Постановка гендерных проблем в основных направлениях экономической мысли
Прежде чем перейти к анализу гендерной проблематики в различных направлениях экономической мысли, кратко обозначим базовые постулаты основных направлений современной экономической теории. Неоклассический подход Неоклассическое направление (которое часто обозначается в литературе как ортодоксальное или «mainstream») берет свое начало в конце XIX века. Экономисты-неоклассики ставили своей задачей сформулировать наиболее общие закономерности развития «чистой экономики» независимо от общественной формы ее организации и выявить условия равновесия экономической системы. В неоклассическом подходе в центре внимания находится отдельный индивид, а точнее, некоторая абстрактная модель человечес- 1 Joyce P. Jacobsen, Economics of Gender (Cambridge, Massachusetts: Blackwell Publishers Inc, 1996), pp. 3-4. 241 кого поведения, получившая название «homo oeconomicus» или «экономический человек». Что же представляет собой «экономический человек»? Его основными характеристиками неоклассики считают: следование собственным интересам («эгоизм»); наличие субъективных предпочтений (эти предпочтения непротиворечивы и неизменны); рациональность, понимаемую как максимизация полезности (это означает, что в любой ситуации выбора он предпочитает вариант, который в наибольшей степени отвечает его предпочтениям); ограниченность ресурсов для удовлетворения своих потребностей и, как следствие, необходимость делать выбор. Таким образом, смысл поведения «экономического человека» состоит в том, чтобы распределить оптимальным образом ограниченные ресурсы между некоторым набором конкурирующих целей. В результате подобного расширения предмета экономической науки в сферу ее внимания попали такие нетрадиционные ранее сюжеты, как брачное поведение, преступность, электоральное поведение, образование и пр.
Полезность Понятие полезности является одним из центральных 242 Неоклассический подход и феминизм. Несмотря на то, что в настоящее время все большее число экономистов феминистской ориентации работает в неоклассической парадигме, феминистки подвергают серьезной критике многие базовые постулаты неоклассического подхода, и, в первую очередь, поведенческие характеристики, заложенные в модель «экономическогочеловека». Речь идет, прежде всего, о таких характеристиках как эгоизм, рациональность, структурированность и неизменность предпочтений, максимизирующее поведение. Эти положения оцениваются феминистками как андроцентристские (т. е. моделирующие человеческое поведение согласно ценностям «мужского» мира). Марксизм В отличие от неоклассического подхода марксизм делает основной акцент не на отношениях, складывающихся в сфере обмена (теория рынков), а на отношениях производства. По Марксу, экономические отношения составляют базис общества, а политические, идеологические и прочие структуры — его надстройку. Он исходит из того, что основными субъектами экономического действия являются общественные классы (социальные группы, различающиеся по своему положению в системе общественного производства), и описывает процесс социально-экономического развития через механизм противостояния («классовой борьбы») двух основных классов — господствующего и подчиненного. Отношения между основными общественными классами характеризуются эксплуатацией, что в условиях капитализма приобретает форму присвоения капиталом части неоплаченного труда рабочего класса. Развитие капитализма ведет к поляризации общественных классов («закон капиталистического накопления»), что в конечном счете завершается социальной революцией, в ходе которой происходит коренное изменение отношений собственности. Социальный идеал марксизма представлен бесклассовым обществом («коммунизм», социализм как его первая стадия), в котором средства производства находятся в общественной собственности, а следовательно, исчезает материальная база для эксплуатации.
Позиции марксизма близки феминисткам по целому ряду оснований. Представительницы социалистического и радикального феминизма используют марксистский подход для объяснения подчиненного положения женщин в условиях капитализма. Радикальные феминистки объясняют гендерное неравенство существованием системы патриархата, то есть такой системы доминирования, в которой мужчины как группа господствуют над женщинами (аналог антагонистических классов Маркса). Социалистические феминистки рассматривают гендерное неравенство как следствие капиталистической системы организации производства, в которой подчиненное положение женщин выступает «побочным продуктом» подчинения труда капиталу. Тем не менее, и те и другие разделяют марксистский идеал бесклассового общества, который трансформируется в этих направлениях феминизма в представления о достижении реального социального равенства женщин и мужчин.
Институционализм Институционалисты делают основной акцент на роли экономических институтов в экономическом развитии. Экономические институты понимаются ими как устойчивые системы связей и отношений, закрепленные в социальных нормах, традициях и культуре общества. Именно система экономических институтов в целом (и рынок на правах одного из них) определяют характер и направленность развития общества. Трансакционные издержки К. Эрроу определил трансакционные издержки как «затраты на управление экономической системой»,2 Рональд Коуз (со ссылкой на К. Далмана) определяет содержание данного понятия следующим образом: трансакционные издержки — это «издержки сбора и обработки информации, издержки проведения переговоров и принятия решения, издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта».3 2 К. I. Arrow, «The organization of economic activity: Issues pertinent to 3 Коуз P. Фирма, рынок и право / Пер. с англ. М.: «Дело ЛТД», при 244 Поэтому институционалисты отвергают положение неоклассиков об экономике как равновесной системе. Они считают, что экономика развивается в процессе постоянных социальных изменений и структурных сдвигов, а равновесие возникает лишь как временное исключение из общего правила. «Концепция человека» в институциональной экономической теории Институциональная экономическая теория также опирается на определенные предпосылки относительно человеческого поведения. В числе этих поведенческих предпосылок обычно указывают ограниченную рациональность и оппортунизм. Ограниченная рациональность предполагает, что экономические субъекты стремятся действовать «преднамеренно рационально, но в действительности обладают этой способностью лишь в ограниченной степени».4 Оппортунистическое поведение понимается как «преследование личного интереса с использованием коварства».5 Оппортунизм включает в себя как явные формы (ложь, воровство, мошенничество), так и более тонкие формы обмана (например, сокрытие части информации или предоставление неточной информации).
В противоположность неоклассикам институционалисты считают государственное вмешательство в экономику не только возможным, но и желательным, поскольку рынок не может обеспечить эффективного функционирования экономической системы. С принципиальной точки зрения позиции институционали-стов во многом сходны с рядом положений феминистской теории. В частности, феминистки разделяют тезис институционали-стов о том, что за безличным рыночным механизмом стоят определенные социальные интересы и политические структуры власти. Это положение позволяет рассматривать гендерное эконо- 4 H. A. Simon, Administrative Behaviour, 2d ed. (New York: Macmillan, 1961), 5 Уильямсон О. И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рын мическое неравенство не как результат проявления «невидимой руки» рынка, а как следствие определенного социального порядка. Далее, феминистки солидарны с представителями институци-онализма в их критике неоклассической модели «экономического человека». Наконец, феминисткам близок тезис о необходимости государственного вмешательства в экономику, как условии обеспечения реального равенства полов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|