Методика восстановительного обучения при сенсорной акустико-гностической афазии.
1. Подготовка больного к осознанному отношению к звукам речи. 2. Восстановление фонематического восприятия. 3. Восстановление умения выделять слово из фразы, фразы из предложения. Поскольку непосредственная дифференцировка звуков речи недоступна больным с сенсорной афазией, восстановительное обучение должно быть направлено на включение процессов узнавания звуков в новую функциональную систему. Этот метод является центральным в случаях сенсорной афазии и проходит через все восстановительное обучение, распадающееся на ряд стадий. Задачей первой стадии является подготовка больного к осознанному отношению к звукам речи. Для этого следует начинать обучение с восстановления умения больного слушать речь и соотносить услышанное с определенными своими действиями. Обучение необходимо начинать с ограничения речевого режима, с одной стороны, и восстановления осознанного отношения к слышимым речевым инструкциям – с другой. Прямое запрещение не дает желаемых результатов, поэтому всякое переключение внимания с устной речи на разнообразные формы внеречевой работы – рисование, вышивание, конструирование и др. – обеспечивает условия для затормаживания неправильной устной речи больного. Жесткое ограничение речевого режима должно иметь место не только на занятиях, но и вне их. Во внеречевую работу постепенно подключаются короткие простые речевые инструкции, оценочные реплики педагога («хорошо», «правильно», «нет», «не так», «отлично работаете» и др.). Тесная и постоянная связь этих речевых инструкций и реплик с ситуацией и деятельностью пациентов помогает больным усвоить их значение и адекватно относиться к услышанным фразам.
Параллельно ведется работа над осознанием речевых инструкций, связанных с бытовой ситуацией («принесите тетрадь», «пройдите к столу», «садитесь», «сидите спокойно и молча» и т.д.). Сначала подобные инструкции подкрепляются соответствующими картинками, а позже даются без внешних опор. Чтобы добиться осознанного отношения к собственным словам, необходимо создать условия для того, чтобы больной мог оценивать правильность своей речи, иначе говоря, для обратной афферентации. Для достижения этой цели следует отобрать из речи больного значимые и правильно произносимые им слова, записать на магнитофон и организовать прослушивание больным этих записей. Очень полезной может оказаться система приемов работы больного с числом: счет вслух последовательного ряда чисел (например, от 1 до 10), счет парами, тройками, выполнение практических арифметических операций и т. д. Описанная работа создает лишь основу для преодоления центрального дефекта при сенсорной афазии – нарушения процесса звукоразличения. На второй стадии решается основная задача всего обучения – восстановление дифференцированного и константного восприятия звуков речи. Основным методом восстановления звукоразличения является соотнесение звука с его артикуляцией посредством опоры на оральный образ с одновременным осознанием буквенного обозначения звука и его смыслового значения. Опорой являются предметные картинки и буквы. Чтобы обеспечить такое развернутое восприятие звука, необходимо создать адекватную серию операций, которая должна быть развернутой, выполняться на основе внешних опор и по своему составу представлять вынесенную вовне структуру процесса звукоразличения. Сначала вся серия операций проделывается педагогом, и только постепенно в работу включается больной, выполняя предложенные операции по образцу. Работа ведется по следующей программе:
1. Педагог произносит знакомое (прежде отработанное с больным) слово. 2. Показывает больному соответствующую картинку. 3. Педагог снова произносит это слово. 4. Педагог выделяет из данного слова первый звук, произносит его отдельно и в слове. 5. Подкрепляет эти операции реальными действиями с данным словом, составленным из букв разрезной азбуки: отделяет первую букву от слова, называет ее, снова включает букву в состав слова и произносит все слово. 6. Выделенную из составленного слова первую букву педагог подкладывает под картинку, наименование которой начинается с этой буквы. 7. Вновь называет букву отдельно и в слове. 