Отечественные классификаторы обмена данными в электронной коммерции. Электронный документооборот.
Автоматизация электронного обмена данными основана на стандартизации электронных документов, применении единых правил и нормативных актов представления информации, ввода и извлечения информации из электронного документа. Кроме стандартов UN EDIFACT и EANCOM, для этой цели используется ряд отечественных и международных стандартов нормативных актов, классификаторов. Классификатор - это документ, представляющий структурированный свод наименований и кодов классификационных групп и объектов классификации. Классификаторы подразделяются на международные и отечественные. В зависимости от области применения и уровня принятия (утверждения) отечественные классификаторы подразделяются на следующие категории: о общероссийские; о отраслевые (ведомственные); о классификаторы предприятий; о каталоги, классификаторы, справочники информационных систем. В России применяется собственная система общероссийских классификаторов и нормативно-справочных данных. Эта система была разработана в СССР и в настоящее время используется разработанная на ее основе Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК). Классификация принята Постановлением Правительства РФ 10.11.2003 г. № 677» 06 общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономических областях». Законом «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27 декабря
ДАЛЕЕ МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ ГЛАВА 5.1-5.8 (СТР.153-181 ЭЛ КОММЕРЦИЯ ГАВРИЛОВ – УНИВЕРСИТЕТСКАЯ БИБИЛОТЕКА)
С развитием информационных технологий приобрели актуальность методы классификации и кодирования информации. В бывшем СССР существовали довольно хорошая научно-методическая база и широкая система классификаторов технико-экономической информации. Однако современные рыночные УСЛОВИЯ в экономике потребовали существенной модернизации действующих классификаторов и создания новых. В России принята Государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыноч-ной экономики.
Без общероссийского классификатора невозможно решение проблемы согласованности межведомственных потоков информации. Кроме того, необходимо обеспечить сопоставимость классификаторов различных федеральных органов управления и международных организаций, а также информационную совместимость международных и национальных информационных систем. В России создается Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК). Ее составляющие - общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, средств их ведения, нормативных и методических документов по их разработке, ведению и применению. Объектами классификации и кодирования в ЕСКК выступают: статистическая информация, макроэкономическая финансовая и правоохранительная деятельность, банковское дело, бухгалтерский учет, стандартизация, сертификация, производство продукции, предоставление услуг, таможенное дело, торговля и внешнеэкономическая деятельность. Общее руководство и координацию работ по созданию ЕСКК осуществляют Госстандарт РФ и Госкомстат РФ. Основные принципы, правила и требования, регламентирующие создание системы, изложены в ПР 50-733-93 "Основные положения Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и унифицированных систем документации Российской Федерации", ПР 50-734-93 "Порядок разработки общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации". Эти нормативные документы учитывают необходимость гармонизации общероссийских классификаторов с международными классификациями и стандартами, чему способствует прямое применение международных стандартов по классификации и кодированию объектов технико-экономической и социальной информации.
Госстандарт России принял более 20 общероссийских классификаторов, и число их будет расширяться по мере интеграции России в мировую экономику. Например, Общероссийский классификатор стандартов создан на основе прямого применения Международного классификатора стандартов ИСО. Этот документ содержит рекомендации по построению каталогов, указателей, тематических перечней, автоматизированных баз; данных по нормативным документам; выполнение этих рекомендаций обеспечивает оптимальные условия для межгосударственного обмена информацией. Правила ведения общероссийских классификаторов устанавливает нормативный документ ПР 50-735-93 "Положение о ведении общероссийских классификаторов на базе информационно-вычислительной сети Госкомстата России". Общероссийский классификатор единиц измерения разработан с использованием рекомендательного документа ЕЭК ООН "Коды для единиц измерения, используемых в международной торговле". Повысилась роль территориальных органов статистики, в задачу которых входит информационное обслуживание абонентов своего региона. Аналогичные функции выполняют также ВНИИКИ Госстандарта и ВЦ Росстатагентства. Ведение информационных фондов, Федерального фонда стандартов, а также классификаторов подразумевает прежде всего поддержание соответствующего объекта в актуальном состоянии, т.е. прежде всего требуется своевременное внесение изменений и доведение этой новой информации до пользователей. Большую работу по ведению классификаторов выполняет ВНИИКИ, где проводится экспертиза предлагаемых изменений, и после утверждения изменение вступает в действие. Основная информация об изменениях публикуется Издательством стандартов в Информационном указателе стандартов. Дополнительную информацию можно найти в изданиях ВНИИКИ, ин статутов Госстандарта РФ и головных отраслевых институтов.
