Структура субъекта труда по Б.Г.Ананьеву
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Спецкурс «Производственная психология» (для целевиков) Составитель Хомова Н.А.
Литература Обязательная 1.Абдуллаева М.М., Барабанщикова В.В., Величковский Б.Б. Психология труда, инженерная психология и эргономика: учебник для академического бакалавриата /М.М.Абдуллаева, В.В. Барабанщикова, Б.Б. Величковский и др. - М.: Юрайт, 2015 – 618 с. 2.Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: учебник/ А.Я. Кибанов, Д.К.Захаров, В.Г. Коновалова - М.: ИНФРА - М, 2012 - 424 с. 3.Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения: учебник для бакалавров / Под ред. В.Н. Лавриненко, Л.И. Чернышовой - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: издательство Юрайт, 2012. - 591 с. 4.Михайлова Л.А. Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие / Под ред. Л.А. Михайлова. - СПб.: Питер, 2009 - 256 с. 5.Носкова О.Г. Психология труда: Учебное пособие / О.Г.Носкова.- М.: ИЦ Академия. - 2011 – 384 с.
Тема 1. Субъект труда и его структура. Профессионально - важные качества личности, общие и специальные способности. Понятие "труд" рассматривается несколькими научными дисциплинами, такими, как производственная психология, физиология труда, организационная психология, социология труда, экономика, менеджмент и т. д. Все эти дисциплины рассматривают трудовую деятельность для решения практических задач, направленных на гуманизацию трудовой деятельности и повышение работоспособности. Что же касается курса производственной психологии, то при его изучении используется вся система данных, которая только существует в современной психологии и психологии труда. Психология труда - самостоятельная отрасль психологии, которая позволяет наиболее эффективно использовать труд человека, учитывать его личностные особенности и влияние на производство в целом, прогнозировать развитие производственных отношений и многое другое. Психология труда в первую очередь ориентирована на человека и его интересы, на минимизацию производственных потерь и оптимизацию трудовой деятельности для работника.
Рассмотрим подробнее дисциплины, которые имеют взаимосвязь с психологией труда: 1) философия и политическая экономия рассматривают в своих учениях и исследованиях: субъект, объект, орудия труда, процесс и т. п.; 2) социология труда рассматривает труд как процесс формирования человека и общества, функции общественного труда, социальные факторы выбора профессии, труд в условиях технического прогресса, отношение к труду и др.; 3) экономика труда рассматривает трудовые ресурсы, производительную ценность, организацию труда, нормирование, оплату, планирование труда и прочее; 4) законодательство о труде рассматривает и изучает трудовые договоры, продолжительность рабочего дня, отпуска, обязанности, права, льготы разных категорий работников, процедуры трудовых споров и т. д.; 5) физиология, гигиена труда, производственная санитария по отношению к психологии труда изучают режим труда и отдыха, работоспособность. Таким образом, можно сказать, что взаимосвязь с другими дисциплинами у психологии труда очень обширна. Почти все существующие науки и дисциплины охватывают в своих учениях или уделяют внимание психологии труда. Ведь почти во всех науках есть упоминание об исследованиях человеческого ресурса, а именно человеческий ресурс и все, что с ним связано, лежит в основе изучения психологии труда. Вся трудовая и профессиональная деятельность включает две основные составляющие: субъект труда и объект труда: Субъект труда предполагает выделение и описание следующих характеристик:
- объективные характеристики субъекта труда (здоровье, стаж, образование, успешность труда..); - социальная когнитивно - мотивационная структура (информированность о социальной значимости профессии, информированность о своей роли в обществе, осознание себя членом профессиональной среды, отношение к своей профессиональной деятельности); - когнитивно - мотивационная структура (знание о трудовом процессе в целом; знание предмета, целей, условий и задач трудового процесса; личностное отношение к труду как к процессу и как к результату); - операторная психологическая структура "отдельной" деятельности (выделение цели, способность выполнять действия и операции); - эмоционально-волевая структура субъекта труда (индивидуальный стиль деятельности; функциональное состояние субъекта труда). Объект труда: - история и перспективы развития данного трудового процесса (научно-технический прогресс - НТП, социально-экономический прогресс...); - социальная структура и направленность объекта труда (социальная направленность объекта труда; социально-технические и социально-экономические характеристики объекта труда); - сама структура трудового процесса, позволяющая выделить: предмет труда - средства труда - трудовые задачи; - структура условий труда: микроклимат и гигиенические условия; социально-психологические условия; организация труда (нормирование, планирование, контроль); - операционально-техническая структура труда (операционально-технологические действия; правила исполнения трудовых действий). Структура субъекта труда по Б.