Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие и специальные способности




Общие способности характеризуются уровнем развития основ­ных психических функций и проявляются в любой деятельности. Среди общих способностей различают: интеллект, обучаемость, креативность.

- Под интеллектом понимают способность, определяющую общую успешность адаптации к новым ситуациям посредством решения задач во внутреннем плане действия («в уме») при доминирующей роли сознания над бессознательным.

- Под обучаемостью понимают совокупность способностей, позволяющих человеку быстро и успешно овладевать знаниями и навыками в процессе обучения и взаимодействия с другими людьми в определенной социально-исторической культуре.

- Креативность и общий интеллект связаны с двумя способами взаимодействия с действительностью — сознательного и бессознательного. Склонность системы к доминированию сознания ведет к интеллектуальной (адаптивной) активности. Креативность характеризуется склонностью к доминированию бессознательного — к проявлению форм неадаптивной («сверхнормативной») активности, в том числе творческой.

Специальные способности образованы сочетанием специфи­ческих свойств человека, необходимых для данной конкретной дея­тельности (например, специальные способности к математике, техни­ке, искусству, организаторской работе и т.д.). Специальные способ­ности неотделимы от серьезного интереса к какому-либо предмету.

В психологии труда нашло свое употребление понятие профессионально важные качества.

Разные авторы относят к ПВК широкий спектр разных качеств — от природных задатков до профессиональных знаний, получаемых в процессе профессионального обучения и самоподготовки.

К ПВК относят также особенности личности (мотивация, направленность, смысловая сфера, характер), психофизиологические особенности (темперамент, особенности ВНД), особенности психических процессов (память, внимание, мышление, воображение), а в отношении определенных видов деятельности — даже анатомо-морфологические характеристики человека.

СЕНСОРНЫЕ И ПЕРЦЕПТИВНЫЕ КАЧЕСТВА

В трудовой деятельности могут найти применение практически все виды чувствительности - от зрительной и слуховой до вкусовой и обонятельной.

Тип нервной системы человека влияет на общий характер чувствительности всех его анализаторов.

- Скорость ощущения и различения зависит от подвижности нервных процессов и их равнове­сия (у подвижных - скорость ощущения больше, у тормозного типа - дифференцировка более точная и т.д.).

- Устойчивость уровня чувстви­тельности зависит от того, какова сила нервных процессов, их подвиж­ность и равновесие (более устойчивая у возбудимого типа, инертная у тормозного). Эмоциональная реактивность при воздействии раздражителей на рецепторы особенно сильно зависит от силы нервных про­цессов - большая у слабого типа, наименьшая - у инертного.

Имеет место нерав­номерность развития разных видов чувствительности в общей сенсор­ной организации: у одного и того же человека может быть повышен­ная чувствительность в области пространственного различения или ре­чевого слуха и, - одновременно, пониженная чувствительность цвето­вого зрения и музыкального слуха.

Эти особенности могут быть связа­ны либо:

а) с природным преобладанием одного из анализаторов; либо

б) с ведущей ролью данного анализатора, сформированной в резуль­тате длительного профессионального опыта.

Примеры. Различительная чувствительность опытных шлифо­вальщиков в 20 раз выше обычного уровня. Высокая слуховая чувстви­тельность отмечается у опытных врачей - терапевтов, постоянно поль­зующихся для диагностики ослушиванием больных, оценкой тонов и шумов сердца и легких; у авто - и авиамехаников, определяющих на слух состояние двигателя. Опытные сталевары умеют точно определить температуру печи по оттенкам изменения накала (цвета) стенок и свода мартеновской печи.

АТТЕНЦИОННЫЕ КАЧЕСТВА

К аттенционным свойствам относят следующие характеристики внимания, которые могут быть определены путем экспериментальных исследований: избирательность внимания, объем внимания, устойчивость внимания, возможность распределения и переключения.

- Избирательность внимания связана с возможностью успеш­ной настройки (при наличии помех) на восприятие информации, отно­сящейся к осознанной цели.

- За величину объема внимания принимается количество одно­временно отчетливо осознаваемых объектов. (Объем внимания прак­тически не отличается от объема непосредственного запоминания, или кратковременной памяти).

- Для определения переключаемости (распределения) и устойчивости внимания применяют методики, позволяющие опи­сать динамику выполнения познавательных и исполнительных дей­ствий во времени, в частности при смене целей.