На сегодняшний день на стадии внедрения находятся более 25 взаимосвязанных между собой классификаторов. Это серьезный шаг к обеспечению достоверной информацией федеральных органов государственной власти России, а также к сопоставимости информации при обмене ею между государствами. Научная часть этой работы ведется во ВНИИКИ и включает актуализацию действующих документов и увязку отечественных систем классификации с международными. В информационном обеспечении немаловажная роль отведена пропаганде деятельности Госстандарта России и его служб. Для формирования общественного мнения, позитивного по отношению к государственной технической политике. Это осуществляется через специальные печатные издания, выступления Должностных лиц Госстандарта в средствах массовой Действующие общероссийские классификаторы (Наименование и аббревиатура Общероссийского классификатора) 1. Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО) 2. Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (ОКОГУ) 3. Общероссийский классификатор экономических районов (ОКЭР) 4. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДГТ) 5. Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) 6. Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ) 7. Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД) 8. Общероссийский классификатор продукции (ОКП) 9. Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения (ОКИСЗН) 10. Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) 11. Общероссийский классификатор стандартов (ОКС) 12. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) 13. Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) 14. Общероссийский классификатор валют (ОКБ) 15. Общероссийский классификатор изделий и конструкторских документов машиностроения и приборостроения (Классификатор ЕСКД)
16. Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ) 17. Общероссийский классификатор специальностей высшей научной классификации (ОКСВНК) На широкий крут потребителей рассчитан ежемесячный бюллетень "Госстандарт предупреждает", рассылаемый в правительственные и общественные организации, имеющие отношение к проблемам защиты прав потребителей, в средства массовой информации. Пропаганда активно проводится на ежегодных форумах, посвященных Дню стандартов и Всемирному дню качества. Большую роль в информационном обеспечении играет непосредственно сам национальный орган по стандартизации - Госстандарт России. Комитет располагает информационным фондом, который составляет ядро Федерального фонда стандартов. В нем хранятся стандарты государственной и других категорий, действующих в РФ и СНГ (около 22 тыс.); более 30 тыс. международных стандартов; более 250 тыс. национальных стандартов зарубежных стран; общероссийские классификаторы; документы по отраслевой стандартизации, сертификации и метрологии. Главный информационный центр Госстандарта РФ располагает автоматизированными банками данных по отечественным и зарубежным нормативным документам - "НОРМДОК"; стандартизованным терминам и определениям - "РОСТЕРМ"; классификаторам технико-экономической информации - "КЛАССИФИКАТОР" и др. Передача информации возможна как по российским, так и по международным телекоммуникационным сетям ROSPAC, RELCOM, SPRINT и INTERNET. Кроме того, Госстандарт через Издательство стандартов ежегодно выпускает около 2000 наименований печатной продукции: нормативные документы, а также ряд журналов и приложений к ним.
ПОНЯТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА Электронный обмен данными – это реальность, с которой сегодня сталкивается практически каждый. Он осуществляется посредством информационных систем, компьютерных сетей, интернета, электронной почты и множеством других средств. В последнее десятилетие появились и получили распространение новые инструментальные средства эффективного обеспечения управленческих процессов. В том числе речь идет о программном обеспечении, предназначенном для обработки управленческих документов. В частности появились такие понятия как электронный документ, электронно-цифровая подпись, системы электронного документооборота.
Основные понятия электронного документооборота Документооборот – движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправления. Комплекс работ с документами: прием, регистрация, рассылка, контроль исполнения, формирование дел, хранение и повторное использование документации, справочная работа.
Электронный документооборот (ЭДО) представляет собой единый механизм по работе с документами, представленными в электронном виде, с реализацией концепции «безбумажного делопроизводства». Документ, представленный в электронном виде, или электронный документ (ЭД) – документ, созданный с помощью средств компьютерной обработки информации, который может быть подписан электронной цифровой подписью и сохранён на машинном носителе в виде файла соответствующего формата. Электронная цифровая подпись (ЭЦП) – аналог собственноручной подписи, являющийся средством защиты информации, обеспечивающим возможность контроля целостности и подтверждения подлинности электронных документов. Аналогично тому, как бит является единицей информации в кибернетике, документ является единицей информации в системах документооборота. Системы документооборота хранят документы, ведут их историю, обеспечивают их движение по организации, позволяют отслеживать выполнение тех процессов, к которым эти документы имеют отношение. В организации, где внедрена система документооборота, документ является базовым инструментом управления. Здесь нет просто решений, поручений или приказов – есть документы, содержащие эти самые приказы, решения, поручения и т. д.: все управление в организации осуществляется через документы.
Преимущество электронного над бумажным документооборотом Большинство предприятий признают достоинства электронного документооборота, который имеет следующие преимущества: · многокритериальный поиск документов; · контроль исполнения документов; · регистрация документов; · ввод резолюций к документам; · распределенная обработка документов в сети; · распределение прав доступа к различным документам и функциям системы; · ведение нескольких картотек документов; · работа с проектами документов; · распределение находящихся на исполнении документов по «папкам» в зависимости от стадии исполнения документа: поступившие, на исполнении, на контроле и другие; · формирование стандартных отчетов; · обмен документами по электронной почте; · списание документов в дело; · отслеживание перемещений бумажных оригиналов и копий документов, ведение реестров внутренней передачи документов; · ведение пользовательских списков должностных лиц, организаций, тематических рубрик, групп документов; · редактирование шаблонов выходных печатных форм. Введение электронного документооборота позволяет снизить количество служб, занятых работой с документами (курьеров, канцелярских работников и т. п.). На рисунке ниже показано, насколько сокращается время отдельных этапов работы с документами при замене бумажного процесса на цифровой.
Рис. Преимущества электронного документооборота В условиях электронного документооборота требуется гораздо меньше затрат на перестройку документооборота при изменении внешних условий, например требований по изменению формы отчетности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|