Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Субъекты, или участники, сертификации




В качестве участников могут выступать изготовители продукции, исполнители услуг, заказчики-продавцы, а также третья сторона, независимая от первой или второй сторон.

Продавец как получатель продукции (товара) может выступить как вторая сторона, а при реализации товара потребителю - как первая сторона. Первая и вторая стороны участвуют в деятельности по сертификации как заявители. Заявитель - предприятие, организация, обратившаяся с заявкой на проведение аккредитации или сертификации.

Изготовители (продавцы, исполнители) продукции в соответствии с Правилами проведения сертификации ГОСТ Р:

1. направляют заявку на проведение сертификации, в соответствии с правилами системы представляют продукцию, нормативную, техническую и другую документацию, необходимую для проведения сертификации;

2. обеспечивают соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, по которым проведена сертификация, а также маркирование ее знаком соответствия;

3. приостанавливают или прекращают реализацию продукции, подлежащей обязательной сертификации, если она не отвечает требованиям соответствующих нормативных документов, по истечении срока действия сертификата, в случае приостановки его действия или отмены решением органа по сертификации;

4. применяют сертификат и знак соответствия, руководствуясь законодательными актами РФ и правилами системы;

5. извещают орган по сертификации об изменениях, внесенных в техническую документацию и в технический процесс сертифицированной продукции, если эти изменения влияют на характеристики, проверяемые при сертификации.

Третья сторона - это лицо или орган, признаваемые независимыми от сторон, участвующих в рассматриваемом вопросе.

В качестве третьей стороны могут выступать органы по сертификации: национальный (Госстандарт), центральные и территориальные; испытательные лаборатории, эксперты-аудиторы, а также юридические лица, взявшие на себя функцию органа по добровольной сертификации.

Орган по сертификации - орган, проводящий сертификацию соответствия. Если орган по сертификации выполняет и функции испытательной лаборатории, то можно использовать термин “сертифицированный центр”.

Центральный орган по сертификации - орган, возглавляющий систему сертификации однородной продукции.

Испытательная лаборатория (испытательный центр) - лаборатория (центр), которая проводит испытания (отдельные виды испытаний) определенной продукции.

Различия между органами по сертификации и испытательными лабораториями заключается в их функциях, определяющих конечные результаты сертификации.

Важнейшей функцией органов по сертификации является проведение сертификационных испытаний и/или выдача сертификата, причем сертификат может быть выдан на основании протокола испытаний испытательной лаборатории. Кроме того, орган по сертификации осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, приостанавливает или отменяет действия выданных им сертификатов.

Испытательная лаборатория, аккредитованная в Российской Системе сертификации, производит сертификационные испытания конкретной продукции по показателям, определяемым соответствующими “Правилами сертификации однородной продукции” и выдает протокол испытаний.

Протокол испытаний - это документ, содержащий результаты испытаний и другую информацию, относящуюся к испытаниям. Этот протокол служит основанием для выдачи сертификата соответствия органом по сертификации. Испытательные лаборатории не имеют права выдавать сертификаты.

Система сертификации Российской Федерации предусматривает следующее распределение ответственности между участниками сертификации:

1.изготовитель (исполнитель, продавец) несет ответственность за соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, которые контролируются при сертификации, и за маркирование знаком соответствия в установленном порядке;

2.испытательная лаборатория (центр) - за соответствие проведенных ею сертификационных испытаний требованиям нормативных документов, а также достоверность и объективность их результатов;

3.орган по сертификации - за обоснованность и правильность выдачи сертификата соответствия.

 

Знак соответствия

Знак соответствия при обязательной сертификации, применяемый в системе сертификации ГОСТ Р, установлен в ГОСТ 50460 — 92 «Знак соответствия при обязательной сертификации».

Форма и размеры знака соответствия государственным стандартам:

1 - графическое изображение знака соответствия при обязательной сертификации по ГОСТ Р 50460-92;

2- овал (эллипс);

3 - центр овала (эллипса);

4- расстояние между центром эллипса и его вершиной по большой оси (базовый размер, не менее 4 мм).

 

+ нашли

Сертификат соответствия – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.Сертификация соответствия – это действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу. В Законе РФ «О сертификации продукции и услуг» и в российской системе сертификации ГОСТ Р дано более упрощенное определение термина.

