Главная | Обратная связь
МегаЛекции

УРОК В ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»




ЮЛ. Урок как форма организации дидактических процессов

Еще первобытные люди осознавали необходимость предвари­тельной подготовки подрастающих поколений к жизни. Человече­ство создало и средства, и методы, и формы такой подготовки.

Из истории Древнего Востока, Западной Европы, Древней Руси и других регионов мира известно, что в Древней Греции, Древ­нем Риме, Древнем Египте, Древнем Китае, Древней Руси прак­тиковалась индивидуальная форма обучения детей жизненно важ­ным двигательным действиям: бегу, метанию, прыжкам, лаза­нию, плаванию, передвижению по снежной поверхности, по льду, стрельбе из лука, верховой езде, кулачному бою, борьбе и др. Та- ' кие сцены изображались на античных фресках, вазах и других пред­метах Древней Греции, Древнего Рима, Древнего Египта и др. Когда-то они украшали стены домов селения Кубачи Дахадаев-ского района Республики Дагестан (в настоящее время некоторые из них хранятся в Государственном музее «Эрмитаж» и Дагестан­ском республиканском краеведческом музее). Ценные сведения о существовании индивидуальной формы физического воспитания содержатся в устном народном творчестве, эпических произведе­ниях, этнографических материалах.

В последующие периоды истории возникла необходимость в массовой подготовке служителей духовенства и военного класса. Это обусловило формирование новых, наиболее соответствующих интересам правящих классов форм организации обучения — груп­повых занятий. Группы комплектовались из детей одинакового возраста, интересов, примерно однородных по состоянию здоро­вья и уровню физической подготовленности.

В Средние века формируется классно-урочная система обуче­ния, опыт которой теоретически обоснован выдающимся средне­вековым славянским мыслителем, философом и педагогом Я. А. Ко-менским (1592—1670) в трудах «Великая дидактика», «Законы благоустроенной школы» и др.

В XVII—XIX вв. большую роль в становлении классно-урочной системы как основной формы обучения в школе и организации


занятий по физическому воспитанию учащихся сыграли труды Д.Локка, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци и других мыслителей. Их прогрессивные педагогические идеи конкретизировали значение и место физического воспитания в общей системе обучения и вос­питания подрастающего поколения. В силу этого физическое вос­питание становится одним из компонентов обучения и воспита­ния в школах нового направления — филантропов, которые воз­никли в некоторых государствах Западной Европы — Германии и Великобритании в конце XVIII в. В школах-филантропах и сфор­мировалось одно из новых системных направлений занятий физи­ческими упражнениями — немецкая гимнастическая система. Из­вестные тогда специалисты физического воспитания Г. Фит, Г.Мутс, Ф.Л.Ян (Германия), П.Х.Линг и Я.Линг (Швеция) и др. разработали содержание, формы организации и методы занятий физическими упражнениями.

Известный общественный деятель и драматург Пер Хенрик Линг (1776—1839) на основе системы физического воспитания средневекового Китая первым в Европе создал гимнастическую систему, которая впоследствии получила название шведской. Ори­гинальность гимнастической системы Хенрика Линга заключалась в том, что в ней учитывались особенности функционирования органов и систем организма. Гимнастика Линга дифференциро­валась на педагогическую, военную, медицинскую и эстетичес­кую. Занятия гимнастикой проводились в форме урока, который все еще не имел определенной структуры. Вместе с тем Линг выдвинул тезис о том, что каждое занятие — это замкнутое един­ство, поэтому его следует начинать с разминки. В основной части урока он рекомендовал наиболее интенсивную физическую на­грузку. Занятие П. X. Линга завершалось упражнениями на рас­слабление.

В упрочении урока как формы организации занятий физиче­скими упражнениями того времени внес Я.Линг (1799—1888), сын П. X.Линга, который вместе со своими учениками создал спортивные снаряды: шведскую стенку, бревно, трамплин для прыжков, бревно и скамью с седлом, обосновал планы уроков. Организация и содержание уроков базировались на принципах бес­прерывности занятий, постепенности нарастания физической на­грузки и обоюдосторонности работы учителя и учащихся. Уроки Линга имели гигиенически-развивающую направленность. В швед­скую гимнастику и затем в содержание урока вошли ходьба, бег, прыжки, упражнения на равновесие и другие двигательные дей­ствия.

