Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Постановка цели. Подготовка к восприятию текста.




Грамотное начало - половина успеха. Перед началом урока необхо­димо обязательно заинтересовать ребенка, причем не только тем, что через некоторое время он сможет грамотно и красиво излагать свои мысли, но и тем, что самое хорошее изложение, например:

обязательно прочитают в классе;

повесят на стенд, как образец;

вручат «Почетную обложку» для тетради;

прочтут на родительском собрании.

Чтение текста учителем.

Перед чтением обязательно предупредить детей, что после прочте­ния будут вопросы по тексту. Кто из детей лучше и пол­нее на них ответит (варианты):

- мальчики или девочки;

- первый или второй ряд;

- первый или второй вариант;

- личное первенство.

Беседа по содержанию.

Обязательно нужно хвалить учеников за наиболее полные и яркие ответы, поощрять творческое отношение к работе.

Чтение текста учениками.

Лучше поручить это ученику, который читает хорошо. Класс «следит глазами» за читаемым текстом.

Составление заголовка.

Эту работу необходимо выделить в самостоятельный этап, так как если не уделить этому моменту должного внимания, школьники дают заглавие формально, а в названии необходимо отражать не только тему, но и главную мысль. Надо обязательно обсуждать и записывать все предлагаемые варианты.

6. Деление текста на части. Составление плана.

Текст делится на смысловые части. Каждая часть озаглавливается. Причем пункты плана могут быть у детей разные. Надо раздать детям листочки и дать возможность каждому записать свой план, который он составил во время коллек­тивного обсуждения. По возможности рассмотреть предлагаемые варианты, подсказать, какие пункты удачные, какие не совсем – главное, чтобы заголовок абзаца отражал его главную мысль.

Лексическая подготовка

Это подбор синонимов, антонимов,а так же нахождение точного значения слова. В целях экономии времени и более тщательной подготовки эту часть работы можно перенести на предыдущий урок, а непосредственно перед написанием изложения уделить этому минимум времени.

Орфографическая подготовка.

Обычно опорные слова, трудные слова и обо­роты речи выписываются на доску и проговариваются орфограммы. Но еще необходимо выделить их (размером, цветом), обязательно нужно прочитать слова по слогам орфографически. На предыдущих уроках таким словам тоже следует уделить внимание: включить в минидиктант, комментированное письмо, вставить пропущенные буквы.

9. Составление рассказа по плану.

Обычно текст пересказывают 2-3 сильных ученика. Во 2-3 классах лучше делать это по пунктам плана. На этом этапе необходимо опросить как можно больше учеников, дать высказаться слабым, помочь увидеть свои недочеты, дать возможность самим исправить недостатки, подвести к хорошему ответу. В 3-4 классах пересказывать весь текст 1-2 раза. Уточнить, как иначе можно выразить мысль, по-другому построить ответ.

Повторное чтение текста.

Теперь - полное внимание. Учащимся дается возмож­ность в последний раз услышать (или прочитать) текст. Дети сверяют текст с пунктами плана, обращая внимание на опорные слова.

Составление черновика.

Обычно изложение детям предлагают написать сразу в тетрадь. Так как изложения в основном носят обучающий характер, необходимо предоставить детям возможность учиться. Именно наличие черновика обеспечивает детям уверенность при письме: они могут сосредоточить внимание на содержании своей работы, спокойно обдумать каждое предложение и слово, не тревожась о написании трудной орфограммы. У школьников появляется возможность соотнести написанное с пунктами плана, заметить пропуск важных фактов, повтор слов, скорректировать построение предложения. Такая работа способствует развитию умения редактировать текст: важно не только научить ребенка письменному пересказу, но и привить навыки анализа своих работ. Дети должны научиться видеть свои ошибки (как грамматические, так и речевые) и исправлять их. Учитель может в индивидуальном порядке указать на недочеты, так как некоторые ученики сами их не замечают, но исправить могут самостоятельно. Когда скорость письма еще низкая, тексты для изложений небольшие по объему, поэтому дети успевают переписать работу в тетрадь. Можно обратиться к памятке для ученика (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Чистовик.

Переписывание изложения без помарок, аккуратно и красивым почерком.

Самопроверка.

Обязательно нужно приучать детей к самопроверке, не ограничиваясь формальным замечанием «Написал – проверь!». Ученикам со слабо развитой функцией самоконтроля можно дать карточку с трудными словами, в которых орфограммы выделены. Им нужно найти каждое слово у себя в тексте и сравнить написанное.

На следующем уроке после написания изложения методика требует проведение анализа и работы над ошибками.

 

Самый простой вид изложения – подробное, близкое к тексту изложение (по вопросам или по плану) небольшого рассказа или отрывка, имеющего сюжет. Такие изложения проводятся во всех классах.

Постепенно от письменного пересказа простых по сюжету рассказов дети переходят к сжатым изложениям, к изложени­ям с изменением лица рассказчика или плана, с творческими и грамматическими заданиями.

Большое значение для развития творческого воображения и об­разной речи учащихся имеет изложение с элементами описания. Дети должны ярко представить себе предмет, явление, которое надо описать.  При этом они опираются  на свой жизненный опыт, на представления, полученные при изучении природо­ведения, истории, на сведения, полученные при чтении книг.

Изложение текста с изменением лица заставляет учащихся думать над конструкцией предложения, пра­вильно употреблять местоимения взамен существитель­ных и пользоваться синонимами.

Наиболее трудным является сжатое изложение тек­ста. Оно требует от учащихся умения самостоятельно выделить главную мысль рассказа, разбить рассказ на части, отбросить все несущественное в каждой части, но так, чтобы изложение было последовательным и связ­ным, правильно отражало основное содержание рас­сказа. Сжатое изложение может проводиться по текстам научно-популярным (деловым). Сжатое изложение описаний, особенно художественных, не рекомендуется.

 Изложения по данному началу можно считать переходным от изложения к сочинению. Интересное на­чало будет стимулировать учащихся на творческое раз­витие сюжета на основе своего личного опыта и прочитанных книг. Тексты для изложений по данному началу даются без заголовков, чтобы не сковывать творческую инициативу ребенка. Продолжив тот или иной рассказ, ученик должен сам придумать его название в зависимости от содержания своего рассказа

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...