Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика урока физической культуры в школе




Понятие «методика» употребляется применительно к таким учебным предметам, как русский язык, физика, биология, мате­матика, физическая культура. В педагогической литературе тер­мин приводится в словосочетаниях «методика учебного предме­та»' и «методика обучения учебному предмету»2.

Методика учебного предмета — это педагогическая наука, иссле­дующая закономерности обучения по определенному учебному пред­мету и рассматриваемая как частная дидактика.

С учетом того что в состав многих учебных предметов могут входить основы различных отраслей соответствующей науки, раз­личают общую методику учебного предмета и частные методики*, или теории обучения определенному учебному предмету.

Методика обучения учебному предмету рассматривается как от­расль педагогической науки, представляющей собой частную тео­рию обучения и частную дидактику. В данной отрасли педагогической науки выдвигаются две задачи: 1) на основе изучения явлений обучения данному учебному предмету раскрывать между ними зако­номерные связи; 2) на основе познанных закономерностей устанав­ливать нормативные требования к обучающей деятельности учителя (преподаванию) и познавательной деятельности учащихся (учению).

В содержании методики предусмотрены:

- значение предмета (познавательный, воспитательный, раз­вивающий);

- его место в системе школьного образования;

- перечень задач обучения по данной дисциплине;

- выработка методических средств и организационных форм.

1 Педагогическая энциклопедия: В 4 т. — М., 1965. — Т. 2. — С. 806.

2 Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобра­
зовательных учреждений / Под ред. П. И. Пидкасистого. — Ростов-на-Дону, 1998. —
С. 243.

3 Вишняков СМ. Профессиональное образование: Словарь, ключевые поня­
тия, термины, актуальная лексика. — М., 1999. — С. 165; Российская педагоги­
ческая энциклопедия: В 2 т. — М., 1993. — Т. 1. — С. 568.


Методика учебного предмета в одном случае суживается до разработки и рекомендации учителем определенных систем учеб­ных воздействий, которые находят свое выражение в содержании образования, реализуются в методах, средствах и организацион­ных формах обучения. В другом случае объектом исследования слу­жит процесс обучения той или иной учебной дисциплине, а пред­метом — связь, взаимодействие преподавания и учения в обуче­нии конкретному учебному предмету. Содержание данной отрас­ли науки расширилось в результате дополнения его материалом о цели, задачах учебного предмета, содержании образования, взаи­мосвязи преподавания, учения, их взаимодействия.

Таким образом, в педагогике рассматриваются дисциплины, связанные с методикой урока: «Методика учебного предмета» и «Методика обучения учебному предмету». Вместе с тем не суще­ствует отрасли педагогической науки, именуемой методикой уро­ка по учебному предмету. Это первое. И второе, в 1 главе освеща­лись вопросы цели и содержания методики обучения по предмету «Физическая культура». Официально учебные дисциплины «Ме­тодика обучения по предмету "Физическая культура"» или «Ме­тодика учебного предмета "Физическая культура"» к настоящему времени не сформированы. Мы указали ранее (гл. 2) причины, которые обусловили эту ситуацию.

В 1954—1955 гг. были опубликованы первые пособия по мето­дике урока физической культуры1. В них рассматривались такие вопросы, как: урок — основная форма организации занятий, под­готовка к уроку, построение урока, методика урока, планирова­ние и учет (1955), воспитательная работа на уроке (1954). Раздел «Методика урока» — наиболее объемный в обоих пособиях. В нем описывались части урока, их содержание, примерные схемы не­скольких уроков, особенности их организации на открытом воз­духе, описание использования методов обучения, рекомендации изучения отдельных тем, варианты планирования учебного мате­риала и реализации учета успеваемости учащихся.

В 1950— 1970-е гг. выходило учебное пособие «Уроки физичес­кой культуры», адаптированное к ступеням школы и освещавшее методику проведения уроков по разделам учебной программы по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке, подвижным и спортивным играм.

Однако на целостную методику обучения по предмету «Физи­ческая культура» эти пособия не претендовали, дисциплины «Ме­тодика преподавания предмета "Физическая культура"» или «Ме­тодика обучения по предмету "Физическая культура в школе"» в

' Лупандина Н.А., Якубовская В. Г. Методика урока физической культуры в 1 — 4 классах. — М., 1954; Лупандина Н.А., Якубовская В. Г. Методика урока физичес­кой культуры в 5— 10 классах. — М., 1955.


учебных планах не содержались, и будущие специалисты эти дис­циплины не изучали. Этот пробел восполняли темы, посвящен­ные учебной программе, уроку физической культуры, планиро­ванию и учету учебной работы по физической культуре в школе.

Таким образом, методика обучения предмету «Физическая куль­тура» была сведена к формированию системы знаний о цели и задачах физического воспитания школьников (но не о цели пре­подавания предмета), учебной программе (но не о содержании образования), уроке как основной форме учебно-воспитательно­го процесса, планировании учебной работы, контроле за резуль­татами учебно-познавательной деятельности, оценке и учете ус­певаемости) в курсе теории методики физического воспитания.

Одновременно у студентов формировались педагогические уме­ния анализировать учебную программу по предмету; планировать программный материал на учебный год, учебную четверть; про­ектировать, организовывать, проводить и анализировать урок фи­зической культуры, оценивать знания, двигательные навыки, уме­ния школьников, вести учет их успеваемости.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...