Гимнастическую систему Фридриха Людвига Яна (1778—1852) применительно к школе развил швейцарец Адольф Шпис (1810 — 1858). Его урок состоял из двух частей и содержал физические упражнения пяти разновидностей: порядковые, вольные, на сна-


рядах, народные физические упражнения, игры. На уроках Адольфа Шписа широко применялись гимнастические снаряды, которые позволяли одновременно заниматься большому числу учащихся. Такие уроки достигали сравнительно высокой моторной плотно­сти, обеспечивали развитие мускулатуры, воспитание двигатель­ных и волевых качеств — выдержки, воли, мужества; укрепляли здоровье занимающихся.

В практике физического воспитания учащихся общеобразова­тельных школ шведская и немецкая гимнастические системы по­степенно слились и распространились во все государства, где осу­ществлялось физическое воспитание школьников, включая Рос­сию.

В середине XIX в. в восточноевропейских государствах большое распространение получила сокольская гимнастика, основанная Мирославом Тыршем (1832— 1884). Урок по сокольской гимнасти­ке состоял из трех частей: подготовительной, основной и заклю­чительной. Содержание урока отличалось разнообразием средств физического воспитания.

Во второй половине XIX—начале XX в. большой вклад в науч­но-теоретическое обоснование урока физического воспитания внесли французы Ж.Демени и М. Буаже, американец У. Кремптон.

Велика роль в становлении теории и методики школьного уро­ка физического воспитания русского ученого и общественного де- " ятеля П. Ф.Лесгафта. Его работы, среди которых особое место за­нимает «Руководство по физическому образованию детей школь­ного возраста», конкретизировали цель и задачи урока физиче­ского воспитания, его структуру, содержание, формы организа­ции деятельности педагога и учащихся. Труды П.Ф.Лесгафта по­ставили физическое воспитание учащихся общеобразовательных школ России на подлинно научную основу.

Классовый антагонизм в обществе, эксплуатация трудящихся масс горсткой людей, национальный гнет негативно влияли на развитие национальных систем физического воспитания в Евро­пе, США, странах Латинской Америки, Африки и Азии. В этих условиях не получали должного организационно-педагогического и научно-теоретического обоснования вопросы физического вос­питания детей и подростков.

Не всегда и не во всех школах физическое воспитание было компонентом содержания образования. Поэтому уроки физичес­кого воспитания не велись в массовых школах. Основоположни­ки нового учения в развитии общества К. Маркс и Ф. Энгельс в своих трудах («Капитал», «Принципы коммунизма», «Немецкая идеология», «Положение рабочего класса в Англии» и др.) убе­дительно доказали бесперспективность физического воспитания в классовом обществе, с одной стороны, возможность и необхо­димость физического воспитания трудящихся масс в органичес-


ком единстве с другими компонентами, обеспечивающими гар­монию личности, в бесклассовом общественном строе — с дру­гой.

Предвидение К. Маркса и Ф. Энгельса стало реальной действи­тельностью в России после победы социалистической революции (1917). В то время физическое воспитание трудового народа было возведено в ранг общепартийной и общегосударственной заботы и внимания. Идеи выдающихся русских педагогов К. Д.Ушинско-го, П.Ф.Каптерева, Н.И.Пирогова, П.Ф.Лесгафта, Е.А.Покров­ского и других о необходимости физического воспитания детей школьного возраста нашли свое отражение в Декларации о еди­ной трудовой школе РСФСР, Декрете о введении всеобщего во­енного обучения трудящихся, Основных положениях методики фи­зического воспитания в школе и других директивных документах партии и государства.

Предмет «Физическая культура», введенный в учебный план школ I и II ступеней, был ориентирован на решение комплекса задач, вытекающих из целей построения и закрепления нового общественного строя — социализма. Уроки физической культуры имели оздоровительно-гигиеническую направленность. Одновре­менно осуществлялись морально-волевое воспитание занимающих­ся и обучение их жизненно важным двигательным действиям. Ре­шению этих задач были подчинены и содержание обучения и форма его организации — урок.

