Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономические преобразования.




Промышленность. Побывав в Европе, осознав уровень экономи­ческого отставания России, сказавшегося на ходе Северной войны, Петр вплотную начинает заниматься реформированием промышленнос­ти и приоритет отдает тем ее отраслям, которые были необходимы для снабжения и вооруже­ния армии и флота. Равнодушный к роскоши, Петр I хотел поставить торговлю и промышлен­ность на службу государственным интересам. Понимая, что Россия обладает уникальными запасами минералов, Петр решает взяться за их разработку. Царь выписывает из-за рубежа и привлекает русских «рудознатцев», чтобы те искали то серебряные руды, то каменный уголь, то селитру, то торф. Особо привлекает Петра Урал, где еще в конце XVII века существовали металлургические промыслы и кузницы. В первое десятилетие XVIII века на Урале со­здаются металлургические казенные заводы;

Одновременно строятся мануфактуры и в лег­кой промышленности. На казенной основе в Москве возникают Ка­натный завод. Кожевенный, Портупейный, Шляпный дворы, строятся суконные, стеколь­ные, пуговичные мануфактуры. Позднее про­мышленное строительство развивается и в Пе­тербурге, и других областях России. Российская промышленность первой чет­верти XVIII века имела свои особенности:

1. Практически все мануфактуры были госу­дарственными и создавались за счет бюд­жета.

2. Государство регулировало и контролировали все процессы развития в промышленности.

3. Мануфактурам был обеспечен сбыт продук­ции, так как заказчиком выступало госу­дарство.

4. В промышленности практически отсутство­вала естественная конкуренция.

5. Мануфактуры строились максимально близ­ко к источникам сырья; к их организации привлекали опытных русских и иностран­ных специалистов.

6. На мануфактурах использовался принудительный дешевый труд крепостных крестьян, получивших название «посессионных»

 

Российское правительство проводило поли­тику меркантилизма, т.е. устанавливало приоритет национальной промышленности и тор­говли, ипротекционизма - юридической и фактической охраны интересов отечественной промышленности и торговли через систему льгот, субсидий, таможенных тарифов. Возникли новые отрасли производства: судостроение, шелкопрядение, фаянсовое дело, производство бумаги. Стали развиваться транспортные коммуникации. Развитием промышленности ведала Ману­фактур-коллегия. С 1710-х годов правительство разрешает своим подданным основывать новые заводы и передает часть казенных предприятий в руки частных лиц и купеческих компаний. В 1719 году была объявлена «Берт-привилегия», разрешающая всем жителям России, независи­мо от их социального статуса, отыскивать руды и основывать заводы. Владельцу вновь основан­ного предприятия предоставлялись привиле­гии на разработку и добычу месторождения. При этом Петр исходил из принципа полезнос­ти государству, порой даже нарушая права соб­ственности. Практически все частные мануфактуры вы­полняли государственные заказы, их действия регламентировались Мануфактур- и Берт-коллегиями. И все же это был рывок в процессе формирова­ния русской буржуазии.

Торговля. Развитие промышленности, выход к Балтий­скому морю, экономическая программа меркан­тилизма и протекционизма способствовали раз­витию торговли: строились каналы и дороги, увеличивалось количество ярмарок и их товаро­оборот, продолжался процесс формирования всероссийского рынка. Внешняя торговля развивалась через порт в Петербурге. Торговая политика также основывалась на принципахпротекционизма и меркантилизма: высокие пошлины на загра­ничные товары, принятый в 1724 году Покро­вительственный тариф ограничивали ввоз ино­странных товаров и поощряли вывоз русских за границу, что способствовало накоплению национального капитала. Однако государство, активно вмешиваясь в торговлю, вводило монополии, т.е. исключи­тельное право на производство, распределение и сбыт товаров. Нередко за достаточно высокую сумму де­нег государство передавало«откупщину» - право торговли товаром, на который была на­ложена государственная монополия — купцам и довольно часто иностранцам. Купцы несли многие государственные службы и повиннос­ти, платили прямые и косвенные налоги. Госу­дарственными органами, которые ведали купеческими делами, былиКоммерц-коллегия и Главный магистрат.Петр, «подсмотрев» во время поездок за гра­ницу систему торговых купеческих компаний, пытался создать подобное в России. К 1726 году Россия вывозила товаров больше в два раза, чем ввозила.Экспортировали лес, кожи, лен, пеньку, железо, полотно. Импорти­ровали в Россию краски, вина, шелк, пряности, предметы роскоши. Самым крупным торговым портом России стал Санкт-Петербург.

