Концепция безопасности Д. Петерсона
В 80-е гг. XX в. приобрели популярность идеи Дана Петерсона, имеющие отношение к исследованию и профилактике несчастных случаев и аварий, которые были приняты к внедрению в гражданской авиации нашей страны. Концепция Д.Петерсона включает пять принципов.
1. Принцип отношения к предпосылкам аварий как к серьезным
событиям, источникам информации о возможных факторах происшествий. «Предпосылка к происшествию отличается от самого
происшествия лишь исходом, поэтому к ним следует относится
так же серьезно, как и к самим происшествиям». Например, два
самолета пролетели на расстоянии 500 м друг от друга, это очень
небольшое расстояние, в этих условиях весьма была вероятна катастрофа, но по счастью она не произошла, однако, анализировалась со всей серьезностью. Виновник ситуации — авиадиспетчер, имевший низкий уровень профессиональной подготовки.
2. Выявление цепи повторяющихся событий. Если рассматривать
каждый отдельный инцидент сам по себе, он может показаться
мелким и несущественным, но в совокупности эти инциденты
выстраиваются в цепочку, приводящую к катастрофе. Таким образом, задача состоит в том, чтобы выявить эти причины (события)
до того, как замкнется последнее звено цепи. Например, на железнодорожном транспорте поезда сходят с рельсов при накапливании просчетов в поддержании нужного состояния рельсового пути.
Так, специалисты-ремонтники 80-х гг. с трудом добивались у начальников дороги выделения «окон» в расписании движения поездов, а при обнаружении неудовлетворительного состояния части пути требовалось либо прекратить движение поездов, либо ограничить скорость их движения. Но некоторые начальники дороги стремились выполнить план (месячный, годовой) по тонно-километрам и запрещали введение такого рода ограничений. В результате неизбежно случались аварии — поезда сходили с рельсов.
3. Выявление причинных факторов происшествий. В гражданской
авиации при этом речь идет об анализе системы «человек-машина-среда», причем в 80 % случаев происшествий в авиации виновны не машины, а персонал, поэтому возрастает значение психологии, исследующей поведение персонала, его ошибки и их
возможные причины. Установив связи между ошибками в работе
и функциональным состоянием человека, регламентируют длительность непрерывной работы, режим труда и отдыха, уровень
подготовленности персонала и пр.
4. Принцип добровольного информирования. «Концепция безопас-
ности» Д.Петерсона предполагает, что руководители часто не видят реального положения дел и не принимают мер к устранению
дефектов организации, технологии, ведущих к авариям. В то же время рядовой персонал имеет доступ к такого рода информации, но их мнение часто не спрашивают. Существующие способы официального обязательного информирования ущербны, неполны.
Д.Петерсон предложил систему добровольных сообщений, которая была введена в гражданской авиации США. За 10 лет ее действия удалось предотвратить 12 авиакатастроф. Этот способ действенен в случае, если сбор и обработка информации производятся нейтральной стороной при условии обеспечения строгой конфиденциальности, в США этим занимается НАСА, в России — система добровольных сообщений ГОСНИИ гражданской авиации в Москве.
5. Принцип пропаганды безопасности состоит в том, что каждое происшествие на транспорте (не только в авиации, но и на железной дороге, на шоссе, на производстве) подробно описывается в СМИ, и это считается высокоэффективным способом предотвращения катастроф и аварий. Гласность в происшествиях повышает бдительность персонала, ответственного за безопасность движения, производства.
Сферой повышенной опасности является современный транспорт. На месте дорожно-транспортных происшествий гибнет много людей, находящихся внутри транспортных средств. Ремни безопасности и подголовники уменьшают вероятность гибели при столкновении в три раза, при опрокидывании - в пять раз. Водитель должен постоянно учитывать все возможные причины аварий: нарушение правил дорожного движения, превышение скорости, управление автомобилем в нетрезвом состоянии, дефекты дороги, неисправности автомобиля.
При неизбежности аварии следует соблюдать элементарные правила оптимального поведения:
1) до предела напрячь все мышцы;
2) не покидать машину до ее полной остановки;
3) сохранять самообладание и управлять машиной до последней возможности;
4) уйти, во что бы то ни стало от встречного удара; при отсутствии такой возможности перевести встречный удар в скользящий боковой;
5) упереться ногами в пол, защитить голову руками, пассажиру - завалиться на бок (наиболее опасно переднее сиденье);
6) после удара определить свое местоположение и двигаться к выходу (через дверь или окно), если двери не открываются - открыть или разбить окно; если машина упала в воду и находится на плаву - не открывать дверь и выходить только через окно;
7) при погружении машины на дно с закрытыми дверями и окнами включить фары, делать глубокие вдохи и выдохи, избавиться от лишней одежды, открыв окно, протиснуться наружу, взявшись за крышу автомобиля, и плыть вверх; если дверь и окно заклинило - разбить лобовое стекло (всегда имея в салоне то, чем можно это сделать).
