Внутренняя среда организации
Значительное влияние на управленческую деятельность оказывают составляющие внутренней среды организации. Внутренняя среда предприятия (организации) — это совокупность ряда взаимосвязанных факторов, зависящих от деятельности самого предприятия, порожденных им, в свою очередь оказывающих непосредственное воздействие на деятельность предприятия. Результатом взаимодействия компонентов внутренней среды является готовая продукция (работа, услуги). Факторы внутренней среды организации можно сгруппировать следующим образом: - производственно-технические факторы; - социальные условия и составляющие; - экономические факторы; - информационная составляющая; - маркетинговый фактор; - фактор организации управления. Рассмотрим кратко содержание этих факторов. Производственно-технические факторы включают основные и оборотные средства предприятия — всю совокупность машин, оборудования, инструментов, приспособлений, с помощью которых изготовляется продукция, а также средства, из которых создается эта продукция — сырье, материалы, полуфабрикаты; эти же факторы учитывают технологии производства продукции. От состава машин и оборудования, инструментов и приспособлений, их профессионости, уровня физического и морального износа, интенсивности применения, технологии и качества обслуживания во многом зависит успех деятельности организации: количество и качество выпускаемой продукции (оказанных услуг или выполненных работ), уровень рентабельности и размер прибыли. Не меньшее влияние на эти показатели деятельности организации оказывают состав и качество используемых сырья и материалов, полуфабрикатов. Применяемые в организации технологии оказывают влияние на все составляющие внутренней среды.
Следующая значимая составляющая внутренней среды организации — социальная. Основа предприятия (организации) — люди, которые характеризуются определенным профессиональным составом, квалификацией, интересами. Это руководители, специалисты, рабочие. В понятие социальной составляющей входит весь сложный комплекс отношений между людьми, работающими на предприятии. От их способностей, усилий и умения, отношения к труду, мотивации, поведения во многом зависят результаты работы организации. Не случайно подбору кадров, их расстановке на предприятии, повышению их квалификации, созданию ясной и четкой системы продвижения по служебной лестнице уделяется большое внимание. В последние годы возросло значение формирования организационной культуры, способствующей достижению организацией поставленных целей и задач, а также профессиональной этики, отражающей особенности нравственного сознания, поведения и взаимоотношений людей, обусловленных спецификой профессиональной деятельности. В современных условиях выделяются три наиболее важные и сложные проблемы на пути формирования деловой этики любой организации: - выполнение деловыми партнерами взаимных обязательств; - применение силовых методов в деловых отношениях; - взаимоотношения с властными структурами и коррупция. Чем выше образовательный и квалификационный уровень управляющих организацией, тем нетерпимей относятся они к недобросовестности партнеров. Что касается второй проблемы, то, к сожалению, организованное насилие стало почти обычной практикой для российского бизнеса. В наличии третьей проблемы — коррупции и вымогательства чиновников — одинаково виновны и чиновники, и предприниматели, нередко использующие корыстолюбие чиновников, чтобы добиться определенных льгот, выгод.
