Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Многообразие форм человеческого знания




В ходе общественного развития знание приобретается, передается из поколения в поколение, прирастает и уточняется в разнообразных социально-культурных формах. К ним относятся: обыденное знание, научное, мифологическое, художественное, религиозное, философское, игровое.

Самая распространенная форма – обыденное (повседневное, житейское, индивидуальное) знание. Оно обладает следующими чертами:

а/ Основой обыденного знания является личный жизненный опыт субъекта;

б/ Обыденное знание не проникает в сущность объекта, оно остается в пределах здравого смысла: хозяйке не нужно знать химическую формулу борща и точную температуру кипения;

в/ целью обыденного познания является формирование повседневных навыков существования в окружающей социальной реальности, субъект не стремится к широким обобщениям и выведению объективных законов;

г/ по своему содержанию обыденное знание сугубо индивидуально: оно не предназначено для трансляции другим поколениям, не является достоянием человечества и часто неприменимо в иных жизненных обстоятельствах (вряд ли современному европейцу необходимы навыки добывания огня трением, а аборигену племени в экваториальной Африке – перечень опций новой модели сотового телефона).

При всей своей ограниченности обыденное знание обладает главным достоинством – оно дает человеку возможность адаптироваться в окружающей среде, как природной, так и социальной.

Самая ранняя форма знания – мифологическое знание.

1.Оно характеризуется синкретичностью, то есть неразделенностью областей знания, слиянием субъекта и объекта познания;

2.мифологическое знание не делает различия между естественным и сверхъестественным, словом и вещью, причиной и следствием.

3.Достоверность мифа не подвергается сомнению даже в том случае, когда речь идет о вещах, не встречающихся в повседневной жизни.

4.Типическим признаком мифа является антропоморфизм: природа предстает как одушевленное со - бытие, животные обладают человеческими качествами, боги наделяются человеческими эмоциями, личностными чертами. Человек является органической частью окружающего мира, одной из многих других.

5. Мифологическое знание содержит множество норм-запретов, которые не требуют обоснования. Предписания касаются всех существенных сторон жизни: пищи, быта, обрядов, социальной иерархии и редко выходят за пределы практической необходимости.

Художественное познание (художественно-образное) обнаруживается в искусстве.

1. Главной чертой этой формы познания является отражение мира в художественных образах.

2. Цель художественного познания – красота, а не объективная истина. Произведение искусства ценится за оригинальность, в которой находит выражение субъективность художника.

3. В процессе художественного познания исследуются такие аспекты существования мира и человека, которые ускользают от ученого, озадаченного поиском закономерностей: гармония человеческих взаимоотношений, смысл жизни.

4. Художественное познание эмоционально. Древние греки говорили, что одним из высших состояний разумного существа является катарсис, то есть духовное очищение человека, созерцающего произведение искусства.

Религиозноепознание

1.основано на вере в сверхъестественное.

2.В отличие от мифологического, религиозное знание четко разделяет область естественного и область сверхъестественного.

3.В отличие от науки оно не связано с рациональной деятельностью, поскольку вера как неаргументированное знание не требует логического обоснования.

4.Объектом познания в религии является Бог, а мир рассматривается только в его отношении к Богу. Все попытки логически обосновать существование Бога потерпели неудачу. И.Кант считал, что вопрос о существовании Бога является одним из величайших противоречий разума, ибо убедительны как аргументы «за», так и аргументы «против». Главным способом познания Бога является откровение, озарение, осеняющее ученого по воле Бога.

5.В религиозном знании большое место занимают этические компоненты: каким должен быть человек, желающий жить в гармонии с божественными предписаниями? способен ли человек достичь этой гармонии? каковы пути нравственного совершенствования?

Философскоепознание мира предполагает поиск ответов на предельно общие вопросы. М.Хайдеггер говорил, что главный вопрос философии: «Как вообще возможно Нечто?». Это не шутка. Философскому знанию присущ универсальный характер. Философы пытаются решить проблемы, касающиеся материи вообще, а не конкретных ее фрагментов, как в физике, химии или биологии. Для универсальных суждений необходимы предельно общие понятия, которые использует философия – «материя», «бытие», «Абсолют», «Единое», «сознание». Философское познание направлено не только на внешний мир, но и на самого познающего субъекта. Отличие философского знания от научного состоит в том, что философ стремится решать стоящие перед ним проблемы с позиций субъективного мира человека. Мы обнаруживаем смысложизненные искания в трудах философов, живших задолго до нашей эры. Поиск смысла жизни, истинных вечных ценностей предполагает глубокую критическую рефлексию. Философия всегда предполагает альтернативные точки зрения, интерпретацию. Философия – это «мысль о мысли». Философское знание помогает человеку обратить взор на самого себя, подталкивает в самооценке. Обобщающий характер философского знания налагает на философа большую ответственность: часто по характеру философских проблем судят о проблемах исторической эпохи в целом.

