Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет и методы теории организации




Известно, что предмет определяет то, чем занимается данная наука, и то, какие явления объективной действительности она изучает. Теория устанавливает законы и закономерности протекания процессов или явлений, изучаемых конкретной наукой. Метод науки характеризует систему средств и приемов исследования и обобщения явлений действительности в данной области знаний. До настоящего времени предмет и сущность теории организации всесторонне не обоснованы. Теория организации представляет собой фундаментальную всеобщую организационную науку о законах функционирования и принципах формирования целостных образований (систем) самой различной природы. При этом если словом «организация» обозначается «система», то прежде всего возникает вопрос—«какая»?, а если «процесс», то «чего»? Объектом изучения теории организации является любой исследуемый объект, который может быть представлен через взаимоотношения между частями целого или целого с окружающей его внешней средой. При этом необходимо помнить, что

законы организации едины для любых объектов, а сами разнородные явления отождествляются через аналогию связей и закономерностей. Теперь перейдем с уровня теории организации на уровень теории организаций с целью конкретизации объекта приложения этой науки. Объектом приложения теории организаций выступают преимущественно социально-экономические системы, прежде всего хозяйствующие субъекты: промышленные, торговые, строительные организации и предприятия, научно-исследовательские институты, учебные заведения всех видов, государственные

учреждения, различимые в зависимости от выполняемых ими задач, применяемых средств и размеров. Любая из перечисленных организаций представляет собой сложную социально- экономическую и техническую систему. Наиболее часто встречающимся на практике организационным делением социальных систем является деление на подсистемы,

связанные с осуществлением определенных функций системы. Основные элементы социальных систем — это люди, предметы и средства труда. Предметом теории организации являются организационные отношения, то есть связи и взаимодействия между различного рода целостными образованиями и их структурными составляющими, а также процессы и действия организующей и

дезорганизующей направленности. Рассмотрим, что же представляет собой конкретный предмет теории организации. Перейдем на уровень теории организаций социальных систем. Главная особенность социальных систем заключается в том, что их организующим началом является совместный труд. Именно он связывает совместно работающих людей между собой и со средствами и предметами труда и является системообразующим фактором. Как связующий фактор он объединяет все внутрисистемные процессы в единый интегрированный процесс, ориентированный на достижение конкретной.

Сущность организации

В основе построения любой организации лежит сочетание двух основных принципов — иерархического (субординационного, «вертикального») и координационного (паритетного, «горизонтального»). По отношению к управленческой деятельности первый отражен в понятии «континуума руководства», представляющего всю управленческую вертикаль, начиная от ее низших уровней (руководители первичного звена) и кончая высшим уровнем руководства. Содержание управленческой деятельности очень сильно изменяется «вдоль» этого континуума, зависит от конкретного иерархического уровня руководителя, Это относится и к приоритетам в задачах руководителя, и к степени выраженности тех или иных функций в его деятельности, и к формам взаимодействия с подразделениями организаций. В связи с этим существует принцип конкретности, согласно которому психологический анализ деятельности руководителя должен учитывать его расположение в этом континууме, специфику влияния уровня руководства на содержание его деятельности.

Второй принцип — координационный — является воплощением другого важнейшего атрибута совместной деятельности — функционального разделения труда, функциональное разделение закрепляется в системе должностных обязанностей руководителя. Его учет также необходим для характеристики содержания деятельности руководителя (того, что, как, почему и зачем он делает), а также его взаимодействий с другими подразделениями и их руководителями. Эта — «горизонтальная составляющая» — во многом определяет общее коммуникативное пространство организации. Без нее практически невозможно понять коммуникативную функцию руководителя как «связующего процесса» его деятельности. Она лежит и в основе большинства межличностных взаимодействий в организации (как формальных, так и неформальных).

Наконец, сам выбор той или иной структуры, а также ее содержание непосредственно является одной из основных задач деятельности руководителя. Он составляет основу специальной организационной функции. Как отмечается в этой связи: «Задача менеджеров состоит в том, чтобы выбрать ту структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на нее внутренним и внешним факторам». Функция построения организации (включая выбор типа ее структуры) локализуется в общем процессе управления вслед за этапом стратегического планирования. Структура выбирается и (или) создается на основе результатов планирования. В связи с этим в теории управления А. Чандлером сформулирован тезис, ставший сегодня ее аксиомой, — «Стратегия определяет структуру».