- Свойства внимания, такие как ин­тенсивность его концентрации, устойчивость, быстрота переключения - по-разному выступают в различных видах деятельности. Например, для профессии водителя на первый план выдвигаются характеристики распределения и переключения, для других профессий, главной целью которых является наблюдение и контроль (корректор, оператор непре­рывных прокатных станов и др.), наибольшее значение приобретает устойчивость (концентрация) внимания.

Все характеристики внимания в той или иной мере определяются типологическими особенностями нервной системы и поэтому мало из­меняются. Скорость переключения зависит от подвижности нервных процессов. Как известно, с возрастом подвижность их несколько сни­жается и можно ожидать уменьшения скорости переключения внима­ния, но лишь там, где она не поддерживается профессиональным опы­том.

Монотония, например, снижает устойчивость внимания, а содержательность и ответственность задачи ее повышают.

Утомление, прежде всего, сказывается на внимании, проявляясь в ухудшении его характеристик. Никакие специальные тренировки в процессе профессионального обучения не могут дать резкого улучшения индивидуальных характе­ристик внимания, т.к. лежащие в их основе особенности нервных про­цессов изменяются чрезвычайно медленно.

ПСИХОМОТОРНЫЕ КАЧЕСТВА

Во всякую трудовую деятельность, так или иначе, включена система действий. В разных видах труда действия имеют разный характер.

Анализируя общее строение деятельности, А.Н. Леонтьев подчеркивает, что человеческая деятельность не существует иначе, как в форме действия или цепи действий. «Одно и то же действие может осуществлять разные деятельности, может пе­реходить из одной деятельности в другую».

Способ, которым выполняется действие, А. Н. Леонтьев обо­значает понятием «операция». «Итак, в общем потоке деятельности, который образует человеческую жизнь в ее высших, опосредованных психическим отражением проявлениях, анализ выделяет, во-первых, отдельные (особенные) деятельности—по критерию побуждающих их мотивов. Далее выделяются действия — про­цессы, подчиняющиеся сознательным целям. Наконец, это опе­рации, которые непосредственно зависят от условий достижения конкретной цели. Эти «единицы» человеческой деятельности и образуют ее макроструктуру».

С точки зрения общей характеристики психомоторики человека представляет интерес их обнаруженная тренируемость.

МНЕМИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

Для успешности трудовой деятельности имеют значение различные мнемические свойства: объем памяти, скорость за­поминания, прочность сохранения усвоенного материала, точность и скорость воспроизведения, готовность памяти к быстро­му воспроизведению материала в нужный момент.

Профессио­нальная память может оперировать зрительными образами, слу­ховыми (у радиста, гидроакустика, музыканта), двигательными (у наладчика, акробата), осязательными (у врача), обонятельными и вкусовыми (у работников пищевой, парфюмер­ной промышленности).

Это может быть память на лица (у ад­министратора, проводника железнодорожного вагона, педаго­га) на графический и цифровой материал, наконец, содержани­ем профессиональной памяти могут быть художественные образы, слова, понятия, идеи. Индивидуальные различия в этом плане очень велики. Известны многочисленные примеры из жизни знаменитых шахматистов, музыкантов, лингвистов, об­ладавших феноменальной памятью именно в своей профессио­нальной области, что явилось, по-видимому, результатом как врожденных особенностей памяти, определивших выбор той или иной области деятельности, так и приобретенных свойств.

Мнемические качества поддаются развитию. Существенная роль в развитии профессиональной памяти принадлежит мотивации. Имеются в виду и мнемическая направленность (мотивация в узком смысле), и отношение к труду, к своей специальности, к своим профессиональным задачам.

ИМАЖИНИТИВНЫЕ КАЧЕСТВА

Индивидуальные различия в характеристиках воображения и факторы, влияющие на динамику имажинитивных свойств, изучены мало. Можно говорить лишь в общем плане о крайних проявлениях скудости, ограниченности, бледности образов воображения, с одной стороны, и яркости, плодотворности, оригинальности этих образов — с другой.

Еще шире, чем творческое воображение, включено в трудовую деятельность воссоздающее воображение. Любое трудовое действие имеет цель, выступающую в форме образа конечного продукта, результата трудовых действий. Обычно этот конечный результат определяется заранее чертежом, технологической картой, словесной инструкцией. Есть профессии, основным содержанием которых является оперирование образами воссоздающего воображения: разметчик, закройщик, диспетчер.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...