Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Истина и критерии истины




Во все времена человек стремился к истине. В истории философии существуют различные определения понятия «истина». Аристотель в 4 веке до н. э. дал определение, которое считается классическим до сих пор. Истинаэто соответствие знаний о предмете объективным свойствам предмета. Истина является целью познания, но, к сожалению, не всегда становится его результатом.

Характеристиками истины являются объективность, процессуальность и конкретность.

Объективность истины означает, что необходимость быть познанными несвойственна самим предметам: они обладают совокупностью признаков и свойств независимо от нашего знания о них. Истина – это характеристика нашего знания о предмете. Если знание о предмете воспроизводит его таким, каков он сам по себе (то есть, каков он объективно), то наше знание истинно. Истина содержит и субъективную сторону, поскольку в процессе познания происходит взаимодействие субъекта с объектом, и в объяснении качеств и связей объекта принимает участие сознание субъекта: человек стремится не только объяснить предмет, но и понять его. Субъективная сторона усиливается в социально-гуманитарном познании и ослабевает в точных науках.

Процессуальность истины выражается в том, что знание о предмете практически неисчерпаемо. Знание о предмете не может быть получено единовременно и в полном объеме, оно постоянно пополняется новыми фактами, уточняется, появляются новые гипотезы и т.д. Хотя мы вынуждены признать, что объективный мир неисчерпаем, человечество с каждым новым поколением расширяет пределы познанного.

Конкретность истины означает, что она всегда определяется конкретными условиями места, времени и другими обстоятельствами. Распространение знания за пределы указанных характеристик превращает истину в заблуждение. Например, Галилео Галилей вычислил ускорение свободного падения, проведя множество опытов. Он получил достоверное знание, но для той географической широты, на которой он проводил свои опыты. Известно, что данная величина ускорения свободного падения не будет истиной на полюсе и на экваторе. Часто с появлением новых научных теорий прежние истинные знания приходилось корректировать. Сейчас каждый школьник знает, что сумма углов треугольника составляет 180◦ в классической геометрии, а для искривленного пространства данное знание истиной не является.

В гносеологии существуют понятия абсолютной и относительной истины. Понятие «абсолютная истина» имеет два значения. Во-первых, абсолютная истинаэто полное, исчерпывающее знание о предмете. Во-вторых – это неопровержимое знание о предмете. Первое связано с процессуальностью истины, второе – с ее конкретностью. Полное и исчерпывающее знание о предмете может быть целью, причем, часто отдаленной. Можно ли говорить об исчерпывающем знании в отношении конкретного предмета? Даже этот вопрос вызывает споры. В глобальном значении понятие абсолютной истины приобретает характер условного критерия победы человеческого разума над объективностью окружающего мира. Но при всем присущем человеку оптимизме сделать всю объективную реальность содержанием сознания невозможно, поскольку мы исходим из постулата о бесконечности Вселенной во времени и пространстве. Неопровержимость знания также вызывает сомнение: появление новых научных теорий иногда приводит к принципиальным изменениям во взглядах на предмет. Относительная истина представляет собой неполное, ограниченное знание, которое является достоверным лишь в определенных условиях. Однако в каждой относительной истине есть доля абсолютной. Р.Декарт говорил, что человек вправе подвергать сомнению не только отдельные качества вещей, но и существование вещи. Но существование самого познающего субъекта несомненно именно потому, что он сомневается, то есть мыслит. «Все люди смертны», «все волки - хищники» − это суждения, содержащие абсолютную истину. Таким образом, абсолютная и относительная истины являются двумя сторонами объективной истины. В свою очередь, обратной стороной относительной истины является заблуждение. Заблуждение - это знание о предмете, не соответствующее объективным качествам предмета. Часто бывает так, что знание, являющееся достоверным с точки зрения повседневного опыта, «здравого смысла», противоречит научной истине. Например, суждение «Солнце встает на востоке и заходит за горизонт на западе» отражает кажимость предмета и достоверно с точки зрения повседневного опыта. Но мы знаем, что Солнце не движется вокруг Земли, и с научной точки зрения вышеуказанное суждение является заблуждением. Заблуждение бывает нескольких видов:

а/ ошибказаблуждение, возникающее в результате невнимательности, непрофессионализма исследователя;

б/ ложьпреднамеренное искажение истины, возникающее под влиянием корыстных побуждений;

в/ иллюзиязаблуждение, возникающее по не зависящим от исследователя причинам. Общее состояние научного знания не всегда позволяет получить достоверное знание о предмете, поскольку исследователь не осведомлен о существовании объективных законов, научное сообщество не располагает специальным оборудованием для изучения объекта и т.д. Например, основоположник атомистического учения Демокрит считал, что многообразие вещей объясняется различными формами атомов – они могут быть круглые, кубические, пирамидальные и т.д.

Как отличить истинное знание от заблуждения? Проблема критерия истины – одна из основных проблем гносеологии. Как уже говорилось, эмпирики считали основным критерием истины – чувственный опыт; конвенционалисты полагают, что достоверное знание – результат негласного соглашения (конвенции) внутри научного сообщества относительно того, что считать истиной. Есть мнение, что критерием истины является соответствие логическим законам. Часто можно слышать, что показателем безусловной достоверности является аксиоматичность знания, его очевидность. Большинство современных философов полагает, что эти критерии могут взаимодополнять друг друга. Однако наиболее признанной является точка зрения, в соответствии с которой главный критерий истины – практика. В данном случае понятие практика понимается очень широко: только тот объект может быть познан, который вовлечен в деятельность человека. В соответствии с видами деятельности практика может быть

− научно-экспериментаторская (для проверки научной гипотезы необходимо эксперимент);

− общественно-производственная (для подтверждения целесообразности внедрения новой технологии нужно провести испытания нового оборудования в производственных условиях);

− социально-политическая (проведение реформ, формирование партий и движений и т.д.);

− учебная (школьники проводят лабораторные опыты, чтобы получить практическое подтверждение теоретическим положениям, изложенным в учебнике);

− повседневная (повар не должен рассуждать о том, хорошо ли приготовлено блюдо, его нужно просто попробовать на вкус).

Нередко практика опровергает теоретические выводы. Зная об этом, человек в обыденном опыте проверяет свои знания на практике. Практические методы проверки знания постоянно совершенствуются: до конца XIX века суждения об атомарном строении вещества были в основном теоретическими, пока ученые не получили практическое подтверждение в виде фотоснимков со следами элементарных частиц; появляются новые методы диагностики в медицине и т.д.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...