 

Налоги. Ведение Северной войны требовало огромных расходов. Они покрывались за счет многочисленных налогов: прямых (об­щественных и чрезвычайных) и косвенных — на рыбную лов­лю, постоялые дворы, бани, бороды и т. д. Но денег не хвата­ло. Тогда было решено изменить податную систему. Начиная с 1678 г. единицей податного обложения являлся двор. Нередко помещики, чтобы облегчить бремя податей, при проведении переписи объединяли в один двор родствен­ников, соседей, а иногда и чужих друг другу людей. Поэтому было решено сделать единицей обложения не двор, а мужс­кую душу, независимо от возраста и трудоспособности. В 1718 г. началась всеобщая перепись населения, которая продолжа­лась несколько лет, так как помещики не торопились пода­вать сведения и утаивали численность крестьян. Была прове­дена ревизия результатов первой переписи, и с этого времени все последующие переписи населения получили название ре­визий. Все лица, внесенные в списки (позднее их назовут «ревизские сказки»), должны были платить подушную по­дать.

 

Вопрос №20. Реформы государственного управления Петра I.

С начала XVIII в. деятельность Боярской думы постепенно затухает, а на смену ей приходит (с 1700 г.) Ближняя канцелярия, назы­вавшаяся также Консилией министров, которая пред­ставляла собой боярскую комиссию из числа думцев — руководителей приказов и была призвана осуществлять оперативное руководство аппаратом управления. Этот орган стал предшественником созданного в1711 г. Пра­вительствующего Сената высшего государственного учреждения с чрезвычайно широкими административны­ми, судебными, а иногда и законодательными прерогати­вами. Его создание было связано с отъездом Петра из столицы. В состав Сената лично Петром было назначено 9 человек — сенаторов. Трое из них были представителями родовитой знати, трое являлись членами Боярской думы и еще трое бы­ли из дворян. Сенатские решения принимались коллегиально, на общем собрании и скреплялись подписями всех сенаторов. Огромным делопроизводством ведала канце­лярия Сената, возглавляемая обер-секретарем. Функции Сената в первые годы его образования были весьма ши­роки и разнообразны. В его ведение были переданы дела Разрядного и Поместного приказов, он ведал явкой дво­рян на службу и заботился о сборе и расходовании госу­дарственных средств. Он также являлся органом надзора за разветвленным бюрократическим аппаратом. Для этого с 1711 г. в центре и на местах были учреждены должности провинциальных и городовых фискалов. Они доносили обо всех фактах нарушения законов, взяточничестве и казнокрадстве, наносящих ущерб интересам государства. Ими руководил обер-фискал, входивший в структуру Се­ната. Доносы фискалов Сенату ежемесячно докладывала Расправная палата — высшее апелляционное судебное присутствие из четырех судей и двух сенаторов. Петр по­ощрял фискалов, освободив их от податей, подсудности местным властям и даже ответственности за ложные на­веты. Сенат был руководящим контролирующим органом, но и за его деятельностью был установлен надзор. С 1715 г. за работой Сената следил сенатский гене­рал-ревизор (надзиратель указов), затем сенатский обер-секретарь и штаб-офицеры гвардии, и, наконец, с 1722 г. генерал-прокурор и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры во всех других учреждениях. Генерал-прокурор контролировал рабо­ту Сената, его аппарата, канцелярии, принятие и испол­нение всех его приговоров, их опротестование или приостановление.

 

Генерал-прокурор и его помощник обер-прокурор подчинялись только царю, подлежали только его суду. Новое положение о Сенате 1722 г. зафиксировало его статус как высшего государст­венного учреждения империи. Сенат стал послушным орудием в руках монарха в деле управления страной. Но в его ведении оказалось слишком много повседневной, черновой работы. В связи с этим назрела необходимость коренным образом перестроить всю систему централь­ных государственных органов. Взамен сложного и непо­воротливого аппарата приказов и канцелярий с их рас­плывчатыми функциями и параллелизмом в работе был разработан проект создания центральных ведомств с чет­ким разграничением сфер управления.

Реформа 1717— 1721 гг. упразднила приказы и канцелярии и ввела колле­гии, созданные на основе изучения иностранного опыта организации государственного управления. В отличие от приказов, в новых органах решения принимались кол­лективно. Всего было создано 11 коллегий со строгим разграничением административных полномочий и сфер деятельности. Важнейшими, «государственными», явля­лись три коллегии: Коллегия иностранных дел, Военная коллегия и Адмиралтейств-коллегия. Другая группа коллегий занималась финан­сами государства: Камер-коллегия отвечала за сбор дохо­дов, Штатс-контор-коллегия следила за расходами, а Ревизион-коллегия контролировала сбор и расходование ка­зенных средств. Торговля и промышленность находились в ведении сначала двух, а затем трех коллегий: Коммерц-коллегия ведала вопросами судоходства, таможнями и организацией торговли, Берг-коллегия занималась гор­ным делом, Мануфактур-коллегия руководила легкой промышленностью. Наконец, судебную систему страны курировала Юстиц-коллегия. Помимо этого были созда­ны две сословные коллегии. В 1721 г. образовалась Вот­чинная коллегия, регулировавшая вопросы дворянского землевладения. Другой сословной коллегией являлся созданный в 1720 г. Главный магистрат, управлявший городскими сословиями. Его пред­шественницей была Бурмистерская палата в Москве, со­зданная в 1699 г. и преобразованная на следующий год в Ратушу в ходе неудачной реформы городского самоуп­равления. Главный магистрат стоял во главе городовых магистратов, сменивших земские избы. Задачей этих но­вых учреждений являлось исполнение административ­но-полицейских и судебных функций в городах. Коллегии не охватывали все отрасли государственного управления.