Структура урока физической культуры, разработанная одними из первых советских специалистов по теории и методике урока А. А. Зикмундом и В. В. Белиновичем, предусматривала 6 — 8-частное его построение. Каждая часть подчинялась решению конкретной педагогической задачи, и содержание частей составляли опреде­ленные комплексы физических упражнений, которые последова­тельно сменяли один другого в течение 45 минут. Комплексы упражнений составлялись с учетом характера их воздействий на организм занимающихся. К примеру, рассмотрим схему, пред­ложенную В.В.Белиновичем в 1925 г.

1. Общее умеренное влияние на организм, правильное держа­ние тела.

2. Общее развитие всех частей тела, расширение грудной клет­ки, определенность и точность движений, способность сохранять равновесие.

3. Усиленное развитие мышц верхней части тела, конечностей и живота.

4. Общее действие на дыхание и кровообращение.

5. Специальное развитие брюшных и спинных мышц для кор-регирования.

6. Максимальная затрата энергии.

7. Выработка правильного дыхания.


Данная схема нацелена на решение в основном оздоровитель­ных задач. Такая направленность соответствовала конкретной ис­торической обстановке, сложившейся в Советской России в пер­вые годы после революции 1917 года.

Интересы построения социализма требовали оздоровления тру­дящихся, их физического развития, развития волевых и мораль­ных качеств, формирования жизненно важных двигательных на­выков и умений. На решение этих задач были нацелены содержа­ние и структура урока физической культуры. Положительно в те­ории и практике урока физической культуры того периода то, что сюда не проникли идеи Дальтон-плана, бригадно-лабораторной формы, студийной системы, метода проектов и др., которые ос­новывались на полном игнорировании оправдавшей себя класс­но-урочной системы.

В 1918—1930 гг. на уроках физической культуры решались обра­зовательные задачи данного предмета, использовалась система обучения физическим упражнениям, которая применялась для запоминания последовательности движений в гимнастических комбинациях. Главным в обучении считалось осознание учеником того, что и как надо выполнить. Повторение, способствующее автоматизации движения, считалось дрессурой и поэтому исклю­чалось. Изучались многие разновидности одного и того же спортив­ного упражнения. К методам обучения относили объяснение, ко­манду, страховку и имитацию.

Большинство ученых единственно целесообразной системой обучения физическим упражнениям считали повторение изучае­мого движения в целом.

Дальнейшее развитие теории и практики урока как основной формы организации учебно-воспитательного процесса связано со становлением социалистической системы физического воспитания в стране.

Большую роль в конкретизации содержания урока физической культуры сыграло создание Всесоюзного физкультурного комп­лекса «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО).

Программы, разработанные на основе комплекса ГТО, ориен­тировали школу на формирование и развитие двигательных уме­ний и навыков в ходьбе на лыжах, скоростном беге, прыжках, метаниях, гимнастических упражнениях, играх.

Определенное влияние на дальнейшее совершенствование урока физического воспитания оказала Международная гимнастическая конференция, проведенная в Москве в 1933 г. На конференции была принята пятичастная схема урока: введение занимающихся в работу; общая проработка мускулатуры и укрепление органов дыхания и кровообращения; совершенствование общей координации движений, выработка и совершенствование навыков, применяемых в трудовой и боевой деятельности; овладение умением применять усвоенные


навыки и выработанные психофизические качества в сложных и не­знакомых условиях среды; завершение работы занимающихся.

Одновременно наметилась тенденция к дифференцированию уро­ков по видам учебного материала, составляющего наибольший объем содержания урока («урок с акцентом на спортивные игры», гим­настики, лыжной подготовки и др.), и по направленности («ком­плексный урок физической подготовки», «тренировочный урок» и др.). Возникла необходимость классификации уроков физиче­ской культуры.

Уже в 1935 г. Народный комиссариат просвещения РСФСР ут­вердил схему урока по данной дисциплине, состоявшей из четы­рех частей.

