Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Риторика в классическом понимании задавала наиболее эффективные формулы речевого воздействия.




Речевое воздействие — воздействие на индивидуальное и/или коллективное сознание и поведение, осуществляемое разнообразными речевыми средствами, иными словами – с помощью сообщений на естественном языке.

Общая схема речевого воздействия строится на донесении информации, формировании на ее основе интересов, побуждений.

По характеру взаимодействия субъекта с объектом различается прямое воздействие, когда субъект открыто предъявляет объекту воздействия свои притязания и требования, и косвенное воздействие, непосредственно направленное не на объект, а на окружающую его среду

По установке на речевые действия, по типу речевых действий, различаются следующие виды речевого воздействия:

- социальное (социальные неинформационные речевые акты, предполагающие виртуального адресата, клишированные высказывания: приветствия, клятвы, молитвы);

- волеизъявительное (речевые акты выполнения воли адресанта: приказы, просьбы, отказы, советы и т.д.);

- информационно-разъяснительное (речевые акты, несущие информацию и ее толкование: объяснение, доклад, сообщение, признание);

- эмоционально-оценочное (речевые акты, устанавливающие общественные морально-правовые, межличностные субъективно-эмоциональные отношения: порицание, похвала, обвинение, оскорбление, угроза).

Способы речевого воздействия:

Убеждение воздействие на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Основу метода убеждений составляет отбор, логическое упорядочение фактов и выводов согласно единой задачи, логическое доказательство, вместе с эмоциональным давлением, призванное обеспечить сознательное принятие реципиентом системы оценок и суждений в согласии с иной точкой зрения.

Внушение (суггестия) — воздействие на подсознание, эмоции и чувства человека, косвенно обеспечивающее воздействие на его ум, волю, поведение за счет ослабления контролирующей функции сознания, снижения сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, а также отсутствия целенаправленного активного понимания.

Заражение — процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта — помимо собственно смыслового воздействия или дополнительно к нему.

Особенно выделяются скрытые способы речевого воздействия:

Речевое манипулирование – вид речевого воздействия, используемый для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент. Манипулирование провоцирует адресата на совершение выгодных для манипулятора поступков, создает иллюзию самостоятельности принятия решений. Принципиальное отличие от обычного воздействие: сокрытие манипулятором истинной цели воздействия на адресата.

Основные сферы, использующие речевое манипулирование:

1. Политическая;

2. Рекламная коммуникация.

Предпосылки спора и его цель. Основные полемические приемы. Позволительные и непозволительные уловки в споре.

Как вести спор?

1. Четко определите предмет спора.

2. Установите основные пункты разногласий.

3. Четко и ясно определите свою позицию, свою точку зрения.

4. Будьте терпимы к точке зрения вашего оппонента и вежливы в отношении к нему.

5. Сохраняйте спокойствие и самообладание.

6. Продумайте свою аргументацию (систему своих аргументов) с учетом целей спора и особенностей вашего оппонента.

7. Постарайтесь сделать свое выступление не только убедительным, но и эмоциогенным.

Аргументация.

В теории аргументации обычно выделяются три основных ее свойства:

1) аргументация — это обязательно некий законченный текст;

2) аргументация имеет специфическую структуру: тезис и аргументы (доводы), а также дополнительные элементы: посылки, оценку, средства когезии (связки), выводы;

3) аргументация имеет жесткую целеустановку: убедить или раузбедить адресата.

Уточним основные термины.

Тезис — это утверждение, представляющее собой словесную формулировку доказываемой (обсуждаемой) идеи.

Антитезис — это мысль, выдвинутая в противовес тезису и устанавливающая пункты разногласий.

Аргументы (доводы) — это утверждения, с помощью которых обосновывается и доказывается истинность тезиса. Типы аргументов: примеры, иллюстрации, аналогии, факты, от противного, выявление противоречий, поиск причин и последствий и т. д.

Типичные ошибки в тезисе.

Отступление от тезиса — спорящий доказывает не объявленный, исходный тезис, а похожий, близкий или каким-то образом связанный с ним.

Подмена тезиса — спорящий, понимая, что исходный тезис защитить или доказать не удается, заменяет его другим.

