Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Некрономикон, или Аль-Азиф




Наверное, каждый, кто интересуется оккультизмом и тайными науками, слышал о Некрономиконе — одной из наиболее древних, могущественных и загадочных колдовских книг. Автор был знаком с элементами Некрономикона очень давно, ещё на заре своего посвящения. Причём была возможность сравнить силы, описанные в Некрономиконе, с аналогами из других религий и мистических учений. (Так, например, одна из сил, о которой много сообщается как в самом тексте, так и в рассказах Лавкрафта, Шагнар-Фагн, оказалась аналогичной персонажу славянского фольклора — Индрик-зверю. Индрик-зверь — это большое подземное животное, похожее на мамонта, но с большим количеством ног, до сорока. Когда он шевелится под землёй, происходит землетрясение. Иногда Индрик-зверь развивает под землёй большую скорость и поэтому часто выбрасывается на поверхность. Если это происходит днём, он сразу гибнет или каменеет. С наступлением ночи душа покидает мёртвое тело, опять входит под землю и там сгущается, образуя нового Индрик-зверя. Северные народы часто принимали места гибели мамонтов за места выхода на поверхность Индрик-зверя, а самих мамонтов — за его отброшенные тела. Хотя на севере есть каменные образования в горах, очень похожие на статую странного существа — смеси слона и сороконожки.) Но хотелось иметь полную копию.

И вот друзья автора раздобыли экземпляр Некрономикона в штате Калифорния (США), на английском языке, 1977 года издания (это была версия Некрономикона Симона; кстати, сам Симон после перевода книги сошёл с ума, а над его домом наблюдалась паранормальная активность вроде присутствия НЛО). Книгу они отправили с нарочным самолётом. Ночью, в то время, как самолёт уже летел над Атлантикой, около 4-х часов утра по киевскому времени, автор проснулся от того, что в комнате присутствовало загадочное свечение. Потом на стене возник квадратик яркого белого свечения, на фоне которого стали появляться немыслимые сочетания разноцветных квадратиков всех цветов радуги. Потом из скопища квадратиков стал слышен голос. Этот голос говорил одновременно как бы и в мозгу и вне его. Голос сказал, что он — один из пятидесяти существ, которые помогли Порядку разгромить Хаос, и что имя его Апирикубабадазузуканпа, и через него производится посвящение в эту систему магии, и ещё то, что он хранитель знаний. Потом свечение погасло. Каково же было удивление автора (а никогда не перестаёшь удивляться мистическим моментам в жизни), когда двадцать восьмым именем Мардука оказалось имя Сирсир, или его тайное произношение — Апирикубабадазузуканпа.

Вторым опытом с силами Некрономикона был опыт с обручальными кольцами в городе Славянск Донецкой области в 1992 году. Автора пригласили на свадьбу. Но вот незадача — молодожёнам нужны были кольца, а все магазины оказались закрытыми на переучёт. Пришлось идти на ближайший перекрёсток и использовать каббалистическое заклятие для призывания Йог-Сотота (хотя возможно, каббалистические имена были известны и более древним народам, только имели иной смысл), которое приводит Лавкрафт со ссылкой на труды Элифаса Леви: «Госпожою Наксир, Госпожою Нарикс, Господом Надуром, Стоящим у Престола, Сущим, Славоносцем, явись, Йог-Сотот!» [71] три раза, после которого последовало заклинание «Й’аи нг’нгах, Йог-Сотот з’гии л’хуб упх’аи трод’аг Й’а! [72]». Почувствовалось присутствие невидимой силы, которой было предложено помочь с обручальными кольцами. Каково же было удивление родственников новобрачных, когда продавцы не только пустили их в магазин, бывший на переучёте, но и оставили у витрины с кольцами, а сами удалились в подсобку! Тем не менее, родственники искушению не поддались и ничего чужого не взяли. Потом они вспоминали, что продавцы ходили как сонные мухи, словно глубоко спали. Йог-Сотот был отослан стандартной формулой: «Ступайте с миром в обители Ваши...»

