Экономические преобразования.
Промышленность. Побывав в Европе, осознав уровень экономического отставания России, сказавшегося на ходе Северной войны, Петр вплотную начинает заниматься реформированием промышленности и приоритет отдает тем ее отраслям, которые были необходимы для снабжения и вооружения армии и флота. Равнодушный к роскоши, Петр I хотел поставить торговлю и промышленность на службу государственным интересам. Понимая, что Россия обладает уникальными запасами минералов, Петр решает взяться за их разработку. Царь выписывает из-за рубежа и привлекает русских «рудознатцев», чтобы те искали то серебряные руды, то каменный уголь, то селитру, то торф. Особо привлекает Петра Урал, где еще в конце XVII века существовали металлургические промыслы и кузницы. В первое десятилетие XVIII века на Урале создаются металлургические казенные заводы; Одновременно строятся мануфактуры и в легкой промышленности. На казенной основе в Москве возникают Канатный завод. Кожевенный, Портупейный, Шляпный дворы, строятся суконные, стекольные, пуговичные мануфактуры. Позднее промышленное строительство развивается и в Петербурге, и других областях России. Российская промышленность первой четверти XVIII века имела свои особенности: 1. Практически все мануфактуры были государственными и создавались за счет бюджета. 2. Государство регулировало и контролировали все процессы развития в промышленности. 3. Мануфактурам был обеспечен сбыт продукции, так как заказчиком выступало государство. 4. В промышленности практически отсутствовала естественная конкуренция. 5. Мануфактуры строились максимально близко к источникам сырья; к их организации привлекали опытных русских и иностранных специалистов.
6. На мануфактурах использовался принудительный дешевый труд крепостных крестьян, получивших название «посессионных»
Российское правительство проводило политику меркантилизма, т.е. устанавливало приоритет национальной промышленности и торговли, и протекционизма - юридической и фактической охраны интересов отечественной промышленности и торговли через систему льгот, субсидий, таможенных тарифов. Возникли новые отрасли производства: судостроение, шелкопрядение, фаянсовое дело, производство бумаги. Стали развиваться транспортные коммуникации. Развитием промышленности ведала Мануфактур-коллегия. С 1710-х годов правительство разрешает своим подданным основывать новые заводы и передает часть казенных предприятий в руки частных лиц и купеческих компаний. В 1719 году была объявлена «Берт-привилегия», разрешающая всем жителям России, независимо от их социального статуса, отыскивать руды и основывать заводы. Владельцу вновь основанного предприятия предоставлялись привилегии на разработку и добычу месторождения. При этом Петр исходил из принципа полезности государству, порой даже нарушая права собственности. Практически все частные мануфактуры выполняли государственные заказы, их действия регламентировались Мануфактур- и Берт-коллегиями. И все же это был рывок в процессе формирования русской буржуазии. Торговля. Развитие промышленности, выход к Балтийскому морю, экономическая программа меркантилизма и протекционизма способствовали развитию торговли: строились каналы и дороги, увеличивалось количество ярмарок и их товарооборот, продолжался процесс формирования всероссийского рынка. Внешняя торговля развивалась через порт в Петербурге. Торговая политика также основывалась на принципах протекционизма и меркантилизма: высокие пошлины на заграничные товары, принятый в 1724 году Покровительственный тариф ограничивали ввоз иностранных товаров и поощряли вывоз русских за границу, что способствовало накоплению национального капитала. Однако государство, активно вмешиваясь в торговлю, вводило монополии, т.е. исключительное право на производство, распределение и сбыт товаров. Нередко за достаточно высокую сумму денег государство передавало «откупщину» - право торговли товаром, на который была наложена государственная монополия — купцам и довольно часто иностранцам. Купцы несли многие государственные службы и повинности, платили прямые и косвенные налоги. Государственными органами, которые ведали купеческими делами, были Коммерц-коллегия и Главный магистрат. Петр, «подсмотрев» во время поездок за границу систему торговых купеческих компаний, пытался создать подобное в России. К 1726 году Россия вывозила товаров больше в два раза, чем ввозила. Экспортировали лес, кожи, лен, пеньку, железо, полотно. Импортировали в Россию краски, вина, шелк, пряности, предметы роскоши. Самым крупным торговым портом России стал Санкт-Петербург.
