Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В соответствии со статьей 3. принципы технического регулирования ФЗ «О техническом регулировании».




Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:

1. применения единых правил установления требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

2. соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

3. независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей, в том числе потребителей;

4. единой системы и правил аккредитации;

5. единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

6. единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

7. недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

8. недопустимости совмещения одним органом полномочий по государственному контролю (надзору), за исключением осуществления контроля за деятельностью аккредитованных лиц, с полномочиями по аккредитации или сертификации;

9. недопустимости совмещения одним органом полномочий по аккредитации и сертификации;

10. недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;

11. недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Подробнее о принципах.

Основной принцип технического регулирования - законодательный уровень всех ограничений, которые существуют в отношении предпринимательской деятельности. Поэтому декларирование в законе принципов технического регулирования влечет необходимость их реализации при организации технического регулирования, разработке регламентирующей документации и практической деятельности предпринимателей в этой области.

1. Принцип «применение единых правил установления требований» означает, что требования формулируются единообразно, независимо от вида продукции или процесса, формы собственности юридического статуса разработчика технического регламента или стандарта, предпринимателя, выпускающего продукцию или оказывающего услугу.

2. Принцип «соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития» показывает, что требования, закладываемые в технические регламенты и национальные стандарты, должны быть выполнимыми с учетом достигнутого уровня развития отечественной промышленности, обеспеченности обладающими нужными свойствами материалами и оборудованием, технологическими процессами, необходимой информацией.

3. Принцип «независимость органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей» декларирует то, что органы и по аккредитации и сертификации не должны быть связаны ни с изготовителями (продавцами, исполнителями), ни с приобретателями никакими договорными обязательствами за исключением тех, которые предусмотрены действующими правилами.

Персонал этих органов должен быть защищен от попыток незаконного давления или других воздействий, которые могли бы повлиять на принимаемые решения. Руководители этих организаций должны разрабатывать меры, направленные на то, чтобы сотрудники не вступали в незаконные сделки с лицами, заинтересованными в финансовых результатах аккредитации и сертификации.

4. Принцип «единой системы и правил аккредитации» означает, что аккредитация органов по сертификации, испытательных лабораторий и центров должна осуществляться в единой системе, а терминология, правила и процедуры аккредитации, применяемые в этой системе, должны быть основаны на единых принципах с учетом международного опыта, отраженного в руководствах ИСО и МЭК, международных и европейских стандартах в области аккредитации.

5. Принцип «единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия» устанавливает единство правил, относящихся к организации испытаний и измерений, применяемой документации, общих, т. е. независимых от физической или химической природы контролируемых параметров, критериев соответствия оцениваемых объектов установленным требованиям.

6. Принцип «единство применения требований технических регламентов независимо от видов и особенностей сделок» декларирует обязательность требований технических регламентов независимо от того, на основе каких договорных обязательств поставляется продукция, оказывается услуга или выполняется работа.

7. Принцип о недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации запрещает возможность создания преимуществ отдельным заявителям, искусственного затормаживания решения вопросов или их необоснованного ускорения.

8. Принцип недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации разграничивает сферы их деятельности.

В обязанности этих органов входит контроль за сертифицированной продукцией и другими сертифицированными объектами, однако уровень этого контроля различен: орган по сертификации контролирует выполнение его решений, а орган госнадзора контролирует деятельность органа по сертификации, проверяет, насколько точно выполняются его решения.

9. Принцип недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию вводит запрет на возможность одной и той же организации быть и исполнителем, и контролером своей деятельности.

10. Принцип недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов отрицает возможность влияния частного капитала на деятельность, являющуюся по закону деятельностью государственного органа.

 

 

+

Задачи, цели и принципы технического регулирования рынка

Защита общества, граждан и окружающей природы от опасной продукции является одной из важнейших задач государства. Именно для решения этой задачи устанавливаются требования к безопасности продукции и услуг и вводятся регулирующие меры на пути движения товара от изготовителя к потребителю.

