.

1. Как называется дом муравьев?

2. О каких товарищах здесь говорит­ся?

3. Что сделали муравьи вместе?

Вопросы для составления текста

1. Что узнали о муравье?

2. Что узнали о зерне?

3. Кого позвал муравей?

4. О чем надо сказать в последнем пред­ложении?

 

Лиса.

 

Шла лиса по лесу. Вдруг она почуяла запах мяса. Побежала лиса на запах. А капкан цап лису за лапу!

Анализ.

1. Куда попала лиса?

2. Как в рассказе сказано о том, что она попала в капкан?

3. Почему лиса приблизилась к капкану?

4. Где это было?

5. В какой части рассказа сказано, что дело было в лесу?

 

Расположить предложения так, чтобы получился текст.

 

Там есть сказки.

Мама купила Коле книгу.

Он умеет читать.

Коле шесть лет.

 

Ласточка позвала других ласточек и выгнала стрижа.

Влетел в гнездо стриж и сел.

Ласточка строила гнездо.

 

Встал Миша, отряхнулся.

Весело ребятам зимой!

Миша въехал в сугроб и упал.

Ребята катались на лыжах с горы.

Подъехал Вася и смеется.

 

 

Она подавилась косточкой.

Девочка валя ела рыбу.

Приехал доктор.

У Вали из глаз текли слезы.

Он достал щипчики и вынул из горла косточку.

 

Муравей сел на ветку и спасся.

Он хотел напиться.

Волна захлестнула его.

Она увидала муравья и бросила ветку.

Муравей спустился к ручью.

Голубка несла ветку.

 

Жучка захотела отнять у нее кость.

Жучка бежала через мост.

Ту кость не взяла и свою потеряла.

Жучка подумала, что это другая собака.

Она несла кость.

Она выпустила свою, чтобы взять ту.

В воде Жучка увидела свою тень.

 

 

Друзья

 

Саша каждый день навещал товарища. Саша и Сережа – друзья. Они вместе делали уроки, играли в шахматы. Они учатся в одном классе. Однажды Сережа заболел.

 

 

Мальчик передал девочке портфель и помог старушке встать. На улице было скользко. Впереди них шла старушка. Из школы шли мальчик и девочка. Старушка поскользнулась и упала.

 

 

Там тетерева наелись березовых почек. Стая птиц полетела на лесную полянку. Утром проснулись тетерева и удивились. Потом они нырнули в мягкий снег. Кругом был снег. Теперь у птиц есть убежище от врагов.

 

 

Он разгребал лапками муравьиную кучу. Так дрозд освобождался от насекомых-паразитов. По муравейнику прыгал дрозд. Муравьи быстро «вычесывают» все, что скопилось под крыльями, и опрыскивают тело кислотой. Птица вытянула в стороны крылья и посидела минут десять. Такие муравьиные ванны принимают многие лес­ные птицы.

 

Дети и взрослые разводят костры в лесу и забывают их затушить. Часто лесные пожары возникают по вине людей. Берегите лес от пожара! Искры от непога­шенных костров вызывают новые пожары. От пожара гибнут растения, звери и птицы. Долгие годы растет на пожарище новый лес.

 

 

Прочитайте. Расположите части по порядку, запишите текст.

Золотой дождь.

 

Шумит в лесу золотой дождь. Все лето листочки подстав­ляли солнцу свои ладошки, щечки, спинки. Они пропитались солнцем и стали золотистыми.

Летят, скачут, плывут листья. Позолотили они дорожки и тропинки. Елочки листочками украсились. Грибы под листи­ками спрятались.

Пришла осень. Зашумел в лесу золотой дождь. Полетели листочки иволгами по ветру. Запрыгали они белками по суч­кам. Понеслись куницами по земле. Весело кружит ветер лес­ное золото.

 

 

В тундре.

 

Но ведь волки охотятся на оленей? Они нападают на больного и слабого оленя. Могут напасть и на олененка. Здорового сильного зверя им трудно поймать.

Иногда глядишь и удивляешься: рядом олениха и волк. Она спокойно разгребает снег и достает ягель. Волк будто и не смотрит на нее.

В тундре волки и олени живут рядом. Часто волки так и ходят следом за оленьим стадом.

 

Лесные подарки

 

Она пошла домой. Но на опушке увидела рябину. А на рябине, словно красные бусы, висели тугие красные ягоды, И рябины нарвала Таня, да еще по пути наломала красных осиновых веток. Так и пришла она домой с лес­ными подарками.