Потеря тезиса — спорящий настолько отдаляется от исходного тезиса, что в какой-то момент забывает его.

Типичные ошибки в аргументах.

Ложный аргумент — это довод, представляющий собой ложную мысль.

Произвольный аргумент — это довод, который заведомо нельзя признать ложным, но он требует доказательств сам по себе.

Ошибки в связи между тезисом и аргументом (или ошибки в рассуждении): аргументы, приводимые спорящим, не делают очевидным тезис, не доказывают его.

Основные полемические приемы.

Прием «возвратного удара» (прием бумеранга) — тезис или аргумент обращается против того, кто его высказал.

Атака вопросами — спорящий заканчивает свои рассуждения вопросами, вынуждая своего оппонента все время отвечать на вопросы, а значит, обороняться, а не наступать.

Юмор, ирония, сарказм.

Уловки в споре.

Уловкой в споре называют прием, применяя который спорящий облегчает спор для себя и затрудняет его для оппонента.

С. И. Поварнин выделяет уловки, допустимые в споре, или позволительные, и недопустимые, грубые, непозволительные.

Позволительные уловки: оттягивательные выражения, «ловушки».

К ним можно прибегнуть в том случае, когда возражение на тезис или убедительный аргумент не сразу приходит в голову или мысли крутятся, но не выстраиваются в стройную логическую цепочку. Ими можно воспользоваться и в том случае, когда вы очень нервничаете, никак не можете собраться с мыслями, сосредоточиться на предмете спора. Затягивание ответа простительно также тогда, когда возникает необходимость тщательно продумать очередной тезис или предъявленный аргумент.

Недопустимые уловки.

1. Выход из спора. Обычно его провоцирует тот участник спора, который понимает, что он не в состоянии вести спор дальше: «расшатался» тезис, слаба аргументация.

2. Срыв спора. Производится обычно по тем же причинам. Оппонента постоянно перебивают, всячески демонстрируют нежелание выслушать. Иногда спорящему, ведущему такую тактику, помогают зрители-единомышленники: топают, хлопают, выкрикивают что-то, освистывают. Такую уловку еще называют обструкцией.

3. «Довод к городовому». Если аргумент противника силен, убедителен, а собственный — нет, то недобросовестный полемист может объявить его вредным или даже опасным для общества и / или государства. Обычно после такой уловки спор прекращается в пользу «ловкача».

4. «Палочные доводы». Приводят такой аргумент, который оппонент вынужден принять из-за боязни каких-либо неприятностей или из-за того, что не может по той же причине воспользоваться сильными аргументами.

5. Инсинуация. Один из спорящих с целью подорвать доверие к противнику (и, конечно, к его доводам) делает безответственные заявления или намеки (например, касающиеся личной жизни оппонента, его доходов, времяпрепровождения и т. д.)

6. «Ошибка многих вопросов». Оппоненту задают сразу целый ряд вопросов (под видом одного или однородных!) и требуют немедленного однозначного ответа («да» или «нет»). Но, во-первых, далеко не на все вопросы можно ответить однозначно; во-вторых, как правило, часть задаваемых вопросов имеют ответ «да», а часть — «нет». Поэтому не нужно торопиться с ответом, сначала разграничьте их.

7. «Ответ вопросом на вопрос». Чувствуя, что на заданный вопрос нет серьезного ответа, недобросовестный полемист может задать встречный вопрос — ответить вопросом на вопрос. Не отвечайте на него — требуйте ответа на заданный вами вопрос.

Психологические уловки.

1. Выведение противника из равновесия. Делается все, чтобы оппонент начал нервничать, возмущаться, терять самообладание и спокойствие.

2. Ставка на ложный стыд. К оппоненту обращаются со словами: «Все знают, что…», «Вам не может быть неизвестно, что…». Он теряется и принимает этот тезис, а затем вынужден согласиться с другими доводами. И проигрывает.

3. Внушение. Спорящий говорит уверенно, внушительным голосом, решительным тоном. Это психологически давит на оппонента, и он начинает сомневаться в своей правоте, колебаться, «пропускать удары».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...