Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интервью с Андреем Шаховым




- Андрей, что Вы могли бы добавить в продолжении предыдущего интервью?

- Информацию о существовании Випассана-центров я получил от Володи Волкова. Я сейчас точно не помню обстоятельства: или я у него дома был в гостях, или что-то типа этого. Он мне дал проспект про Випассану и сказал, что было бы очень интересно, если бы Это действительно появилось у нас. Я прочитал, проанализировал, и мне тоже захотелось, чтобы это учение у нас было. Мы написали письмо, и я узнал, что Сергей Всехсвятский едет в Австралию. Мы посмотрели, где есть ближайший центр, и попросили его с ними созвониться или зайти туда. И по-моему, даже вручили письмо. Сказали, что мы этим будем заниматься, а его задача - нас с ними соединить. Сергей туда попал и ему там очень понравилось. Его очень тепло встретили, а потом мы согласовали время первого ретрита, подогнав его таким образом, чтобы это совпало с нашей Конференцией. Таким образом, собственно говоря была достигнута договоренность о проведения первого ретрита. Параллельно мы завезли их на Конференцию, чтобы они там немножко выступили, рассказали что такое Випассана.

Конечно, австралийцы очень сильно нам помогли, они очень серьезно вложились в это мероприятие, в этот ретрит - за всё платили сами, мы ни за что не платили. Приехала очень сильная команда: два человека из Англии - Старшие помощники Учителя, еще была женщина из Австралии - помощник Учителя, плюс три или четыре человека группа поддержки. Они нам показывали всё, как надо делать, а мы набирались опыта.

Первый ретрит Випассаны состоялся в Коломне (Московская область) в первых числах июля 1993 года. Так получилось, что нагрузка при его подготовке разделилась в основном между мной и Сергеем фактически пополам. Он помогал с визами, много чем другим, а мы со Светланой [жена Андрея - прим. сост.] остальные вопросы бегали, делали. И практически все люди, которые пришли на ретрит, были со "Свободного дыхания" - процентов 70, наверное, а остальные - уже кто где и как смог услышать об этом. И кстати, Володя и Света Карпинские были на этом ретрите. Причём, с Володей наши места во время медитации были рядом, так кармически сразу как-то совпало.

Через год мы стали организовывать второй ретрит. Следующие - их было порядка пяти, - вся их организация, вся связь с Учителями, регистрация участников, подготовка места проведения была на нас со Светланой. Мы были как бы главными организаторами курсов. Все эти годы мы вели эту организационную работу, и это была очень большая нагрузка, потому что опыта было мало, команды, помогающей в решении разных вопросов, как таковой не было, а сложностей было предостаточно. У Сергея Всехсвятского были какие-то дела, и он, в основном, сидел Випассану за границей. В последнее время у него не было возможностей заниматься организацией Випассаны здесь, в России, но он всегда помогал пожертвованиями, чувствовалась также информационная поддержка.

Перед вторым ретритом вышла на русском языке книга Уильяма Харта "Искусство жизни" - очень мощная книга, и многие именно благодаря ей поняли, что такое Випассана.

А после второго ретрита (опять же, там было много людей) каждую неделю начала собираться группа - собирались, в основном, на квартире у Володи и Светланы Карпинских и медитировали вместе два часа (кстати, группа по-прежнему собирается каждую неделю - вот уже 3 года). Володя активно включился в работу, стал часто звонить и стремился чем-то помочь. Ну и потихонечку он стал играть тоже очень важную роль. Особенно важно то, что было сделано огромное количество переводов и редактур текстов по Випассане, и самое главное - они со Светланой отредактировали перевод на русский язык основного 10-дневного курса. И с этого момента, конечно, Випассана вышла совсем на новый уровень, на русском языке, это очень важно.

Все те годы, когда мы работали, в основном, одни, я чувствовал, что надо что-то менять. Потому что неправильно, когда всё держится на усилиях нескольких человек - это не в принципах Випассаны. Например, в прошлом году (1997 г.) курс, который был запланирован, находился под угрозой срыва - за месяц до начала ретрита ещё не было известно место его проведения. Команда организаторов фактически с этим не могла справиться: все были как-то заняты и никто не мог... Оставалась буквально неделя. Было несколько вариантов места, пару из них подсказала Иша из Ошо-центра. Нужно было заключать договор и Светлана Шахова с 6-7 месячным ребенком поехала смотреть место, а затем ездила договариваться с администрацией. Так что Светлана тоже очень много помогала, и я считаю, что есть определенная её заслуга в том, что она сделала такое усилие и курс состоялся.

Конечно стало ясно, - нельзя, чтобы так продолжалось дальше. И мы со Светланой решили (тем более так совпало, что у нас ребенок родился), - на несколько лет как бы уйти от активной организационной деятельности, и дать пространство для того, чтобы другие люди могли поиметь этот прекрасный опыт. По мере возможности мы, конечно, сейчас помогаем, но уже не так, как раньше. Естественно, мы с удовольствием сидим на курсах.