Коррупционный характер экономики и управления в России стал одним из самых значимых факторов, препятствующих эффективному развитию, как отдельных организаций, так и экономики страны в целом. Коррупция снижает инвестиционную привлекательность национального бизнеса для частного российского и зарубежного капитала, уменьшает возможности предпринимательской деятельности, ухудшает общий социально-экономический климат страны. Немаловажную роль также играют деловые отношения и поведение сотрудников. Многие организации теряют значительную долю успеха из-за не сложившихся деловых отношений и поведения сотрудников. В процессе деловых отношений выделяют следующие этапы: - установление контакта; - ориентация в ситуации, обсуждение вопроса, проблемы; - принятие решения; - выход из контакта. Задача делового общения — не только успешно общаться с людьми, но и влиять на них в нужном для организации направлении. Этическое поведение сотрудников и руководства — важнейший элемент внутренней среды любой организации. В конечном итоге именно поведение персонала и деловое сотрудничество влияют на построение, управление и контроль других компонентов организации как системы. Управляющие организацией должны не только доводить до сведения сотрудников ее этические ориентиры, но и организовать контроль выполнения формальных кодексов корпоративного поведения. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (в настоящее время Федеральная служба по финансовым рынкам) предложила деловой общественности Кодекс корпоративного поведения, который охватывает множество аспектов этических ценностей, необходимых для создания положительного имиджа организации и ее успешной работы, таких как честность и этика, конфликт интересов, незаконные и некорректные соглашения и денежные расчеты, действия, связанные с ограничением конкуренции. В настоящее время многие организации внедрили у себя различные кодексы поведения и этики. Экономическая составляющая представляет собой совокупность экономических процессов, включающих движение капитала и денежных средств, экономические показатели деятельности организации. Среди последних следует выделить показатель рентабельности — соотношение затрат и доходов.Особое место в ряду факторов внутренней среды организации занимает информационная составляющая — совокупность организационно-технических средств, обеспечивающих каналы и сети организации соответствующей информацией для эффективных коммуникаций в управлении предприятием. С появлением и развитием информационных сетей, включая Интернет, успех организации все в большей степени определяется уровнем используемых им информационных технологий.
Основное назначение информационных технологий — максимальное приближение персонала управления организации к выполнению им основной функции — принятию решений. Информационные технологии освобождают управляющих от рутинных операций подготовки информации для принятия решения и выработки соответствующих рекомендаций. С позиций управления выделяют следующие три уровня информации: - коммерческая информация отвечает на вопросы: какую продукцию и в каком, количестве необходимо изготовить, по какой цене и кому ее реализовать, какие расходы потребуются для ее производства; - техническая информация дает исчерпывающую характеристику продукции, описывает технологию ее изготовления, устанавливает, из каких частей и материалов нужно производить каждое изделие, при помощи каких машин, оборудования, инструментов и приемов, в какой последовательности должна вестись работа; - оперативная информация, на основе которой выдаются задания персоналу, производится его расстановка по рабочим местам, осуществляются контроль, учет и регулирование хода производственного процесса, а также корректировка управленческих и коммерческих операций. При помощи информации все компоненты действующей организации связываются в единый синхронно функционирующий комплекс, нацеленный на производство заданного вида продукции соответствующего количества и качества. Важное значение среди факторов внутренней среды организации имеет маркетинг. Он предусматривает обеспечение потребностей покупателей в товарах или услугах предприятия путем изучения рынка, создания эффективной рекламы и системы и каналов сбыта. Маркетинг предполагает также активное воздействие на рынок, на существующий спрос в целях увеличения рыночной доли организации и повышения рентабельности продаж.
Самым существенным фактором внутренней среды является организация управления. В конечном итоге, именно от того, как организовано на предприятии управление производственной деятельностью — денежными потоками, финансовым мониторингом, технологическими процессами, кадрами и т.д., зависит успех организации. Кроме того, все внутренние факторы можно разделить на объективные и субъективные. Объективные факторы внутренней среды организации — это такие факторы, возникновение которых не зависит от субъекта управления. К объективным факторам внутренней среды предприятия можно отнести факторы, обусловленные: - ограничениями и преимуществами организационно-правовой формы хозяйствования; - ускорением научно-технического прогресса; - спецификой производства и отрасли. Субъективные факторы составляют абсолютное большинство, они полностью зависят от субъекта управления и способностей управляющего. В поле зрения и анализа должны быть всегда факторы, которые определяются: - личностью руководителя, а также способностью его команды управлять предприятием в условиях рынка; - инновационной политикой предприятия; - совершенствованием организации производства и труда, управлением предприятием; - созданием благоприятного социально-психологического климата в коллективе; - качеством и конкурентоспособностью продукции, с управлением издержками и ценовой политикой; - амортизационной и Инвестиционной политикой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|