Третий раз, находясь во Львове, автор предпринял попытку призвать Шагнар-Фагна. К нам обратился клиент, который хотел узнать, как добыть старинную книгу, содержавшую ценные знания, оставленную ему прадедом. На частной квартире, на первом этаже, мы произвели призывание Шагнар-Фагна. Сразу после произнесения призывания (это происходило в тёмной комнате, окна были зашторены) на полу возле магического круга образовался горящий круг, напоминающий раскалённое железо. Этот круг раскалялся до тех пор, пока не стал похож на солнце. Став ярким, как солнце, круг провалился внутрь пола, и оттуда вылез Шагнар-Фагн. Он действительно оказался похож на слона и сороконожку одновременно — как бы слон-мамонт, у которого штук сорок ног, по двадцать с каждой стороны. Он отвечал чётким, мягким голосом и сообщил, где искать книги прадеда нашего клиента, и пообещал не чинить препятствия к нахождению этой книги. После чего он залез обратно под пол, закрылся золотым кругом, а круг снова потемнел, став обычным полом. Мы произвели изгнание сил и раскрыли окна... Заказчик действительно нашёл книгу.

Четвёртый раз к автору обратились житомирские мистики 1994 году. Из Сибири в Житомир должен быть приехать шаман, который владел искусством гипноза и мог на массовом сеансе нанести вред непосвящённым людям. Для предотвращения этого события был вызван владыка Хаоса Азатот. Ему поручили не пускать шамана в Житомир. Через некоторое время шаман сам позвонил организаторам гастролей и отменил выступления. В пятый раз, при вызове того же Азатота, было обнаружено, что эта сила может идеально защищать в дороге. Например, чтобы автомобиль был незаметен для инспекторов ГАИ, или не привлекал внимания у встречных водителей, плюс сюда т. н. «зелёная волна» в нужном направлении.

Первая на Украине публикация о Некрономиконе в прессе была выпущена автором в газете «Рыночная Площадь», № 8 за 1994 год. Следующая публикация о Некрономиконе была посвящена теме «Существовал ли славянский Некрономикон?» в «Новой Интересной Газете», № 9 за 2004 год:

«Уже много лет в мире не стихает шум вокруг загадочной книги Некрономикон. Большинство исследователей считает, что это сокровенная книга жрецов Вавилона об операциях с силами Хаоса — их вызов и их изгнание. У каждого народа имеются некие секретные книги о временах очень давних. Есть такие рукописи в недрах Тибета и Индостана, есть у греков (о противостоянии Урана и Кроноса, затем Зевса и Кроноса), есть у каббалистов (Книга Самаэля), есть у арабов (Аль-Азиф).

Сюжет этих книг примерно одинаков. В незапамятные времена Абсолютное Божество создало вселенную. Поначалу вселенная была первозданным Хаосом, в котором зародились страшные по мощи существа — драконы или демоны Хаоса, не знавшие о Божестве. Вид и деяния их были страшны и ужасны. Когда Божество раскрыло знание о Себе этим существам, часть их приняла луч Божества и превратились в то, что позднее человечество назовёт “богами”, “младшими богами”, “архангелами”, “силами Порядка”. Часть не приняла луч Божества и восстали против Него. Их позднее назовут “демонами Хаоса”, “драконами Хаоса”, “Великими Древними”, “Великими Бывшими”, “силами первозданного Хаоса”. Между силами Порядка и силами Хаоса разразилась вселенских масштабов битва, основным оружием в которой выступала магия. Силы Порядка победили. Часть сил Хаоса была уничтожена, убита, и из их тел создан знакомый нам Космос. А другая часть была удалена в “миры за пределом времени и пространства” и запечатана особой печатью. Некрономикон как раз и повествует о способах извлечения Великих Древних из их темниц, так же как и о способах изгнать их обратно (об экзорцизмах сил Хаоса).

К слову сказать, запечатывающая звезда действительно полностью парализует человека, являющегося носителем сил Хаоса, чему автор статьи сам неоднократно был свидетелем, так же, как и сила Стража Порядка с Глю-Вхо (Бетельгейзе), надзирающего за землёй с 22 сентября по 22 марта. В это время достаточно просто выйти на улицу, взглянуть на звёздное небо и сказать “Глю-Вхо!” — с неба обрушивается буквально припечатывающая сила. Также в книге открываются колоссальные тайны вселенной. Вокруг людей, владеющих книгой, начинают разворачиваться непонятные, но впечатляющие своей мощью события и чудеса. Люди со слабой психикой их не выдерживают; есть переводчики книги, сошедшие с ума. Перед этим, как правило, наблюдается паранормальная активность по типу присутствия НЛО. Но это нам уже известно по публикациям ещё 1992-1994 годов...