 

Поэтому дворцовое, строительное, ямское, медицинское дело и ряд других по-прежнему находились в ведении особых приказов, канцелярий, палат и контор. Политическим сыском на протяжении всей Петров­ской эпохи (с 1695 по 1729 г.) занимался Преображенский приказ, находившийся в Москве, а также созданная в Пе­тербурге в 1718 г. Тайная канцелярия. Поначалу каждая коллегия руководствовалась собст­венным регламентом, но в1720 г. был издан обширный «Генеральный регламент» — устав граждан­ской государственной службы, детально определявший их единообразное организационное устройство и поря­док деятельности обновленного административного ап­парата.

Наряду с укреплением центрального аппарата управ­ления еще раньше началась реформа местных учрежде­ний. Вместо воеводской администрации1708—1715 гг.была введена губернская система управления. Первона­чально страна была разделена на восемь губернии: Мос­ковскую, Ингерманландскую (позднее — Петербург­скую), Смоленскую, Киевскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую. Затем были образова­ны еще четыре губернии. Во главе губерний стояли гу­бернаторы, в руках которых находилась вся полнота ад­министративно-полицейской и судебной власти. В по­мощь губернатору были приданы чиновники, руководив­шие отдельными отраслями. Во главе уездов вместо воевод стояли коменданты. В 1713 г. при губернаторе создали коллегию из 8—12 ландратов, избираемых дворя­нами, но уже на следующий год ландраты превратились в назначаемых чиновников, которые управляли новыми административно-территориальными единицами уездов — долями. В 1719 г. Петр вновь возвратился к проблеме местной администрации. По новому указу страна была разделена на 50 провинций во главе с воеводами. Губернии сохра­нились, но в руках губернаторов оставались только воен­ные и судебные дела. В территориальном же отношении губернатор управлял только провинцией губернского города. Провинции соответственно делились на дистрикты во главе с земскими комиссарами. В сложную и запутанную систему местных учрежде­ний влились и судебные органы. В 1719 г. были введены нижниеиверхние суды. Во главе надворных судов стояли губер­наторы. Однако уже к 1722 г. нижние суды были упразд­нены, а надворные просуществовали лишь до 1727 г. По­пытка отделения суда от администрации, таким образом, провалилась.

 

Вопрос №22. Россия в эпоху дворцовых переворотов (1725-1762 гг.).

Со второй четверти XVIII в. (с 1725 г. - со смерти Петра I) в России начинается эпоха дворцовых переворотов — сме­на царствующих особ, которая сопровождалась ожесточен­ной борьбой между различными группировками придвор­ной знати. В 1722 г. Петр I издал указ о престолонаследии, по которому вопрос о преемнике престола отдавался на рас­смотрение «правительствующего государя». Поскольку Петр I не назначил себе наследника, то решение о том, кто взойдет на престол, должен был принимать Се­нат. Старая знать (Голицыны, Долгоруковы) выступала за ца­ревича Петра, сына Алексея. Новая знать (Меньшиков, Тол­стой и др.) возвела на престол жену Петра Великого -. Екатерину I. Большую роль в этом сыграла гвардия, новая сила, которая появилась на авансцене русской истории. Екатерина I была женщиной доброй, но неспособной к управ­лению государством. Неограниченное влияние на императри­цу оказывал Меньшиков. Он стал фактическим правителем Рос­сии. Своеобразным компромиссом между группировками знати явилось учреждение в начале 1726 г. высшего органа управле­ния государством — Верховного тайного совета. В него вошли 7 человек (Меньшиков, Апраксин, Толстой, Голицын, Головкин, Остерман). Сенат и коллегии ставились под надзор этого органа. Тайный совет уменьшил подушный сбор с населения, дал пра­во торговли дворянам. В мае 1727 г. умерла Екатерина I. Незадолго до смерти она выбрала своим преемником 12-летнего царевича Петра, сына убитого царевича Алексея. После смерти Екатерины, как и при ее жиз­ни, страной фактически правил Меньшиков, указом императо­ра он назначил себя генералиссимусом. Меньшиков рассчиты­вал выдать свою дочь Марию замуж за Петра II. Но во время болезни Меньшикова князья Долгоруковы и вице-канцлер Остерман восстановили Петра П против светлейшего князя. Мен­ьшиков был арестован, низложен по решению Верховного тай­ного совета и вместе с семьей сослан в сибирский город Березов, где через два года умер. Дочь одного из братьев Долгоруковых Екатерина была объявлена невестой царя. Однако Петр II на­кануне свадьбы умер от оспы (в январе 1730 г.). Династия Рома­новых по мужской линии пресеклась. В Тайном совете сразу же начались споры о кандидатуре прави­теля России. Было решено пригласить племянницу Петра I (дочь его брата Ивана) — Анну Ивановну (1730—1740). Она была вдовой герцога Курляндского, жила в Митаве. По предложению верховника князя Голицына были составлены письменные кондиции из 8 пунктов, ко­торыми верховники хотели ограничить в свою пользу импе­раторскую власть. Герцогиня Анна приняла эти условия без раздумий. Кондиции были составлены в духе конституцион­ной монархии: самодержавие превращалось в ограниченную олигархическим (власть немногих, богатых лиц) советом мо­нархию. Анна согласилась:

> править совместно с Верховным тайным советом;

> не издавать законов;

> не распоряжаться казной;

> не жаловать и не отнимать имений;

> не присваивать высшие военные чины;

> не объявлять войну, не заключать мир;

> не вступать в брак;

> не назначать наследника.

 

Анна Ивановна подписала эти кондиции и в феврале 1730 г. приехала в Москву. В сущности, императрица превращалась в марионетку верховников. Однако их за­тея провалилась. 156 дворян, приехавших в Москву на ко­ронацию, обратились к Анне с просьбой восстановить са­модержавие. Анна разорвала кондиции, восстановила са­модержавие, упразднила Тай­ный совет, Долгоруковых и Голицыных выслала. Началось десятилетнее правление Анны Ивановны. Был создан кабинет из трех министров во главе с Андреем Остерманом, указы которого были при­равнены к императорским. У им­ператрицы были весьма причудливые вкусы и интересы, она любила шутов, дурацкие драки, охоту, стрельбу по живым мишеням, верховую езду. Началась печально известная «би­роновщина». Господствующее положение при дворе заняли прибалтийские немцы — Миних, Остерман, Шемберг; власть фактически принадлежала фавориту Анны — Бирону, кото­рый стал герцогом Курляндским. Человек он был высокомер­ный, честолюбивый, грубый, корыстный. При дворе Анны и Бирона царили роскошь, взяточничество, лесть, азартные игры, до­носительство. Чтобы привлечь на свою сторону дворянство, правительство предпринимает ряд мер. Был отменен «Указ о единонаследии», вышел указ об учреждении кадетского корпуса, позволявший дворянину стать офицером, минуя солдатскую службу. И все же многие дворяне были не­довольны режимом, установившимся в стране. Возникает оппозиция во главе с кабинет-министром А. П. Во­лынским. Об этом стало известно царице, началось следствие. Волынского обвинили в оскорблении Анны, покушении на престол, на Бирона. Волынский и его друзья после жестоких пыток были казнены. 9. Осенью 1740 г. Анна Ивановна заболела, а в октябре умерла. Но, умирая, она позаботилась о наследнике: им был назна­чен двухмесячный сын племянницы Анны Леопольдовны Иван IV Антонович, а регентом при нем стал Бирон. Бирон правил всего 22 дня. Он был свергнут Минихом, и регентшей стала Анна Леопольдовна. В ноябре 1741 г. гвардейцы-заговорщи­ки, возмущенные засильем немцев, возвели на престол дочь Петра I — Елизавету Петровну (1741—1761). Миних, Остер­ман и их подручные были сосланы, восстановлена роль Сена­та, расширились права дворян, купечество получило новые привилегии. Елизавета Петровна — женщина красивая и неуравновешен­ная, добрая и неглупая, не получившая должного образова­ния, она не могла и не умела управлять государством. Все дела она передоверила министрам и фаворитам — А.Г. Разумов­скому и И.И. Шувалову. Больше всего новая царица любила праздники, фейерверки — «огненные потехи», музыку, театр и вообще удовольствия. Вместе с тем период ее правления отмечен целым рядом положительных моментов. Царица от­менила смертную казнь, остановила массовую практику изощ­ренных пыток, прекратила террор против дворян. Им сокра­тили срок службы. Помещику разрешалось оставлять одного из сыновей для помощи по хозяйству, готовился манифест о вольности дворянству. Но в то же время резко выросли повин­ности крестьян в пользу помещиков, которые получили пра­во ссылать своих крестьян в Сибирь. Во внешней политике Елизавета следовала главному принци­пу своего отца — учет национальных, а точнее, имперских ин­тересов. Ей удалось таким образом построить внешнеполитические отношения, что из 20 лет ее правления 15 были мирными для России. Время Елизаветы — это время Ломоносова, пери­од расцвета русской науки и искусства. В период ее правления произошли такие важные события, как открытие в 1755 г. Мос­ковского университета, в 1760 г. — Академии художеств.