Итак, со временем всё образовалось таким образом, что сейчас мы перешли на персональную ответственность за организацию курса. Например: за летний курс отвечала Ольга, сейчас - Володя, на следующий год будет опять собрание, и люди сами выберут, кто будет отвечать за какой курс, то есть это будет "переходящее красное знамя". И это позволит людям получить опыт служения. Ну а мы, если конечно потребуется помощь, - когда человек будет явно не справляться со своей функцией, будем вмешиваться, то есть подстраховывать. Так что в принципе сейчас Випассана вышла на тот уровень, что у нас проходят 3 курса в год. То есть процесс вошёл в какую-то стабильную фазу.

Теперь следующий шаг - найти реальное стабильное место: или арендовать на долгосрочной основе, либо купить (но чтобы купить, нужен спонсор), и тогда Випассана могла бы выйти на качественно новый уровень, чтобы можно было проводить в России курсы следующего уровня. Это качественно новый более глубокий уровень. Судя по всему, уже этим летом на курсах просидит, я думаю, 100 человек, или около того. И я надеюсь, что на этой волне, так сказать, ситуация изменится, и такое место появится. Так что растет это всё медленно, потому что требуется высокое сознание людей, чувство ответственности, можно сказать взаимозаменяемости, ну и многих других таких качеств, которые в других системах просто отсутствуют, или не вырабатываются по разным причинам. Люди меняются медленно, но есть в этом какая-то определенная стабильность, это радует. Будем надеяться, что всё в будущем будет хорошо.

- Спасибо. А вот такой вопрос: чтобы взяться за организацию такого вот курса, нужно получить сначала очень заметный положительный результат, то есть я хочу сказать, что Вы после первого же курса видимо получили фантастическую пользу для себя от Випассаны, раз взяли на себя такую вот гору ответственности?

- Ну, не то чтобы там был фантастический результат, наоборот в Випассане, я бы сказал, результаты маленькие, но они реальные. Никакой фантастики нет, просто это рабочая реальность. Многие, и я в том числе, считают, что реально научились медитировать на этом курсе - поняли то, что вкладывается в понятие "медитировать". Потому что все другие системы либо только говорят о медитации - надо сидеть так, то-то и то-то делать, и так далее, либо пытаются научить человека медитировать за два-три часа. Либо ещё чего-нибудь. А научиться медитировать можно только в пределах таких вот ретритов, например, 10-дневных. Потому что первые несколько дней ум только успокаивается и человек понимает, что значит быть вовлеченным во внешнюю деятельность. Это очень большой контраст. И ещё я получил некоторые личностные изменения за счёт прохождения курса. Этого было достаточно, чтобы осознать, что учение очень сильное и мощное.

Плюс к тому я, как организатор, был напрямую связан с командой Учителей, и я видел их личные качества. Вот, например: два таких момента меня как бы очень даже..., это два специфических момента и ещё общее наблюдение. Общее наблюдение было в том, что эти люди очень осознанные, вокруг них атмосфера покоя, они очень доброжелательны. И с другой стороны я сейчас понимаю, что они делали..., они приехали и этому всему нас, "дураков", начали учить, вложили огромную кучу денег. Один билет из Австралии - это тысяча с лишним долларов. То есть они фактически вложили в эту поездку, ну, по крайней мере, 6-8 тысяч долларов. Вот ценность учения - чтобы всё это вот случилось, были сделаны огромные затраты и... - я это понимал, и у меня было какое-то чувство признательности этим людям.

Это одна сторона. С другой стороны, такой вот момент: мы с Сережкой бегали с организацией Конференции. Да, мы ещё со Светланой в то время, кажется, были за эту Конференцию ответственным, одним словом, были в команде организаторов. И мы все были такие закрученные... Проходим как-то мимо наших Австралийцев, а они говорят нам: "Ой ребята, вы остановитесь, сядьте." Они тоже сели и послали нам какой-то поток энергии. Это называется Меттой. И я вот почувствовал, что значит остановиться. Состояние суеты, огромное количество дел в голове - надо сделать то, то, то, - просто как улей какой-то жжжжжж... И вот они - бах! - такой мощный поток как дали, и наступило ощущение такое... и всё, и состояние покоя. Настолько было яркое впечатление, что я просто был очень удивлен. Что бы на меня так кто-то реально воздействовал, реально очень сильно, глубоко, - этого никогда не было... Они мини сидху такую показали. В общем, у меня это тоже как-то отложилось.