На развитие теории организации в ее современном виде мощное влияние оказала сформулированная в начале нашего века немецким социологом М. Вебером концепция «идеальной бюрократии». Она не содержала еще описания конкретных типов организационных структур, а задавала определенную нормативную модель, идеал построения организаций, базирующийся на ряде основополагающих принципов:

— четкое разделение труда и появление вследствие этого высококвалифицированных специалистов в каждой области;
— иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;
— наличие системы скоординированных, стандартизированных и формализованных правил и стандартов для выполнения членами организации своих должностных обязанностей;
— дух формальной обезличенноести выполнения обязанностей: организация — это система должностей, а не объединение людей;
— подбор исполнителей исключительно на основе квалификационных требований, вытекающих из должностных обязанностей.

Бюрократия как таковая — это прежде всего порядок. То, что это слово приобрело негативный оттенок, обусловлено не ее сущностью, а недостатками ее последовательной реализации. По Веберу, она наилучшим образом реализует и концепцию «социального равенства», поскольку уравнивает возможности людей в замещении тех или иных должностей (принцип обезличенности). Однако самое важное в концепции бюрократии — это все же принцип иерархичности, уровневого строения организаций. Иерархия уровней, «управленческая вертикаль» — это своего рода «становой хребет» организации, вокруг и на основе которого она создается и который обеспечивает ее целостность, управляемость ею. Вместе с тем, как и любой иной системе, ей присущи и определенные недостатки. К числу главных из них обычно относят следующие:

1. Гипертрофия значимости стандартных, раз и навсегда установленных норм, правил, процедур.

2. Тенденция решать возникающие проблемы не на основе их продуктивного анализа, а на основе прецедентов в прошлом.

3. Громоздкость и инерционность в принятии решений и согласовании планов.

4. Отсутствие гибкости реагирования на внешние и внутренние изменения.

5. Иммунитет к инновациям.

6. Слабая способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Внешняя среда организации

Внешняя среда организации тесно связана и в значительной степени зависит от внутренней ее среды, а также от целей и задач данной организации.

Внешняя среда организации — это совокупность экономических, политических, правовых, научных и технических, коммуникационных, природно-географических и других условий и факторов.

Все эти составляющие внешней среды организации в большей или меньшей степени оказывают прямое или косвенное влияние на результативность ее деятельности. Основными характеристиками внешней среды являются взаимосвязанность ее факторов, сложность, подвижность и неопределенность.

Предпринимательская деятельность, осуществляемая организацией (предприятием), зависит от поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей продукции. Любая организация — это открытая, динамическая, развивающаяся система.

Внешние экономические факторы — это общий уровень экономического развития страны, уровень рыночных отношений, конкуренции и т.д. — все, что представляет собой условия, в которых функционирует организация. Основными параметрами внешней экономической составляющей служат многочисленные макроэкономические показатели: размер валового внутреннего продукта и его колебания, размеры инфляции, процентной ставки, валютный курс и его колебания, дефицит или профицит бюджета, уровень производительности общественного труда, средней заработной платы, ставки налогообложения. В число параметров внешней среды организации входят также уровень экономического развития отдельных регионов, соотношение между потреблением и накоплением, экспортом и импортом, наличие финансовых резервов и инвестиционных ресурсов и др.

Использование знаний об этих параметрах и вообще о тенденциях развития экономики может помочь организации получить определенные преимущества перед конкурентами.

Внешние политические условия включают государственное устройство и государственную политику, в том числе внешнюю и внутреннюю. Внутренняя политика включает социальную, научно-техническую, промышленную, кадровую, экономическую составляющие, а также налоговую, ценовую, кредитную, таможенную и др. От того, как устроена политическая система, зависит ее влияние на деловую активность предприятия: она может способствовать его развитию или создавать трудности для него. Широкая информированность управляющих организацией о политической системе, ее функционировании позволяет пользоваться благоприятными возможностями для развития своего дела, укрепления своих позиций, расширения сферы деятельности, избежать или снизить потери.

Вместе с тем и сами организации могут оказывать активное влияние на политическую сферу в своих интересах, в том числе на разработку и принятие законов, и другие изменения ситуации в этой сфере.

Внешние правовые составляющие включают в себя: степень правовой урегулированности общественных отношений, состав действующих законов и подзаконных актов, гарантии обеспечения безопасности предприятий и граждан, четкость формулировок правовых норм и др. Внешние правовые составляющие оказывают огромное влияние на успешную деятельность управляющих организацией. От своевременности принятия и содержания законов и правовых норм зависят правомерность заключения и выполнения тех или иных договоров или контрактов, законность и успешность деловых операций, возможность разрешения споров и других конфликтных ситуаций, связанных с деятельностью предприятий, осуществляемой в рамках существующих законов и положений.