Г.Ананьеву Как известно, в рамках Санкт-Петербургской школы, профессиографированию подвергается система «Человек - профессиональная среда». Человек в этой системе рассматривается как субъект труда. Субъект труда понимается Б.Г.Ананьевым как сплав свойств индивида и личности. Свойства индивида - природные свойства человека, преобразованные в ходе индивидуального развития в зависимости от условий внешней среды, биологической и социальной. Человек = (индивид – личность – субъект деятельности – индивидуальность) При рассмотрении профессионально значимых свойств субъекта труда речь идет об индивидуально-психологических свойствах личности (свойства индивида, опосредованные отношениями личности) и об отношениях личности. К индивидуально - психологическим относятся сенсорные, перцептивные, аттенционные, психомоторные, мнемические, мыслительные, речевые, коммуникативные, эмоциональные, волевые свойства личности. Отношения личности включают отношение человека к себе (самооценка, уровень притязаний), отношение к другим людям (к знакомым и незнакомым, к друзьям, товарищам по работе, к родителям и т. п.), отношение к труду, своей профессии, специальности, профессиональным задачам, отношение к материальным ценностям и собственности, отношение к обществу, к законам и правилам, к будущему, к неудачам и несчастьям, ко всему новому, ко всяким переменам и т. д.
На основе теории Ананьева, М.А.Дмитриева выделяет такие характеристики человека как субъекта труда как способности, опыт, мотивацию и психические состояния. Один из важнейших вопросов производственной психологии - в какой мере профессиональная успешность зависит от способностей работника, насколько возможны компенсация и развитие профессионально значимых свойств. В этих вопросов психология труда опирается на теорию способностей, разработанную Б. М. Тепловым, С. Л. Рубинштейном, В. Н. Мясищевым, Б. Г. Ананьевым, A. Г. Ковалевым... «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности... В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека...». В этом классическом определении способностей, данном Б. М. Тепловым, центральный признак способностей — успешность выполнения деятельности. Само понятие «успешность» неоднозначно. Оно включает, прежде всего, продуктивность, производительность труда. Для оценки успешности имеет значение также качество продукции, безошибочность действий. В некоторых случаях, при невозможности количественной оценки и высоком заданном уровне надежности (безошибочности), показателем успешности может служить уровень сложности решаемой задачи.
Наряду с указанными показателями успешности следует учитывать и нервно-психические затраты, необходимые для достижения результата, а также степень удовлетворенности работника своим трудом. (С учетом затратной стороны мы переходим от понятия «успешность» к понятию «эффективность = отношение результата к затратам»). Соответствие степени выраженности какого-либо индивидуального психического свойства высокому уровню профессиональной успешности позволяет считать это свойство профессионально значимым, т. е. относить его к способностям. В качестве способностей могут выступать и свойства индивидуума (особенности его познавательной, эмоциональной, волевой деятельности), и отношения личности. «Решение человеком возникающих перед ним жизненных задач при всяких условиях зависит от мобилизации возможностей личности. Увлечение или безразличие, сознание долга или безответственное отношение — это то, что мобилизует или демобилизует, развивает или тормозит человека... Интерес, увлечение, любовь к той или иной форме деятельности являются условием и залогом ее успешности»,— отмечал еще В. Н. Мясищев. В дальнейшем, рассматривая то или иное профессионально значимое свойство психики, мы всегда будем иметь в виду, что это свойство является компонентом целостной структуры, извлеченным из нее в дидактических целях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|