Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Этиопатогенез и симптоматика моторной афферентной и эфферентной афазии





Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Причинами возникновения афазии являются

• нарушения мозгового кровообращения (ишемия, геморрагия),

• травмы,

• опухоли,

• инфекционные заболевания головного мозга.

Афферентная моторная афазия возникает при поражении нижних отделов постцентральной коры левого полушария(нижняя часть корковых полей I, 2, 5, 7, частично 40). В её основе которой лежит нарушение кинестетической афферентации, идущей при произнесении слов.

При выраженной апраксии органов артикуляции может наблюдаться полное отсутствие спонтанной речи, больные не могут произнести даже отдельные звуки, что приводит к хаотичным движениям губ и языка, к литеральным заменам. На более позднем этапе у больных особенно отчетливо выделяется трудность не только в выборе органа артикуляции, но и места артикуляции.

При афферентной моторной афазии возникает апраксия артикуляционного аппарата или нарушение симультанного афферентного пространственно-кинестетического анализа и синтеза движений различных органов артикуляционного аппарата, нарушение дифференциации оценки выбора способов артикуляции, конструктивно-пространственного анализа артикуляционного состава или звукового комплекса.

Вторично нарушается фонематический слух, возникают трудности в распознавании на слух слов со звуками, имеющими общие признаки по месту и способу артикуляции, трудности понимания лексических средств языка, передающих различные сложные пространственные отношения

Значительные трудности в понимании вызывают глаголы с приставками (завернуть, возвращаться и др.), которые, кроме пространственного признака, отличаются и многозначностью. Особые трудности испытываются в понимании значений личных местоимений, употребляемых в косвенных падежах, что объясняется отсутствием в них предметной отнесенности, наличием различной пространственной направленности, обилием фонематических изменений (например, мне — меня — мною).



Для устной речи этих больных характерны трудности в усвоении слоговой структуры слов (они дробят закрытый слог на два открытых, дробят стечения согласных в слоге или опускают согласный звук). При менее выраженной апраксии артикуляционного аппарата боль-ные, медленно подбирая нужные артикуляторные движения, общаются при помощи неполных высказываний, обеспечивающих им элементарный контакт с окружающими.

Для афферентной моторной афазии характерны трудности в анализе структуры сложных слогов. Больные дробят закрытый слог на два открытых, дробят стечения согласных в слоге, опускают согласные звуки. Поэтому нередко слова тут, там, вот, стол, шапка и т. д. звучат как «ту-ть», «та-мь», «во-ть», «съ-то-лъ», «ша-пъ-ка» и т. д. По мере восстановления произносительной стороны речи выявляется сохранность синтагматической стороны речевого высказывания.

 

Эфферентная моторная афазия возникает при поражении нижних отделов премоторной коры левого полушария мозга (зона Брока: корковые поля 44 и 45).

Эфферентная моторная афазия связана, с одной стороны, с дезорганизацией кинетической основы двигательного акта, обеспечивающей его развертывание во времени и, с другой стороны, с дезорганизацией механизмов внутренней речи. Она сопровождается, как правило, кинетической апраксией, выражающейся в трудностях усвоения и воспроизведения двигательной программы.

Переключение с позы на позу, с артикулемы на артикулему затруднено

В основе расстройства понимания при эфферентной моторной афазии лежит инертность протекания всех видов речевой деятельности, нарушения так называемого «чувства языка» и предикативной функции внутренней речи.

Вторично нарушается слухоречевая память, на слух не различаются грамматически правильно построенные высказывания и неправильные.

Плохо понимается переносный смысл метафор, пословиц.

Больные затрудняются самостоятельно составить план своего высказывания развить его в повествовательной форме.

Состояние экспрессивной речи

При грубой эфферентной моторной афазиина раннем этапе после нарушения мозгового кровообращения может полностью отсутствовать собственная речь.

Полностью отсутствует функция называния, а при подсказке первого слога слова происходит либо автоматизированное его заканчивание, либо соскальзывание на другое слово, начинающееся с того же слога, Больные пропускают глаголы, с трудом употребляются предлоги, флексии существительных — выявляется так называемый аграмматизм типа «телеграфного стиля», который возникает вследствие нарушения предикативной функции внутренней речи.

В более легких случаях глаголы переносятся в конец предложения.

Речь может нарушаться лишь в звене плавной, мелодичной смены одного слога другим. Речь этих больных грамматически правильно оформлена, но из-за нарушений ритмико-мелодической стороны речи страдает выделение не только ударных слогов, но и интонационная окраска психологического предиката, т. е. того нового, о чем говорится в сообщении, на что падает логическое ударение. В отличие от афферентной моторной афазии звуковая структура слогов при эфферентной моторной афазии не упрощается, не разрушается, но теряет свою интонационную окрашенность, становится тягучей, монотонной. Литеральные парафразии не характерны для устной речи больных с эфферентной моторной афазией, но их много в письменной речи.