Налоги. Ведение Северной войны требовало огромных расходов. Они покрывались за счет многочисленных налогов: прямых (общественных и чрезвычайных) и косвенных — на рыбную ловлю, постоялые дворы, бани, бороды и т. д. Но денег не хватало. Тогда было решено изменить податную систему. Начиная с 1678 г. единицей податного обложения являлся двор. Нередко помещики, чтобы облегчить бремя податей, при проведении переписи объединяли в один двор родственников, соседей, а иногда и чужих друг другу людей. Поэтому было решено сделать единицей обложения не двор, а мужскую душу, независимо от возраста и трудоспособности. В 1718 г. началась всеобщая перепись населения, которая продолжалась несколько лет, так как помещики не торопились подавать сведения и утаивали численность крестьян. Была проведена ревизия результатов первой переписи, и с этого времени все последующие переписи населения получили название ревизий. Все лица, внесенные в списки (позднее их назовут «ревизские сказки»), должны были платить подушную подать.
Вопрос №20. Реформы государственного управления Петра I.
С начала XVIII в. деятельность Боярской думы постепенно затухает, а на смену ей приходит (с 1700 г.) Ближняя канцелярия, называвшаяся также Консилией министров, которая представляла собой боярскую комиссию из числа думцев — руководителей приказов и была призвана осуществлять оперативное руководство аппаратом управления. Этот орган стал предшественником созданного в 1711 г. Правительствующего Сената — высшего государственного учреждения с чрезвычайно широкими административными, судебными, а иногда и законодательными прерогативами. Его создание было связано с отъездом Петра из столицы. В состав Сената лично Петром было назначено 9 человек — сенаторов. Трое из них были представителями родовитой знати, трое являлись членами Боярской думы и еще трое были из дворян. Сенатские решения принимались коллегиально, на общем собрании и скреплялись подписями всех сенаторов. Огромным делопроизводством ведала канцелярия Сената, возглавляемая обер-секретарем. Функции Сената в первые годы его образования были весьма широки и разнообразны. В его ведение были переданы дела Разрядного и Поместного приказов, он ведал явкой дворян на службу и заботился о сборе и расходовании государственных средств. Он также являлся органом надзора за разветвленным бюрократическим аппаратом. Для этого с 1711 г. в центре и на местах были учреждены должности провинциальных и городовых фискалов. Они доносили обо всех фактах нарушения законов, взяточничестве и казнокрадстве, наносящих ущерб интересам государства. Ими руководил обер-фискал, входивший в структуру Сената. Доносы фискалов Сенату ежемесячно докладывала Расправная палата — высшее апелляционное судебное присутствие из четырех судей и двух сенаторов. Петр поощрял фискалов, освободив их от податей, подсудности местным властям и даже ответственности за ложные наветы. Сенат был руководящим контролирующим органом, но и за его деятельностью был установлен надзор. С 1715 г. за работой Сената следил сенатский генерал-ревизор (надзиратель указов), затем сенатский обер-секретарь и штаб-офицеры гвардии, и, наконец, с 1722 г. генерал-прокурор и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры во всех других учреждениях. Генерал-прокурор контролировал работу Сената, его аппарата, канцелярии, принятие и исполнение всех его приговоров, их опротестование или приостановление.
Генерал-прокурор и его помощник обер-прокурор подчинялись только царю, подлежали только его суду. Новое положение о Сенате 1722 г. зафиксировало его статус как высшего государственного учреждения империи. Сенат стал послушным орудием в руках монарха в деле управления страной. Но в его ведении оказалось слишком много повседневной, черновой работы. В связи с этим назрела необходимость коренным образом перестроить всю систему центральных государственных органов. Взамен сложного и неповоротливого аппарата приказов и канцелярий с их расплывчатыми функциями и параллелизмом в работе был разработан проект создания центральных ведомств с четким разграничением сфер управления. Реформа 1717— 1721 гг. упразднила приказы и канцелярии и ввела коллегии, созданные на основе изучения иностранного опыта организации государственного управления. В отличие от приказов, в новых органах решения принимались коллективно. Всего было создано 11 коллегий со строгим разграничением административных полномочий и сфер деятельности. Важнейшими, «государственными», являлись три коллегии: Коллегия иностранных дел, Военная коллегия и Адмиралтейств-коллегия. Другая группа коллегий занималась финансами государства: Камер-коллегия отвечала за сбор доходов, Штатс-контор-коллегия следила за расходами, а Ревизион-коллегия контролировала сбор и расходование казенных средств. Торговля и промышленность находились в ведении сначала двух, а затем трех коллегий: Коммерц-коллегия ведала вопросами судоходства, таможнями и организацией торговли, Берг-коллегия занималась горным делом, Мануфактур-коллегия руководила легкой промышленностью. Наконец, судебную систему страны курировала Юстиц-коллегия. Помимо этого были созданы две сословные коллегии. В 1721 г. образовалась Вотчинная коллегия, регулировавшая вопросы дворянского землевладения. Другой сословной коллегией являлся созданный в 1720 г. Главный магистрат, управлявший городскими сословиями. Его предшественницей была Бурмистерская палата в Москве, созданная в 1699 г. и преобразованная на следующий год в Ратушу в ходе неудачной реформы городского самоуправления. Главный магистрат стоял во главе городовых магистратов, сменивших земские избы. Задачей этих новых учреждений являлось исполнение административно-полицейских и судебных функций в городах. Коллегии не охватывали все отрасли государственного управления.