...Теперь приведём ещё интересные данные. Автор настоящей статьи встречался с представителями кельтской магической школы, существующей в Киеве под руководством Ноктикулы Фиалкоры. Представители школы получили в медитации информацию о том, что в Киево-Печёрской Лавре хранится древнеславянский вариант Некрономикона. Это и не удивительно. Согласно последним исследованиям Юрия Шилова и других археологов, культура Аратты, существовавшая на нашей земле задолго до Вавилона, являлась колыбелью оккультных знаний человечества. Поэтому и не вызывает сомнений, что Вавилон получил знания, изложенные в Некрономиконе, от Аратты. В таком случае должен существовать араттский экземпляр книги, переведённый впоследствии на древнеславянский язык. В завершение хотелось бы сказать, что о наличии славянского Некрономикона у монахов Лавры автора проинформировали некоторые известные ясновидящие Киева. Они также сказали, что обращались к монахам с просьбой прочитать свитки, но получили отказ. Просим читателей высказать свою точку зрения или рассказать, что им известно о славянском Некрономиконе».

Через неделю после выхода публикации монахи выступили по 3-му каналу украинского радио и сообщили о похищении рукописи из монастыря. Однако в органы МВД заявлений не поступало. Есть мнения, что таким образом манускрипт был спрятан более надёжно и от него было отведено общественное обсуждение. Многие интересующиеся мистикой выставили эту статью на обсуждение в Интернете. В ответ на форумы пришли два сообщения от священнослужителей Русской Православной Церкви, с которыми автор провёл переписку через Интернет. Они просили не называть их имён. Они говорят, что видели в книгохранилищах Сергиевого Посада свитки, про которые церковное начальства говорило, что это вариант того самого знаменитого Некрономикона. В любом случае мы имеем шанс ознакомиться с полным текстом книги.

 

Книга Джиннов

Устные арабские легенды приписывают перу аль-Хазраджи 12 магических трактатов помимо Аль-Азиф. Один из них — Книга Джиннов. Джинны — вовсе не создания первозданного Хаоса, как о том пытаются нас убедить некоторые авторы. Создания Хаоса однозначно называются Древними. Джинны — это духи стихий, такие же, как наши эльфы, гномы, саламандры, лешие, домовые, называемые чаще латинским словом «элементали»[73]. А последователи Карлоса Кастанеды называют их «союзниками». Да, они живут в иррациональных мирах силы по ту сторону физического мира, но часто выходят в наш мир для управления стихиями, при этом принимают полностью человеческую форму. Они смертны, разделены на два пола, вступают между собой в брачные отношения и имеют потомство.

Книга Джиннов излагает методы их вызова и контроля. Для мага это означает обретение власти над стихиями. Книга Джиннов, написанная аль-Хазраджи, как и остальные 12 рукописей, попала в руки суфиев и оберегается ими до настоящего времени. Книгой Джиннов обладал известный алжирский маг и астролог аль-Буни, который часть знаний поместил в своём трактате «Солнце великих знаний через свет божественных знаний». Этот трактат состоит из двух частей, вторая является дополнением к первой: это «Солнце познания и тонкости сообщений» и «Нанизанные жемчужины о науке магических квадратов и астрологии».

Суть книги аль-Буни (полное имя — Таки ад-Дин Абу-ль-’Аббас Ахмад ибн Али аль-Буни аль-Курейши) заключается в том, что Аллах (а в древних арабских традициях это слово обозначало высшее божество или великое божество) открыл людям своё имя, состоящее из 28 букв (в частности, этим объясняется наличие в арабском алфавите 28 букв). Великое имя разделяется на 4 малых имени, по 7 букв в каждом. Каждое из малых имён способно полностью управлять одной из стихий (воздух, вода, огонь, земля). Правильно понявшему имена даётся возможность через серию магических ритуалов полностью овладеть стихиями.