При аварии железнодорожных и автомобильных цистерн,а такжепри авариях на химических производствах в воздух выбрасываются опасные для здоровья и жизни людей ядовитые вещества.
В этих ситуациях необходимо: 1) прикрыть нос и рот влажным носовым платком или полотенцем; 2) быстро покинуть место аварии, избегая проходов через туннели и низины; 3) промыть в безопасном месте водой глаза и открытые участки тела; 4) выпить как можно больше жидкости, исключить физические нагрузки.
Контрольный тест по курсу «Промышленная психология»
(правильные ответы выделены красным цветом)
1. Психология труда изучает:
а) человека, как субъекта труда;
б) человека как индивида;
в) человека как личность; г) все ответы верны; д) все ответы не верны
2. Во сколько степеней родства с психологией труда можно сгруппировать конкретные науки:
а) 2; б) 4; в)3; г) все ответы верны; д) все ответы верны
3. Человек как субъект труда это:
а) «приемщик» воздействия; б) деятель, инициатор активности; в) содеятель
г) все ответы верны; д) все ответы не верны
4. Выбор профессии осуществляется на стадии:
а) оптации; г) все ответы верны;
б) адепта; д) все ответы не верны
в) адаптации;
5. Система, включающая взаимодействие человека и машины обозначается, как:
а) эргатическая; б) трудовая; в) производственная
г) все ответы верны; д) все ответы не верны
6. Индивидуальная характеристика соответствия требованиям профессии это -;
а) профессионализм; б) компетентность; в) компетенция;
г) все ответы верны; д) все ответы не верны
7. Существует мотивационная и операциональная сфера;
а) профессионализма; б) компетентности; в) компетенции;
г) все ответы верны; д) все ответы не верны
8. Владение собственно-профессиональной деятельностью – это компетентность;
а) специальная; б) профессиональная; в) социальная;
г) все ответы верны; д) все ответы не верны
9. Нормативные критерии профессионализма включают:
а) стремится ли человек индивидуализировать свой труд;
б) усвоил ли человек правила, эталоны профессии;
в) достиг ли человек сегодня достаточно высокого уровня профессионализма;
г) все ответы верны; д) все ответы не верны
10. Критерии наличного уровня рассматривается совместно с критерием:
а) прогностическим; б) творческим; в) процессуальным;
г) все ответы верны; д) все ответы не верны
11. Внутри какого уровня выделяют этапы адаптации человека к профессии:
а) допрофессионализма; б) профессионализма; в) псевдопровесионализма
г) все ответы верны; д) все ответы не верны
12. Внутри какого уровня выделяют этап свободного владения профессии в форме творчества:
а) профессионализма;б) суперпрофессионализма; в) послепрофессионализма;
г) все ответы верны; д) все ответы не верны
13. Внешнее выражение мотивационной сферы это профессиональные;
а) интересы; б) ожидания; в) притязания г) все ответы верны;
д) все ответы не верны
14. Области знания и практики, имеющие первую степень родства с психологией труда и производственной психологией:
а) техническая эстетика, художественное консультирование;
б) семиотика, логическое генерирование;
в) философия, социология труда.
15. Система индивидуальных своеобразных приемов, обеспечивающих успешное выполнение человеком определенной деятельности:
а) профессиональное самосознание; б) профессиональная ориентация;
в) индивидуальный стиль деятельности.
16. Всестороннее описание профессии, включающее в себя социально-экономические, производственно – технические, санитарно – гигиенические, физиологические и психологические характеристики трудовой деятельности человека:
а) трудограмма; б) психограмма; в) профессиограмма
17. Стресс это:
а) давление; б) напряжение; в) негативное состояние;г) повреждение
18. Учитель химии в средней школе это:
а) профессия; б) специальность;в) трудовой пост; г) должность
19. Из перечисленных умений к интеллектуальным не относятся:
а) мнемические; б) аттенционные;в) мыслительные; г) имажинитивные
20. Из перечисленных пунктов исключите те, которые не влияют на подверженность утомлению:
а) возраст; б) интерес и мотивация; в) волевые черты характера;
г) физическое развитие; д) уровень интеллекта
21. Под понятием “субъект труда” в современной психологии труда понимается:
а) работник;б) совокупность свойств индивида и личности; в) личность;
г) поведенческие реакции.
22. Мотивационная сфера профессионализма это не:
а) профессиональные ценности; б) работоспособность;
в) профессиональные притязании; г) профессиональные цели.
23. Что не относится к профессионально-важным качествам (ПВК):
а) способности; б) поведение;в) мотивы; г) направленность личности.
24. К типу профессий с абсолютной профпригодностью относят следующие:
а) летчик;б) преподаватель; в) инженер; г) продавец.
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: