Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Чувственный и рациональный уровни познания




Познание

Познание мира. Формы познания: чувственное и рациональное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Научное познание. Науки о человеке и обществе. Специфика социального и гуманитарного познания.

Познание мира.

 

Познаниеэто человеческая деятельность, направленная на отражение действительности. Что значит в философии понятие «отражение»? Отражение – это всеобщее свойство материи, которое заключается в перенесении свойств одного объекта на свойства другого объекта. Отражающий объект воспроизводит признаки, свойства и отношения отражаемого объекта. Отражение присуще не только живым существам, но любому объекту, но формы отражения в живой и неживой природе различны. В неживой природе это может механическая деформация (появление трещины при ударе камня о камень), а на уровне живых организмов – это широкий диапазон различных форм раздражимости до идеальных образов в человеческом сознании.

Если речь идет о познании как виде человеческой деятельности, следовательно, в его структуре можно выделить субъект, объект, цель, средства и результат. Субъектом познания может быть как отдельный человек или группа, так и все человечество в целом, когда мы говорим о долгом пути познания мира в историческом аспекте. Объектом является не только вся объективная реальность, но и сам человек, его собственная субъективность. Целью познания является получение знания об окружающем мире, частью которого является сам человек. В общем смысле знаниеэто результат взаимодействия субъекта с реальностью. Даже случайный контакт (ожог, мимоходом услышанная фраза и т.д.) дает информацию о свойствах объекта. Спецификой отражения окружающего мира человеком является способность к выделению значимого объекта, наделение его смыслом, способность рассматривать объект в отношениях с другими объектами.

Философы полагают, что отстраненность субъекта от объекта в процессе познания окружающего мира позволяет приблизиться к достоверному знанию. Сложнее с самопознанием: насколько возможно исследование сознанием самого себя? Как отстраниться от собственного сознания и сделать его объектом познания? Анализ субъектом состояний собственного сознания называется рефлексией. Рефлексия – это не только понимание субъектом самого себя, но и выяснение знания других о рефлексирующем субъекте.

Философы ставят ряд важнейших вопросов относительно природы познания и пытаются дать на них ответ. Например, к какому результату стремится субъект познания? К получению достоверного знания об окружающем мире, говорят одни. К получению полезного знания, говорят другие. Способен ли человек получить достоверное знание о мире? Да, безусловно, и история науки это доказывает, говорят одни. Нет, не способен, поскольку мир очень сложен, а познавательные способности человека ограничены, поэтому наше знание о мире – это лишь кажимость, наше представление о нем. Проблемы познания исследует такой раздел философии, как гносеология (теория познания). Позиция сомнения в возможности истинного познания мира называется скептицизмом. Позиция, отрицающая познаваемость мира называется агностицизмом. Одним из первых агностиков в истории философии был античный мыслитель Пиррон, который считал, что признание непознаваемости мира не только не является поводом для тревоги, а, напротив, дает мудрецу спокойствие и безмятежность духа. Английский философ Д.Юм утверждал, что каждое явление в окружающем мире вызвано слишком большим числом причин, чтобы с уверенностью говорить о главной и определяющей. Но только знание причины явления позволяет с уверенностью сказать, что мы познали его сущность. Кроме того, нет как такового явления причинности. Следовательно, сущность вещей непознаваема. Таким образом, агностицизм имеет глубокие и прочные исторические корни. Однако большинство мыслителей признает принципиальную возможность познания мира. В этом и заключается гносеологический оптимизм.

 

 

Чувственный и рациональный уровни познания

Познавательная деятельность человека включает в себя два уровня – чувственный и рациональный. Их иногда называют ступенями познавательной деятельности. Действительно, невозможно, перескакивая через ступеньки чувственного опыта, сразу перейти к рациональному осмыслению реальности.

Чувственный (сенситивный) опыт является главным источником знаний человека об окружающем мире в первые годы его жизни и сохраняет свое важное значение на протяжении всего познавательного процесса. Субъект получает знание о мире с помощью органов чувств.

