Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Биографическое исследование




Биографический метод наиболее уместен там, где объект еще не достаточно изучен и не представлен в социологических понятиях и теориях, где поля социального действия закрыты для непосвященных, где в структуре анализа учтена процессу-альность течения жизни, различные темпоральные уровни происходящего.40 Биографические исследования, помимо тематиза-ции субъективности, что противопоставляется как достижение

39 Такие известные качественные методы как наблюдение, интервью, экспе
римент, групповая дискуссия уже получили широкое освещение в русско
язычной литературе. См., например, Семенова В. В. Качественные методы:
введение в гуманистическую социологию. М.: «Добросвет», 1998.

40 Биографический метод: история, методология, практика / Под ред. Ме-
щеркиной Е. Ю., Семеновой В. В. Москва: Институт социологии РАН, 1994.


объективирующему женщину позитивистскому дискурсу, дают возможность и опрошенным, и опрашивающим женщинам поддерживать субъект-субъектные отношения, обмениваясь взаимной перспективой. Тематическое поле биографий содержит помимо индивидуальных особенностей и другие измерения: характеристики социального пространства, среды, поколения, социального слоя, субкультуры и т. д. Но микроанализ биографических интеракций может вывести и на уровень анализа пола как социальной конструкции. Так, не претендуя на основание законченной типологии мужских и женских биографий, Б. До-зьен приводит примеры поло-характерных или поло-связанных типизации: выделенные интеракционные конструкции «Я-в-отношениях» versus «Индивидуализированное Я», стратегии разрешения конфликтов Разделять-Секвенционализировать-Индивидуализировать versus Связывать-Синхронизировать-Ставить в отношения. 41

Своеобразие исследовательской логики в биографическом исследовании заключается не в частоте случаев, а в типологии различных вариантов в замеренных случаях, формировании обозримого репертуара социальных возможностей. Предпосылкой служит утверждение, что социальные процессы выступают в обществе в обозримой вариативности. В то же время ярко конту-рированный случай может служить основанием для выделения типа или фальсификацией уже существующей типологии.

Выборка опрашиваемых строится либо нацеленной на определенную социальную группу, либо 1) квотной по определенным признакам, 2) методом снежного кома, 3) методом насыщения (каждый случай отличен от предыдущих). Цель — возможно более полный набор контрастных вариантов.

Методы сбора / измерения варьируются в зависимости от поставленной задачи:

- лейтмотивное интервью, позволяющее лучше обеспечить срав-нительность биографических материалов, но сохраняющее опасность «бюрократии лейтмотива»;

- нарративное интервью в версии Ф. Шютце, наиболее разработанной в направлении гомологии рассказа пережитому опыту

41 В. Dausien, Biographie und Geschlecht. Zur biographischen Konstruktion sozialer Wirklichkeit in Frauenlebensgeschichten (Bremen: Donat Verlag, 1996), S. 586.


214

(со стимуляцией рассказчиков к детализации, заключению образа и конденсации информации);42

- открытое интервью, организуемое и анализируемое в рамках конверсационного анализа;

- собирание биографического материала через конкурсы, объявления, возможности образовательных институтов.

Транскрипция собранного материала представляет собой процесс создания текстуальной реальности. Точность фиксации варьируется от интереса к чисто содержательной, предметной стороне до анализа коммуникативного поведения респондентов в процессе интервью, их невербальных реакций (языка тела): 1) письменный язык, 2) литературная запись и 3) литературная запись с учетом невербальной коммуникации. Для дальнейшей работы транскрибированный текст подлежит секвенцированию или фрагментации. Она преследует чисто формальные цели, разобраться, как членится текст по следующим критериям: тематически (появление и смена сюжетов), смена говорящих (включение в разговор интервьюера), смена видов \рода текста (рассказ, описание, аргументация).

На основании упомянутых критериев выкристаллизовывается более дробная структура текста, состоящего из множества последовательных секвенций — нарративных фрагментов. Их статус в последующем интерпретационном процессе43 во многом зависит от того, к какому виду \роду текста они принадлежат.