Разнообразие форм человеческого знания предполагает и различные пути познания: существует рациональный путь познания, основанный на доводах разума (научное познание), иррациональный путь познания (мифология, религия, искусство), пути познания, сочетающие рациональность и иррациональность (философия). Существуют понятия явного и неявного знания. Явное знание – это артикулируемое знание, то есть выразимое в языке или иных знаково-символических системах. Неявное знание не проявляется ни в мышлении, ни в языке. Оно проявляется в стереотипах восприятия и мышления, в механике тела, практических навыках. Явное знание можно транслировать, а неявное чаще остается в рамках индивидуального опыта. Например, вы можете объяснить, как решали задачу, но объяснить, почему вы пишете именно таким почерком, а не иным, вряд ли сможете.

Научное познание

Особое место занимает в духовной культуре человечества научное познание. Научное познаниеэто целенаправленный организованный процесс познания мира с целью получения объективного, истинного знания.

Обладание богатым индивидуальным житейским опытом в Древней Греции считалось одной из составляющих мудрости, и здравый смысл не был помехой в признании человека мудрым. К современному человеку предъявляются более серьезные требования. Специалисты ЮНЕСКО составили перечень научных знаний, которыми обязан владеть каждый выпускник общеобразовательной школы: субъект «выпадает» из контекста современной культуры, если не знает закона тяготения, законов генетики, не имеет представления об эволюционных теориях и не может воспроизвести химическую формулу воды. Требования на самом деле не слишком жесткие: это всего лишь основы современной научной картины мира, которая формировалась на протяжении многих веков. В чем же состоит отличие научного познания от других форм?

а/ научное познание ставит своей целью проникновение в сущность предмета, выявление существенных внутренних связей и выведение объективных законов;

б/ научное знание прогностично, то есть обладает предсказательными возможностями. Обнаружение объективного закона позволяет утверждать, что он действует постоянно при сохранении определенных условий: закон всемирного тяготения действует сегодня, будет действовать завтра и действует, как говорят ученые «в обозримом фрагменте Вселенной»;

в/ научное знание систематизировано и формализовано; в научном познании существует специальный понятийный аппарат и знаково-символические системы;

г/ в процессе научного познания используется специальное оборудование и существует строго определенная методология;

д/ научное знание является достоянием всего человечества и транслируется следующим поколениям;

е/ процесс научного познания оформлен в специальный социальный институт – науку, включающий в себя научно-исследовательские институты, технопарки, учебные заведения для подготовки научных кадров, управленческие структуры.

Следует различать принципы организации научного познания и содержательные принципы научного знания. В процессе научного познания должны соблюдаться следующие принципы:

а/ строгая доказательность: ни один вывод не должен приниматься на веру;

б/ опытная проверяемость: у любого теоретического вывода должны быть эмпирические основания, подтвержденные фактами;

в/ воспроизводимость результатов исследования: недопустимо делать вывод на основании одного-единственного эксперимента или одного-единственного наблюдения.

В своем содержании научное знание должно соответствовать

− принципу причинности (ни одна вещь не возникает без причин, то есть таких предшествующих обстоятельств, которые определили необходимость данной вещи);

− принципу относительности (любое научное знание всегда относительно и ограничено познавательными способностями субъекта);

− принципу истинности научного знания (главная ценность науки − истина).

По мнению философов, научное познание может развиваться двумя путями − эволюционным и революционным. Сторонники эволюционной концепции развития научного знания считают, что истоки любого нового знания присутствуют в уже имеющемся научном опыте. Происходит постепенный прирост знания за счет новых научных фактов, гипотез, законов и т.д. Сторонники революционной модели развития научного знания утверждают, что научная картина мира периодически переживает резкую смену основоположений. Автором теории научных революций является Т.Кун. Он использует понятие «парадигма», означающее систему общенаучных теорий и идей, общепризнанных данным научным сообществом. Смена парадигм и есть научная революция. Примерами научных революций могут служить появление учения Н.Коперника, доказывающего гелиоцентрическое строение планетарной системы; теория относительности А.Эйнштейна, которая отвергает универсальный характер механистического взгляда на мир.