Поэтому дворцовое, строительное, ямское, медицинское дело и ряд других по-прежнему находились в ведении особых приказов, канцелярий, палат и контор. Политическим сыском на протяжении всей Петровской эпохи (с 1695 по 1729 г.) занимался Преображенский приказ, находившийся в Москве, а также созданная в Петербурге в 1718 г. Тайная канцелярия. Поначалу каждая коллегия руководствовалась собственным регламентом, но в 1720 г. был издан обширный «Генеральный регламент» — устав гражданской государственной службы, детально определявший их единообразное организационное устройство и порядок деятельности обновленного административного аппарата. Наряду с укреплением центрального аппарата управления еще раньше началась реформа местных учреждений. Вместо воеводской администрации 1708—1715 гг. была введена губернская система управления. Первоначально страна была разделена на восемь губернии: Московскую, Ингерманландскую (позднее — Петербургскую), Смоленскую, Киевскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую. Затем были образованы еще четыре губернии. Во главе губерний стояли губернаторы, в руках которых находилась вся полнота административно-полицейской и судебной власти. В помощь губернатору были приданы чиновники, руководившие отдельными отраслями. Во главе уездов вместо воевод стояли коменданты. В 1713 г. при губернаторе создали коллегию из 8—12 ландратов, избираемых дворянами, но уже на следующий год ландраты превратились в назначаемых чиновников, которые управляли новыми административно-территориальными единицами уездов — долями. В 1719 г. Петр вновь возвратился к проблеме местной администрации. По новому указу страна была разделена на 50 провинций во главе с воеводами. Губернии сохранились, но в руках губернаторов оставались только военные и судебные дела. В территориальном же отношении губернатор управлял только провинцией губернского города. Провинции соответственно делились на дистрикты во главе с земскими комиссарами. В сложную и запутанную систему местных учреждений влились и судебные органы. В 1719 г. были введены нижние и верхние суды. Во главе надворных судов стояли губернаторы. Однако уже к 1722 г. нижние суды были упразднены, а надворные просуществовали лишь до 1727 г. Попытка отделения суда от администрации, таким образом, провалилась.
Вопрос №22. Россия в эпоху дворцовых переворотов (1725-1762 гг.). Со второй четверти XVIII в. (с 1725 г. - со смерти Петра I) в России начинается эпоха дворцовых переворотов — смена царствующих особ, которая сопровождалась ожесточенной борьбой между различными группировками придворной знати. В 1722 г. Петр I издал указ о престолонаследии, по которому вопрос о преемнике престола отдавался на рассмотрение «правительствующего государя». Поскольку Петр I не назначил себе наследника, то решение о том, кто взойдет на престол, должен был принимать Сенат. Старая знать (Голицыны, Долгоруковы) выступала за царевича Петра, сына Алексея. Новая знать (Меньшиков, Толстой и др.) возвела на престол жену Петра Великого -. Екатерину I. Большую роль в этом сыграла гвардия, новая сила, которая появилась на авансцене русской истории. Екатерина I была женщиной доброй, но неспособной к управлению государством. Неограниченное влияние на императрицу оказывал Меньшиков. Он стал фактическим правителем России. Своеобразным компромиссом между группировками знати явилось учреждение в начале 1726 г. высшего органа управления государством — Верховного тайного совета. В него вошли 7 человек (Меньшиков, Апраксин, Толстой, Голицын, Головкин, Остерман). Сенат и коллегии ставились под надзор этого органа. Тайный совет уменьшил подушный сбор с населения, дал право торговли дворянам. В мае 1727 г. умерла Екатерина I. Незадолго до смерти она выбрала своим преемником 12-летнего царевича Петра, сына убитого царевича Алексея. После смерти Екатерины, как и при ее жизни, страной фактически правил Меньшиков, указом императора он назначил себя генералиссимусом. Меньшиков рассчитывал выдать свою дочь Марию замуж за Петра II. Но во время болезни Меньшикова князья Долгоруковы и вице-канцлер Остерман восстановили Петра П против светлейшего князя. Меньшиков был арестован, низложен по решению Верховного тайного совета и вместе с семьей сослан в сибирский город Березов, где через два года умер. Дочь одного из братьев Долгоруковых Екатерина была объявлена невестой царя. Однако Петр II накануне свадьбы умер от оспы (в январе 1730 г.). Династия Романовых по мужской линии пресеклась. В Тайном совете сразу же начались споры о кандидатуре правителя России. Было решено пригласить племянницу Петра I (дочь его брата Ивана) — Анну Ивановну (1730—1740). Она была вдовой герцога Курляндского, жила в Митаве. По предложению верховника князя Голицына были составлены письменные кондиции из 8 пунктов, которыми верховники хотели ограничить в свою пользу императорскую власть. Герцогиня Анна приняла эти условия без раздумий. Кондиции были составлены в духе конституционной монархии: самодержавие превращалось в ограниченную олигархическим (власть немногих, богатых лиц) советом монархию. Анна согласилась: > править совместно с Верховным тайным советом; > не издавать законов; > не распоряжаться казной; > не жаловать и не отнимать имений; > не присваивать высшие военные чины; > не объявлять войну, не заключать мир; > не вступать в брак; > не назначать наследника.