Потом, приехав в Коломну, мы зашли в тот садик, в котором должна была состояться Випассана. Они - раз так - настроились, говорят: "Да, здесь насколько лет назад было общежитие, здесь не очень хорошая энергия". Я отошёл и спросил директора: "Здесь же садик?" Она говорит: "Да, но 7 или 8 лет назад здесь было общежитие. Здесь была гостиница". То есть люди показали себя с такой очень реальной стороны. Они реально могли реальные вещи, и давали те знания, от которых опять же, прилагая к себе, я видел какие-то реальные изменения. Ну и в совокупности это дало какую-то определенную уверенность и желание собственно этим заниматься. Вот поэтому мы и начали этим заниматься.

А с другой стороны, на меня выходила информация, связанная с иными школами Випассаны, но у меня не было того энергетического подъема, от которого возникает желание что-то делать. То есть зарождались мысли, но они не выражались в серьезной деятельности, как в этом случае. Очевидно, это какое-то кармическое сцепление причин, когда чувствуешь, что это вот надо делать. И я просто делал. Я не рассуждал.

Так или иначе, но мы остановились на этой школе Випассаны ещё и потому, что они не называют себя буддистами. Это школа, которая не ассоциирует себя со словом "буддизм", потому что буддизм - это в каком-то смысле формальное учение, а не методы, данные Буддой. И представители этой школы Випассаны очень усиленно "воюют" с внешней атрибутикой. Потому что "буддизм" - это слово западное, люди дали это название некоторому своему пониманию того, чем занимаются на Востоке. Даже, например, в Тибете слова "буддизм" тоже не существует. Там есть понятие "Внутреннее изучение себя" - так дословно называется их традиция.

Мне это понравилось. Это некая попытка давать знания за пределами каких-либо культурно-исторических слоев, ограничений. Они являются, как бы последователями живой передачи знания. Хотя на высоких уровнях практики они всё же рекомендуют углубиться в какие-то культурные слои, для большего понимания, но в начале человек свободен от этого. Сколько ты умеешь, столько ты и должен знать. И наоборот: сколько ты знаешь - столько ты и должен уметь. Это их формула.

- Можно ли сказать, что Випассаной, как бы мы её не назвали, нужно заниматься всем?

- Тут нельзя заставлять. Дать учение можно, предложить учение можно каждому, ну а нужно оно ему или ненужно, - человек сам выбирает, потому что у людей есть кармическое видение. Есть люди, которые не понимают, они ослеплены другими идеями. Им нужно, например, много лет, прежде чем они придут к осознанному пониманию необходимости что-то делать. Это же путь осознанного выбора. Путь осознанности, метод осознанности. Поэтому пока человек не осознает сам, ничего нельзя сделать. Есть такая формула, что никого нельзя сделать счастливым насильно. Вот поэтому никакой такой суперпропаганды эта школа не ведет, нет такой чрезмерной активности. Даже мы никогда фактически не давали рекламы в течении всех этих лет, люди всё время шли по каким-то знакомым, по каким-то таким узким каналам. Очень интересно: мы ни разу не давали рекламы, а всегда курсы были полные, забитые. Собственно, это и говорит о высокой эффективности метода.

Человек, если хочет достичь результата, должен сам вкладывать энергию в себя, в собственное развитие, а не ждать пинков со стороны: вперед, давай, тебе надо. Я бы сказал, что Учителя Випассаны лишены желания экспансии и расширения, такого, как у христианских миссионеров. Они говорят: "Да, мы готовы поделиться, если нас будут запрашивать. Мы готовы это сделать и мы будем это делать, если нас просят и зовут, если нужна наша помощь - освободить людей от страдания. Мы это сделаем. Но если мы не нужны, если нас не ждут, если нужно тащить за собой, манипулировать, - это не входит в наши планы, это не правильно".

- Можно ведь не навязывая дать информацию, но от тебя в большой степени зависит, поймет ли человек, что ты ему объясняешь, или нет. И если он не понял, не принял эту технику, в принципе это и от тебя зависит?

- Ну да, но здесь большую роль играет личный пример. Если человек посидел на Випассане и изменился, то через некоторое время, на следующий курс, как правило, идут много знакомых, родственников. Почему? Потому что они видят, что человек стал другим, стал более уравновешенным, как-то изменился в лучшую сторону. Хоть немножко, но реально изменился. Некоторые люди говорят, что на самом курсе они не замечают, что произошло. То есть как происходят изменения - не заметно, но когда люди выходят после курса, становятся видны реальные изменения. Есть некоторые, кто бросил курить, от наркотиков отказался только посидев на одном курсе, - у меня есть такие знакомые. И так далее, и так далее. Иногда и другие очень неожиданные изменения в жизни происходят.

С одной стороны личный пример, а с другой стороны важны всегда не слова, а то внутреннее состояние, в котором человек говорит, и если он говорит как бы реально, из внутреннего опыта - многие люди это чувствуют вне слов. Иногда человеку достаточно сказать два предложения, он ловит именно это внутреннее состояние и сразу же соглашается, потому что он чувствует, что это важно, это хорошо.

