Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интервью, данное интервьюером самому себе (или взятое у самого себя)




- Расскажите пожалуйста немного о своём опыте медитации Випассаны.

- Несколько лет назад курс Випассаны не был полностью переведен на русский язык, и тем, кто не владел в достаточной мере знанием английского, приходилось довольствоваться только краткими инструкциями, касающимися сущности практики. Все пояснения, которые вы найдете сейчас в вечерних дискурсах, были тогда недоступны многим в силу объективных причин, и могли быть восполнены только упорной практикой и личными размышлениями над полученным опытом. И несмотря на это, практика у меня продвигалась успешно, ничуть не хуже, чем теперь, когда есть развернутое объяснение на русском языке всех ее моментов в лекциях учителя. Более того, все основные открытия, сыгравшие решающую роль в понимании происходящего, были совершены именно тогда. Сейчас, имея некоторый опыт в практике, хотелось бы остановиться на кое-каких её аспектах, которые кажутся особенно важными или интересными.

Например, что для меня было (и в каком-то смысле продолжает оставаться таковым) самым трудным во время медитации? Бесконечные блуждания сознания по полям ассоциативных связей или, что то же самое, возбужденный ум, занятый безостановочным пережевыванием "жвачки" текущих из ниоткуда в никуда мыслей, а также возникающие время от времени от долгого неподвижного сидения боли в ногах и спине, - не были такими непреодолимыми препятствиями на пути, как периодическое соскальзывание сознания в яму навязчивой сонливости.

Как бурый медведь, подгоняемый осенними холодами, стремится спрятаться в берлогу, сознание, потеряв реальный контакт с привычными источниками питания из внешнего мира, проваливается в неосознанное состояние, очень напоминающее сон. Невозможность "проснуться" и отождествить самого себя с самим собой. В этом состоянии сложно не только ответить на вопрос - "кто ты и что ты здесь делаешь", но и поставить этот вопрос. Классическая ситуация неведения, в которой мы проводим огромную часть своей жизни.

Что делать с этим во время медитации? В результате практики пришло понимание того, что наиболее правильным в этой ситуации будет не пытаться изменить переживание, не винить себя за якобы неудачную практику, а продолжать невозмутимо наблюдать ощущения, осознавать своё состояние как таковое, осознавать от мгновения к мгновению тот факт, что ты засыпаешь и что ты продолжаешь практику. Но делать это спокойно, терпеливо и настойчиво. И спустя какое-то время естественным образом это переживание сменится другим.

Дело в том, что наш ум, натренированный в восприятии внешних феноменов, чья интенсивность достаточно велика (громкие звуки, яркие краски, сильные запахи и так далее), будучи обращенным вовнутрь, на первых порах не находит там ничего, или, по крайней мере, ничего интересного для себя и от "безысходности" уходит в воспоминания или мечты о сильных переживаниях. Либо, как в моем случае, проваливается в небытие.

Ощущения в теле и дыхание - есть ни что иное, как проявления того самого здесь и сейчас, о котором так много сказано и в котором только и возможно обрести истину. И как оказывается, пребывать в настоящем моменте нашему сознанию сложнее всего. Но подобная "отключка" не является на самом деле чем-то из ряда вон выходящим, так как может быть воспринимаема нашим сознанием, может быть осознаваема нами так же как и ряд других состояний. И в тот самый миг, когда мы разотождествляемся с этими переживаниями, когда нам удается осознать, что Я - не является этим переживанием, что оно вмещает в данный момент времени это переживание в себя так же как ещё и ряд других, более тонких ощущений, когда нам удается посмотреть на него как бы со стороны, в этот миг мы перестаем быть обусловлены этим состоянием и в какой-то степени обретаем свободу от него. Мы становимся более свободными в результате осознавания того, что происходит здесь и сейчас.

Еще одним важным моментом практики для меня явилось переживание глубокой удовлетворенности, необычайной радости от осознания того, что ты соприкоснулся с истиной, более которой - нет. Той истиной, что определяет твое бытие: твое поведение, твои мысли, твои реакции и многие другие проявления тебя как индивидуума в этой жизни. И постижение её является отнюдь не только интеллектуальным, но практическим.