Анна Ивановна подписала эти кондиции и в феврале 1730 г. приехала в Москву. В сущности, императрица превращалась в марионетку верховников. Однако их затея провалилась. 156 дворян, приехавших в Москву на коронацию, обратились к Анне с просьбой восстановить самодержавие. Анна разорвала кондиции, восстановила самодержавие, упразднила Тайный совет, Долгоруковых и Голицыных выслала. Началось десятилетнее правление Анны Ивановны. Был создан кабинет из трех министров во главе с Андреем Остерманом, указы которого были приравнены к императорским. У императрицы были весьма причудливые вкусы и интересы, она любила шутов, дурацкие драки, охоту, стрельбу по живым мишеням, верховую езду. Началась печально известная «бироновщина». Господствующее положение при дворе заняли прибалтийские немцы — Миних, Остерман, Шемберг; власть фактически принадлежала фавориту Анны — Бирону, который стал герцогом Курляндским. Человек он был высокомерный, честолюбивый, грубый, корыстный. При дворе Анны и Бирона царили роскошь, взяточничество, лесть, азартные игры, доносительство. Чтобы привлечь на свою сторону дворянство, правительство предпринимает ряд мер. Был отменен «Указ о единонаследии», вышел указ об учреждении кадетского корпуса, позволявший дворянину стать офицером, минуя солдатскую службу. И все же многие дворяне были недовольны режимом, установившимся в стране. Возникает оппозиция во главе с кабинет-министром А. П. Волынским. Об этом стало известно царице, началось следствие. Волынского обвинили в оскорблении Анны, покушении на престол, на Бирона. Волынский и его друзья после жестоких пыток были казнены. 9. Осенью 1740 г. Анна Ивановна заболела, а в октябре умерла. Но, умирая, она позаботилась о наследнике: им был назначен двухмесячный сын племянницы Анны Леопольдовны Иван IV Антонович, а регентом при нем стал Бирон. Бирон правил всего 22 дня. Он был свергнут Минихом, и регентшей стала Анна Леопольдовна. В ноябре 1741 г. гвардейцы-заговорщики, возмущенные засильем немцев, возвели на престол дочь Петра I — Елизавету Петровну (1741—1761). Миних, Остерман и их подручные были сосланы, восстановлена роль Сената, расширились права дворян, купечество получило новые привилегии. Елизавета Петровна — женщина красивая и неуравновешенная, добрая и неглупая, не получившая должного образования, она не могла и не умела управлять государством. Все дела она передоверила министрам и фаворитам — А.Г. Разумовскому и И.И. Шувалову. Больше всего новая царица любила праздники, фейерверки — «огненные потехи», музыку, театр и вообще удовольствия. Вместе с тем период ее правления отмечен целым рядом положительных моментов. Царица отменила смертную казнь, остановила массовую практику изощренных пыток, прекратила террор против дворян. Им сократили срок службы. Помещику разрешалось оставлять одного из сыновей для помощи по хозяйству, готовился манифест о вольности дворянству. Но в то же время резко выросли повинности крестьян в пользу помещиков, которые получили право ссылать своих крестьян в Сибирь. Во внешней политике Елизавета следовала главному принципу своего отца — учет национальных, а точнее, имперских интересов. Ей удалось таким образом построить внешнеполитические отношения, что из 20 лет ее правления 15 были мирными для России. Время Елизаветы — это время Ломоносова, период расцвета русской науки и искусства. В период ее правления произошли такие важные события, как открытие в 1755 г. Московского университета, в 1760 г. — Академии художеств.
