Функции и системы обслуживания рабочих мест.
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Обслуживание рабочих мест основано на разделении труда между вспомогательными рабочими и охватывает ряд важных функций по видам, срокам и методам выполнения вспомогательных работ. В современных условиях в российской промышленности численность вспомогательных рабочих, обслуживающих основное производство, почти равна численности производственных рабочих, а в некоторых механизированных и автоматизированных производствах даже превышает ее. Такое положение заставляет уделять большое внимание улучшению организации труда вспомогательных обслуживающих рабочих, иначе их возрастающая численность может «поглотить» весь прирост производительности труда, достигнутый в результате технического прогресса на основных работах. Вместе с тем недостаточная численность вспомогательных рабочих в случае их необоснованного сокращения или недокомплектования приводит к еще большему экономическому ущербу, т.к. по результатам нормативных наблюдений установлено, что около 70% внутрисменных потерь рабочего времени связано с недостатками в обслуживании рабочих мест. В современном производстве насчитывается до 10 функций обслуживания. Под функцией обслуживания понимается конкретный вид трудовой деятельности по обслуживанию основного производства соответствующими рабочими-специалистами. Основные функции обслуживания: 1. Производственно-подготовительная – комплектование материалов, заготовок деталей и распределение работ с обеспечением технической и экономической документацией (рабочие чертежи, наряды на выполнение сдельных работ). 2. Инструментальная- обеспечение рабочих мест инструментом, приспособлениями и поддержание их в исправном состоянии.
3. Наладочная - наладка, регулировка технологического оборудования, приспособлений и сложного инструмента. 4. Энергетическая – обеспечение основного производства и всех других подразделений и служб предприятия различными видами энергии (электрической, сжатым воздухом, водой, топливом), а также межремонтное обслуживание всех энергетических установок, сетей и измерительных приборов. 5. Ремонтная – текущий ремонт и межремонтное профилактическое обслуживание технологического оборудования, изготовление или восстановление не получаемых от поставщиков запасных частей и деталей и содержание ремонтно-металлических цехов и участков. 6. Контрольная - контроль качества продукции или работ, анализ и приемка сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, получаемых со стороны, а также облуживание и регулирование контрольно-измерительных приборов, учет и анализ причин и предупреждение брака продукции или работ. 7. Транспортная – перемещение сырья, материалов, заготовок и др. предметов труда внутри и вне предприятия, а также вывоз готовой продукции и производственных отходов. Для выполнения этой функции на большинстве предприятий создаются транспортные цехи. 8. Складская – приемка, взвешивание, сортировка, маркировка, складирование, учет, хранение и выдача всех видов вещественных материальных ценностей. а9. Ремонтно-строительная – текущий ремонт и поддержание в рабочем состоянии зданий и сооружений предприятия и всех коммуникаций на его территории. 10. Хозяйственно-бытовая – поддержание чистоты и порядка в производственных и бытовых помещениях на предприятии. Известны три системы организации обслуживания рабочих мест: - централизованная; - децентрализованная; - смешанная. При централизованном способе обслуживания, применяемом в основном на крупных предприятиях с массовым и крупносерийном типах производства, функции обслуживания концентрируются и осуществляются соответствующими функциональными службами предприятия по всем подразделениям. За счет централизации функций обслуживания(при условии достаточного объема работ) обеспечиваются экономичность и повышение качества продукции.
При децентрализованном способе обслуживания, применяемом на средних и мелких предприятиях или в условиях территориальной разобщенности подразделений предприятий, функции обслуживания осуществляются непосредственно в этих подразделениях. Достоинствами такого способа организации обслуживания являются: оперативность, усиление ответственности линейных руководителей за своевременность и высокое качество обслуживания. К недостаткам относится увеличение численности обслуживающих мест, не всегда достойный уровень их квалификации, следовательно, и невысокая оплата. Поэтому часто при организации обслуживания применяется смешанный способ организации труда обслуживающих рабочих, при котором часть функций обслуживания осуществляются централизованно, а часть – децентрализовано.
ТЕМА 5. СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА.
ВОПРОСЫ К ЛЕКЦИИ: 1. Классификация факторов, воздействующих на работоспособность человека. 2. Оценка условий труда по тяжести. 3. Санитарно-гигиенические условия и основные направления по их улучшению. 4. Оптимизация физической, нервно-психологической нагрузки, темпа и режима работы.
Классификация факторов, воздействующих на работоспособность человека. По условиям труда понимается внешняя среда, окружающая человека в процессе производства. Она оказывает существенное влияние на организм человека, его физиологические и психические функции во время трудовой деятельности, а следовательно, на его работоспособность и производительность труда. Различные производственные факторы, воздействующие на здоровье и работоспособность человека в процессе труда объединены в следующие группы: 1. Огранизационно-технологические обусловлены конкретным содержанием трудовой деятельности (физическая, нервно-психическая нагрузка, монотонность, темп и режим труда), оснащением рабочего места, его обслуживанием, законодательными и нормативно-правовыми актами, регламентирующими условия труда. систему льгот и компенсацию за работу в неблагоприятных условиях.
2. Санитарно-гигиенические условия, определяющие внешнюю производственную среду (микроклимат, шум, состояние воздуха, освещение и др.), а также санитарно-бытовое обслуживание на производстве, воздействие метеоусловий. 3. Эстетические факторы способствуют формированию положительных эмоций у работника (архитектурно-конструкторское, художественное оформление интерьера, оборудования, оснастки, производственной одежды, озеленение и т.п.). 4. Социально-психологические факторы, характеризующие взаимоотношения в трудовом коллективе и создающие у работника соответствующий психологический настрой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|