Методика урока физической культуры в школе
Понятие «методика» употребляется применительно к таким учебным предметам, как русский язык, физика, биология, математика, физическая культура. В педагогической литературе термин приводится в словосочетаниях «методика учебного предмета»' и «методика обучения учебному предмету»2. Методика учебного предмета — это педагогическая наука, исследующая закономерности обучения по определенному учебному предмету и рассматриваемая как частная дидактика. С учетом того что в состав многих учебных предметов могут входить основы различных отраслей соответствующей науки, различают общую методику учебного предмета и частные методики*, или теории обучения определенному учебному предмету. Методика обучения учебному предмету рассматривается как отрасль педагогической науки, представляющей собой частную теорию обучения и частную дидактику. В данной отрасли педагогической науки выдвигаются две задачи: 1) на основе изучения явлений обучения данному учебному предмету раскрывать между ними закономерные связи; 2) на основе познанных закономерностей устанавливать нормативные требования к обучающей деятельности учителя (преподаванию) и познавательной деятельности учащихся (учению). В содержании методики предусмотрены: - значение предмета (познавательный, воспитательный, развивающий); - его место в системе школьного образования; - перечень задач обучения по данной дисциплине; - выработка методических средств и организационных форм. 1 Педагогическая энциклопедия: В 4 т. — М., 1965. — Т. 2. — С. 806. 2 Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобра
3 Вишняков СМ. Профессиональное образование: Словарь, ключевые поня Методика учебного предмета в одном случае суживается до разработки и рекомендации учителем определенных систем учебных воздействий, которые находят свое выражение в содержании образования, реализуются в методах, средствах и организационных формах обучения. В другом случае объектом исследования служит процесс обучения той или иной учебной дисциплине, а предметом — связь, взаимодействие преподавания и учения в обучении конкретному учебному предмету. Содержание данной отрасли науки расширилось в результате дополнения его материалом о цели, задачах учебного предмета, содержании образования, взаимосвязи преподавания, учения, их взаимодействия. Таким образом, в педагогике рассматриваются дисциплины, связанные с методикой урока: «Методика учебного предмета» и «Методика обучения учебному предмету». Вместе с тем не существует отрасли педагогической науки, именуемой методикой урока по учебному предмету. Это первое. И второе, в 1 главе освещались вопросы цели и содержания методики обучения по предмету «Физическая культура». Официально учебные дисциплины «Методика обучения по предмету "Физическая культура"» или «Методика учебного предмета "Физическая культура"» к настоящему времени не сформированы. Мы указали ранее (гл. 2) причины, которые обусловили эту ситуацию. В 1954—1955 гг. были опубликованы первые пособия по методике урока физической культуры1. В них рассматривались такие вопросы, как: урок — основная форма организации занятий, подготовка к уроку, построение урока, методика урока, планирование и учет (1955), воспитательная работа на уроке (1954). Раздел «Методика урока» — наиболее объемный в обоих пособиях. В нем описывались части урока, их содержание, примерные схемы нескольких уроков, особенности их организации на открытом воздухе, описание использования методов обучения, рекомендации изучения отдельных тем, варианты планирования учебного материала и реализации учета успеваемости учащихся.
В 1950— 1970-е гг. выходило учебное пособие «Уроки физической культуры», адаптированное к ступеням школы и освещавшее методику проведения уроков по разделам учебной программы по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке, подвижным и спортивным играм. Однако на целостную методику обучения по предмету «Физическая культура» эти пособия не претендовали, дисциплины «Методика преподавания предмета "Физическая культура"» или «Методика обучения по предмету "Физическая культура в школе"» в ' Лупандина Н.А., Якубовская В. Г. Методика урока физической культуры в 1 — 4 классах. — М., 1954; Лупандина Н.А., Якубовская В. Г. Методика урока физической культуры в 5— 10 классах. — М., 1955. учебных планах не содержались, и будущие специалисты эти дисциплины не изучали. Этот пробел восполняли темы, посвященные учебной программе, уроку физической культуры, планированию и учету учебной работы по физической культуре в школе. Таким образом, методика обучения предмету «Физическая культура» была сведена к формированию системы знаний о цели и задачах физического воспитания школьников (но не о цели преподавания предмета), учебной программе (но не о содержании образования), уроке как основной форме учебно-воспитательного процесса, планировании учебной работы, контроле за результатами учебно-познавательной деятельности, оценке и учете успеваемости) в курсе теории методики физического воспитания. Одновременно у студентов формировались педагогические умения анализировать учебную программу по предмету; планировать программный материал на учебный год, учебную четверть; проектировать, организовывать, проводить и анализировать урок физической культуры, оценивать знания, двигательные навыки, умения школьников, вести учет их успеваемости.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|