На полянке стоял высокий пенек, весь усаженный желтыми грибами-опенками. Таня сняла свой голубой фартук и расстелила его на земле. Она собрала грибы в фартук, завязала его узелком и пошла дальше.

На полянке она встретила широкий ореховый куст. Таня положила узелок с грибами на траву, а сама стала рвать орехи. Много орехов нарвала, а еще больше оста­лось на кусте.

Таня пошла по дорожке в лесок. В лесу было тихо и нарядно. Елки густо зеленели. В березах светились золо­тые искорки. Осинки стояли румяные.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

(Восстановление деформированного текста из деформированных предложений)

Составьте из слов предложения.

Запишите предложения в таком порядке, чтобы получился текст.

 

тропинки, прячутся, у, боровики

частом, в, ельнике, растут, грузди, а, душистые

много, в, грибов, лесу

полянке, на, рыжики, появились

 

кучей, уснул, под, хвороста, еж

лесной, тихо, на, полянке, зимой

в, медведь, сладко, берлоге, спит

под, корой, зимует, пня, еж

 

больше, их, становилось

снег, повалил, хлопьями

земля, голая, промерзла

вечеру, потеплело, к

закружились, крупные, воздухе, снежинки, в

 

плавники, красные, спина, полоски, окуня, а, темные, на, темно-зеленая, боках

запрыгал,  в, вдруг, воде, поплавок,  и, утонул

дернул, окунька, рыбак, удочку, и, вытащил.

в, закинул, ждет, рыболов, речку, удочку, и

 

ночью, вот, проскакал, хорек

следы, медвежьи, к, берлоге, ведут

снегу, много следов, видно, на

полянке, оставлены, на, следы, заячьи

пушистый, накрыл, деревья, снег

 

Ваня, собирать, землянику, стал

деревья, праздничные, стояли

были, ягодки, похожи, серьги, на, красные

Ваня, лесом, любовался

соком, налилась, алым, земляника

угостил, ягодами, он, сладкими, бабушку, свою

 

полянке, на, ореховый, им, встретился, куст

Таня, шли, Аленка, и, лес, через

висели, рябинке, ягоды, на, красные

рвать, орехи, стали, девочки

опушке, увидели, на, они, рябину

 

                                                                                 

 

                                             ПРИЛОЖЕНИЕ  10

                                        (Восстановленный диктант)

Лес

Летом лес был зеленый. Осенью березы стали желтыми. Осины
покраснели. Маленький клен стал похож на букет цветов. Все листья
у него разные: зеленые, желтые, красные, коричневые

Анализ

1. Как выглядел лес летом?

2. Как он изменился осенью?

3. Опишите маленький клен. Почему он сравнивается с букетом цветов?

Вопросы плана и слова для построения ответов

1. Какой был лес летом?          

2. Какими стали осенью березы?   

3. Что произошло с осинами?          

4. На что похож маленький клен? 

5. Какие у него листья?  

Ежик спит

Дед Антон привел детей в сад. Он показал им холмик земли под кустом. Это ежик вырыл ямку. Он натаскал в нее травы и залез туда. Теперь ежик спит. Он проснется только весной.

Анализ

1. Что увидели дети в саду?

2. Что они узнали от деда Антона?

3. Как вы думаете, зачем дед Антон показал детям жилище ежика?

Вопросы плана и слова для построения ответов

1. Куда привел детей дед Антон?  

2. Что он показал им?                    

3. Кто это вырыл ямку?

4. Что он сделал?

5. Что теперь делает ежик?

6. Когда он проснется?

Майский жук

Майский жук - страшный враг леса и сада. Любимый обед жука - нежный молодой листик. Сильный вред дереву наносит взрослый майский жук. Но не только он сам. Под землей живут личинки жука. Они грызут самые молодые корни дерева. Дерево плохо питается и быстро засыхает.

Анализ

1. О ком говорится в рассказе?

2. Кто видел это насекомое?

3. Как назван в рассказе майский жук?

4. Объясните, почему жук получил такое название.

5. Расскажите, какой вред наносят деревьям личинки жука.

Вопросы плана и слова для построения ответов

1. Кто такой майский жук?

2. Что является любимым обедом жука?        

3. Кто наносит сильный вред дереву?

4. Где живут личинки жука?

5. Что они грызут?     

6. Что происходит с деревом?

Умный пес

Теплый летний день. Леня идет в лес. С ним верный пес Бимка. Вот кусты малины. Леня рвет ягоды. Вдруг Бимка стал громко лаять. Смотрит Леня - в траве гадюка. Бимка схватил гадюку и бросил в кусты. Умница Бимка!