Философы выделяют два уровня научного познания – эмпирический и теоретический. На эмпирическом уровне исследования объекта преобладает чувственный опыт, а на теоретическом – рациональное познание. Уровни научного познания постоянно взаимодействуют: чувственный опыт должен быть систематизирован, обобщен, формализован, а теория не может быть создана без ссылки на опыт. Для каждого уровня разработаны методы научного исследованияспециальные принципы, приемы и операции, регулирующие действия с изучаемыми объектами.

К эмпирическим методам относятся:

а/ наблюдениеэто метод эмпирического исследования, предполагающий непосредственное восприятие объекта без вмешательства в естественные условия его существования; итогом наблюдения является эмпирическое описание;

б/ эксперимент - это метод эмпирического исследования, при котором происходит активное вмешательство познающего субъекта в естественные условия существования объекта с определенной научной целью;

в/ сравнение – сопоставление сходных свойств или характеристик разных объектов.

Связь эмпирического и теоретического уровней научного познания обнаруживается при систематизации полученных знаний, при которой исследователь осуществляет логические операции классификации, анализа, синтеза, аналогии, индукции и прочих. Классификацией называется разделение множества объектов на группы по определенному основанию. Анализэто логическая операция расчленения познаваемого объекта на составные части. Анализ необходим для выявления внутренних взаимосвязей объекта. Синтезлогическая операция соединения разрозненных частей в единое целое. Общая черта эмпирических методов исследования – индуктивность выводов. В гносеологии индукцией называют способ рассуждения от частных фактов к общим выводам. В соответствии с этим способом ученый, увеличивая число исследуемых объектов, должен неуклонно приближаться к истине. Но чаще всего полная индукция, при которой у исследователя есть возможность рассмотреть все объекты данного класса, невозможна. В этом случае применяется неполная индукция: исследователь рассматривает часть объектов данного класса и делает вывод по аналогии.

К теоретическим методам научного исследования относятся

а/ абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных свойств объекта. При этом в одном и том же объекте для биолога одни черты являются существенными, а социолога – другие;

б/ идеализация – мысленное конструирование объекта, наделенного определенной совокупностью признаков и свойств, не существующего в действительности (идеальный газ, абсолютный нуль и т.д.);

в/ формализация – замена отношений между реальными объектами отношениями между знаками (математические, химические формулы);

г/ моделирование – замена реального объекта моделью, воспроизводящей свойства изучаемого объекта. Модель может быть математической, компьютерной. Моделирование часто сопровождается формализацией. Например, вместо проведения химической реакции ученый может с помощью уравнения выяснить, какие изменения произойдут с исходными веществами;

д/ гипотетико-дедуктивный метод. Дедукцией называется способ рассуждения от общих положений к частным фактам. Гипотетико-дедуктивный метод предполагает первоначальную формулировку теории в виде общих предположений, из которых затем выводятся следствия на основе экспериментальных данных.

Основными формами научного знания являются

научный фактэто эмпирически зафиксированное знание (проверенное опытом);

научная проблемаэто затруднение, возникающее в процессе познания, которое может быть устранено только научными методами;

научная идеяэто интуитивное объяснение явления без промежуточной аргументации и осознания субъектом связей, позволяющих сделать вывод;

гипотезаэто предположение, истинность которого должна быть обоснована в результате научного исследования. Гипотезы бывают объяснительные и экзистенциальные. Первые представляют собой версии относительно качеств зафиксированного объекта, а вторые являются предположениями по поводу самого существования объекта.

закон – это отображение существенной, необходимой и повторяющейся связи между объектами.

теорияэто высшая форма научного знания, дающая целостное, системное представление о закономерностях в определенном фрагменте реальности и выраженное в специальных понятиях. Любая научная теория должна выполнять не только объяснительную, но и прогностическую функцию.

Социальные науки.

