Характеристика функций управления
Управление - это процесс планирования, орг-ции, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей орг-ции. Функции управления - это относительно самостоятельные, однородные, специализированные и обособленные виды упр-ой дея-ти, объективно необходимые для реализации целей системы управления. Для того чтобы считаться таковой, функция управления должна иметь четко выраженное содержание, разработанный механизм ее осуществления и определенную структуру, в рамках которой завершается ее организационное обособление. Под содержанием подразумеваются действия, которые должны осуществляться в рамках конкретной функции. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций:планирования, орг-ции, мотивации сотрудников и контроля. 1. Планирование. С помощью этой функции определяются цели дея-ти орг-ции, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы. На этом этапе фирма должна определить, каких реальных результатов она может добиться, оценить свои сильные и слабые стороны, а также состояние внешней среды (экономические условия в данной стране, правительственные акты, позиции профсоюзов, действия конкурирующих организаций, предпочтения потребителей, общественные взгляды, развитие технологий). 2. Организация. Эта функция управления формирует структуру орг-ции и обеспечивает ее всем необходимым (персонал, средства производства, денежные средства, материалы и т.д.). То есть на этом этапе создаются условия для достижения целей орг-ции. Хорошая организация работы персонала позволяет добиться более эффективных результатов.
3. Мотивация - это процесс побуждения других людей к дея-ти для достижения целей орг-ции. Выполняя эту функцию, руководитель осуществляет материальное и моральное стимулирование работников, и создает наиболее благоприятные условия для проявления их способностей и профессионального "роста". При хорошей мотивации персонал орг-ции выполняет свои обязанности в соответствии с целями этой орг-ции и ее планами. Процесс мотивации предполагает создание для работников возможности удовлетворения их потребностей, при условии надлежащего выполнении ими своих обязанностей. Прежде, чем мотивировать персонал на более эффективную работу, руководитель должен выяснить реальные потребности своих работников. 4. Контроль. Эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы орг-ции. При помощи контроля производится оценка степени достижения организацией своих целей, и необходимая корректировка намеченных действий. Процесс контроля включает: установление стандартов, измерение достигнутых результатов, сравнение этих результатов с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей. Контроль связывает воедино все функции управления, он позволяет выдерживать нужное направление дея-ти орг-ции и своевременно корректировать неверные решения. 6.Сущность, содержание процесса управления. Управление – это специфический вид деятельности по определению целей организации, разработке механизмов их достижения и координации труда членов организации для получения результатов целей. Необходимость управления обусловлена: разделением труда, что сделало труд общественным, и кооперацией труда. Сущность управления состоит в том, что это особая функция общественного труда, которая возникает из необходимости организации совместной деятельности и порождается, с одной стороны, разделением труда, а с другой – социально-историческими условиями общества, определяющими кооперацию труда. Следо-вательно, управление является необходимым, элементом, функцией этого общего труда, существования и развития Общества.
Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей. В общем виде управление представляет собой определенный тип взаимодействия двух объектов, один из которых при этом находится в позиции субъекта управления, а другой - в позиции объекта управления. Для этого взаимодействия характерно то, что: Субъект управления - это управляющая подсистема, воздействующая на другие элементы системы управления (городская дума, директор завода, менеджер банка и др.) направляет объекту управления импульсы воздействия (команды управления), которые содержат информацию о том, как должен функционировать объект управления; Объект управления– управляемая подсистема (группы людей или личность, отрасли, виды ресурсов и др.), получает данные импульсы и действует в соответствии с ними и с учетом сложившейся ситуации. Система упр. – совокупность функций и полномочий, необходимых для управленческого воздействия. Человек может принять управленческое воздействие, а может и не принять, и от этого будет зависеть эфф-сть всей системы управления. Содержание управления можно определить путем перечисления его основных функций, к которым относятся: определение целей, анализ, прогнозирование, планирование, организация, координация, мотивация, обучение, учет и контроль, коммуникация, принятие решений. Все функции тесно связаны друг с другом и взаимно дополняют друг друга. В деятельности любой организации - коммерческой и некоммерческой, большой и малой, формальной и неформальной - присутствуют все без исключения функции управления. Менеджмент (англ. management- управление, заведование, организация) - это: - практическая деятельность по управлению производством или коммерцией, преследующая цели повышения эффективности работы и увеличения прибыли; - теория управления, совокупность принципов, методов, средств и форм управления;
- в современной отечественной практике также руководящий состав предприятия, акционерного общества. В последние годы понятие "менеджмент" стало привычным для российской деловой жизни. Более того, русское слово "управление" и английское "менеджмент" некоторые авторы считают синонимами. В действительности содержание этих терминов несколько различается. "Менеджмент"- это система методов управления в условиях рынка или рыночной экономики рамках предпринимательской структуры, акционерной компании, которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимальных результатов. Экономической основой менеджмента является рыночный тип хозяйствования. Результатом является получение прибыли. Менеджмент - это наука и искусство управления, то есть совокупность знаний, умений и навыков и инструментов, благодаря которым можно эффективно решать задачи в условиях рынка. Управление - один из самых древних видов человеческой деятельности. Управление - это осознанная деятельность Человека, с помощью которой он упорядочивает и использует в своих интересах элементы внешней среды - общества, природы и техники. Термин "управление" традиционно используется во всех социально-экономических, технических, биологических и других системах В словаре иностранных языков менеджмент переводится на русский язык как управление производством и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, с целью повышения его эффективности и прибыльности. Менеджмент - это целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность. Управление - это процесс выработки и осуществления управляющих воздействий. Менеджмент - область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов.