Значительное влияние на деятельность организации оказывают внешние научные и технические факторы: имеющийся в стране научно-технический потенциал, содержание и направления фундаментальных (теоретических) и прикладных исследований, наличие и уровень функционирования объектов научно-технической инфраструктуры, включающей технопарки и техно полисы, различные инкубаторы прогрессивных технологий, фирм, занимающихся венчурной деятельностью, лизингом лабораторных приборов и оборудования, исследовательских фондов и программ и др.

Наличие научных и технических факторов способствует организации в выпуске новой и модернизации устаревшей продукции, освоении новых и совершенствовании применяемых технологических процессов, широком внедрении инноваций.

Деятельности организаций способствуют коммуникационные внешние условия: уровень развития транспортной сети, наличие железных дорог, автомобильных магистралей, воздушных, морских и речных путей сообщения, степень развитости сетей связи, информационного обмена и телекоммуникаций. Важное значение в этом ряду имеет также уровень демократической гласности в обществе, доступность архивов, ведомственных баз данных, библиотек и других источников.

Наконец, влияние на деятельность организаций оказывают и природно- климатические условия: рельеф местности, площадь территории, среднегодовая температура, господствующая роза ветров, влажность или сухость воздуха, преобладающие виды флоры и фауны, наличие месторождений минерального сырья и других полезных ископаемых, состояние экологии и т.д.

На деятельность предприятия в той или иной степени будут оказывать влияние изменения климата, ограниченность природных ресурсов, усиление солнечной активности, другие природные катаклизмы, загрязнение окружающей среды и др. Например, уменьшение запасов природных ресурсов вызывает необходимость разработки и применения ресурсосберегающих технологий, заменителей традиционных сырья и материалов, отдельных видов энергии, вторичного их использования. Ухудшение экологической обстановки требует строительства очистных сооружений, утилизации отходов, снятия с производства отдельных видов продукции и т.п. Все это требует от предприятий дополнительных усилий и средств.

Отдельного изучения заслуживает важная часть внешней среды предприятия — деловая среда.

Составляющие деловой среды организации (предприятия) это:

- поставщики ресурсов;

- конкуренты;

- потребители продукции и услуг;

- инфраструктура;

- международный сектор;

- государственные и муниципальные организации, а также органы власти.

Очевидно, изучение внешней деловой среды организации (предприятия) следует начать с поставщиков материальных, энергетических и других ресурсов, зависимость предприятия от которых велика. Несвоевременная поставка, поставка некачественных ресурсов, замена одних видов ресурсов другими, завышение цен на ресурсы и т.п. — все это создает большие сложности в работе. С целью максимально минимизировать ресурсную зависимость осуществляется вертикальная интеграция — объединение добывающих, перерабатывающих и коммерческих предприятий. Особенный размах интеграция предприятий (вертикальная, горизонтальная и объединяющая предприятия одного рода деятельности) получила в России в последние годы. Это обусловлено укрупнением бизнеса, увеличением числа государственных предприятий и ростом влияния естественных монополий.

Следующая составляющая деловой среды — конкуренты, т.е. предприятия, которые реализуют аналогичную продукцию или оказывают аналогичные услуги (выполняют работы). Задача управляющих организацией — определить возможности конкурентов и принять необходимые меры к тому, чтобы обезопасить себя от реальных и потенциальных угроз с их стороны. Оптимальный вариант в этих условиях — разработать и начать производство продукции или оказание услуг, противостоящих конкурентным и отличающихся более высоким качеством и потребительскими свойствами. Другими словами, в борьбе с конкурентами нужна наступательная, а не оборонительная позиция.

Важное место в составе деловой среды организации занимают потребители продукции и услуг. Ломимо индивидуальных покупателей и клиентов сюда войдут: оптовые и розничные торговые фирмы, магазины, торговые агенты, официальные дистрибьюторы. Состав потребителей продукции и услуг зависит от многих факторов: специфики продукции и услуг предприятия, масштабов производства продукции и оказания услуг, рынков сбыта и др. Последнее время в числе потребителей продукции и услуг все большую роль играют различные общества защиты потребителей, контролирующие организации, общества экологической защиты и другие подобные организации. Они вступают в непосредственное общение с производителями продукции и организациями, оказывающими услуги по поводу качества производимой продукции и оказываемых услуг, соблюдения требований экологии, добросовестности рекламы и т.п.

Воздействие потребителей продукции и услуг достаточно велико и проявляется в самых различных формах: выдвижении особых требований к качеству продукции и обслуживания, к техническим характеристикам продукции; установлении определенного уровня цен и т.д. Следует отметить и обратное воздействие производителей на потребителей путем гарантий высокого качества продукциии услуг, установлением более низких или стабильных цен на продукцию и услуги и т.п.