 

Наследником царицы стал ее племянник Петр III Федорович, внук Петра I по женской линии и внук сестры Карла XII — по мужской. Кумиром его был прусский король Фридрих II. Лич­ность и деяния Петра III вызывают неоднозначную оценку у историков. Важнейшим мероприятием его правления было опубликование Манифеста о «вольности дворянства» (1762), который давал возможность выбора — служить или не слу­жить. Была ликвидирована Тайная канцелярия. Изданы ука­зы о прекращении розыска старообрядцев и о защите их от местного духовенства. В июне 1762 г. Петр III был свергнут гвардейцами во главе с братьями Орловыми и позднее убит; на престол возведена его жена — будущая Екатерина Великая (1762—1796).

Внешняя политика к середине XVII века.В конце жизни Петра I обострились отношения России с Англией, Данией, Турцией, а после его смерти — с Францией, Швецией. В 30-х годах XVIII в. началась война за польское наследство. Французы поддерживали кандидатуру Станислава Лещинского, а русские и австрийцы — Фридриха-Августа. Французский флот в Данциге был разгром­лен, а польским королем стал русский ставленник Август III (1733). Четыре года продолжалась русско-турецкая война (1735— 1739). В разные годы русская армия под командованием Миниха захватила Бахчисарай, Евпаторию, Очаков, Азов, Мол­давию. Но в 1739 г. Австрия перестала оказывать военную помощь России и потребовала заключить мир. По Белградс­кому мирному договору Россия возвращала Турции все завое­ванные города и не имела права держать корабли на Черном и Азовском морях. Россия, потерявшая 100 000 человек, по­лучила возможность только строить крепость на Дону. В 1741 —1743 гг. велась очередная война со Швецией, которая хотела взять реванш за поражение в Северной войне. Русские войска под командованием генерала Ласси разгромили шве­дов в Финляндии, заняли ее территорию, Швеция отказалась от своих притязаний. Но в Европе назревала новая война.

Участие России в Семилетней войне.В 1756 году в Европе началасьСе­милетняя война. Против Пруссии, которую поддерживала Англия, выступили Россия, Авст­рия, Франция, Швеция, Саксония. Для руководства военными действиями Елизавета Петровна создала чрезвычайное учреждение —Конференцию при высочайшем дворе (1756 г.). Боль­шую часть проблем Конференция решала самостоятельно, но по важнейшим диплома­тическим и военным вопросам императрица, сама выносила резолюции. Начало войны было благоприятным для Фридриха II: он поочередно разбил саксонские, австрийские и француз­ские войска. В 1757 году Россия начала военные действия против Пруссии. Кампания закон­чилась полным разгромом армии Фридриха II. В 1760 году русские взяли Берлин. От катаст­рофы Фридриха II спасла смерть императрицы Елизаветы 15 декабря 1761 года. Новый рос­сийский император Петр III приверженец и почитатель Фридриха II, порвал с союзниками, прекратил военные действия против Пруссии, заключив мирный договор в 1762 году. Так у России по существу была украдена победа в Семилетней войне.

 

 

Вопрос №23. «Посвященный абсолютизм» Екатерины II.

Екатерина II пришла к власти в результате государственного переворота, совершенного гвардейскими офицерами под руководством братьев Орловых 17 июня 1762 г. Вскоре после этого Петр III был убит заговорщиками и Екатерина стала полно­властной императрицей. Ее царствование было долгим - целых тридцать четыре года. За это время бывшая иноземная принцесса успела многое: она не только стала русской Государы­ней, но, имея перед глазами опыт осуществле­ния переворота, сумела так построить внутрен­нюю политику, что еще при жизни ей было присвоено звание «Великой и Премудрой Матери Отечества». Екатерину заслуженно считали достойной преемницей Петра I, и достаточно быстро её имя стало употребляться вместе с эпитетом «Великая». Достойно удивления и восхищения умение молодой императрицы ре­шать сложные проблемы государственного уп­равления, и прежде всего - умение удержаться у власти, не имея изначально почти никакой поддержки, но завоевывая ее буквально шаг за шагом.

Известно, что время царствования Екатери­ны совпало с эпохой Просвещения. Так илииначе, идеология просветителей - Вольтера, Дидро, Руссо, Монтескье и др. - влияла на по­литику европейских монархов. Не избежала такого влияния и Екатерина. Обладавшая живым умом и развитым мышлением, она был знакома с трудами просветителей и их взглядами на государственное устройство и управление. Уже в качестве русской императрицы она, переписывалась с Вольтером и Дидро, обсуждая с ними проблемы организации власти в роль монарха в управлении обществом.