В научной мысли XX века проблема человека становится центральной. Глобальные события прошлого столетия поставили вопрос о предназначении человека, о его способности к самоконтролю и критической самооценке. Сложно назвать научную область, объектом которой не мог бы стать человек. В самом широком смысле человек как материальное тело может быть включен в объект физики; как живое существо, в организме которого происходят химические процессы, в объект химии. Но эти же науки исследуют и другие объекты – неживую природу, животный мир, мир элементарных частиц. Существуют науки, объектом которых является только сам человек, социальная группа или человечество в целом.

Антропологиянаука о человеке, изучающая вопросы происхождения человека, его эволюцию. Антропологи исследуют останки первобытных людей и реконструируют внешний облик человека, его быт, культуру, интеллектуальные способности. Антропологами изучены различные представители вида Homo sapiens: австралопитек, питекантроп, синантроп, неандерталец, кроманьонец.

Одни ученые полагают, что существовала одна генеральная линия эволюции человека, которая и привела к возникновению сознания. Другие настаивают на том, что эволюция человека в какой-то момент оказывается в тупике: неандерталец является самостоятельной ветвью эволюции, которая не смогла противостоять человеку разумному в процессе биологической, социальной и культурной эволюции.

Философская антропология ставит вопросы об универсальной сущности человека, о его месте и роли в Космосе (в философии понятие «космос» означает «мировой порядок»), о смысле жизни человека как личности и смысле существования человечества в целом. Человек – уникальное существо, во-первых, потому что обладает сознанием, а во-вторых, потому что в своем существовании далеко не всегда руководствуется рациональными мотивациями (следует не пользе, а нравственным убеждениям; жертвует своей жизнью и т.д.).

Психология – наука о закономерностях, механизмах и формах психической жизни человека и высших животных. Сначала психология развивалась как наука о феноменах человеческого сознания и проявления его в различных образах (гештальтпсихология). Затем возникло направление, связанное с исследованием поведенческих характеристик человеческой психики (бихевиоризм). Сегодня психология изучает процессы создания чувственных и интеллектуальных образов, процессы общения, эмоциональные состояния человека и реакции нервной системы на них, темперамент и т.д.

Историяэто наука, исследующая этапы и особенности коллективного бытия человека в прошлом. Понятие «история» имеет и другое значение: это последовательность мировых событий, развертывающихся во времени. Историческая наука четко разделяет понятия «прошлое» и «историческая реальность». Сведения о свершившихся ранее событиях должны быть изучены историком, включены в причинно-следственную связь с другими событиями, и тогда они становятся частью исторической реальности. Очевидно, что действительно свершившихся событий было гораздо больше, чем тех, которые зафиксированы в вещественных и письменных источниках. В истории существовали целые эпохи, не оставившие нам свидетельств о себе, а значит, реальностью для исторического сознания они являться не могут. Следовательно, понятие «прошлое» оказывается более широким, чем «историческая реальность».

Социология – это наука об обществе как целостной динамической системе и ее элементах – социальных институтах, процессах, социальных отношениях и взаимодействиях, социальных группах и структурах, а также закономерности их функционирования и развития. В современной социологии очень много направлений: экономическая социология, политическая социология, социология религии и т.д. В основе социологического анализа – человек как носитель различных ценностей, стереотипов, как субъект форм социализации. Макросоциология – это теории, описывающие общезначимые закономерности в развитии общества. Микросоциология – это теории, исследующие взаимодействие малых групп, коллективное поведение и развитие отдельных социальных явлений.

Экономика – это наука, изучающая закономерности хозяйственной жизни общества, правила ведения и управления хозяйством. Экономика включает в себя историю экономических учений, теорию экономики. Система экономических наук включает в себя функциональные экономические науки (финансы и кредит, экономику труда, теорию ценообразования и т.д.) и отраслевые экономические науки (экономику сельского хозяйства, экономику промышленности, транспорта и т.д.).

Политология - наука о политических процессах и политических отношениях, существующих в обществе. Она включает в себя прикладную политологию (область практического использования результатов теоретических исследований), философию политики (философский анализ сущности политических отношений), политическую социологию и т.д.

Кроме того, к наукам о человеке относятся культурология (наука о конкретных проявлениях, развитии и сущности человеческой культуры); регионоведение (комплексная область научного знания, исследующая территориальную организацию жизни общества – региональную экономическую, социальную и политическую специфику); правоведение или юриспруденция (наука о правовой форме регулирования отношений в обществе) и пр.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...