У п р а в л е н и е – знание правил и приёмов управления и умение применять (владеть) ими в конкретной ситуации и обстоя-тельствах, т.е. исключительно административная деятельность. Р у к о в о д с т в о – осуществление управления в сочетании с умением обходиться с людьми, то есть иметь организаторские способности. Руководство – направленное воздействие на сотрудников, коллектив, в результате которого достигается повышение производительности труд, это механизм осуществления руководителем взаимодействия групп и личности на выполнение общих задач и достижение цели, тесно связанный с концепциями власти, личности, их влиянием. Руководство можно назвать процессом, при котором руководителю дается право власти над подчиненными. Руководство включает множество аспектов, в том числе и разработку тактики и стратегии организационной политики, умение управлять персоналом, общаться с людьми, рассчитывать и прогнозировать введение на предприятие новых методов и форм работы и другие. Таким образом, исходя из раскрытых выше сущности, цели, задачи и содержания управление – это особого рода деятельность руководящего, организаторского и административного характера, осуществляемая в рамках постоянно действующей, целе-направленной системы коллективного (совместного) труда. Функции управления: контроль, организация, планирование, мотивация, координация Функция планирования является номером один в менеджменте. Реализуя ее, предприниматель или управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа положения, в котором в данный момент находится фирма, формулирует стоящие перед ней цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы. Сам процесс планирования позволяет более четко формулировать целевые установки организации и использовать систему показателей деятельности, необходимую для последующего контроля результатов. Кроме того, планирование обеспечивает более четкую координацию усилий структурных подразделений и таким образом укрепляет взаимодействие руководителей разных служб организации. А это значит, что планирование — это непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования деятельности организации за счет выявленных возможностей, условий и факторов. Следовательно, планы не должны носить директивного характера, а меняться в соответствии с конкретной ситуацией. По своей сути, функция планирования отвечает на три основных вопроса: Где мы находимся на данное время? Руководители должны оценить сильные и слабые стороны организации в таких важных отраслях, как финансы, маркетинг, производство, научные исследования и разработки, трудовые ресурсы. Все это осуществляется с целью определения, чего может реально добиться организация.
Куда мы хотим двигаться? Оценивая возможности и угрозы в окружающей среде, такие, как конкуренция, клиенты, законы, политические факторы, экономические условия, технология, снабжение, социальные и культурные изменения, руководство оп-ределяет, что может помешать организации достижению этих целей. Как мы собираемся это сделать? Руководители должны решить как в общих чертах, так и конкретно, что должны делать члены организации, чтобы достичь выполнения целей организации. Планирование — это одно из средств, с помощью которого руководство обеспечивает единственное направление усилий всех членов организации для достижения ее общей цели. Функция организации — это формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для ее работы — персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами. В любом плане, составляемом в организации, есть создание реальных условий для достижения запланированных целей, часто это требует перестройки структуры производства и управления с тем, чтобы повысить их гибкость и приспособляемость к требованиям рыночной экономики. При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения в реальность, используя важную функцию менеджмента, как мотивация. Функция мотивации — это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Для этого осуществляется их экономическое и моральное стимулирование, обогащается само содержание труда и создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. С конца XVIII по XX век было распространенное мнение, что люди всегда будут работать лучше, если у них есть возможность заработать больше. Считалось, таким образом, что мотивация — это простой вопрос, который сводится к пред-ложению предоставления соответствующих денежных вознаграждений в обмен на усилие. Руководители узнали, что мотивация — это результат сложной совокупности потребностей, которые постоянно изменяются. Функция контроля — это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Существуют три аспекта управленческого контроля. Первый аспект — установление стандартов — это точное определение цели, которая должна быть достигнута в определенное время. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования. Второй аспект — это измерение того, которое было в действительности достигнуто в определенный период, и сравнения достигнутого с ожидаемыми результатами. Если эти обе фазы выполнены правильно, то руководство организации не только знает о том, что в организации существует проблема, ему известен и источник этой проблемы. Третий аспект — стадии, на которой выполняются действия, если это необходимо, для коррекции серьезных отклонений от начального плана. Одно из возможных действий — пересмотр целей для того, чтобы они стали реальнее и отвечали ситуации. Контроль — это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Функция координации — это центральная функция менеджмента. Она обеспечивает достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Наиболее часто используются отчеты, интервью, собрания, компьютерная связь, средства радио и телевещания, документы. С помощью этих и других форм связей устанавливается взаимодействие между подсистемами организации, осуществляется маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления (планирование, организация, мотивации и контроля), а также действие руководителей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|