В образном пространстве это можно было бы описать следующей метафорой: представьте себе в толще океана, влекомую самыми разными глубоководными течениями, подводную лодку, капитан которой находится в полной уверенности, что сам прокладывает курс, в то время как на самом-то деле его лодка является игрушкой в руках стихии. Причём не видно ни берега, ни дна. А то, что принимается за береговую линию, есть ни что иное как огромные айсберги, так же дрейфующие под действием течений неизвестно куда. Эта картина, на мой взгляд, довольно точно отражает истинное положение вещей. Когда сквозь нас - наше тело, наше сознание - протекают те или иные чувства и ощущения, они захватывают нас, и несут в том или ином направлении, и случается так, что они выплёскивают нас на скалы или уносят туда, откуда уже нет возврата. Мы отдаемся на волю нашим эмоциям, нашим ощущениям - нашим внутренним стихиям, и они несут нас подобно мощным течениям, обусловливая нас, определяя за нас наши цели и планы. И мы воспринимаем это как должное.

В процессе практики, при достаточно глубоком погружении в себя, возникает ощущение как будто ты касаешься ногами дна, твердой, устойчивой поверхности. Наступает как бы прозрение, ты начинаешь видеть ту точку отсчёта, относительно которой всё происходит. Это и есть та самая истина, что остается неизменной в любой момент времени, и она всегда с тобой. Она не уловима, но является единственной прочной опорой для твоего сознания. Это та система координат, подчиняющаяся принципу бритвы Оккамы, в рамках которой возможно описать любые события, происходящие в океане нашей жизни. И это настолько просто, что может быть получено из обыкновенного наблюдения за ощущениями в теле.

Доносящийся с кухни запах готовящейся пищи порождает в сознании желание есть. В обычной жизни мы не задумываясь, на подсознательном уровне начали бы движение в сторону удовлетворения возникшей потребности. И это было бы абсолютно нормальным. Но в состоянии медитации нам ничего другого не остается, как продолжать сидеть неподвижно и беспристрастно наблюдать возникающие ощущения. И если мы достаточно сосредоточены, то в этот момент можно отследить некое ощущение в области желудка (например), которое стоит в преддверии нашего желания есть. Некий сигнал в теле был расшифрован подсознанием как потребность в пище, и на поверхностном уровне нашего сознания возникает желание кушать. Это та самая связь тела с сознанием о которой говорил Будда. Это то, что происходит с нами всегда и заставляет нас проявлять ту или иную активность в жизни.

Нет большого смысла в поисках причины возникновения конкретного ощущения, - является ли оно порождением внутренних факторов или внешних аргументов. Когда в доме пожар, разумнее не причину искать, а спасаться. Так вот, во время медитации, продолжая наблюдать ощущения и не реагировать на них, замечаешь, что через какое-то время это ощущение уходит, сменяется другим ощущением, то ощущение в свою очередь сменяется следующим, и так от момента к моменту происходит непрерывная смена ощущений. Они появляются и исчезают. И если мы на них никак не реагируем, то, не будучи подавленными или каким-то образом трансформированными, они самоосвобождаются, не оставляя после себя ничего, не оседая в подсознании и не создавая причины для следующих действий, то есть кармы.

Умение таким образом обходиться со своим "подсознанием" не исчезает по истечении какого-то времени после прохождения подобного 10-дневного курса, поскольку не является только интеллектуальным пониманием (наше знание "как правильно жить" - не всегда является руководящей силой в жизни), но становится само "подсознательной привычкой", что позволяет в реальной жизни пользоваться положительными плодами практики в полной мере. Правда только в том случае, если практика была действительно правильной, что может быть гарантированно исключительно квалифицированной помощью Учителя и искренностью личных усилий.