В 1930— 1940-е гг. интенсивно развивались научно-методичес­кие основы системы физического воспитания. Особое внимание обращалось на ее школьное звено. В научно-методических положе­ниях по проблемам обучения в физическом воспитании того пе­риода все более стала подчеркиваться познавательная сторона. Основное содержание урока физической культуры составляла со­вместная деятельность педагога и коллектива учащихся класса. Учитель добивался формирования у учащихся представления о структуре изучаемого двигательного действия. Его деятельность рег­ламентировалась строгой последовательностью действий, направ­ленных на достижение дидактической цели урока. Например, ре­комендовалось вначале показать изучаемое движение, затем опи­сать его, вслед за тем вторично показать. Только после этого начи­налось практическое выполнение изучаемого двигательного дей­ствия учащимися. В случае допущенной неточности такая после­довательность повторялась (объяснение, приказ, команды, инст­рукции, показ изучаемого действия). Из методов упражнений прак­тиковалось целостное выполнение двигательного действия. Такой метод назывался ускоренным изучением и считался наиболее раци­ональным. Многократное повторение двигательных действий с целью усвоения и закрепления все еще продолжали рассматри­вать как «дрессуру». Это считалось отступлением от дидактическо­го принципа сознательности.

Важные изменения претерпели теория и практика школьного урока физической культуры. Было принято важное постановление по вопросам физической культуры и спорта (1948), где наряду с другими выдвигались требования обеспечить массовость занятий физической культурой и спортом и достижение на этой основе высокого мастерства в спорте.

Решение данной задачи во многом обусловливалось состояни­ем научно-теоретической и практической разработанности про­блем обучения в физическом воспитании и спорте, урок рассмат­ривался как основная форма организации занятий физической культурой и спортом.


В эти годы вышел в свет ряд монографий, в которых с позиций достижений педагогической науки, учения И.П.Павлова об ус­ловных рефлексах, Н.А.Бернштейна о построении движений и достижений общей психологии и психологии физического воспи­тания рассматривались вопросы обучения двигательным действи­ям. Публиковались и методические пособия в помощь педагогам физического воспитания по методике школьного урока физичес­кого воспитания.

В теории и практике урока физической культуры этого периода (1946—1959) была предпринята попытка выдвижения на перед­ний план его образовательной направленности при принципи­ально строгом обеспечении оздоровительного и воспитательного воздействий на занимающихся. Появились попытки классифици­ровать уроки физической культуры, обосновать их трехчастную или четырехчастную структуру. В практике работы учителей ис­пользовались и первые и вторые. Однако начиная с 1960-х гг. до­минирующие позиции занимает трехчастная структура.

В 1961 —1985 гт. физическое совершенство утверждается как один из трех компонентов структуры гармонически развитой личности, воспитание которой возведено в ранг программной задачи партии, конституционной гарантии государства и гражданской обязанно­сти каждого советского человека. В достижении этой высокогу­манной цели школьному уроку физической культуры отводилась ведущая роль.

Значение и место урока в решении задач физического воспита­ния учащихся общеобразовательных и профессиональных школ закреплялись Положением о физическом воспитании учащихся общеобразовательных школ учебной программой и другими ин­структивно-методическими документами Министерства просве­щения СССР. Сложные задачи предмета «Физическая культура» решались путем образовательной, оздоровительной, воспитатель­ной и инструктивной направленности уроков на основе принци­пов национальной системы физического воспитания1.

Однако эффективное решение задач физического воспитания школьников на данном этапе развития государства потребовало дальнейшего усиления образовательно-инструктивной направлен­ности предмета «Физическая культура». Успешная реализация дан­ной направленности была ориентирована перестройкой содержа­ния и структуры урока физической культуры на основе достижений педагогической психологии и педагогики. Большое значение в раз­работке проблем содержания урока физической культуры имели труды физиологов П.К.Анохина, А. Н. Крестовникова, В.С.Фар-феля, а также ученых, занимавшихся проблемами теории и мето­дики физического воспитания и спортивной тренировки: Л. П. Мат-

1 Бюллетень нормативных актов Минспорта СССР. — 1983. — № 10. — С. 8. 146


веева, Н. Г. Озолина, А. М. Шлемина, В. П. Филина, А. А. Гужалов-ского, А.А.Тер-Ованесяна, Г.Б.Мейксона, Г.П.Богданова, А.Н.Хана, К.Х.Грантыня, Г.Ф.Шитиковой, Б.А.Ашмарина, 3. И. Кузнецовой и других.

Современный урок физической культуры, его направленность, содержание, структура — это результат многолетних творческих поисков ученых-специалистов по теории и методике физического воспитания и учителей физического воспитания.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.