Анализ

1. Куда пошел Леня?

2. Кто был с ним рядом?

3. Что Леня делал в лесу?

4. Что случилось в лесу?

5. Что могло бы случиться, если бы Бимка не заметил гадюку?

6. Расскажите, какой Бимка. Он вам нравится?

Вопросы плана и слова для построения ответов

1. Какой был день?

2. Куда идет Леня?

3. Кто рядом с ним?

4. Вот кусты чего?

5. Что делает Леня?

6. Что вдруг стал делать Бимка?

7. Что увидел Леня?

8. Что сделал Бимка?

9. Какой Бимка?

Снеговик

Весь день шел мягкий пушистый снег. Дети решили слепить снеговика. Мальчики скатали три снежных кома и положили их друг на друга. Девочки сделали из угольков глаза, из морковки – нос, из веток – рот. На голову надели старое ведро. В руку дали метлу. Хороший получился снеговик!

Анализ

1. Какая была погода?

2. Что задумали сделать дети?

3. Расскажите, как это происходило?

4. Какой получился снеговик?

Вопросы плана и слова для построения ответов

1. Какой снег шел весь день?

2. Что решили сделать дети?

3. Что решили сделать мальчики?

4. Что сделали девочки?

5. Что надели снеговику на голову?

6. Что ему дали в руки?

7. Какой получился снеговик?*

 

* Методика проведения восстановленного диктанта:

  1. Чтение текста учителем
  2. Анализ текста
  3. Повторное чтение текста, запись учащимися опорных слов самостоятельно
  4. Восстановление предложений с помощью плана

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

(Подбор синонимов, антонимов, перифраз, фразеологизмов)

 

Подбери синонимы.

Волшебник, пища, зябнуть, использовать, неуклюжий, неправильный

Слова для справок: мерзнуть, кудесник, употреблять, корм, нескладный, ошибочный, стыть, питание, колдун, мешковатый, еда, маг, применять, не­верный, продовольствие, неловкий, коченеть, чародей.

 

Правильно ли употреблены слова-синонимы? Исправь ошибки словоупотребления, если считаешь это необходимым.

карие носки - коричневые глаза - коричневое пальто

сырой луг - мокрый луг — мокрый воздух

голубое платье - лазурное платье - голубое небо

покоится пустыня - лежит пустыня

 

Подбери антонимы к словам. Составь с ними словосочетания

чистый - …

здоровый - …

светлый - …

мягкий - …

 

Подбери антонимы

Трудолюбивый, сознательный, организованный, энергичный, волевой, инициативный, добросовестный, бесстрашный, ответственный

 

Сколько антонимов можно подобрать к слову радость? Запиши их.

радость - грусть

радость - печаль

радость - огорчение

Составь с каждой парой слов предложе­ния.

 

Объясни разницу в значениях слов

плачет и рыдает;

смеется и хохо­чет;

засмеялся и посмеялся;

заплакал и расплакался.

 

Прочитай текст, найди в нем синонимы.

Уже неслись мимо стаи перелетной птицы. Первыми тронулись болот­ные птицы, потому что болота уже начали замерзать. Лебеди, гуси и утки тоже начали готовиться к отлету. Старые и бывалые птицы учили молодых. Каждое утро молодежь делала большие прогулки, чтобы укрепить крылья для далекого перелета. Сколько было крика, веселья и радости!

 

Прочитай синонимический ряд, определи главное слово.

Иностранный, заграничный, зарубежный, чужеземный, заморский

Какие из этих слов могут встретиться в народных сказках? какие - в современной газете? Составь словосочетания с каждым из этих слов.

 

Прочитай синонимический ряд, выражающий предположение, догадку.

Наверное, вероятно, по всей вероятности, верно, видимо, по-видимому, очевидно, должно быть, видать, знать, поди, чай, как видно

Прочитай предложение.

Скоро вечер, наверное, уже шесть часов!

Попытайся заменить слово наверное поочередно всеми синонимами этой группы: не теряется ли смысл при таких заменах?

 

Прочитай литературные примеры. Объясни разницу значений выделенных слов.

1. Он с трудом сдерживал раздражение. О, как ему был противен этот жадный, суетливый человек. (В. Катаев.)

2. - Ах ты, злодей! душегубец! разбойник! - сказала Анна Павловна, покраснев от гнева. (И. Гончаров.)

<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...