В то же время развивающиеся рыночные отношения требуют снятия необоснованных барьеров, ограничивающих доступ товаров на рынок. Мировая практика свидетельствует, что высокие экономические показатели развитых стран, рост их конкурентоспособности достигается тогда, когда интересы общества обеспечиваются без необоснованного вмешательства государственных структур в деятельность бизнеса.

Основные цели, достижение которых планировалось при формировании системы технического регулирования рынка в России, заключались в следующем:

- создание двухуровневой системы нормативных документов, которая сделает более четкими и ясными взаимоотношения на рынке: технические регламенты (ТР), содержащие обязательные требования, и стандарты, применяемые производителями продукции добровольно;

снижение административного и экономического давления на производителя;

расширение возможностей предприятий по выбору коммерческих решений благодаря устранению избыточных требований и дублирования процедур сертификации;

устранение технических барьеров в торговле;

повышение эффективности защиты потребительского рынка от опасной продукции.

 

Федеральный закон «О техническом регулировании» регулирует правовые отношения участников рынка, которые возникают при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных и добровольных требований (положений стандартов) к продукции, процессам и услугам, а также при оценке соответствия этим требованиям. Следовательно, сущностью технического регулирования в соответствии с законом является правовое регулирование в нескольких областях (рис).

 

Цели технического регулирования представлены на рис. 1.2.. При применении технических регламентов и стандартов должны решаться две общие цели: защита жизни, здоровья и имущества приобретателей и охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.

Принципы технического регулирования

Принципы, на основе которых осуществляется техническое регулирование, приведены в ст.3 ФЗ «О техническом регулировании». Основными из них являются:

1. Применение единых правил установления требований к продукции, процессам, исполнению работ, оказанию услуг. Все обязательные требования к продукции будут установлены в одном документе – ТР, а не так, как в настоящее время, - в различных нормативных документах (Стандартах, санитарных правилах и нормах – СанПиН, строительных нормах и правилах – СНиП и др.). Это изменение будет реализовано при проведении в жизнь указанного принципа.

2. Соответствие технического регулирования уровням развития национальной экономики и научно-технического развития. Несмотря на необходимость гармонизации требований с международными стандартами, при реализации этого принципа должен учитываться уровень технического развития нашей экономики. В противном случае реформирование системы не дает необходимых результатов.

3. Независимость органов по аккредитации и органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей. Этот принцип существовал ранее и должен оставаться в техническом регулировании, так как заложен в основу сертификации.

4. Единство правил и методов испытаний при обязательной оценке соответствия. В существующих системах сертификации правила и методы испытаний часто различаются. Например, различаются методы определения выделения вредных веществ из полимерных материалов стандартными методами и методиками, принятыми в Минздравсоцразвития России. Установить этот принцип предполагается путем принятия постановления Правительства РФ о перечне стандартов на методы испытаний по конкретному ТР.

5. Недопустимость совмещений полномочий одним органом: 1) контроля (надзора) и сертификации; 2) аккредитации и сертификации.

6. Недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований.

Объекты технического регулирования рынка

На рис. 1.3 представлена схема, определяющая объекты технического регулирования. Обязательные требования могут устанавливаться, применяться и исполняться в части продукции, которая обладает потенциальным риском при ее использовании (потреблении), а также для ряда процессов.

Процессы охватывают почти все стадии жизненного цикла продукции (ЖЦП): производство, хранение, перевозку, реализацию и утилизацию. Кроме того, обязательный характер носит процедура оценки соответствия объектов (продукции и процессов), к которым предъявляются обязательные требования.

Объектами технического регулирования в части добровольных требований также являются продукция и те процессы ее жизненного цикла, которые определены в стандартах и договорах. Кроме того, к объектам относятся выполнение работ и предоставление услуг. Работы и услуги – это процесс взаимодействия исполнителя и потребителя, с одной стороны, и в то же время в результате этого процесса может производиться другой продукт. Например, изготовленная по индивидуальному заказу мебель, одежда или отремонтированные автомобиль, бытовая техника. При этом многие виды услуг могут быть потенциально опасны, например услуги общественного питания, ремонта автомобилей, радиоэлектронной аппаратуры, бытовой техники, парикмахерских, химчисток и др. Однако в настоящее время услуги и работы не являются объектом технического регулирования в части обязательных требований.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...