Нельзя забывать, что императрице приходилось реализовывать свои взгляды, почерпнутые у просветителей, в огромном самодержав­ном государстве, основанном на политическом и экономическом господстве дворянства, не терпевшего ущемления своих интересов. Най­ти равнодействующую между целями власти и привилегированным сословием было не про­сто. Тем не менее, мероприятия первых лет цар­ствования Екатерины традиционно связывают с проведением политики просвещенного абсолютизма. Помимо уже привычных для аристократии раздач казенных земель и крестьян в качестве награды участникам дворцового переворота, Екатерина провела ряд преобразований, способствовавших укреплению её власти. Так, она отменила особое, гетманское правление на Ук­раине, реформировала Сенат, в котором видела опасность для своей самодержавной власти. Во избежание возможности вмешательства в ком­петенцию верховной власти и для упорядоче­ния его работы, Екатерина разделила Сенат на 6 департаментов, тем самым сделав его чисто административным органом, лишенным зако­нодательных прав. Четыре петербургских и два московских департамента Сената станови­лись самостоятельными учреждениями со сво­им кругом дел и своей канцелярией, что разру­шало единство Сената и ослабляло его. Вопреки личному желанию императрицы от­казаться от всех законодательных актов, при­нятых Петром III, ей пришлось подтвердить некоторые из них, и прежде всего:

· указ об упразднении Тайной розыскных дел канцелярии;

· указ о передаче в государственное управле­ние монастырских и церковных земель(се­куляризация);

· запрещение покупать крестьян к мануфак­турам.

 

Но самым примечательным событием нача­ла екатерининской эпохи, безусловно, стала работаУложенной комиссии.Еще в молодости изучив взгляды европей­ских философов, и вновь вернувшись к этому занятию в качестве императрицы, Екатерина пришла к выводу о том, что порядок и стабиль­ность в государстве, благоденствие подданных возможно обеспечить, добившись соблюдения законов. Поэтому свою непосредственную зада­чу она видела в создании новой, более совер­шенной системы законодательства взамен ар­хаичного Соборного Уложения 1649 г. С этой целью было объявлено о созыве специальной Уложенной комиссии. Мероприятие было организовано и обставлено с размахом: 14 декабря 1766 г. вышел манифест о созыве комиссии, состоящей по образцу и подобию старинных Земских Соборов из представите­лей разных сословий. Работа комиссии была гласной и проходила под контролем императ­рицы. Депутаты наделялись целым рядом льгот и привилегий. Кроме того, совершенные во время работы комиссии ограбление, избиение и убийство де­путата карались удвоенной мерой наказания. Выборы в комиссию были почти всесослов­ными. 53% населения России - крепостные крестьяне - депутатов не выбирали (счита­лось, что их представляют помещики-владель­цы). От дворян выбирался один депутат от уез­да, от горожан - один от города (независимо от числа жителей), от государственных кресть­ян - один от каждой провинции. От централь­ных государственных учреждений также по­сылался один депутат. Кроме того, право выбора имели экономические (бывшие монас­тырские и церковные) крестьяне, оседлые «инородцы» Поволжья, Приуралья и Сибири, а также казачество. В результате большинство депутатов в ко­миссии составляли дворяне и горожане. Новшеством по сравнению с Земскими Со­борами стало составление письменных наказов депутатам от избирателей. Хотя реального применения в работе комиссии собранный та­ким образом материал не нашел, в нем были представлены интересы и требования предста­вителей различных сословий. Для работы ко­миссии императрица составила «Наказ», в ко­тором излагала свои взгляды на программу действий и задачи комиссии. «Наказ» состоял из 20 глав, написанных Екатериной в течение двух лет и восходящих к трудам Монтескье и Бекариа. Комиссия начала свою работу в Москве 30 июля 1767 г. с прочтения «Наказа» Екатерины. В дальнейшем она разделилась на Большое собрание и 15 частных комиссий. Помимо вопросов законодательства, достаточно часто обсуждался и вопрос о крепостном праве, что, по мнению большинства историков, и привело в дальнейшем к ее роспуску. Большое собрание прекратило работу в январе 1769 г., частные комиссии работали до 1771 г. Проект нового Уложения так и не был принят.

Еще одним интересным начинанием Екате­рины II было создание в 1765 г. Вольного эко­номического общества, которое должно было пропагандировать рациональные способы ведения хозяйства. Для этого стали издаваться раз­личные работы по агрономии, селекции, животноводству и пр.

 

Вопрос №25. Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII века.