Сертификация продукции – это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.

Таким образом, сертификация – это прогрессивное направление развития стандартизации, важнейший механизм управления качеством продукции.

Цели и задачи сертификации. Основные цели российской системы сертификации ГОСТ Р определены в Законе РФ «О сертификации продукции и услуг».

Сертификация направлена на достижение следующих целей:

• создание условий для деятельности предприятий, учреждений, предпринимателей на едином товарном рынке РФ, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

• защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

• контроль безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

• содействие потребителям в компонентном выборе продукции;

• содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции;

• подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителями.

Задачи, которые необходимо решить для достижения этих целей:

• поэтапное внедрение обязательной сертификации;

• установление порядка проведения обязательной и добровольной сертификации;

• аккредитация действующих испытательных лабораторий, а также создание и аккредитация новых; подготовка и аккредитация экспертов;

• разработка требований к стандартам и другим нормативным документам, применяемым для сертификации продукции, процессов;

• модернизация стандартизированных методов испытаний, в том числе экспресс-методов, отвечающих требованиям международных стандартов;

• создание систем сертификации однородной продукции путем установления правил сертификации продукции с учетом ее производства, поставки, требований международных систем и соответствующих соглашений;

• определение номенклатуры обязательных показателей: безопасности для потребителя и окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости, введение их в стандарты и другие виды нормативных документов;

• международное и региональное сотрудничество в области сертификации, заключение двусторонних соглашений о взаимном признании результатов сертификации.

ПРИНЦИПЫ СЕРТИФИКАЦИИ

Сертификация основывается на следующих принципах:

• государственности – обеспечения государственных интересов при оценке безопасности продукции;

• объективности – независимости от изготовителя и потребителя;

• достоверности – использования профессиональной испытательной базы;

• исключение разделения товаров и услуг на отечественные и зарубежные;

• демократичности – предоставления изготовителю самому выбрать орган по сертификации. Сегодня в мире применяются различные системы управления качеством. Но для успешной деятельности в настоящее время они должны обеспечивать возможность реализации восьми ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передовыми международными компаниями. Эти принципы составляют основу готовящегося обновления международных стандартов в области управления качеством ИСО серии 9000.

Принцип первый – ориентация на потребителя. Стратегическая ориентация на потребителя, соответствующим образом обеспечивающая организацию методически и технически, жизненно необходима каждой организации и каждому предприятию, функционирующему в условиях конкурентного рынка.

Принцип второй – роль руководства. В соответствии с ним руководитель должен создать условия, необходимые для успешной реализации всех принципов системного управления качеством.

Принцип третий – вовлечение работников. Это одно из ключевых положений TQM (Total Quality Management), в соответствии с которым каждый работник должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Необходимо добиться, чтобы у каждого возникла внутренняя потребность в улучшениях.

Принцип четвертый – процессный подход и органично с ним связанный.

Пятый принцип – системный подход к управлению. В соответствии с этими принципами производство товаров, услуг и управление рассматривается как совокупность взаимосвязанных процессов, а каждый процесс – как система, имеющая вход и выход, своих «поставщиков» и «потребителей».

В стандартных ИСО 9001 и QS 9000 есть, например, норма, в соответствии с которой поставщик для подготовки к производству новой или модернизированной продукции должен формировать группы специалистов из различных подразделений. Такие группы должны включать конструкторов, технологов, специалистов службы качества, а также специалистов других служб.

Принцип шестой – постоянное улучшение. Двадцать лет назад стратегия качества базировалась на концепции оптимального качества. Опыт показал, что устанавливать пределы улучшению недопустимо, само улучшение должно быть системой и составной частью системы управления.

Принцип седьмой – взаимовыгодные отношения с поставщиками. Этот принцип, суть которого в простейших случаях очевидна, необходимо реализовывать по отношению как к внешним, так и внутренним поставщикам.

Принцип восьмой – принятие решений, основанных на фактах. Реализация этого принципа призвана исключить необоснованные решения, которые обычно называют волевыми. Необходимо собирать и анализировать фактические данные и принимать решения на их основе. Наиболее распространенными сейчас являются статистические методы контроля, анализа и регулирования.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...