А те, кто не готов, - им про эту возможность можно долбить неделями, всё время на них потратить, а толку никакого не будет. Поэтому я считаю, здесь многое определяется, конечно. тем, кто говорит, но в большей степени - готовностью самого человека воспринять эту информацию, насколько он созрел. Если человек "внешний", он думает пока о внешних вещах: там колбаса, машина... и так далее, всякая суета. А кто уже настрадался в этой суете, кто чувствует внешнюю пустоту, тот уже готов что-то с собой делать, он как правило откликается.

А есть такие, которые приходят просто от безвыходности. Им настолько плохо, что уж хуже не бывает, а здесь говорят, помогает, - ну я и попробую. Есть такие люди, которые сидят, решают свои проблемы: создают семьи, например, и исчезают. Уже больше не загружаются этим. Решили свою проблему. То есть, конечно же, разные существуют категории людей. Интересно наблюдать.

- Спасибо за интервью.

 

Заключение

Конечно же, дорогой читатель, в этом небольшом сборнике трудно передать всю глубину данного предмета, и тем более показать Вам ту самую Реальность, о которой шла речь в названии. Это невозможно сделать через слова. Гораздо важнее указать направление для движения нашего сознания и нашей энергии, чему и должны служить символы (а ведь слова - это и есть символы). Только непосредственное переживание, только практика может подвести нас к той грани, за которой и находится та самая реальность, которая есть Истина и одновременно Свобода. И только каждый из нас сам сможет проделать этот путь. И весь вопрос в том, каким путем идти.

В настоящее время существует достаточное количество духовных направлений, способных удовлетворить запросы людей практически любого темперамента и умственных способностей. Каждое из этих направлений обладает богатым арсеналом действенных практик, способных подвести человека к реализации изначально присущего ему намерения стать счастливым в этой жизни в самом глубоком смысле этого слова. Только сам человек, в результате своего собственного опыта, может решить, что для него сейчас хорошо, а что не является таковым на данном этапе его развития.

Но всегда, или почти всегда, речь может идти об адаптированности того или иного метода к конкретным условиям нашего европейского образа жизни. Имеется в виду чисто социальные моменты, такие как время, пространство, взаимоотношения с окружающими людьми и т.п. Скажем, тонкостенные малогабаритки, в которых мы (за редким исключением) вынуждены жить, не позволяют нам в полной мере использовать экстатические практики, связанные с выходящими за рамки обыденного шумом и двигательной активностью. Ритуалы и церемонии, чуждые сложившимся в данной культурно-исторической местности традициям, могут навлечь определённое неприятие со стороны поборников официальной церкви со всеми вытекающими последствиями для этого человека. И так далее.

Что же касается той техники, о которой мы имели возможность вам рассказать, то она не нуждается в каких-то специальных дополнительных условиях и приспособлениях. Место может быть выбрано вами там, где это удобно: на полу, на стуле, в комнате, в офисе, даже, иногда, в транспорте; время - тоже, как Вам удобно, но для серьезной работы желательно всё-таки не ограничиваться пятью минутами, а придерживаться какого-то режима (впрочем, как и во всем остальном). Никакого противоречия с религиозными догмами любой из доминирующих сейчас конфессий не может возникнуть, поскольку данная техника не относится к разряду верований, а является лишь практикой морального поведения, практикой сосредоточения на естественном объекте и практикой культивирования мудрости что, хотелось бы думать, должно поощряться всеми религиями всех времен и народов. Таким образом, данный метод является очень удобным для каждодневного применения.

Итак, условия "игры" просты, но за кажущейся простотой сокрыт удивительно глубокий смысл и драгоценная возможность достижения желаемого результата - переживания мира внутри нас и переживания мира вне нас. И хочется надеяться, что читатель не будет удовлетворён лишь теоретическим знакомством с этой древней техникой, а возьмёт на себя смелость когда-нибудь вступить в поток этого вечно живого учения и вкусить плоды с древа своего собственного опыта.

Желаем Вам всего самого хорошего как на духовном пути, так и в обыденной жизни. И пусть для каждого из Вас исчезнет граница между этими двумя понятиями, и Вы обретете целостность, а с ней и ощущение непреходящего счастья.

Москва - Кучино, март - июнь 1998 г.

 

* * *

Уважаемый читатель, если Вы чувствуете внутри себя отклик, если Вас заинтересовала техника Випассаны, Вы можете связаться с организаторами курсов в Москве и получить всю интересующую Вас информацию.

 

Координаты организаторов Випассаны в Москве:

тел.: (095) 318-2130,

факс: (095) 127-8596,

е-mаil: vipassana@mail.ru

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...