Общие и специальные способности
Общие способности характеризуются уровнем развития основных психических функций и проявляются в любой деятельности. Среди общих способностей различают: интеллект, обучаемость, креативность. - Под интеллектом понимают способность, определяющую общую успешность адаптации к новым ситуациям посредством решения задач во внутреннем плане действия («в уме») при доминирующей роли сознания над бессознательным. - Под обучаемостью понимают совокупность способностей, позволяющих человеку быстро и успешно овладевать знаниями и навыками в процессе обучения и взаимодействия с другими людьми в определенной социально-исторической культуре. - Креативность и общий интеллект связаны с двумя способами взаимодействия с действительностью — сознательного и бессознательного. Склонность системы к доминированию сознания ведет к интеллектуальной (адаптивной) активности. Креативность характеризуется склонностью к доминированию бессознательного — к проявлению форм неадаптивной («сверхнормативной») активности, в том числе творческой. Специальные способности образованы сочетанием специфических свойств человека, необходимых для данной конкретной деятельности (например, специальные способности к математике, технике, искусству, организаторской работе и т.д.). Специальные способности неотделимы от серьезного интереса к какому-либо предмету. В психологии труда нашло свое употребление понятие профессионально важные качества. Разные авторы относят к ПВК широкий спектр разных качеств — от природных задатков до профессиональных знаний, получаемых в процессе профессионального обучения и самоподготовки. К ПВК относят также особенности личности (мотивация, направленность, смысловая сфера, характер), психофизиологические особенности (темперамент, особенности ВНД), особенности психических процессов (память, внимание, мышление, воображение), а в отношении определенных видов деятельности — даже анатомо-морфологические характеристики человека.
СЕНСОРНЫЕ И ПЕРЦЕПТИВНЫЕ КАЧЕСТВА В трудовой деятельности могут найти применение практически все виды чувствительности - от зрительной и слуховой до вкусовой и обонятельной. Тип нервной системы человека влияет на общий характер чувствительности всех его анализаторов. - Скорость ощущения и различения зависит от подвижности нервных процессов и их равновесия (у подвижных - скорость ощущения больше, у тормозного типа - дифференцировка более точная и т.д.). - Устойчивость уровня чувствительности зависит от того, какова сила нервных процессов, их подвижность и равновесие (более устойчивая у возбудимого типа, инертная у тормозного). Эмоциональная реактивность при воздействии раздражителей на рецепторы особенно сильно зависит от силы нервных процессов - большая у слабого типа, наименьшая - у инертного. Имеет место неравномерность развития разных видов чувствительности в общей сенсорной организации: у одного и того же человека может быть повышенная чувствительность в области пространственного различения или речевого слуха и, - одновременно, пониженная чувствительность цветового зрения и музыкального слуха. Эти особенности могут быть связаны либо: а) с природным преобладанием одного из анализаторов; либо б) с ведущей ролью данного анализатора, сформированной в результате длительного профессионального опыта. Примеры. Различительная чувствительность опытных шлифовальщиков в 20 раз выше обычного уровня. Высокая слуховая чувствительность отмечается у опытных врачей - терапевтов, постоянно пользующихся для диагностики ослушиванием больных, оценкой тонов и шумов сердца и легких; у авто - и авиамехаников, определяющих на слух состояние двигателя. Опытные сталевары умеют точно определить температуру печи по оттенкам изменения накала (цвета) стенок и свода мартеновской печи.