Наследником царицы стал ее племянник Петр III Федорович, внук Петра I по женской линии и внук сестры Карла XII — по мужской. Кумиром его был прусский король Фридрих II. Личность и деяния Петра III вызывают неоднозначную оценку у историков. Важнейшим мероприятием его правления было опубликование Манифеста о «вольности дворянства» (1762), который давал возможность выбора — служить или не служить. Была ликвидирована Тайная канцелярия. Изданы указы о прекращении розыска старообрядцев и о защите их от местного духовенства. В июне 1762 г. Петр III был свергнут гвардейцами во главе с братьями Орловыми и позднее убит; на престол возведена его жена — будущая Екатерина Великая (1762—1796). Внешняя политика к середине XVII века. В конце жизни Петра I обострились отношения России с Англией, Данией, Турцией, а после его смерти — с Францией, Швецией. В 30-х годах XVIII в. началась война за польское наследство. Французы поддерживали кандидатуру Станислава Лещинского, а русские и австрийцы — Фридриха-Августа. Французский флот в Данциге был разгромлен, а польским королем стал русский ставленник Август III (1733). Четыре года продолжалась русско-турецкая война (1735— 1739). В разные годы русская армия под командованием Миниха захватила Бахчисарай, Евпаторию, Очаков, Азов, Молдавию. Но в 1739 г. Австрия перестала оказывать военную помощь России и потребовала заключить мир. По Белградскому мирному договору Россия возвращала Турции все завоеванные города и не имела права держать корабли на Черном и Азовском морях. Россия, потерявшая 100 000 человек, получила возможность только строить крепость на Дону. В 1741 —1743 гг. велась очередная война со Швецией, которая хотела взять реванш за поражение в Северной войне. Русские войска под командованием генерала Ласси разгромили шведов в Финляндии, заняли ее территорию, Швеция отказалась от своих притязаний. Но в Европе назревала новая война. Участие России в Семилетней войне. В 1756 году в Европе началась Семилетняя война. Против Пруссии, которую поддерживала Англия, выступили Россия, Австрия, Франция, Швеция, Саксония. Для руководства военными действиями Елизавета Петровна создала чрезвычайное учреждение — Конференцию при высочайшем дворе (1756 г.). Большую часть проблем Конференция решала самостоятельно, но по важнейшим дипломатическим и военным вопросам императрица, сама выносила резолюции. Начало войны было благоприятным для Фридриха II: он поочередно разбил саксонские, австрийские и французские войска. В 1757 году Россия начала военные действия против Пруссии. Кампания закончилась полным разгромом армии Фридриха II. В 1760 году русские взяли Берлин. От катастрофы Фридриха II спасла смерть императрицы Елизаветы 15 декабря 1761 года. Новый российский император Петр III приверженец и почитатель Фридриха II, порвал с союзниками, прекратил военные действия против Пруссии, заключив мирный договор в 1762 году. Так у России по существу была украдена победа в Семилетней войне.
Вопрос №23. «Посвященный абсолютизм» Екатерины II. Екатерина II пришла к власти в результате государственного переворота, совершенного гвардейскими офицерами под руководством братьев Орловых 17 июня 1762 г. Вскоре после этого Петр III был убит заговорщиками и Екатерина стала полновластной императрицей. Ее царствование было долгим - целых тридцать четыре года. За это время бывшая иноземная принцесса успела многое: она не только стала русской Государыней, но, имея перед глазами опыт осуществления переворота, сумела так построить внутреннюю политику, что еще при жизни ей было присвоено звание «Великой и Премудрой Матери Отечества». Екатерину заслуженно считали достойной преемницей Петра I, и достаточно быстро её имя стало употребляться вместе с эпитетом «Великая». Достойно удивления и восхищения умение молодой императрицы решать сложные проблемы государственного управления, и прежде всего - умение удержаться у власти, не имея изначально почти никакой поддержки, но завоевывая ее буквально шаг за шагом. Известно, что время царствования Екатерины совпало с эпохой Просвещения. Так илииначе, идеология просветителей - Вольтера, Дидро, Руссо, Монтескье и др. - влияла на политику европейских монархов. Не избежала такого влияния и Екатерина. Обладавшая живым умом и развитым мышлением, она был знакома с трудами просветителей и их взглядами на государственное устройство и управление. Уже в качестве русской императрицы она, переписывалась с Вольтером и Дидро, обсуждая с ними проблемы организации власти в роль монарха в управлении обществом. Нельзя забывать, что императрице приходилось реализовывать свои взгляды, почерпнутые у просветителей, в огромном самодержавном государстве, основанном на политическом и экономическом господстве дворянства, не терпевшего ущемления своих интересов. Найти равнодействующую между целями власти и привилегированным сословием было не просто. Тем не менее, мероприятия первых лет царствования Екатерины традиционно связывают с проведением политики просвещенного абсолютизма. Помимо уже привычных для аристократии раздач казенных земель и крестьян в качестве награды участникам дворцового переворота, Екатерина провела ряд преобразований, способствовавших укреплению её власти. Так, она отменила особое, гетманское правление на Украине, реформировала Сенат, в котором видела опасность для своей самодержавной власти. Во избежание возможности вмешательства в компетенцию верховной власти и для упорядочения его работы, Екатерина разделила Сенат на 6 департаментов, тем самым сделав его чисто административным органом, лишенным законодательных прав. Четыре петербургских и два московских департамента Сената становились самостоятельными учреждениями со своим кругом дел и своей канцелярией, что разрушало единство Сената и ослабляло его. Вопреки личному желанию императрицы отказаться от всех законодательных актов, принятых Петром III, ей пришлось подтвердить некоторые из них, и прежде всего: · указ об упразднении Тайной розыскных дел канцелярии; · указ о передаче в государственное управление монастырских и церковных земель (секуляризация); · запрещение покупать крестьян к мануфактурам.