Виды текстов (рассказ, описание, аргументация).

Рассказы содержат отдельные цепочки прошлых событий (реальных или воображаемых), которые связаны или временем, или причиной-следствием.

42 F. Schutze, «Die Technik des narrativen Interviews in Interaktionsfeldstudien —
dargestellt an einem Projekt zur Forschung von kommunalen
Machtstrukturen», in Arbeitsberichte und Forschungsmaterialien N1 der
Universitat Bielefeld
(Bielefeld: Fakultat fur Soziologie, 1977).

F. Schutze, «Biographieforschung und narratives Interview», in Neue Praxis 1983, N3: 283-293.

F. Schutze, «Kognitive Figuren des autobiographischen Stehgreiferzaehlens», in M. Kohli, G. Robert, (Hgs), Biographie und soziale Wirklichkeit. Neue Beitrage und Forschungsperspektiven (Stutgart, 1984): 78-117.

43 W. Fischer, «Struktur und Funktion erzahlter Lebensgeschichten», in M. Kohli,
(Hrsg), Soziologie des Lebenslaufs (Darmstadt\Neuwied: Luchterhand, 1978):
311-336.


Описания отличаются от рассказов тем, что представляют собой статичные структуры, имеющие характер моментального снимка. Уплотнение описаний связано с насыщением картины событий деталями, но при этом отсутствует процессуальный ход событий.

Аргументации представляют собой элементы текста, отсылающие к общим представлениям, стереотипам, теориям, авторитетным и экспертным мнениям и т. д.

Если респондент/ка уклоняется от рассказывания и «уходит» в описания, сообщения, перечисления событий, аргументацию, — это свидетельство его/ее закрытости, нарративной блокады. Впоследствии, после основной части интервью, такие моменты проясняются с помощью нарративных расспросов, и анализируется сам факт возникновения блокады в определенном тематическом контексте.

Герменевтическая реконструкция рассказанных историй жизни.

Все интервью (если речь о коллекции случаев) вместе с заметками и биографическими данными подлежат общему анализу. Этот первый анализ ведет к предварительной типизации рассказчиков (например, по наличию разводов). Следуя концепции теоретической выборки по Глазеру-Штрауссу,44 основываясь на этой предварительной оценке, должны быть отобраны интервью для более тщательного анализа (т. н. анализ случая). Отбор при теоретической выборке таким образом ориентируется на теоретически интересный случай с целью выделить при контрастном сравнении различные типы. Контрастное сравнение отдельных анализов случаев представляет собой следующий шаг анализа после проведения анализа случая, хотя есть здесь определенные параллели.

Теоретическое обобщение как цель исследования принципиально достижима и при анализе отдельного случая собственно по завершении анализа, когда уже нельзя реконструировать больше ни одного нового типа и наступает теоретическое «насыщение», т.е. больше не обнаруживаемы новые феномены. Но приблизиться к рубежу теоретического насыщения можно лишь идеально-типически.

44 Barney G. Glaser and Anselm L. Strauss, The Discovery of Grounded Theory. Strategies for Qualitative Research (New York: Aldine, 1967).


216

В герменевтической реконструкции текстов основополагающее значение имеют два принципа: принцип реконструктивного анализа и принцип селективности (практику их применения см. у Розенталь45). Методом абдукции (термин Чарльза Пирса) эмпирический материал постепенно насыщается гипотезами, которые проверяются на последовательно подлежащих анализу частях текста, какие-то гипотезы не выдерживают проверки эмпирикой, какие-то верифицируются, затем строятся выводы и следствия. Цель подобного анализа, отличного по логике от дедукции (от теории — к гипотезам — к эмпирическому тесту) и индукции (от гипотез — к их проверке на эмпирике — к построению теории), — в поиске структуры общего типа на основе реконструкции конкретно данного социального феномена (подход в духе объективной герменевтики Овермана48).