Зато после окончания курса есть шанс научиться действительно управлять той подводной лодкой, о которой шла речь выше, перестать быть обусловленными различными боковыми и встречными течениями. По-новому посмотреть на свои проблемы, проблемы друзей и близких. Попытаться начать решать их используя приобретенный опыт.

Тот, кто получил пользу от Випассаны, будет стараться пройти ещё один курс, и ещё один, потому что с углублением практики ты получаешь доступ к всё более глубинным слоям своего внутреннего мира и, обладая методом работы с эти материалом, всё больше и больше очищаешь своё сознание от загрязнений, которые и являются причинами всех наших неудач в жизни. Именно благодаря действенности эта практика заставляет людей организовывать подобные курсы и приглашать учителей для их проведения, оставаясь при этом некоммерческим предприятием. И понимая, что она принесёт пользу не только старым студентам (старым студентом является каждый, кто прошёл как минимум один 10-дневный курс), но обязательно поможет и всем тем, кто обратится к ней впервые, они стремятся создать условия для того, чтобы как можно большее количество людей могло познакомиться с этой практикой. Это одна из причин того, что курсы Випассаны являются бесплатными, существующими исключительно на добровольные пожертвования старых студентов. Именно поэтому существует такая особая практика, как служение на курсе. И именно благодаря самой практике люди постепенно реально меняются.

Чем больше практикуешь, тем всё более и более становится очевидным, что единственно правильным способом поведения в жизни - по самому большому счёту - является служение на благо других. Как это служение будет проявляться, во многом уже зависит от тех кармических условий, в которых каждый из нас живет. Но раз вкусив истины, уже невозможно делать вид, что это тебя не касается. А истина всегда требует делиться ей с другими.

По теории Випассаны существует достаточно исчерпывающая информация в литературе. И мне остается лишь попытаться предложить интерпретацию своего собственного опыта через доступные фантазии образы, которые, однако, могут послужить наглядной метафорой процесса. Почему эта техника так действенна? Если предположить, что наша Природа изначально чиста, что в сердцевине своей мы являемся Светом и Любовью, (а все святые, как известно, настаивают на этом), то что мешает нам проявиться такими, как мы есть на самом деле? Если истинная реальность чиста, то что же является загрязнениями? Иными словами - есть солнце на небе, но его не видно из-за туч ("ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч..."). Как сделать, чтобы свет лился беспрепятственно?

Как известно, все наши страдания начинаются в тот самый миг, когда мы не можем получить того, чего хотим, к обладанию чем мы привязаны; либо когда хотим избавиться от того, чего не приемлем в своей жизни. Итак - цепляние, влечение или неприятие, отвращение. И неведение относительно того, почему так происходит, - именно оно и служит причиной возникновения первых двух. Именно над этими тремя составляющими нашей жизни и приходится работать на курсах Випассаны.

Если мы невозмутимо, а также осознанно наблюдаем реальность в пределах тела, наблюдаем её такой, какая она есть, не пытаясь её изменить, не говоря этой реальности ни Да, ни Нет, мы тем самым не создаём предпосылки для возникновения влечений и отвращений, лишая тем самым наше видение возможности делить мир на чёрное и белое, искореняя таким образом дуальность такой оценки, а с ней и многие наши проблемы.

А что же происходит с подсознанием? Все неосознанное нами, находящееся в подсознании, являющееся для нас неведомым (неведение) в процессе практики выходит на поверхность, попадая в область осознавания, превращаясь таким образом в ведомое. Вследствие чего наше сознание из раздробленного на отдельные фрагменты (подсознание, надсознание, сознание и проч.) становится целостным.

Приходит на ум такой образ: вода и лёд наших влечений и отвращений в лучах солнца осознавания совершают фазовый переход, превращаются в пар, оставляя место Свободе.

- Спасибо.

В завершении этого небольшого сборника, посвященного вопросам, связанным с медитацией Випассаны, мы решили поместить информацию о зарождении Випассаны в России. Как эта техника к нам попала, как происходило развитие этого движения в наших конкретно-исторических условия, и т.д. Одним словом - роль личности в этой истории.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...