Выделяют три формы чувственного познания:

а/ ощущениеэто отражение психикой отдельного свойства или признака предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств. Ощущения бывают зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые.

б/ восприятиеэто отражение психикой комплекса ощущений, в результате которого формируется целостный образ предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств.

в/ представлениеэто сохраненный психикой образ предмета, не воздействующего непосредственно на органы чувств. В этом случае субъект способен мысленно воспроизвести ранее воспринятый комплекс ощущений.

Представление не имеет непосредственной связи с представляемым предметом, который не только может отсутствовать в данный момент в поле отражения, но и вообще прекратить свое существование. Представление – это результат действия памяти, которая может быть иконической (представление о зрительных ощущениях), эхонической (представления о слуховых ощущениях) и т.д. По длительности удержания информации память бывает кратковременная и долговременная. Виды памяти и особенности формирования представлений исследует психология.

Представление более избирательно, чем восприятие: в памяти остаются те признаки и свойства объекта, которые значимы для воспринимающего субъекта. Воспроизводя в памяти образ объекта, один человек вспомнит форму, показавшуюся ему необычной, а другой – цвет, который произвел на него неизгладимое впечатление. В свою очередь восприятие более эмоционально, чем представление: непосредственный характер отражения свойств и признаков объекта вызывает, как правило, более яркую реакцию, чем воспоминание о них.

Чувственное познание свойственно не только человеку, но и животным. Например, мы знаем, что высшие животные не только испытывают ощущения, но способны к формированию восприятия и представления.

Чувственное познание играет огромную роль в накоплении знаний человека об окружающем мире и адаптации в нем:

а/ органы чувств – единственный канал, который непосредственно связывает человека с внешним миром;

б/ без чувственного опыта человек не способен к мыслительной деятельности, поскольку сознание может формироваться только при контакте с внешним миром;

в/ утрата функциональных способностей какими-либо органами чувств осложняет процесс познания, организм начинает искать пути компенсации утраченных способностей (например, у незрячего человека, как правило, более острый слух и тонкое осязание);

г/ чувственный опыт дает ту первичную информацию, на основе которой формируются творческие способности человека.

Но наряду с достоинствами чувственное знание обладает рядом недостатков: ограниченные возможности чувственного познания – главный аргумент агностиков, доказывающих невозможность достоверного знания о мире:

− чувственный опыт не дает знания о внутренних свойствах и связях объекта, ограничиваясь отражением внешних признаков;

− многие предметы и явления, объективно существующие, оказывающие воздействие на организм, не могут восприниматься органами чувств (атомы, ультразвук, радиация и т.д.);

− чувственный опыт часто обманывает человека, не позволяя получить объективное знание о предмете;

− чувственный опыт – очень индивидуальное знание, поэтому сложно говорить о его объективности.

Таким образом, чувственная картина мира необходима, но недостаточна.

Рациональное познание – это вторая ступень познавательной деятельности человека. Этот уровень присущ только человеку. Рациональное познание существует в трех формах:

а/ понятиеэто форма мышления, отражающая общие и существенные признаки ряда предметов. В отличие от восприятия и представления, отражающих комплекс внешних признаков конкретного объекта, понятие вычленяет сущность некоторого числа объектов. В понятии выделяется объем и содержание. Объем понятия включает в себя все объекты, содержащие общие и существенные признаки. Бывает так, что в объеме понятия лишь один элемент − например, «Президент СССР». Это единичное понятие. Понятия, в объеме которых два и более элемента, называются общими понятиями. Существуют и предельно общие понятия (философские категории) – материя, бытие, Абсолют и т.д.

б/ суждениеэто форма мышления, утверждающая или отрицающая существование свойств и качеств предмета и устанавливающая отношения между понятиями. «Все выпускники средней школы сдают экзамены» - общеутвердительное суждение. Суждение находит свое выражение в языке, но не зависит в своей структуре от конкретного языка. Все суждения, на каком языке их ни произносили, имеют субъект, предписываемый или отрицаемый признак (предикат), логическую связку между ними и т.д.