АТТЕНЦИОННЫЕ КАЧЕСТВА К аттенционным свойствам относят следующие характеристики внимания, которые могут быть определены путем экспериментальных исследований: избирательность внимания, объем внимания, устойчивость внимания, возможность распределения и переключения. - Избирательность внимания связана с возможностью успешной настройки (при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к осознанной цели. - За величину объема внимания принимается количество одновременно отчетливо осознаваемых объектов. (Объем внимания практически не отличается от объема непосредственного запоминания, или кратковременной памяти). - Для определения переключаемости (распределения) и устойчивости внимания применяют методики, позволяющие описать динамику выполнения познавательных и исполнительных действий во времени, в частности при смене целей. - Свойства внимания, такие как интенсивность его концентрации, устойчивость, быстрота переключения - по-разному выступают в различных видах деятельности. Например, для профессии водителя на первый план выдвигаются характеристики распределения и переключения, для других профессий, главной целью которых является наблюдение и контроль (корректор, оператор непрерывных прокатных станов и др.), наибольшее значение приобретает устойчивость (концентрация) внимания. Все характеристики внимания в той или иной мере определяются типологическими особенностями нервной системы и поэтому мало изменяются. Скорость переключения зависит от подвижности нервных процессов. Как известно, с возрастом подвижность их несколько снижается и можно ожидать уменьшения скорости переключения внимания, но лишь там, где она не поддерживается профессиональным опытом. Монотония, например, снижает устойчивость внимания, а содержательность и ответственность задачи ее повышают. Утомление, прежде всего, сказывается на внимании, проявляясь в ухудшении его характеристик. Никакие специальные тренировки в процессе профессионального обучения не могут дать резкого улучшения индивидуальных характеристик внимания, т.к. лежащие в их основе особенности нервных процессов изменяются чрезвычайно медленно.
ПСИХОМОТОРНЫЕ КАЧЕСТВА Во всякую трудовую деятельность, так или иначе, включена система действий. В разных видах труда действия имеют разный характер. Анализируя общее строение деятельности, А.Н. Леонтьев подчеркивает, что человеческая деятельность не существует иначе, как в форме действия или цепи действий. «Одно и то же действие может осуществлять разные деятельности, может переходить из одной деятельности в другую». Способ, которым выполняется действие, А. Н. Леонтьев обозначает понятием «операция». «Итак, в общем потоке деятельности, который образует человеческую жизнь в ее высших, опосредованных психическим отражением проявлениях, анализ выделяет, во-первых, отдельные (особенные) деятельности—по критерию побуждающих их мотивов. Далее выделяются действия — процессы, подчиняющиеся сознательным целям. Наконец, это операции, которые непосредственно зависят от условий достижения конкретной цели. Эти «единицы» человеческой деятельности и образуют ее макроструктуру». С точки зрения общей характеристики психомоторики человека представляет интерес их обнаруженная тренируемость. МНЕМИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА Для успешности трудовой деятельности имеют значение различные мнемические свойства: объем памяти, скорость запоминания, прочность сохранения усвоенного материала, точность и скорость воспроизведения, готовность памяти к быстрому воспроизведению материала в нужный момент. Профессиональная память может оперировать зрительными образами, слуховыми (у радиста, гидроакустика, музыканта), двигательными (у наладчика, акробата), осязательными (у врача), обонятельными и вкусовыми (у работников пищевой, парфюмерной промышленности). Это может быть память на лица (у администратора, проводника железнодорожного вагона, педагога) на графический и цифровой материал, наконец, содержанием профессиональной памяти могут быть художественные образы, слова, понятия, идеи. Индивидуальные различия в этом плане очень велики. Известны многочисленные примеры из жизни знаменитых шахматистов, музыкантов, лингвистов, обладавших феноменальной памятью именно в своей профессиональной области, что явилось, по-видимому, результатом как врожденных особенностей памяти, определивших выбор той или иной области деятельности, так и приобретенных свойств.
Мнемические качества поддаются развитию. Существенная роль в развитии профессиональной памяти принадлежит мотивации. Имеются в виду и мнемическая направленность (мотивация в узком смысле), и отношение к труду, к своей специальности, к своим профессиональным задачам. ИМАЖИНИТИВНЫЕ КАЧЕСТВА Индивидуальные различия в характеристиках воображения и факторы, влияющие на динамику имажинитивных свойств, изучены мало. Можно говорить лишь в общем плане о крайних проявлениях скудости, ограниченности, бледности образов воображения, с одной стороны, и яркости, плодотворности, оригинальности этих образов — с другой. Еще шире, чем творческое воображение, включено в трудовую деятельность воссоздающее воображение. Любое трудовое действие имеет цель, выступающую в форме образа конечного продукта, результата трудовых действий. Обычно этот конечный результат определяется заранее чертежом, технологической картой, словесной инструкцией. Есть профессии, основным содержанием которых является оперирование образами воссоздающего воображения: разметчик, закройщик, диспетчер.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|