Но самым примечательным событием начала екатерининской эпохи, безусловно, стала работа Уложенной комиссии. Еще в молодости изучив взгляды европейских философов, и вновь вернувшись к этому занятию в качестве императрицы, Екатерина пришла к выводу о том, что порядок и стабильность в государстве, благоденствие подданных возможно обеспечить, добившись соблюдения законов. Поэтому свою непосредственную задачу она видела в создании новой, более совершенной системы законодательства взамен архаичного Соборного Уложения 1649 г. С этой целью было объявлено о созыве специальной Уложенной комиссии. Мероприятие было организовано и обставлено с размахом: 14 декабря 1766 г. вышел манифест о созыве комиссии, состоящей по образцу и подобию старинных Земских Соборов из представителей разных сословий. Работа комиссии была гласной и проходила под контролем императрицы. Депутаты наделялись целым рядом льгот и привилегий. Кроме того, совершенные во время работы комиссии ограбление, избиение и убийство депутата карались удвоенной мерой наказания. Выборы в комиссию были почти всесословными. 53% населения России - крепостные крестьяне - депутатов не выбирали (считалось, что их представляют помещики-владельцы). От дворян выбирался один депутат от уезда, от горожан - один от города (независимо от числа жителей), от государственных крестьян - один от каждой провинции. От центральных государственных учреждений также посылался один депутат. Кроме того, право выбора имели экономические (бывшие монастырские и церковные) крестьяне, оседлые «инородцы» Поволжья, Приуралья и Сибири, а также казачество. В результате большинство депутатов в комиссии составляли дворяне и горожане. Новшеством по сравнению с Земскими Соборами стало составление письменных наказов депутатам от избирателей. Хотя реального применения в работе комиссии собранный таким образом материал не нашел, в нем были представлены интересы и требования представителей различных сословий. Для работы комиссии императрица составила «Наказ», в котором излагала свои взгляды на программу действий и задачи комиссии. «Наказ» состоял из 20 глав, написанных Екатериной в течение двух лет и восходящих к трудам Монтескье и Бекариа. Комиссия начала свою работу в Москве 30 июля 1767 г. с прочтения «Наказа» Екатерины. В дальнейшем она разделилась на Большое собрание и 15 частных комиссий. Помимо вопросов законодательства, достаточно часто обсуждался и вопрос о крепостном праве, что, по мнению большинства историков, и привело в дальнейшем к ее роспуску. Большое собрание прекратило работу в январе 1769 г., частные комиссии работали до 1771 г. Проект нового Уложения так и не был принят. Еще одним интересным начинанием Екатерины II было создание в 1765 г. Вольного экономического общества, которое должно было пропагандировать рациональные способы ведения хозяйства. Для этого стали издаваться различные работы по агрономии, селекции, животноводству и пр.