в/ умозаключениеэто форма мышления, при которой на основе уже имеющихся суждений, выводится новое суждение. Например:

«Все выпускники средней школы сдают экзамены»

«Василий - выпускник»

«Василий сдает экзамены».

Суждения, на основании которых делается вывод, называются посылками, а новое суждение − заключением. С помощью умозаключения можно сделать вывод относительно предмета и получить достоверное знание о нем только при одном условии: посылки должны содержать достоверное знание о предмете, иначе мы, соблюдая все правила умозаключения, придем к ложному выводу.

Э.Кассирер говорил: «Собака может знать все уголки сада, помнить, где она хранит кость, чувствовать на расстоянии запах хозяина, но ни одна собака не имеет в голове план сада». Для того, чтобы «иметь в голове план сада», человеку необходимо знать содержание понятия «сад», понимать, что в объем этого понятия входят все объекты, обладающие общими признаками и уметь определить, что вновь увиденный объект подходит под понятие «сад». Другими словами, субъект должен обладать способностью к рациональному познанию. Эта способность имеет социальный характер: рациональное познание не может сформироваться без включения индивида в социальное взаимодействие. Н.Миклухо-Маклай был поражен тем, что жители о. Новой Гвинеи знали названия всех деревьев и цветов, произраставших на острове, но не знали слова «растение» и не умели делать умозаключения, если посылки не содержали непосредственного чувственного опыта.

Рациональное познание обладает безусловными достоинствами: оно четко разграничивает существенное и несущественное в предмете; оно позволяет осуществлять исследование связей и отношений предмета в его отсутствие; рациональное знание может быть закреплено в знаково-символической форме, что делает его универсальным для понимания научным сообществом.

Чувственное и рациональное познание связаны друг с другом. Переходной формой, содержащей элементы обеих ступеней познания, но не относящейся ни к одной из них, является воображение. Воображениеэто способность человека к созданию идеальных образов на основе прежних представлений. Доля чувственного и рационального в воображаемом может быть различна, но ни один творческий акт не обходится без чувственного опыта и его рационального осмысления.

В начале Нового времени начался спор о том, какому уровню познания принадлежит ведущая роль. Ф.Бэкон утверждал, что источником достоверного знания является чувственный опыт, а разум человека «как кривое зеркало» искажает сущность предмета. Бэкон положил начало эмпиризмуфилософскому направлению в гносеологии, утверждающему приоритет опыта в процессе познания. Его оппонент Р.Декарт утверждал, что чувственный опыт имеет слишком субъективный характер, чтобы ему можно было доверять, а разум дан каждому, нужно лишь научиться им правильно пользоваться. Декарт является основоположником рационализма, философского направления, утверждавшего приоритет разума над чувственным опытом в процессе познания. Чем дальше знание от чувственного опыта, тем ближе оно к истине, говорил Декарт. Он пытался обнаружить такой познавательный акт, который полностью был бы очищен от чувственного опыта. В результате размышлений он пришел к выводу, что таким актом является интуиция. Природа интуиции в XVII веке была неизвестна, и Декарт считал, что она является «озарением ясного ума», к которому не примешивается ничего чувственного. Интуицияэто специфический познавательный процесс, непосредственно приводящий к новому знанию (то есть без рассуждений и обоснований). Интуиция как познавательная способность обладает следующими чертами:

а/ невозможность решения поставленной задачи с помощью доступной аргументации;

б/ неосознанность со стороны субъекта путей и средств ее разрешения, бессознательность процесса мышления в интуитивном акте;

в/ предельная сосредоточенность субъекта на поставленной проблеме (психика реагирует на задачу как основную, и бессознательный поиск решения может продолжаться даже во сне);

в/ неожиданность решения поставленной задачи.

Сегодня интуиция считается внерациональным способом познания, который, тем не менее, тесно связан как с опытом, так и с рациональной познавательной деятельностью.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...