Автору много раз приходилось вести разговор с арабскими магами (некоторые из них приезжали к автору на курсы ведической магии), а также с суфиями (с последними в том числе и через мага Ингвара). В разговоре они неоднократно подтверждали, что во многих суфийских орденах Востока хранятся разного рода древние рукописи по магии. Существование рукописей Деломеланикона, Аль-Азиф и Книги Джиннов были ими в разговоре подтверждены, причём отмечено, что это рукописи о совершенно разных силах мироздания, и что отрывки из них, попавшие в западные гримуары, в том числе вышеприведённые издания Некрономикона, потрясающе неполны и содержат едва ли сотую часть знаний оригинальных манускриптов.

Очень хорошо знакомый автору астролог и специалист по религиям ведической группы Руслан Куконеску проходит обучение у брахмана-шиваита в Индии, недалеко от города Путапарти, в котором живёт легендарный Сатья Шри Саи Баба. Упоминаемый брахман-шиваит в своё время проходил обучение у такого же брахмана-шиваита. Но Учитель Учителя, кроме ведических традиций, знал ещё и арабскую магию, в частности, как утверждалось, читал ту самую Книгу Джиннов и обрёл власть над стихиями. Учитель вызывал джиннов, и они ему помогали в проведении ритуалов и богослужений. Одного джинна он дал в подчинение своему ученику и отправил того в странствия по Азии. Джинн, по утверждению брахмана-шиваита, обучавшего Руслана, мог доставить еду, воду, одежду даже в условиях пустыни. Со временем владелец начал злоупотреблять услугами джинна, приказывая тому похищать понравившиеся ему вещи из богатых домов. Через некоторое время об этом узнал его Учитель, забрал у того джинна назад и сказал, что ему отныне предстоит только путь Шивы, так как искушений на пути посвящения в арабскую магию тот не выдержал.

Ещё есть два сообщения из Ирана от источника, заслуживающего доверия. Первое: в Тегеране живёт сильный маг, который может вызвать из иного мира джиннов, материализовать их и предоставить в качестве слуг сроком на три года желающим. Стоимость одного джинна на три года — эквивалент 3 500 американских долларов. Но джиннов возвращают магу назад гораздо раньше, так как их трудно контролировать человеку непосвящённому. В Иране живёт много людей, которые являются дальними потомками (родственниками) самого Пророка Мухаммеда. К ним периодически приходят джинны (чаще всего материализуются прямо из элементов своей стихии, принимая человеческую форму) и просят помолиться о чём-либо, так как молитвы родственников Пророка имеют в глазах Аллаха очень большой вес.

Все три книги имеют очень большую магическую силу и обладают определёнными свойствами (имеются в виду их полные варианты). Когда человек читает эти книги, силы, описываемые в них, приходят к читающему, и... Далее — только два варианта. Или маг овладевает силой и становится её повелителем (тут играет роль и воля Абсолютного Божества, и сила духа, и сила воли, и карма, и предначертание судьбы, и другие факторы). Или сила овладевает магом, тогда он становится одержимым, но чаще всего погибает (причём обычно в течение суток после получения знания). Суфии рассказывали случай, когда два человека погибли в тот же день, когда прочли только книгу аль-Буни и отрывок из Книги Джиннов. Суфии также говорят, что указанные свитки хранят определённые семьи по разрешению свыше, и они передаются из рода в род, от отца к сыну.

Завершая обзор этих трёх магических книг, автор выражает надежду, что их полные экземпляры всё же станут достоянием человечества.

 

Автор неизвестен

КАК ПИСАЛАСЬ КНИГА МЕРТВЫХ — НЕКРОНОМИКОН [74]

 

Загадочная книга, которая, может, и не существовала никогда, оккультное познание, хранившееся тайным тысячелетиями, да измученный сверхъестественными существами «безумный» учёный служат сюжетом этой запутанной истории о поисках Книги законов, управляющих мёртвыми...

«...Когда мне было пять лет, “Тысяча и одна ночь” захватили меня, и я проводил целые часы, представляя себя арабом; я и имя себе дал — Абдул аль-Хазред... И только много лет спустя я задумал включить Абдула в VIII век и вменить ему авторство на устрашающий и нечестивый Некрономикон...» Так пишет о себе создатель образов, «отшельник из Провиденса», Говард Филлипс Лавкрафт, в кратком очерке «Автобиография: Некоторые сведения об одном несуществе», опубликованном 23 ноября 1933 года.

Через четыре года Лавкрафт оставил этот свет, воссоединившись, быть может, с неким из «существ», которых он выдумал и включил в свой невероятный пантеон.

 

Где же первая рукопись?