8. Обращает внимание больного на оральный образ звука. (Больной вслед за педагогом делает попытки беззвучно имитировать оральный образ звука, контролирует себя с помощью зеркала). Постепенно эта серия операций усваивается больным и выполняетсябыстро. Одновременно проводится ряд упражнений, с помощью которых происходит закрепление отработанных таким образом звуко-букв. Произнесение звука больным полезно записать на магнитофон, дать больному прослушать эту запись, затем дать ему прослушать произнесение этого звука в норме и сравнить свое произнесение с нормой, и после этого букву записывают в тетрадь. Полезны упражнения, в которых больной отыскивает и подчеркивает нужную букву в разных словах данного ему текста, подписывает ее под соответствующими предметными картинками, вписывает в слова, где она пропущена, и т.д. В результате описанной работы больные с сенсорной афазией усваивают заданный им извне способ звукоразличения, с помощью которого они сначала учатся выделять первые звуки услышанного слова и по ним опознавать слово, а позже и другие звуки, входящие в состав слова, которые помогают уже более точному опознанию слова и актуализации его значения. Восстановительную работу рекомендуется начинать с анализа слов, уже появившихся в импрессивной речи больных, и лишь позже можно вводить новые слова. Работа ведется в основном над словами, обозначающими предметы, явления или их признаки. Занятия, посвященные работе над звукобуквенным анализом, должны вестись легко, непринужденно, на хорошем эмоциональном фоне больного. Материал должен быть небольшим по объему и простым – одно- сложные или двусложные слова с открытыми слогами. Ошибки должны ликвидироваться сразу же и объясняться с помощью дополнительных средств (зеркало, ощупывание, разъяснение смысла слова и т.д.).
В конце каждого такого упражнения по различению фонем соответствующие им буквы обязательно записываются больным в тетрадь (с непременным проговариванием), вписываются в пропущенные места в словах и т.д. Восстановление осознанного отношения к звукам и словам речи позволяет па следующей (третьей) стадии обучения перейти к осознанному и дифференцированному выделению слова из фразы и фразы из контекста. Очень полезно начинать эту работу с количественного и качественного анализа слышимой фразы с опорой на соответствующие сюжетные картинки. Предъявляемые фразы постепенно увеличиваются в объеме и усложняются по структуре. Очень полезен прием, с помощью которого восстанавливается понимание значения слова путем опоры на его смысловую сферу. Для этого больному дается, например, слово «река» (со слуха или записанное) и задание – пояснить значение этого слова. Этот прием соотнесения слова с предметом сопровождается обязательно звукобуквенным анализом услышанного слова, составлением его из букв разрезной азбуки, громким его проговариванием при письме, чтением записанного слова и снова соотнесением услышанного, а затем записанного и прочитанного слова с соответствующей картинкой. Эта система приемов и направлена на восстановление дифференцированного слухового отношения к звучащим словам как отдельно, так и внутри фразы, на восстановление константности звучания слов в восприятии больного и их соотнесения с конкретными предметами на основе обобщения зрительной, кинестетической и акустической информации о слове. Восстановление понимания речи должно с самого начала идти параллельно с восстановлением чтения и письма, которые выступают в роли дополнительной опоры при восприятии звуков и слов.
Эти приемы и упражнения на более поздней (четвертой) стадии обучения создают возможность для больного писать диктанты, состоящие не только из отрабатываемых слов и фраз, но и из нового вербального материала. Слова и фразы, закрепленные в письме и чтении (в особенности при «озвученном чтении»), впоследствии хорошо опознаются больными со слуха. Роль дополнительных опор постепенно уменьшается, но подключается к работе непосредственно акустический анализ звучащей речи с целью нормализации протекания вновь создающейся деятельности – понимания речи. Эта задача – нормализация осуществления процесса понимания речи, т.е. восстановление звукоразличения, обеспечивающегося акустическим анализатором, может быть успешно решена с помощью «магнитофонной» методики, которую нужно использовать уже на третьей и, особенно, на четвертой стадии обучения. Методика работы с магнитофоном дает пациенту возможность работать самостоятельно, без педагога, выполняя определенную программу действий, состоящую из серии последовательных операций. Она направлена на дальнейшее восстановление звукоразличения, понимания слышимой речи, но уже с включением в работу пострадавшего акустического анализатора. Такое направление в обучении способствует восстановлению не только понимания речи, но и устной речи, чтения и письма, нарушенных в связи с дефектами акустического гнозиса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|