Значительную часть деловой среды предприятия составляет инфраструктура. Эта часть деловой среды, в которую входят банки, фондовые биржи, кадровые агентства, страховые компании, аудиторские и консалтинговые (консультационные) фирмы, учебные заведения, различные транспортные организации и др. Все организации, поддерживающие инфраструктуру, оказывают предприятию широкий спектр услуг. Так, финансовые организации обеспечивают предприятие необходимыми для его деятельности финансовыми ресурсами, кадровые агентства и службы занятости так же, как и учебные заведения, — необходимыми трудовыми ресурсами.

Все большее распространение в России получает страховой бизнес, осуществляющий страхование имущества, ответственности, рисков, личностей и др. Небывало высокими темпами растут консалтинговые и аудиторские услуги. Все больше предприятий и фирм обращаются за оказанием помощи в разработке информационных технологий, стратегического планирования и организационного развития, финансового управления, управления персоналом и его подбора, маркетинга и отношений с общественностью и др.

Значительное влияние приобретают транспортные организации, поскольку из-за стремительного роста цен на топливо транспортные услуги составляют все большую долю себестоимость продукции Предприятий.

Определенное влияние на деятельность организаций оказывает международный сектор деловой среды. Особенно ярко это проявляется при создании совместных предприятий, транснациональных корпораций, реализации совместных проектов, осуществлении поставок товаров из-за рубежа, выходе предприятий на зарубежные рынки и др. Широко распространяется в последние годы покупка акций отечественных компаний иностранными инвесторами. Взаимодействие предприятий в сфере международного сектора, широкая конкуренция со стороны иностранных фирм на российском рынке, приводящая нередко к вытеснению российских производителей, выдвигают перед руководителями отечественных предприятий задачу противостояния этих конкуренции, всемерного повышения качества и технических характеристик отечественной продукции, выработки мер противостояния, государственного регулирования, разработки и осуществления, новых правил, специфических приемов современного менеджмента. Конъюнктура внутреннего и мирового рынка постоянно меняется. В основном это проявляется в изменении спроса и предложения, а также в колебании цен.

Конкурировать с ценами на мировом рынке отечественным производителям становится все труднее: из-за ограничений на российскую продукцию по уровню качества и высоких издержек производства. Высокая себестоимость отечественной продукции объясняется целым рядом причин.

Среди них выделяются объективные, не связанные с особенностями определенной организации, а вызванные особым географическим положением страны:

- высокая доля стоимости топлива в транспортных расходах. Высокая цена топлива «привязана» к мировым ценам на энергоресурсы и учитывается в энергоемкости продукции всех стран. В то же время огромные территории России, охваченные функциональными потоками, увеличивают транспортные расходы и энергоемкость продукции;

- необходимость дополнительного освещения и длительного отопительного сезона. На территории России продолжительность отопительного периода (число дней со среднесуточной температурой воздуха ниже 8 градусов) колеблется от 100 до 350 дней; при этом на северных территориях, занимающих 67% территории страны, — от 225 до 350 дней.

Среди субъективных причин отметим, в первую очередь, неудовлетворительное техническое состояние производственных мощностей, моральный и физический износ основных фондов, низкий уровень использования передовых технологий, слабую культуру производства, недостаточную эффективность управленческой деятельности.

На масштабы и эффективность предпринимательской деятельности заметное влияние оказывают изменения политической и финансовой ситуации как внутри страны, так и в международном масштабе. Роль международного сектора деловой среды предпринимательских предприятий особенно возрастет при вступлении России в ВТО и активизации интеграционных процессов с мировым экономическим пространством.

В современных условиях именно от государства зависит эффективность деятельности российского предпринимательства. Задача государства по созданию благоприятной предпринимательской среды это, прежде всего создание цивилизованного рынка и правил игры на этом рынке (т.е. создание правовой основы), обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности, стабилизация экономики, обеспечение социальной защиты и социальных гарантий работников и граждан, защита конкуренции, разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства. Государство в той или иной степени контролирует инфляционные процессы, оказывающие огромное влияние на эффективность предпринимательской деятельности.

Влияние государственной власти, региональной и местной администрации, налоговой инспекции и других структур на управленческую деятельность многообразно и проявляется в виде: принятия законов и других нормативных актов, определяющих правовую базу деятельности организации; лицензирования деятельности предприятия; взимания налогов и контроля за их уплатой и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...