Принцип селективности связан с процессуальным характером социального действия, т. е. каждое действие представляет собой выбор между некоторыми альтернативами, которые возможны в соответствующей ситуации действия. Цепочки действий, которые манифестируются в текстах как протоколы действий, являются тем самым процессами селекций, из которых, независимо от воли и взглядов субъекта, результируют определенные примыкающие или соединяющие действия, а какие-то определенные действия-следствия исключаются вследствие совершенного выбора.

Понимание этого требует такого аналитического подхода, при котором задаются вопросом, какой горизонт возможностей открывается в определенной секвенции, какая предпринимается селекция, что остается «за бортом» и какие последствия для будущего это имеет. Из этих размышлений результирует сек-венциональный анализ, принцип которого сформулирован Зоф-фнером следующим образом: «Интерпретировать — это значит

45 G. Rosenthal, Erlebte und erzahlte Lebensgeschichte: Gestalt und Struktur
biographischer Selbstbeschreibungen
(Frankfurt/Main: Campus Verlag, 1995):
208-226.

46 U. Overmann, Objektive HermeneutikEine Methodologie soziologischer
Strukturanalyse
(Frankfurt: Suhrkamp, 1989).

47 H.G. Soffner, «Statt einer Einleitung: Pramissen einer sozialwissenschaftlichen
Hermeneutik», in H.G. Seuffner, (Hrsg), Beitrage zu einer empirischen
Sprachsoziologie
(Tubingen: Narr, 1982): 9-48, S. 13.


реконструировать значение текста по линии события».47 В смысле абдуктивного вывода секвенциональный анализ означает 1) генерирование возможных гипотез по поводу эмпирических данных, 2) формулирование следствий из гипотез о возможном дальнейшем развитии (гипотезы-следствия) и 3) контрастирование или сравнение с фактически произошедшим событием (эмпирический тест).

Задачей феминистского биографического исследования является эмпирическое и теоретическое прояснение биографического измерения гендерных отношений: женские и мужские биографии систематически отличаются. Феминистская критика направлена против концепта «нормальной биографии», навязывания таких «классических» признаков мужской биографии как линейность, прогресс, образование, успех (неуспех), карьера в качестве общечеловеческих. Женские биографии в отличие от мужских обладают рядом структурных признаков:

• Биографии женщин в патриархатно-капиталистических обществах изначально подлежат двойному обобществлению,48 которое накладывает отпечаток как на внешнюю структуру жизненного пути, так и на субъективную биографическую перспективу.

• Вследствие этого жизненные пути женщин полны разрывов, пауз, которые в структурном плане отличаются от мужских образцов жизненных путей. Субъективная переработка биографических опытов и проектов соответственно также характеризуются у женщин противоречивыми перспективами, амбивалентностью и нелинейным временем биографии.

• Женская идентичность и Я-концепция существенно сильнее характеризуются ориентацией на отношения и социальные сети, что требует новых подходов в понимании индивидуальности и автономии.

48 R. Becker-Schmidt, «Die doppelte Vergesellschaftung - die doppelte-Unterdruckung: Besonderheiten der Frauenforschung in den Sozilawisenschaften», in L. Unterkirchner, I. Wagner, (Hrsg), Die andere Halfte der Gesellschaft (Wien, 1987): S. 11-25.


218

2) Анализ дискурса

Понятие дискурса разрабатывалось с 60-х годов в работах Д. Остина, Д. Серля, Г. Бламера, Г. Гарфинкеля, В. Лабоу, А. Си-курела и других в русле анализа устной коммуникации, правила которой выработаны как в повседневном, так и институциональном контексте. С точки зрения Г. Бламера, социальная проблема не существует, пока она не признана, только получив признание общества, социальная проблематика попадает в поле зрения социологов.49 Поэтому необходимо расширить категориальный аппарат социальных теорий за счет введения анализа дискурса, который не объясним лишь в терминах отклонения, дисфункции или структурного напряжения, — необходимо изучать процесс, посредством которого общество признает социальные проблемы как фокус конфликтных интересов, намерений и целей.