За время правления Екатерины II террито­рия государства увеличилась за счет Крыма, Приазовья, части Причерноморья, Правобереж­ной Украины, Белоруссии и Литвы. Это были районы с природно-климатическими условия­ми, благоприятными для ведения земледельчес­кого хозяйства. По-прежнему большая часть населения жила в деревне, горожане составляли около 3%. А 90% населения состав­ляли крестьяне — помещичьи и государствен­ные. После проведения секуляризации в состав государственных вошли 1 млн. бывших церков­ных, или экономических, крестьян. Сельскохозяйственное производство носило экстенсивный характер, то есть развивалось за счет увеличения обрабатываемых площадей. Появились новые районы — производители хлеба: Нижний Дон, Сибирь, Черноземная зона. В оборот вводились неизвестные ранее сельскохозяйственные культуры - картофель, подсолнечник. Однако новые земли осваива­лись медленно - не хватало людей, поэтому правительство приглашало на поселение ино­странцев, гарантировав им льготные условия переселения и налогообложения. Наибольшее развитие производительных сил во второй половине XVIII в. было связано с промышленностью. Так, количество промышленных предприятий значительно возросло. Это были достаточно крупные мануфактуры, в основном работавшие для обеспечения потребностей ар­мии и флота. Главным центром металлургии стал Урал. Развивались кораблестроение, текс­тильная промышленность - новая отрасль, по­явившаяся в XVIII в. Мануфактуры использо­вали труд приписных крестьян и крепостных мастеровых. Доля вольнонаемного труда была невелика. Его использовали большей частью в мелкой про­мышленности. Существовала даже определен­ная закономерность: в вотчинных и казенных мануфактурах работали крепостные и посесси­онные крестьяне, в крестьянско-купеческих предприятиях - вольнонаемные. После вступления на престол Екатерины II правительство в своей экономической полити­ке начинает постепенно отказываться от тра­диционного посословного «разделения труда», при котором дворяне и крестьяне должны бы­ли заниматься только земледелием, купцы -торговлей, горожане - ремеслом. Государство выступает инициатором ряда мер, направлен­ных на развитие промышленности и торговли:

· 1753 г. Отменены внутренние таможенные сборы;

· 1760 г. Отменены откупа и монополии;

· 1767 г. Предоставлена возможность зани­маться любыми городскими промыслами;

· 1766-1772 гг. Разрешен беспошлинный вывоз пшеницы из всех портов;

· 1775 г. Разрешено открывать промышлен­ные предприятия в любых отраслях;

· 1775 г. Отменены государственные налоги на мелкие промыслы.

Продолжало существовать и барщинное хо­зяйство. Во второй половине XVIII в. наблюдает­ся тенденция к росту феодальной ренты. На барщине работали до 90% крестьян черноземной зоны и 54% - не­черноземной. Барщинные работы занимали от 3-4 до 6 дней в неделю, поэтому крестьянский труд на барщине был малопроизводительным. Феодально-крепостническое хозяйство входило в период кризиса. Дворянство, добившись от Екатерины права ссылать своих крестьян на каторгу в Сибирь и запрета последним, жаловаться на своих господ под угрозой наказания и каторги, стало полновластным хозяином жиз­ни и судьбы крепостных и не подлежало контролю государства в этих вопросах.

 

Вопрос №24. Внутренняя политика Екатерины II после крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачёва.

Опыт крестьянской войны и особенно неуда­чи правительства в ходе борьбы с восстанием убедили Екатерину в необходимости реформ на местах. Целью реформ былосоздание эффек­тивногоместного управления.В конце 1775 г. она издаёт «Учреждения о губерниях». Согласно этому закону вво­дилось новое территориальное деление государства: вместо 23 губерний создавалось 50. Главным критерием при этом была числен­ность населения. На территории высшего ад­министративного подразделения - губернии - проживало примерно 300-400 тысяч душ, низ­шего - уезда - около 30-40. Таким образом, губернии создавались без учета национальных, географических, экономических признаков. Основным показателем было удобство с точки зрения административной и налоговой сферы. Промежуточное звено между губернией и уез­дом - провинция - было ликвидировано. Во главе губернии стоялгубернатор, назна­чавшийся монархом. Несколько губерний под­чинялосьгенерал-губернатору, который мог вводить чрезвычайное положение и считался в отсутствие монарха главнокомандующим на своей территории. Губернатор возглавлялгубернское правле­ние, в состав которого входилигубернский прокурор и двасотника. Губернскому правле­нию подчинялись все местные суды и полиция. Основными функциями правления были:

· объявление законов и распоряжений пра­вительства и надзор за их выполнением;

· передача под суд правонарушителей.

Финансами в губернии ведалаКазенная па­жа во главе с вице-губернатором. Ей подчи­нялись уездные казначеи. Новым учреждени­ем былприказ общественного призрения,

занимавшийся охраной порядка, народным об­разованием, здравоохранением, благотвори­тельностью. Власть в низшем звене - в уезде - находи­лась в руках местного дворянства. Науездных дворянских собраниях выбирались уездные предводители дворянства, капитаны-исправ­ники и заседатели нижнего земского суда, представлявшие исполнительную власть в уез­де. Для выборов многочисленных должност­ных лиц в губернии собирались губернские дворянские собрания во главе с губернскими предводителями дворянства. По реформе 1775 г. города выделялись в ка­честве самостоятельных административных единиц. Все центры уездов и губерний получи­ли городской статус. Таким образом, увеличи­лось число городов. В отличие от уездов, испол­нительная власть в городах принадлежала не выборным магистратам, агородничему, назна­чавшемуся правительством. В городе создава­лась сословная система выборных органов - городской магистрат, совестной суд и ратуша.

