Методика восстановительного обучения при моторной афферентной афазии.
1. Растормаживание устной речи. 2. Восстановление произнесения слов. 3. Восстановление активного словарного запаса. 4. Восстановление артикуляторного анализа слов. 5. Восстановление кинестетического орального праксиса. На предварительной стадии ведется работа по растормаживанию устной речи начинается обычно с упражнений, помогающих актуализации привычных речевых рядов (порядковый счет; называние дней недели, месяцев; односложные ответы на простые вопросы; пересчет предметов, пальцев; пропевание знакомых мелодий с опорой на тексты песен и др.). Существенное значение для растормаживания упроченных речевых процессов имеет включение в работу остатков эмоциональной речи – воспроизведение имен близких больному. Не менее полезным является выделение сохранной ритмико-мелодической структуры фразы. Напевное чтение стихотворения, сопровождаемое отстукиванием рукой его ритмической структуры, воссоздание интонационного строя речи путем имитации голосом вопросительных, утвердительных, восклицательных и других интонаций облегчает растормаживание непроизвольной речи. Полезны в этом отношении упражнения, в которых больному читается простой, но эмоционально содержательный рассказ. Пациент в ответ на каждый прочитанный отрывок должен соответствующей интонацией показывать свое отношение к содержанию текста. Эмоциональная реакция больного, вызванная содержанием рассказа, нередко вызывает к жизни междометия («ах, ох, ай-ай, ой»), а иногда и стереотипные фразы («ах ты», «да-да-да», «вот-вот»). Перечисленные методы растормаживания должны применяться с учетом степени выраженности речевых дефектов и индивидуальных особенностей личности больных. (Нужно учитывать преморбидный словарь больного, его интересы, профессию, возраст, образование. Вербальный материал для занятий следует подбирать с учетом этих характеристик личности).
После предварительной стадии обучения можно переходить к первой стадии, т.е. к решению основной задачи – к восстановлению произнесения слова путем слуховой и смысловой стимуляции слова, приводящей к восстановлению нарушенной речевой деятельности. Перед больным выкладывается несколько картинок, на которых изображен либо предмет, либо действие. Отрабатывается наименование одного предмета или действия. Каждый предмет или действие, изображенные на картинках, вводятся педагогом во всевозможные смысловые связи или контексты. Больным (на первых занятиях особенно) предлагается молча слушать и выполнять нужные операции или произносить слово «про себя» (или шепотом). Громкое произнесение слова полезнее разрешать в конце выполнения серии операций. Слуховая и смысловая стимуляция произнесения слова является основным приемом на первой стадии обучения, но эту работу необходимо сочетать с другими приемами, входящими в систему приемов, направленную на решение той же задачи – восстановление произнесения целого слова. Сюда относятся классификация предметов (явлений, действий), изображенных па картинках; прием по закреплению объема и точности зрительного восприятия (классификация по зрительным признакам, запоминание и воспроизведение предметных изображений); прием работы над зрительными предметными образами (рисование предметов по слову-наименованию) и т.д. Длительная работа по этой системе приемов способствует оживлению смысловой стороны речи, многозначности слова и его предметной отнесенности, восстанавливая тем самым обобщенные понятия, отраженные в данном слове. В результате работы, проведенной на предварительной и первой стадиях обучения, у больных, как правило, появляются слова, которые составляют в основном пассивный словарь. Однако уже к концу первой стадии появляется и небольшой запас активных слов.
Задачей следующей (второй) стадии обучения является восстановление активного словарного запаса на фоне восстановленного пассивного словарного запаса и расторможенной рядовой речи. На этой стадии больной ставится в такие условия, при которых он неизбежно должен произнести отрабатываемое слово. Нужное слово педагогом не называется, т.е. звуковой образ искомого слова не дается в готовом виде, больной должен самостоятельно произнести его на основе услышанной и актуализированной им смысловой информации. На этой стадии обучения продолжается также работа над актуализацией многозначных связей слова, его смысловых контекстов. Сначала отрабатывается активное произнесение тех слов, которые уже имеются в пассивном словаре больного, т.е. восстановленных на первой стадии. Только после этого можно переходить к отработке активного произнесения других слов. Эффективным приемом восстановления активного произнесения слова является включение кинестетических ощущений с руки посредством ощупывания предметов или их моделей с закрытыми глазами. Ощупывая предмет, больной по заданию должен опознать его и сообщить любым словом о том, что он узнал предмет. Этот прием в сочетании с другими активизирует вербальный поиск на основе не только дополнительных афферентаций (от кинестетического и обонятельного анализаторов), но и благодаря возрастанию эмоциональной напряженности. У больного в этой ситуации есть только один способ доказать опознание им предмета – назвать его или его признак. На третьей стадии восстановления устной речи можно переходить к звукоартикуляторному анализу составных элементов слова, что является задачею этой стадии обучения. Работа начинается с ритмического выделения элементов слова путем отстукивания его слоговой структуры с одновременным напевным проговариванием отрабатываемых слов. Сначала работа идет с простыми словами, состоящими из двух открытых слогов (ма-ма, ля-ля, дя-дя) с повторяющимися согласными и гласными звуками. После этого можно переходить к работе со словами, в которых меняется лишь один гласный звук (ми-мо, жи-жа), позднее отрабатывается произнесение слов, включающих разные, резко отличные по артикуляции звуки (ры-ба, и-ду, хо-чу), и, наконец, в работу включаются более сложные слова, состоящие из трех и более слогов (ка-ре-та, ры-бо-лов).
Решению задачи восстановления звукобуквенного анализа произнесенных слов способствуют следующие операции: 1) проанализировать звукобуквенный состав услышанного слова (без произнесения отдельных звуков); 2) назвать количество звуков; 3) найти соответствующие буквы и из них составить нужное слово; 4) списать его; 5) написать по памяти и прочитать; 7) самостоятельно произнести его. Основной задачей четвертой стадии является восстановление собственно кинестетических форм артикуляции. С этой целью применяются приемы, обеспечивающие дополнительные афферентации с сохранных анализаторов. Одним из известных и широко применяемых приемов является имитация поз артикуляторного аппарата педагога с последующим контролем при помощи зеркала собственных поз губ и языка. Не менее эффективный прием – выделение звука из слова, уже имеющегося в активном словаре больного. Важное значение приобретает отработка артикуляции одних и тех же звуков при различной позиции в слове (в слоге), поскольку артикуляционный механизм произнесения звука может меняться в зависимости от его положения внутри. Важным моментом в восстановлении экспрессивной речи является сличение собственного произнесения звуков (слов и фраз) с образцом. Этот процесс идентификации можно осуществлять с помощью записи на магнитную пленку образца и рабочего варианта произнесения звука больным с последующим прослушиванием записи, нахождением и осознанием своих ошибок. Подобная запись выступает в роли обратной афферентации и создает благоприятные условия для восстановления четкости произношения. На пятой стадии специальную работу над устным предложением лучше всего начинать с активного повторения коротких фраз с опорой на простые сюжетные картинки (типа «Что делает?»). После подобной работы больного переводят на активное произнесение предложений, начиная от развернутого и материализованного способа действия и кончая сокращенным, протекающим только с помощью громкой речи. На пятой стадии обучения введение чтения как метода восстановления связной смысловой речи является важным моментом. Чтение коротких и простых по структуре и содержанию текстов само по себе активизирует устную речь, а специальные приемы, основанные на чтении, создают максимальные условия для ее восстановления. Один из подобных приемов – чтение текста с последующим соотнесением отдельных его частей или предложений с соответствующими частями иллюстрирующей текст картинки и, наоборот.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|