Вопрос №25. Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII века. За время правления Екатерины II территория государства увеличилась за счет Крыма, Приазовья, части Причерноморья, Правобережной Украины, Белоруссии и Литвы. Это были районы с природно-климатическими условиями, благоприятными для ведения земледельческого хозяйства. По-прежнему большая часть населения жила в деревне, горожане составляли около 3%. А 90% населения составляли крестьяне — помещичьи и государственные. После проведения секуляризации в состав государственных вошли 1 млн. бывших церковных, или экономических, крестьян. Сельскохозяйственное производство носило экстенсивный характер, то есть развивалось за счет увеличения обрабатываемых площадей. Появились новые районы — производители хлеба: Нижний Дон, Сибирь, Черноземная зона. В оборот вводились неизвестные ранее сельскохозяйственные культуры - картофель, подсолнечник. Однако новые земли осваивались медленно - не хватало людей, поэтому правительство приглашало на поселение иностранцев, гарантировав им льготные условия переселения и налогообложения. Наибольшее развитие производительных сил во второй половине XVIII в. было связано с промышленностью. Так, количество промышленных предприятий значительно возросло. Это были достаточно крупные мануфактуры, в основном работавшие для обеспечения потребностей армии и флота. Главным центром металлургии стал Урал. Развивались кораблестроение, текстильная промышленность - новая отрасль, появившаяся в XVIII в. Мануфактуры использовали труд приписных крестьян и крепостных мастеровых. Доля вольнонаемного труда была невелика. Его использовали большей частью в мелкой промышленности. Существовала даже определенная закономерность: в вотчинных и казенных мануфактурах работали крепостные и посессионные крестьяне, в крестьянско-купеческих предприятиях - вольнонаемные. После вступления на престол Екатерины II правительство в своей экономической политике начинает постепенно отказываться от традиционного посословного «разделения труда», при котором дворяне и крестьяне должны были заниматься только земледелием, купцы -торговлей, горожане - ремеслом. Государство выступает инициатором ряда мер, направленных на развитие промышленности и торговли: · 1753 г. Отменены внутренние таможенные сборы; · 1760 г. Отменены откупа и монополии; · 1767 г. Предоставлена возможность заниматься любыми городскими промыслами; · 1766-1772 гг. Разрешен беспошлинный вывоз пшеницы из всех портов; · 1775 г. Разрешено открывать промышленные предприятия в любых отраслях; · 1775 г. Отменены государственные налоги на мелкие промыслы. Продолжало существовать и барщинное хозяйство. Во второй половине XVIII в. наблюдается тенденция к росту феодальной ренты. На барщине работали до 90% крестьян черноземной зоны и 54% - нечерноземной. Барщинные работы занимали от 3-4 до 6 дней в неделю, поэтому крестьянский труд на барщине был малопроизводительным. Феодально-крепостническое хозяйство входило в период кризиса. Дворянство, добившись от Екатерины права ссылать своих крестьян на каторгу в Сибирь и запрета последним, жаловаться на своих господ под угрозой наказания и каторги, стало полновластным хозяином жизни и судьбы крепостных и не подлежало контролю государства в этих вопросах.
Вопрос №24. Внутренняя политика Екатерины II после крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачёва. Опыт крестьянской войны и особенно неудачи правительства в ходе борьбы с восстанием убедили Екатерину в необходимости реформ на местах. Целью реформ было создание эффективного местного управления. В конце 1775 г. она издаёт «Учреждения о губерниях». Согласно этому закону вводилось новое территориальное деление государства: вместо 23 губерний создавалось 50. Главным критерием при этом была численность населения. На территории высшего административного подразделения - губернии - проживало примерно 300-400 тысяч душ, низшего - уезда - около 30-40. Таким образом, губернии создавались без учета национальных, географических, экономических признаков. Основным показателем было удобство с точки зрения административной и налоговой сферы. Промежуточное звено между губернией и уездом - провинция - было ликвидировано. Во главе губернии стоял губернатор, назначавшийся монархом. Несколько губерний подчинялось генерал-губернатору, который мог вводить чрезвычайное положение и считался в отсутствие монарха главнокомандующим на своей территории. Губернатор возглавлял губернское правление, в состав которого входили губернский прокурор и два сотника. Губернскому правлению подчинялись все местные суды и полиция. Основными функциями правления были: · объявление законов и распоряжений правительства и надзор за их выполнением; · передача под суд правонарушителей. Финансами в губернии ведала Казенная пажа во главе с вице-губернатором. Ей подчинялись уездные казначеи. Новым учреждением был приказ общественного призрения, занимавшийся охраной порядка, народным образованием, здравоохранением, благотворительностью. Власть в низшем звене - в уезде - находилась в руках местного дворянства. На уездных дворянских собраниях выбирались уездные предводители дворянства, капитаны-исправники и заседатели нижнего земского суда, представлявшие исполнительную власть в уезде. Для выборов многочисленных должностных лиц в губернии собирались губернские дворянские собрания во главе с губернскими предводителями дворянства. По реформе 1775 г. города выделялись в качестве самостоятельных административных единиц. Все центры уездов и губерний получили городской статус. Таким образом, увеличилось число городов. В отличие от уездов, исполнительная власть в городах принадлежала не выборным магистратам, а городничему, назначавшемуся правительством. В городе создавалась сословная система выборных органов - городской магистрат, совестной суд и ратуша.