Другое направление связано с постструктурализмом в лице лингвиста де Соссюра, им дискурсы понимаются как способы речи, институционализированные и подчиненные определенным правилам. В немецком научном пространстве под дискурсом понимается «содержательно и тематически определенная, институционализированная форма производства текстов. Опосредованная масс-медиа, общественная дискуссия на политические темы становится публичным дискурсом как род непрямого разговора среди отсутствующих».50 Здесь подчеркивается важный момент коллективной интерпретации действительности. Обе формы дискурса, речевая интеракция и институционализированная форма производства текстов, имеют общие черты: интерес не к единичному акту проговаривания или действия, а к их образцам или правилам. Составные части дискурса: говорящий — высказывание (форма и содержание) — слушатель (публика). Глоссарий дискурса:

• дискурсы основываются на научных дисциплинах,

субъектных позициях, которые отличают тех, кто имеет возможность говорить,

49 Бламер Г. Социальные проблемы как коллективное поведение // Контек
сты современности 2. Хрестоматия. Казань: КГУ, 1998. С. 65-75.

50 R. Keller, «Discourse Analyse», in R. Hitzler, A. Honer, (Hrsg),
Sozialwissenschaftliche Hermeneutik (Opladen: Leske&Budrich, 1997): 81-
108, S. 311.


дискурсивных практиках, построенных на схемах действий,

коллективных актерах, чьи действия на переднем плане,

символической борьбе коллективных актеров за внедрение их толкований.

В основе дискурса лежит конструктивистская перспектива. Все, что мы воспринимаем, социально сконструировано и типизировано, и то, что понимаем под легитимным и объективированным знанием, опосредовано значениями, поскольку к «миру-в-себе» нет непосредственного доступа. Наше знание не сводимо к «врожденной» когнитивной системе категорий, скорее — это социально устанавливаемая символическая система или порядок, которые социально воспроизводятся через и в дискурсах.

С помощью языка как «знаковой системы» мы производим значения, выступающие в свою очередь как типизированные схемы. Отсюда и понятийный аппарат анализа дискурса — репертуар интерпретаций, фрейм (рамки), образцы толкований, story line (линия рассказа), власть дефиниций,script (сценарий), медиализация, grammar of motives (грамматика мотивов), дискурсивная формация, контекстуализация, этика дискурса, набор практик.

Анализ дискурса заключается в том, чтобы реконструировать процессы социальной объективации, коммуникации и легитимации смысловых структур на основе описания практики институтов, организаций соответствующих коллективных актеров и проанализировать социальное влияние этих процессов.

Эмпирическая программа анализа дискурса выглядит как ряд последовательно выполняемых задач или задаваемых вопросов:

• как возник данный дискурс,

• какие изменения фиксируются в нем со временем,

• на какие предметные сферы и на какую аудиторию он рассчитан,

• какие латентные и манифестирующие сюжеты (в смысле когнитивных схем восприятия, моральных и эстетических схем оценок «предметного содержания») он проводит,

• какие риторические средства для этого использованы,


220

• какие материальные практики использованы,

• кто их носители,

• в каких отношениях с другими дискурсами (возможно, конкурирующими) они находятся,

• насколько успешен данный дискурс, насколько он влиятелен.

Например, превращение в рамках определенных дискурсов ребенка — в плод, зародыш, «жизнь» в смысле религиозной ценности — разводит публичную дискуссию об абортах по разным ведомствам: секулярной социальной политики, медицинской темы пренатальной терапии или церковных институтов. Поэтому борьба конкурирующих или воюющих дискурсов прежде всего ведется за основной тезаурус, описывающий социальную проблематику в определенных терминах.

Методическая схема анализа дискурса близка по логике к другим формам содержательного анализа и строится по следующим стадиям:

1. Определение вопроса исследования.

2. Построение выборки (отбор единиц измерения).

3. Сбор материалов / документов.

4. Проведение интервью с носителями дискурса и представителями его аудитории.

5. Транскрибирование интервью.