 

2. Этиопатогенез и симптоматика сенсорной акустико-гностической и акустико-мнестической афазии.

Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Причинами возникновения афазии являются

• нарушения мозгового кровообращения (ишемия, геморрагия),

• травмы,

• опухоли,

• инфекционные заболевания головного мозга.

Акустико-гностическая афазия возникает при поражении задней трети верхней височной извилины левого полушария (поле 22 по Бродману). Центральным механизмом, лежащим в основе этого дефекта, является нарушение акустического анализа и синтеза звуков речи.

Центральным дефектом при этой форме является нарушение фонематического слуха. При грубых расстройствах больные не могут повторить, дифференцировать даже отдельных фонем, если не опираются на их зрительно-оральный образ.

На ранних стадияхзаболевания при обширных очагах поражения в височной доле наблюдается полное расстройство понимания речи. Больной воспринимает чужую речь как нечленораздельный поток.

Вторичным проявлением фонематической недостаточностиявляется своеобразное изменение в понимании значения слова. На основе неразличения звуков возникает главная особенность восприятия речи, а именно ее непостоянство.

Больной то опознает слово, то не может его опознать. Различные слова могут звучать для него одинаково, и одно и то же слово он может воспринять по-разному, неправильно показывая предметы.

Больной с сенсорной афазией хуже улавливает на слух корневую часть слова, вследствие чего и появляется потеря словом его предметной отнесенности.

В связи со звуковой лабильностью у больных с сенсорной афазией расстраивается самоконтроль за собственной речью, в результате чего в их устной речи появляется компенсаторное многословие. При отсутствии нарушений артикуляции больной не может повторить услышанных фонем.

В речи больных проявляется замена нужного слова другим, близким по звучанию или по смыслу – вербальные парафазии.

В более легких случаях сенсорная афазия проявляется в трудностях нахождения слов и ошибках при их произнесении.

Особенно отчетливо выступает распад звуковой структуры слов при повторении и написании малознакомых и более сложных по своей фонетической структуре слов.

Нарушение анализа и синтезаслов меньше отражается на произнесении автоматизированных рядов, но оно неизбежно приводит к распаду письма.

В тяжелых случаях сенсорной афазии спонтанная речь больного превращается в «словесный салат». Он говорит легко, обильно и быстро, но абсолютно не понятно для окружающих, так как речь больного состоит из случайного набора звуков, слогов и словосочетаний, что получило название «жаргонофазии»или «речевой окрошки».

На позднем этапе восстановления на первый план выступает специфический для сенсорной афазии аграмматизм, проявляющийся

• в отсутствии согласования между членами предложения в роде и числе,

• в незаконченности высказывания,

• в пропусках слов,

• заменах существительных личными местоимениями.

Менее расстроено при сенсорной афазии использование предлогов и флексий существительных.

Нарушение анализа и синтеза слов неизбежно приводит к распаду письма.

Сохраняются и все другие функции, не связанные с дефектом звукового анализа и синтеза. Опираясь на эти функции, больные могут компенсировать свой речевой дефект и реализовать адекватное поведение.

Таким образом, нарушение фонематического слуха рассматривается как первичный дефект. Этот фактор обусловливает весь комплекс связанных с ним вторичных или системных нарушений.

Акустико-мнестическая афазия развивается при поражении средних и задних отделов височной области (37 и 21 поле по Бродману).

При акустико-мнестической афазии, в отличие от акустико-гностической формы, центральным механизмом являются – нарушение слухоречевой памяти, сужение объема акустического восприятия и нарушение зрительно-предметных образов – представлений.

Центральным дефектом является забывание названий предметов. Фонематический слух остается сохранным.

У таких больных не наблюдается грубых нарушений импрессивной речи, они не испытывают артикуляционных затруднений.

При этой форме афазии характерна диссоциация между относительно сохранной способностью повторить отдельные слова и нарушением повторения 3-4 не связанных по смыслу слов

Нарушение объема удержания речевой информации приводят к трудностям понимания длинных высказываний из 5-7 слов.

Экспрессивная речьбольных с акустико-мнестической афазией свободна, сохраняется интонационно-мелодическое ее оформление. Однако она изобилует вербальными парафазиями, по смысловому сходству отражающими неудачную попытку подыскивания нужных слов.

Аграмматизм при акустико-мнестической афазии характеризуется смешением флексий глаголов и существительных в роде и числе.

В отличие от акустико-гностической афазии при акустико-мнестической форме высказывания отличаются большей законченностью, в речи нет "речевой окрошки".

В письменной речи при акустико-мнестической афазии больше, чем в устной, проявляется экспрессивный аграмматизм,т.е.

• смешение предлогов,

• флексий,

• глаголов, существительных и местоимений в роде и числе.

Также при акустико-мнестической афазии наблюдаются зрительные агнозии, т.е. обеднения зрительных представлений о предмете, трудности сличения на слух воспринятого слова с его зрительным представлением.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.