Рамочная конструкция конкурирующих ценностей К. Камерона и Р. Куинна
Наибольший интерес с точки зрения практической применимости к анализу существующей организационной культуры и выработки стратегии ее изменения в будущем представляет типология американских исследователей культуры организаций Кима Кэмерона и Роберта Куинна. Преимуществом подхода этих авторов является наличие валидного инструмента диагностики и определения желательного направления развития организационной культуры. В основе типологии К. Кэмерона и Р. Куинна лежит рамочная конструкция конкурирующих ценностей, представленная на рис. В соответствии с моделью «рамочной конструкции конкурирующих ценностей»определение доминантного типа организационной культур осуществляется на основе двух измерений: • одно измерение отделяет критерии эффективности, которые подчеркивают гибкость, дискретность и динамизм организации, от критериев, акцентирующих стабильность, порядок и контроль. Так. некоторые организации считаются эффективными, если они склонны к переменам, отличаются адаптивностью и органической цельностью (ТЦ) другие предприятия эффективны, если они стабильны, предсказуемы i механически целостны (университеты); • второе измерение отделяет критерии эффективности, которые подчер кивают внутреннюю ориентацию, интеграцию и единство, от критериев, ассоциируемых с внешней ориентацией, дифференциацией и соперничеством. Границы этого измерения простираются от организационной сплоченности и согласованности на одном краю до организационной разобщенности на другом Например, Диснейленды во Франции и Пекине при реализации единой концепции учитывают и специфику национального рынка. Таким образом, авторы концепции выделяют четыре типа организационной культуры:
♦ клановая; ♦ бюрократическая (иерархическая); ♦ рыночная; ♦ адхократическая. 1. Клановая культура организации строится по подобию семьи, где ценится качество человеческих отношений, взаимная поддержка и забота. Этот тип культуры свойственен многим начинающим и семейным предприятиям, когда небольшой коллектив единомышленников делает обшее дело. С ростом количества работников фирмы обычно преодолевают этот тип культуры, хотя бывают и исключения. 2. Иерархический тип культурыобладает жесткой многоступенчатой структурой. Для персонала, усвоившего такой тип культуры, главное — системность и стабильность. Они лучше всего себя чувствуют в централизованной системе управления с четким распределением полномочий, когда расписаны стандартизованные правила и процедуры, развиты механизмы учета и контроля. Такой тип культуры характерен для государственных учреждений, банков, предприятий военно-промышленного комплекса, крупных транспортных предприятий. 3. Рыночный тип культуры ориентирован на результат, прибыльность, выполнение задачи любой ценой; предполагает достаточно агрессивное поведение компании на рынке, высокую динамичность развития. Организации с рыночной культурой ориентированы на внешнее окружение, а не на свои внутренние дела. В основном их внимание фокусируется на операциях с внешними клиентами, включая поставщиков, потребителей, подрядчиков, лицензиатов, профессиональные союзы, органы правового регулирования и т.д. Такой тип корпоративной культуры преобладает в оптовых торговых компаниях, работающих на остроконкурентных рынках. 4. Адхократическая культура ориентирована на инновации и творчество. Главное в такой культуре — постоянная генерация новых идей. Работники подобных организаций уверены, что новаторские и опережающие время решения — это именно то, что ведет к успеху.
Главная задача менеджмента в условиях такой культуры состоит в ускорении предпринимательства, поощрении творчества и деятельности на передовых рубежах. В отличие от рыночной или иерархической культуры адхократическая не использует централизовагГную власть и авторитарные взаимоотношения. Власть «перетекает» от индивида к индивиду или от одной целевой бригады к другой в зависимости от проблемы, которая выходит на первый план в данное время. В адхократической культуре ярко выражен акцент на индивидуальности, поощрении риска и предвидении будущего, поскольку почти каждый работник адхократической организации оказывается причастным к производству, общению с клиентами, исследованиям и развитию. Этот тип культуры чаще всего встречается в организациях, занимающихся разработкой нового продукта, — в аэрокосмической индустрии, разработке программного обеспечения, рекламных агентствах, высокопрофессиональных консалтинговых фирмах, кинопроизводстве. Завершая рассмотрение типологий организационной культуры, отметим-. следующее: ♦ многообразие подходов к типологизации организационной культуры определяется многомерностью и сложностью самого изучаемого явления; ♦ практическая значимость типологического анализа проявляется в том случае, когда руководители организации осознают потребность в организационных изменениях и пытаются определить направление этих трансформаций. Тогда у них возникает потребность идентификации наличной культуры, определения характеристик желаемой культуры и определения вектора изменений; ♦ наиболее проработанные типологии организационной культуры снабжены валидными инструментами ее диагностики и предпочтительного состояния в будущем и изменения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|