На самом же деле название подлинника произведения должно было быть не «Некрономикон», или «Книга законов, управляющих мёртвыми», а «Аль-Азиф», так как «Азиф» и есть то слово-звукоподражание, обозначающее в арабском языке странные ночные звуки, которые издают некоторые насекомые — звуки, истолковываемые как завывание демонов, джиннов...

Считается, что арабской рукописи Некрономикона не сохранилось. Исследователь Идрис Шах безуспешно пытался разыскать её в библиотеках Деобунда в Индии, Аль-Азхара в Египте и в библиотеке священного города Мекки. Латинский перевод был сделан в 1487 году (а вовсе не в XVII веке, как утверждает Лавкрафт) доминиканским монахом Оле Вормом. Ворм, немец по происхождению, был секретарём первого Великого Инквизитора Испании, Томаса де Торквемады, и вполне вероятно, что рукопись Некрономикона была обнаружена во время преследований мавров, вынужденных под давлением властей перейти в католичество; однако вера этих новообращённых, естественно, оказалась некрепкой.

Со стороны Ворма было весьма неразумно перевести и опубликовать Некрономикон в то время и в тех краях. Эта книга наверняка оказала на переводчика сильное впечатление, поскольку в конце концов он был сожжён по обвинению в ереси после того, как послал экземпляр Некрономикона Иоганну Тритейму, аббату Спангейма (более известному под именем Тритемий); в сопроводительном письме содержалась подробная и весьма богохульная интерпретация нескольких фрагментов Книги Бытия. Практически все экземпляры перевода Ворма были сожжены вместе с ним, хотя мы не можем избавиться от подозрения, что, по меньшей мере, одна копия должна была сохраниться в библиотеке Ватикана...

Почти сто лет спустя, в 1586 году, экземпляр латинского перевода Ворма внезапно обнаружился в Праге. Доктор Джон Ди, знаменитый английский алхимик, находился в то время со своим помощником Эдвардом Келли при дворе императора Рудольфа II, обсуждая с ним планы по добыче алхимического золота. Келли купил этот экземпляр у так называемого «Чёрного Рабби» — каббалиста Якоба Елизара, который бежал в Прагу из Италии после того, как его обвинили в занятиях некромантией. В те времена в Прагу стекалось множество магов, алхимиков и шарлатанов всякого рода, поскольку Рудольф покровительствовал адептам тайных наук. Едва ли можно представить себе другое место в Европе, более подходящее для очередного появления на свет текста Некрономикона.

Некрономикон произвёл на Келли заметное влияние: характер его видений в магическом кристалле изменился и привёл к необычным явлениям, из-за которых в доме Ди воцарился ужас. Вскоре после этого Келли расстался с Ди. Последний перевёл Некрономикон на английский язык, но, вопреки утверждениям Лавкрафта, этот перевод так и не был опубликован: рукопись попала в коллекцию Элиаса Ашмола, а затем — в библиотеку Бодлея в Оксфорде.

 

Безумный араб из Каира

Автором вроде бы утраченного Некрономикона был, конечно, Абдул аль-Хазред, «Безумный Поэт» из йеменской столицы Сана, живший во времена халифов Омейадов в VIII веке н. э.

По мнению писателя Лавкрафта, «безумный» араб совершил множество загадочных странствований между руинами Вавилона и катакомбами Мемфиса. Он «возжелал» провести десять лет в полном одиночестве в одной из пустынь южной Аравии, слывшей пристанищем злых духов и мерзких чудовищ, названной древними арабами Руб аль-Хали — «Пустое Пространство», а сегодня именуемой Дахна — «Красная Пустыня».

Ибн Халикан, арабский учёный XII века, повествует, как именно в 738 году н. э. завершил свои дни аль-Хазред: «Средь бела дня его схватило незримое чудовище — может, джинн какой, — и тут же сожрал пред объятыми ужасом очевидцами».

Давайте же подробнее узнаем, кем на самом деле мог быть аль-Хазред.

Абдул аль-Хазред — именно тот человек, который прослыл впоследствии как «безумный учёный» из Каира, или Абу Али аль-Хасан ибн аль-Хасан ибн аль-Хайсам аль-Басри, называемый историками Запада аль-Хазен. Он родился в Ираке, в Басре, в конце X века, точнее — в 965 году н. э.