 

В 1785 г. городское самоуправление было преобразовано. Появились новые выборные ор­ганы власти со своими полномочиями:

• собрание городского общества;

• общая городовая дума;

• шестигласная дума.

Однако наряду с ними продолжал существо­вать и городской магистрат, имевший судеб­ные и административные функции.

В 1789 г. в городах были созданы так назы­ваемые«управы благочиния», представляв­шие собой полицейские органы. В столицах их возглавлялиполицмейстеры, а в остальных го­родах - городничие. Они состояли из четырех человек: приставов по уголовным и граждан­ским делам и двух советников. Вся территория города делилась на участки и кварталы, воз­главляемыеприставами.В таком виде система местных органов влас­ти оказалась очень устойчивой и просущество­вала до реформ 1861 г.

По реформе полностью перестраивалась су­дебная система. Высшей судебной инстанцией в губернии становилисьпалаты уголовных и гражданских дел. Следующей инстанцией считалсясовестной суд, состоявший из представи­телей сословий и исполнявший роль примири­теля сторон. Сами губернские суды были со­словными. Дворян судилверхний земский судв губернии иуездный суд - в уезде. Для куп­цов и мещан были предназначеныгубернский и городовой магистраты, для государственных крестьян -верхняя и нижняя земские распра­вы, для духовенства - особый церковный суд -консистория.В каждом их этих судов было две палаты - гражданских и уголовных дел. В таком виде судебная система функцио­нировала до 1864 г.

Реформа центральных учреждений была про­ведена Екатериной еще в начале царствования. Из последующих мер необходимо выделить об­разованиеКабинета министров.В него входили статс-секретари, единолично занимавшиеся от­дельными вопросами внутренней политики. Впоследствии это привело к созданию минис­терств. Таким образом, из-за перераспределения обязанностей между местной властью и Кабине­том, коллегии утратили большинство своих функций. Сохраняли прежнее значение лишь Синод, Военная, Адмиралтейская коллегии и коллегия иностранных дел.

Важной вехой на пути законодательного оформления сословного строя в Российской империи стали принятые Екатериной II в 1785 году жалованные грамоты - дворянству и городам.

«Грамота на права, вольности и преимуще­ства благородного российского дворянства»представляла собой общий свод всех прав и привилегий, полученных русским дворянст­вом на протяжении XVIII в. В ней законода­тельно оформлялись:

• освобождение дворян от обязательной госу­дарственной службы, уплаты государствен­ных податей и повинностей, телесных на­казаний;

• право уходить в отставку в любое время;

• подсудность только дворянскому суду - су­ду равных;

• отказ от конфискации дворянских имений в случае нарушения закона и передача их по наследству;

• монопольное право собственности на землю и крестьян.

 

Лишить дворянского достоинства можно было только по решению Сената с последую­щим утверждением императором. Дворяне-владельцы населенных имений, со­стоявшие на государственной службе, получали право на участие в уездных и губернских дво­рянскихсобраниях, которые созывались раз в три года по решению губернатора. На выборные должности могли претендовать только лица, имевшие годовой доход не менее 100 рублей.

Таким образом, законодательно было ут­верждено положение дворян в качестве «благо­родного» сословия.

Другой документ, «Жалованная грамота го­родам», объединяла в единое целое разрознен­ные группы городских жителей. Все горожане были разделены на 6 разрядов. К первому отно­сились все городские домовладельцы и земле­владельцы. Вторую группу составляло купече­ство (все три гильдии). Был повышен до 1000 рублей имущественный ценз для перехода в разряд купечества. Первые две группы обладали рядом привилегий: освобождались от теле­сных наказаний, от казенных служб и от по­душной подати и рекрутчины. К третьему разряду относились цеховые ре­месленники, к четвертому - иностранцы и ино­городние, постоянно проживавшие в городе. К пятому разряду - именитых граждан - отнес­ли торговцев и предпринимателей с капиталом более 50 тыс., банкиров, должностных лиц го­родского самоуправления, ученых и людей: творческих профессий - художников, музыкантов. Шестой разряд составила основная масса горожан — простые посадские люди. Вместе с третьим разрядом они составляли сословиемещан, имевшее ряд прав:

• сохранение сословного звания и передачу его по наследству;

• неприкосновенность и свободное распоря­жение собственностью;

• свободу промышленной деятельности.

Жители всех 6 разрядов принимали участие в городском самоуправлении. Екатерина II предполагала принять также «Сельское положение» для третьей категории граждан - государственных крестьян. Его проект был подготовлен, однако не был принят из-за боязни недовольства дворян.

 

Вопрос №26. Внешняя политика России во второй половине XVIII века. Её итоги.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.