В 1785 г. городское самоуправление было преобразовано. Появились новые выборные органы власти со своими полномочиями: • собрание городского общества; • общая городовая дума; • шестигласная дума. Однако наряду с ними продолжал существовать и городской магистрат, имевший судебные и административные функции. В 1789 г. в городах были созданы так называемые «управы благочиния», представлявшие собой полицейские органы. В столицах их возглавляли полицмейстеры, а в остальных городах - городничие. Они состояли из четырех человек: приставов по уголовным и гражданским делам и двух советников. Вся территория города делилась на участки и кварталы, возглавляемые приставами. В таком виде система местных органов власти оказалась очень устойчивой и просуществовала до реформ 1861 г. По реформе полностью перестраивалась судебная система. Высшей судебной инстанцией в губернии становились палаты уголовных и гражданских дел. Следующей инстанцией считался совестной суд, состоявший из представителей сословий и исполнявший роль примирителя сторон. Сами губернские суды были сословными. Дворян судил верхний земский суд в губернии и уездный суд - в уезде. Для купцов и мещан были предназначены губернский и городовой магистраты, для государственных крестьян - верхняя и нижняя земские расправы, для духовенства - особый церковный суд - консистория. В каждом их этих судов было две палаты - гражданских и уголовных дел. В таком виде судебная система функционировала до 1864 г. Реформа центральных учреждений была проведена Екатериной еще в начале царствования. Из последующих мер необходимо выделить образование Кабинета министров. В него входили статс-секретари, единолично занимавшиеся отдельными вопросами внутренней политики. Впоследствии это привело к созданию министерств. Таким образом, из-за перераспределения обязанностей между местной властью и Кабинетом, коллегии утратили большинство своих функций. Сохраняли прежнее значение лишь Синод, Военная, Адмиралтейская коллегии и коллегия иностранных дел. Важной вехой на пути законодательного оформления сословного строя в Российской империи стали принятые Екатериной II в 1785 году жалованные грамоты - дворянству и городам. «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» представляла собой общий свод всех прав и привилегий, полученных русским дворянством на протяжении XVIII в. В ней законодательно оформлялись: • освобождение дворян от обязательной государственной службы, уплаты государственных податей и повинностей, телесных наказаний; • право уходить в отставку в любое время; • подсудность только дворянскому суду - суду равных; • отказ от конфискации дворянских имений в случае нарушения закона и передача их по наследству; • монопольное право собственности на землю и крестьян.
Лишить дворянского достоинства можно было только по решению Сената с последующим утверждением императором. Дворяне-владельцы населенных имений, состоявшие на государственной службе, получали право на участие в уездных и губернских дворянских собраниях, которые созывались раз в три года по решению губернатора. На выборные должности могли претендовать только лица, имевшие годовой доход не менее 100 рублей. Таким образом, законодательно было утверждено положение дворян в качестве «благородного» сословия. Другой документ, «Жалованная грамота городам», объединяла в единое целое разрозненные группы городских жителей. Все горожане были разделены на 6 разрядов. К первому относились все городские домовладельцы и землевладельцы. Вторую группу составляло купечество (все три гильдии). Был повышен до 1000 рублей имущественный ценз для перехода в разряд купечества. Первые две группы обладали рядом привилегий: освобождались от телесных наказаний, от казенных служб и от подушной подати и рекрутчины. К третьему разряду относились цеховые ремесленники, к четвертому - иностранцы и иногородние, постоянно проживавшие в городе. К пятому разряду - именитых граждан - отнесли торговцев и предпринимателей с капиталом более 50 тыс., банкиров, должностных лиц городского самоуправления, ученых и людей: творческих профессий - художников, музыкантов. Шестой разряд составила основная масса горожан — простые посадские люди. Вместе с третьим разрядом они составляли сословие мещан, имевшее ряд прав: • сохранение сословного звания и передачу его по наследству; • неприкосновенность и свободное распоряжение собственностью; • свободу промышленной деятельности. Жители всех 6 разрядов принимали участие в городском самоуправлении. Екатерина II предполагала принять также «Сельское положение» для третьей категории граждан - государственных крестьян. Его проект был подготовлен, однако не был принят из-за боязни недовольства дворян.
Вопрос №26. Внешняя политика России во второй половине XVIII века. Её итоги.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|