В свои тридцать лет он знал совершенно все премудрости математики и физики, а также философии и многих других запрещённых наук, да так, что египетский халиф аль-Хаким из благоговения к нему отправил его в Каир углублять свои познания. В Каире, наблюдая за периодическими пагубными разливами Нила, аль-Хазен представил себе разрешение этой проблемы, предлагая построить плотину в Асуанском ущелье.

Да, именно в Асуане, где в 1971 году, то есть почти десять веков спустя, на самом деле была торжественно открыта знаменитая гигантская плотина высотой 141 метр и длиной более трёх с половиной километров, сделавшая возможным образование озера в 5180 квадратных километров!

Но у технологии свой долгий путь, и хотя идея аль-Хазена была гениальнейшей, после основательного изучения места и обсуждения неисчислимых конструктивных проблем со своими помощниками, назначенными ему аль-Хакимом, он заключил, что воздвигнуть плотину невозможно физически с имеющимися в распоряжении убогими средствами. Честно изложив свои доводы халифу (хорошо известному тем, что он предавал смертной казни всех, кто не оправдал его надежд), учёный добавил, однако, что он не вполне ответственен за неудачу: его ведь считают... безумным. Так как мусульманский закон защищал «умалишённых», считая, что их коснулась божья рука, аль-Хазена заключили в тюрьму до смерти невеликодушного халифа, которая наступила в 1021 году.

«Безумному» же арабу аль-Хазену нужно было жить далее, и он занялся переводами трудов Евклида и Птолемея, продолжая и свои, по сути запрещённые, изыскания. Позже был выпущен его более чем значительный научный труд под названием «Opticae thesaurus» (в переводе с латыни — «Справочник по оптике»), в котором он подробно и правильно уточнил, что зрение зависит не от химерического «испускания световых лучей», которые, исходя из глаза, доходят до обозреваемого объекта, а, напротив, от световых излучений, которые, воздействуя на чувствительные части глаза (сетчатку, колбочки, палочки и т. д.), вызывают в оптическом нерве, а затем и в мозге восприятие окружающей нас действительности. Леонардо да Винчи и его аналогичные учения появились лишь через четыре столетия.

Аль-Хазен указал впервые и причину, по которой размер любого объекта представляется нам всё меньшим по мере удаления от нас. Сегодня это для нас почти банально, но достоверное и точное физическое объяснение было дано — и это один из самых замедленных повторов науки — только в XVII веке.

Может, прозвище «безумный араб» современникам аль-Хазена и казалось вполне уважительным именно из-за его идей, его открытий и изобретений, намного опережавших их время!

Ещё пример: аль-Хазен изобрёл камеру обскура — речь о далёком XI веке, — заложив тем самым основы фотографии. Но ему следовало подождать ещё немало столетий, потому как тогда всё это воспринималось скорее как... колдовство. И всё же его основательные исследования о структуре глаза были полностью включены в медицинские трактаты того времени, изданные после 1246 года, когда часть его работ была переведена на латынь. Известна ведь, например, и т. н. «задача аль-Хазена» (или задача о шаре), состоящая в исчислении пути, который световой луч должен пройти (в однородной среде) от данного источника до глаза после отражения от сферического зеркала.

 

Гениальные догадки

Ненасытная и безумная любознательность привела аль-Хазена и к изучению явления рефракции света, когда он погружал стеклянные предметы в сосуд с водой и демонстрировал, как отклоняются световые лучи, преломляясь в этих предметах, при переходе в прозрачную, но разной плотности среду. Любопытны его изыскания в оптике — в частности, на органе зрения. Благодаря этому удивительному учёному был введён термин «lente» (итал. «линза»), так как «безумный араб» написал, что хрусталик имеет форму чечевицы — на латыни lem.

Как часто бывало в прошлом (бедный Галилей об этом кое-что знал!) и до сих пор происходит, что официальная культура оказывается чересчур консервативной, а политический и религиозный истэблишмент боится нового; что определённые идеи и эксперименты требуют немалого мужества и богатого, очень богатого воображения! А кто станет плыть против течения, непременно будет объявлен «безумным». Это в лучшем случае... Так случилось и с гениальным «безумным арабом» аль-Хазеном, опыты которого многие однозначно растолковывали как признаки его помешательства до самой его смерти, наступившей в 1039 году...

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...