6. Кодирование согласно системе построенных категорий.

7. Анализ.

8. Валидизация.

9. Отчет.

Дискурсивность женского мышления, речи, действия — одно из центральных измерений феминистской теории. В какой (пат-риархатной) парадигме объясняются и интерпретируются человеческие действия, какие дискурсы вводятся и кем, чтобы осуществлять, воспроизводить и умножать социальную власть? Как тематизируется женское бытие? Какие дискурсы выбирают женские субъекты в качестве самоопределения? — Эти и другие вопросы продиктованы стремлением деконструировать «поло-нейтральную» науку, показать дискурсивность гендерной субъективности, «открыть» женщин как субъектов социального действия, предложить феминистский вариант теории социальной власти, ориентированной на повседневность.


3) Содержательный анализ

Целью содержательного анализа является систематизированная обработка материала коммуникации (текст, музыка, пластика, изображение). В качестве предмета исследования выступают как формальные, так и латентные смысловые сигналы.51

Важный пункт систематики здесь — разложение анализа на отдельные шаги. Обобщенная модель качественного содержательного анализа выглядит следующим образом:

• определение материала,

• анализ ситуации его генезиса,

• формальные характеристики материала,

• направление анализа,

• теоретическое дифференцирование вопроса

• определение техник(и) анализа и выбор конкретной его модели,

• дефиниции единиц анализа,

• шаги анализа с помощью системы категорий: обобщение, истолкование и структурирование,

• проверка системы категорий на теории и на эмпирическом материале,

• интерпретация результатов в зависимости от основного вопроса.

Определение исходного материала, анализ его происхождения и формальных характеристик позволяет выделить наиболее существенное для целей анализа. При определении направления анализа необходимо видеть «встроенность» материала в определенную модель коммуникации и установить, что является

51 Его развитие связано с работами: P. Mayring, Einfiihrung in die qualitative Sozialforschung. Eine Einleitung zu qualitativen Denken (Miinchen: Psychologic Verlags Union, 1990).

J. Ritsert, Inhaltsanalyse und Ideologiekritik. Ein Versuch ueber kritische Sozialforschung (Frankfurt\Main: Athenaum, 1972).

S.P. Ballstaedt, H. Mandl, et al., Texte verstehen, Texte gestalten (Miinchen: Urban & Schwarzenberg, 1981).

К Merten, Inhaltsanalyse. Einfiihrung in Theorie, Methode, Praxis (Opladen: Westdeutscher Verlag, 1983).


целью анализа: сам текст, автор текста, соответствующая сфера объекта, группа лиц или предмет с его социокультурным подтекстом. Поэтому обобщенная модель содержательного анализа имеет три варианта: обобщающий, объясняющий и структурирующий содержательный анализ.

Обобщающий содержательный анализ.

Здесь представлена попытка редукции материала, сохраняющей основное содержание, она сопряжена с созданием краткого обзорного текста. Среди методических правил-шагов обобщающего анализа: парафразирование, генерализация на абстрактном уровне, редукция.

Объясняющий содержательный анализ.

В отличие от предыдущего он направлен на поиск дополнительного материала для понимания и объяснения отдельных неясных частей текста (понятий, предложений...). Основная мысль — систематизированный, контролируемый сбор объясняющего материала. При этом различают анализ узкого контекста, который соотносим только с прямым полем текста, и анализ широкого контекста (информация о коммуникаторе, предмете, социокультурном подтексте, целевой группе и т. д.).

Структурирующий содержательный анализ.

Он имеет целью отфильтровать определенные аспекты материала и по предварительно установленным критериям осуществить «срез» материала или оценить его по этим критериям (формальным, содержательным, типизирующим, шкалирующим). Благодаря формулировке дефиниций, типичных текстуальных пассажей и правил кодировки возникает лейтмотив кодировки, который уточняет структурирующий анализ. Подробнее о технике кодировки в качественном исследовании см. Возможности использования качественной методологии в гендерных исследованиях.52

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...